Методическая разработка "Использование традиционных и инновационных методов на занятиях хореографии"
методическая разработка по физкультуре на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование традиционных и инновационных методов на занятиях хореографии.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Различают традиционные и инновационные методы работы. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном социуме в качестве нормативных. Работая в дополнительном образовании, все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности необходимы глубокие знания педагогики и психологии. Развитие современных информационных технологий требует внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.
Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению истории становления и развития искусства танца, изучение основ музыкального движения, танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, постановка танца, отработка движений.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии. Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций, который включает в себя:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотром образцовых танцевальных коллективов);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций). В своей работе стараюсь, чтобы применяемые педагогические технологии, формы, методы и приемы соответствовали интересам и потребностям обучающихся .В работе использую:
1. Технологию обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. В педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
-групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 4 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
2. Игровые технологии применяется, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста, ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:
- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему)
-игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу)
Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются элементы легче усваиваются детьми и не вызывают сложности.
3. Технология проектного обучения
Внедряемая дополнительная образовательная программа хореографического объединения обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Обучающиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:
Творческий годовой отчетный концерт: ребята помогали составлять программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы,
- «новогодний серпантин» (досуговое мероприятие для воспитанников и родителей): ребята украшали зал, готовили конкурсы , танцы индивидуальные выступления ит.д.
4. Информационные технологии
В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
накапливать и хранить музыкальные файлы;
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
средство подготовки выступлений
поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даёт возможность воспитанникам:
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
использовать, как источник учебной информации
Успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных недочетов, встречающихся в практике.
Внедрение этих инноваций в программу позволяет:
Повысить качество обучения
Расширить рамки образовательных результатов
Исполнение хореографических номеров сделать более качественными
Список используемой литературы:
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауэзовские чтения - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.
Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.
Смирнова Е.А. «Воспитание детей искусством хореографии» Самара , 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соотношение традиционных и инновационных методов и технологий на уроках истории и обществознания при переходе на ФГОС.
Статья учителя истории и обществознания (из опыта работы). В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. ...
Программа "Использование инновационных форм и методов на занятиях хореографией"
Инновационные формы и методы на занятиях хореографией....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"
Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....
методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования
Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методическое пособие для педагогов- хореографов : «Игровой и импровизационный методы в ранней хореографии,
В пособии даны практические упражнения, игры, движения, которые помогают юным танцорам вовлекаться в мир танца. Это пособие может пригодиться не только педагогам- хореографам, но и музыкальным руковод...