Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"
статья по теме

Коршукова Татьяна Викторовна

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Коршукова, заместитель директора по УВР Муниципального казенного образовательного учреждения «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1»

 Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Приоритетные задачи развития младшего школьника, которые учитывает система УМК «Перспективная начальная школа» представлены на 2 СЛАЙДЕ

Проектная   деятельность  в данном комплекте является обязательной. На следующем СЛАЙДЕ дается разъяснение, что мы понимаем под проектной деятельностью. Это разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. направлены на достижение конкретных целей;
  2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  4. в определенной степени неповторимы и уникальны.

Проекты различных направлений в УМК «ПНШ» служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, они отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.    

Цель работы над проектами в начальной школе, следующий 4 СЛАЙД это  развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. На этом же слайде представлены задачи проектной деятельности.

Проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

На СЛАЙДЕ 5 характеризуется проект с точки зрения ученика и учителя.

           Именно проект позволяет учить:

1) проблематизации;

2) целеполаганию и планированию деятельности;

3) самоанализу и рефлексии;

4) презентации хода своей деятельности и результатов;

5) умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

6) поиску нужной информации, вычислению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

7) практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

8) выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

9) проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

На 6 СЛАЙДЕ выделены этапы проектной деятельности, их вы можете открыть, пройдя по ссылке, которая дана на последнем слайде презентации:

  1. Мотивационный этап (погружение в проект) Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
  2. Планирующий – подготовительный этап (организация деятельности) Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
  3. Информационно-операционный этап (осуществление деятельности) Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
  4. Рефлексивно-оценочный этап (презентация результатов) Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

          Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, в книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении", начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

На третьем этапе учитель наблюдатель. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить, учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку.

Детские проекты могут быть достаточно разнообразными и отличаться друг от друга  результатом: СЛАЙД 7

  1. Практико-ориентированный проект. Продуктом такого проекта может быть: рисунок, поделка, пособие и т.д.;
  2. Исследовательский проект. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Проводится исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  3. Информационный проект. Продуктом такого проекта может быть статья, рассказ, информация в сети Интернет и т.д.;
  4. Продуктом Творческого проекта могут быть видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.;
  5. Ролевой проект представляет деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

          На следующих СЛАЙДАХ  8-10 классификация проектов по комплексности, продолжительности и количеству участников.

          Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (мини-проекты, длительные или краткосрочные индивидуальные, парные, групповые или коллективные).

При распределении ролей в проектах, помимо собственного пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах - вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой - требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получат положительное подкрепление.

          Исследовательские проекты дети нашей школы представляют на Районных и Областных Научно - практических конференциях, где являются победителями, призерами и лауреатами. На слайдах с 11 по 21 представлены лучшие работы детей последних 3 лет. Пройдя по ссылкам, которые даны на последнем слайде презентации, можно посмотреть видеофрагменты исследовательских проектов ученика 3 класса «Азбука вежливости», учащихся 1 класса «Ледяные цветы» и «Можно ли вырастить бобы фасоли зимой?»

           Метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."

Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...

Организация проектной деятельности младших школьников

Многие проблемы современного преподавания может решить проектная деятельность учащихся, потому что:Главная идея организации проектной деятельности - развитие познавательных интересов обучающихся, умен...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...