Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях по географии»
методическая разработка по географии (6 класс)

Пацапнёва Олеся Андреевна

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках и внеурочных занятиях по географии»

 

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Ориентация на идеи гуманизации и гуманитаризации в народном образовании неразрывно связана с проблемой комфортности личности, чувством удовлетворенности в реализации своих способностей и потребностей. Известно, к каким последствиям (психологическим и социальным) приводит не отвечающая способностям и возможностям ребенка учебная нагрузка (умственная и физическая): чрезмерная — вызывает перегрузку, перенапряжение организма и негативное отношение к процессу образования; заниженная — снижает интерес к учебной деятельности, не развивает в должной мере способности ученика. При этом невозвратно теряются задатки одаренности. Именно это наблюдается при унифицированных требованиях, единых программах школьного образования, не учитывающих индивидуальных особенностей учащихся. В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние года накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения.

Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы по географии системой оздоровительных физических упражнений. Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности, где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 40 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого ученика.

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в VII классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, используются шаблоны рисунки растений и животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира» и крепят шаблон. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

Даже на уроках географии в Х классе при изучении политической карты и типологии стран современного мира можно предложить Эстафету на скорость мышления с перемещениями по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран. Ученики по желанию условно делятся на три команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит шаблоны.

Особое место и значение имеют уроки-экскурсии, уроки-практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников в связи с большой теоретизацией учебного материала, достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико-географических процессов своей местности, в движении по маршруту.

Кроме того, на уроке используются географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.

Примеры упражнений

1.      «Указатель» .

 Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки

в виде указателя. Учитель задает вопросы:

— В каком направлении находится Москва?

— Покажите, в какой стороне от нас Белое море?

— Куда течет река Волга?

 — Где находится северный полюс? и т.п.

 Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5—6 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.

2. «Компас».

 Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

          — Стрелка компаса смотрит на север.

— Азимут 180 градусов.

— Азимут 270 градусов.

— Магнитная аномалия (Стрелка” беспокоится) и т. д.

3.      «Флюгер»

Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

— Ветер дует с севера.

— Ветер юго—восточный.

— Штиль.

 — Ветер переменных направлений и т.п.

 4. «Географический театр»

Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

         Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.

 

Список использованной литературы

 

1.      Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

2.      Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

3.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

4.      Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

5.      Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

6.      Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

7.      Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

8.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

9.       Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках и внеурочных занятиях по географии»

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Ориентация на идеи гуманизации и гуманитаризации в народном образовании неразрывно связана с проблемой комфортности личности, чувством удовлетворенности в реализации своих способностей и потребностей. Известно, к каким последствиям (психологическим и социальным) приводит не отвечающая способностям и возможностям ребенка учебная нагрузка (умственная и физическая): чрезмерная — вызывает перегрузку, перенапряжение организма и негативное отношение к процессу образования; заниженная — снижает интерес к учебной деятельности, не развивает в должной мере способности ученика. При этом невозвратно теряются задатки одаренности. Именно это наблюдается при унифицированных требованиях, единых программах школьного образования, не учитывающих индивидуальных особенностей учащихся. В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние года накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения.

Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы по географии системой оздоровительных физических упражнений. Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности, где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 40 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого ученика.

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в VII классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, используются шаблоны рисунки растений и животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира» и крепят шаблон. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

Даже на уроках географии в Х классе при изучении политической карты и типологии стран современного мира можно предложить Эстафету на скорость мышления с перемещениями по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран. Ученики по желанию условно делятся на три команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит шаблоны.

Особое место и значение имеют уроки-экскурсии, уроки-практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников в связи с большой теоретизацией учебного материала, достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико-географических процессов своей местности, в движении по маршруту.

Кроме того, на уроке используются географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.

Примеры упражнений

1.        «Указатель» .

 Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки

в виде указателя. Учитель задает вопросы:

— В каком направлении находится Москва?

— Покажите, в какой стороне от нас Белое море?

— Куда течет река Волга?

 — Где находится северный полюс? и т.п.

 Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5—6 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.

2. «Компас».

 Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

          — Стрелка компаса смотрит на север.

— Азимут 180 градусов.

— Азимут 270 градусов.

— Магнитная аномалия (Стрелка” беспокоится) и т. д.

3.        «Флюгер»

Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

— Ветер дует с севера.

— Ветер юго—восточный.

— Штиль.

 — Ветер переменных направлений и т.п.

 4. «Географический театр»

Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

        Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.

Список использованной литературы

1.        Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

2.        Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

3.        Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

4.        Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

5.        Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

6.        Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

7.        Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

8.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

9.       Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....

Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики

Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

     Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих ...