Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
методическая разработка по истории по теме

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

          Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения, влекущие за собой ревизию прежних ценностных ориентиров, предъявляют к школе новые требования. Современная школа призвана формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. В связи с этим как никогда ранее возрастает роль в образовательном процессе предметов обществоведческого цикла.

          В 2012 году в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию  прозвучали слова о том, что «влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло, появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ», «школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это», «нужно вернуть школе безусловную ценность».Конечно, с этими словами трудно не согласиться, реализация поставленных задач, может быть выполнена только действительно увлеченным, ответственным, способным к самосовершенствованию педагогом.

         Сейчас в условиях политической и информационной борьбы держав, использование исторических событий в угоду нынешних правительств, попытка переписывать историю, а порой и просто уничтожать ее, как никогда делает актуальным изучение предмета. Ученики должны понимать, что Россия началась не с 1991 и даже не с 1917 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития, поэтому мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки.

          Согласно ФГОС второго поколения предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

          Школа должна формировать такие ключевые компетенции, как опыт самостоятельной деятельности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, котоpыe могут принимать ответственные решения в ситуации выбopa, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, то есть патриоты.  

В условиях перехода к информационному образованию особое значение приобретает широкое использование передовых, ориентированных на всестороннее развитие личности ученика, образовательных технологий, новое методическое обеспечение учебных дисциплин, в частности, информационных технологий.

Одним из самых важных и наиболее сложных направлений деятельности учителя истории является формирование информационных  компетенций обучающихся. Это одно из требований к метапредметным результатам освоения обучающимися образовательной программы,  установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт.

В традиционном обучении истории преобладает механическое заучивание большого количества дат, фактов, персоналий, понятий, умение и навыки ими оперировать. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, справочники, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими.

Поэтому существуют противоречия между:

  1. знаниевым содержанием образования, традиционным вербализированным обучением в рамках классно-урочной системы и потребностью информационного общества в формировании информационных  компетенций учащихся, в том числе умений самостоятельного поиска знаний в Глобальной сети Интернет с целью решения значимых содержательных учебных задач.
  2. увеличивающимся объемом учебного материала по предмету и снижением потенциальных возможностей учащихся, низким уровнем развития общеучебных умений и навыков;
  3. высокими требованиями к качеству школьного образования и реальными результатами обучения учащихся.

Необходимость разрешения данных противоречий определила тему методической темы  -  «Использование ИКТ  на уроках истории и обществознания».

Новизна.

Новизна  заключается не в формировании принципиально новой технологии, а в комбинации элементов известных подходов и технологий:

 1. Использование ИКТ в образовательном процессе для формирования информационных компетенций.

2. Достижение высокого уровня обобщения исторического материала путем его систематизации с помощью составления диаграмм, интерактивных плакатов, коллажей, создания сайтов и энциклопедий, обработки материалов краеведческого музея на компьютере и их сохранении на цифровых носителях.

3.  Обеспечение реализации деятельностного подхода на каждом этапе формирования компетенций, который предполагает обучение учеников приёмам не только воспроизводящей, но и творческо-поисковой познавательной деятельности.

Инновация является практической, так как  разработаны новые формы интегрированных занятий, элективных курсов с применением ИКТ технологий.

Цель:  формирование информационных компетенций  у учащихся  средствами ИКТ на уроках истории и  обществознания

Объект: процесс формирования информационных компетенций учащихся.

Предмет: использование ИКТ на уроках истории ,обществознания и во внеурочной деятельности.

Гипотеза: процесс формирования информационных компетенций у учащихся будет протекать успешно, если:

  1. реализуется деятельностный подход к построению образовательного процесса, т.е. при решении поставленных проблем осуществляется самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
  2. выполнение заданий требует от ребенка планомерного использования информационно - технических устройств (компьютера, мобильного телефона,  принтера, модема, копира).

 В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи:

  1. сформировать у учащихся умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
  2. организовать применение в процессе обучения эффективных методов работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами;  
  3. улучшить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя сформированности информационных компетенций.

Теоретико-методологическая база. 

Концептуальную основу составляет деятельностный подход, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а  добывая их сам, используя различные источники, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический.

В основу моделирования процесса формирования информационных компетенций и условий, его обеспечивающих, положены системный, аксиологический, компетентностный подходы, позволяющие раскрыть структуру и содержание информационных компетенций.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

         Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

         Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Положения проекта основаны на дидактических принципах: 

  1. научности – анализ информации не должен допускать ошибок, неточностей в теоретических выводах и обобщениях;
  2. доступности – при выполнении  практических работ учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности памяти и мыслительной деятельности, а также уровень подготовки и развития детей;
  3. связи теории с практикой – работа над проектом предусматривает использование полученных знаний в решении поставленных задач, обоснованность суждений примерами и ситуациями из реальной жизни.

Основу  работы составляют теоретические положения концепции о деятельностном подходе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

В работе использовались также работы авторов, занимающиеся проблемой информационных технологий в образовании – это О.Б.Воронкова, И.В.Роберт,  Г.К.Селевко.

Содержательную  основу методической темы составляют следующие ключевые понятия и термины:

  1. информационные технологии обучения – технологии, использующие специальные технические информационные средства;
  2. информационные компетенции – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  3. информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
  4. мультимедиа - (multi  -  много,    media - средство    информации) истолковывается как многокомпонентная информационная среда, совокупность которой составляют:   текстовая  информация,   аудиоряд,   видеоряд; объединение   сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: учащийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем;
  5. информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
  6. обработка информации – процесс преобразования информации без изменения ее качества; виды обработки информации: регистрация, классификация, систематизация;
  7. переработка информации - процесс преобразования информации с изменением ее качества, приводящий к получению новой информации;
  8. системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Основное содержание методической темы.

Формирование информационных компетенций происходит на различных уроках.

1. На демонстрационных уроках учащиеся представляют свои презентации, в которых используются материалы исторических документов, иллюстрации, схемы, анимационные карты.

2. На уроках тренинга и конструирования исторический материал преобразовывается учащимися:

-    в интерактивный плакат (учащиеся 8-11 классов, получив основной слайд, создают с помощью гиперссылок и различных фрагментов информации  интерактивную модель схемы или плаката по изученному на уроке материалу). Уровни представления информации в интерактивном плакате:

Уровни интерактивного плаката

Психологическая

структура

информации

Характеристика уровня представления информации

1 уровень

Знак

Представление информации в виде знаковой системы: схема, таблица, диаграмма и т.д.

2 уровень

Значение

Информация «разворачивается» и конкретизирует знаковые системы: значение терминов, иллюстрации, статистические материалы и т.д.

3 уровень

Смысл

Представление об общем содержании и смысле большого информационного блока

3. В проведении интегрированных уроков принимают участие учителя истории и обществознания, информатики, психологии. На первом этапе урока учащиеся изучают новый материал самостоятельно в группах. Каждая группа получает рабочий лист с историческими документами, статистическими данными, иллюстрациями.  На втором этапе уже изученный материал используется для отработки навыка построения диаграмм и графиков индивидуально на компьютере. Обобщение исторического материала путем его систематизации с помощью составления диаграмм оказывает существенную помощь при подготовке к ЕГЭ. Например урок «Россия в первой мировой войне», учащиеся получают задание – карточки работают с документами, а дополнительную информацию ( расстановка сил в начале войны, события на фронтах 1914, 1915, 1916.г.г. получают из Интернета.  При выполнении домашнего задания учащиеся выполняют индивидуальные задания в виде мини-проектов.

Формирование информационных компетенций во внеклассной деятельности проводится на занятиях элективных, факультативных курсов, кружка, при работе с материалами краеведческого музея.

  1. На элективных и факультативных курсах учащиеся выполняют свои исследовательские проекты, изучив необходимые источники. Мои ученики разработали интересные проекты, которые представили на районной научно-практической конференции исследовательских и проектных работ (виртуальная экскурсия «Путешествие по памятникам боевой славы г. Волхова», « Становление российской государственности»). При подготовке проектов изучается большой объем материала, позволяющий классифицировать, обобщать информацию.
  2. Внеклассная работа также строится на базе школьного музея. Сейчас ученики 11 класса создают проект о учителях, участниках Великой Отечественной войны с использованием фото- и видеоматериалов. Итогом работы станет создание компьютерной базы музея.

Условием возникновения методической темы стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете используются новые средства обучения: интерактивная доска Smart Board в комплекте с мультимедиапроектором, компьютером, аудиосистемой.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих форм, методов и приёмов:

Формы организации занятий с использованием ИКТ по формированию информационных компетенций: самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, занятия факультатива «Жизнь общества», элективного курса «История в лицах», работа с документами и т. д.

Практические методы и приемы при проведении уроков и внеклассной работы.

I. Метод организации компьютерного практикума (составление коллажа, интерактивного плаката, схем, диаграмм).

II. Метод использования творческих заданий с применением программ Word, PowerPoint, Excel, Publicher (сборников статистических данных, презентаций и т.д.).

III. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

       

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение.  Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными,  которые обязательно требуют презентации и защиты.                  Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование  реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий. На протяжении последних лет эта технология стала активно осваиваться учителями нашей школы.

        Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, обществознания выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи. 

              Усвоение специализированного знания, а также методов исторической науки в ходе работы над подобными исследовательскими проектами имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

            Ребята работали с историческим материалом, который еще не использовался профессионалами. Это предавало их работе новизну и особую значимость: таким образом они погружались в учебный материал. Этот метод учит и критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным, мемуарным.. Работая учителем истории и обществознания в старших классах, я выделила темы, в которых можно использовать проектный метод. Это темы: «Великая Отечественная война», культура, по обществознанию: «Глобальные проблемы и пути их решения»  При изучении темы: «Глобальные проблемы и пути их решения»  учащимся были предложены темы, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

          Усвоение специализированного знания, а также методов исторической науки в ходе работы над подобными исследовательскими проектами имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

          Формирование информационных компетенций на уроках истории с использованием ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Изменения в методике преподавания:

  1. преобладание практических методов обучения;
  2. реализация деятельностного подхода на каждом этапе формирования компетенций;
  3. интеграция с уроками информатики;
  4. высокий уровень обобщения исторического материала путем его систематизации.

Формирование информационных компетенций на уроках способствует не только развитию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками, но и приводить примеры и ситуации из реальной жизни. Личная заинтересованность при работе над проектами позволяет не испытывать моральных и физических перегрузок.

Предметный результат деятельности учащихся: создание виртуальной экскурсии « Путешествие по памятникам боевой славы г. Волхова», интерактивной энциклопедии «Становление российской государственности», банка данных краеведческого музея в компьютерном варианте, сборника презентаций для уроков истории, обществознания. Выступление с проектом: виртуальной экскурсии « Путешествие по памятникам боевой славы г. Волхова» на научно-практической конференции школы и города, где  проект получил высокую оценку жюри ( 1 место).

            Ресурсное обеспечение.  

Кабинет истории должен быть оснащен стандартным набором оборудования: мультимедийным проектором,  интерактивной доской и компьютером, имеющим выход в Интернет.  

Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). 

Для информационно-методического обеспечения необходимы Интернет-ресурсы, ЦОРы, образовательные электронные издания, методические журналы и газеты по предмету, новинки методической литературы.

Литература:

  1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
  3. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
  4. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004
  5. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
  6. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  8. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. -http://schools.keldysh.ru/labmro

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат....

Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"

В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются...

Методическая разработка листа-опросника на уроках истории и обществознания

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив вним...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...

Методические рекомендации по использованию ИИ на уроках истории и обществознания

Искусственный интеллект (ИИ) стремительно меняет мир вокруг нас, и сфера образования не является исключением. Использование ИИ в обучении истории и обществознанию открывает новые горизонты для педагог...