конспект урока 7 класс " Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии
7 класс
Тема урока: «Антарктида»
Цель урока: Сформировать представление о своеобразии и уникальности материка Антарктида.
Задачи урока:
Обучающие:
1)познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;
2)выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;
3)углубить познания учащихся об Антарктиде.
Развивающие:
1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;
2)развивать умение формулировать выводы;
3)развивать четкость и образность речи.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и гордости
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок - путешествие
Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников, атласы.
Ход урока
- Организационный момент, подготовка к восприятию, определение темы урока
-“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных, ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели...»
-Это…?(Ответы, запись темы)
- Антарктида, какие ассоциации возникают у вас?
-Чем мы будем заниматься, определите цель урока. (ответы)
2. Изучение нового материала.
А) - Мы оправляемся в путешествие, сегодня мы будем выполнять разные роли, мы будем географами, климатологами, геологами, историками. Каждая группа проведет исследование по своей теме, в соответствии с планом и предоставит отчет о проделанной работе.
- Много лет тому назад
Знаменитый Кук сказал
Материк есть обречен
Он не быть есть изучен
Годы шли как сон пустой
Пока «Мирный» и «Восток»
К Антарктиде е подплыли
И ее вдруг не «открыли»
Б) - Как открыли этот материк, какие трудности преодолели географы-путешественники об этом наш рассказ (рассказ с демонстрацией презентацией).
ВЫВОД: Велики заслуги этих мужественных географов-исследователей перед наукой и человечеством. Благодаря им, мы получили сведения об Антарктиде. При изучении материалов экспедиции можно понять, какими качествами должен обладать настоящий исследователь – бесстрашие, мужество, любовь к людям, к своему Отечеству, целеустремлённость, настойчивость, ответственность.
И я надеюсь, что вы проявите настойчивость и ответственность при выполнении задания.
В) РАБОТА В ГРУППАХ ПО ПЛАНУ (5-7 минут)
1 группа - «Географическое положение»
1.Площадь. Место среди других материков.
2. Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов.
3. Крайние точки материка, где находятся.
4. Какие океаны и моря омывают материк.
5. Как расположен материк относительно других материков.
(ВНИМАНИЕ! Ответ сопровождаем показом на карте)
Смотреть: атлас стр.40,18
учебник стр. 188
___________________________________________________________________
2 группа – «Ледниковый покров, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые»
- Ледниковый покров, возраст, толщина льда в разных частях (указать максимальную и среднюю), как происходит накопление льда.
- Способы изучения рельефа.
- Рельеф восточной и западной части. Формы рельефа с показом на карте.
- Вулкан.
- Внутренние процессы и их влияние на скопление воды подо льдом.
- Полезные ископаемые.
Смотреть: атлас стр. 18
учебник стр. 189
_____________________________________________________________________
3 группа – «Климат»
- Климатические пояса.
- Времена года и их характеристика.
- Средние, минимальные температуры, распределение температур по территории материка. Почему преобладают низкие температуры.
- Осадки, их количество, распределение осадков по территории материка.
- Ветер, причина постоянных ветров.
- Вывод о причинах, влияющих на климат.
Смотреть: атлас стр. 18
учебник стр. 189-190
________________________________________________________________
4 группа – «Органический мир»
- Оазисы.
- Представители растительного мира.
- Представители животного мира.
Смотреть: учебник стр. 190
_____________________________________________________________________
5 группа – «Современные исследования»
Что делает мировое сообщество для изучения стран?
Смотреть: учебник стр. 191-192
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП (18 минут)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИТОГ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
РЕФЛЕКСИЯ (выставить оценку за работу в группе и учителю за урок)
Д/З стр.189- 192 новый в.5
Современные исследования Антарктиды
Начало современному исследованию «шестого континента» было положено в 1957—1958 гг. в связи с проведением Международного Геофизического Года (МГГ), когда 12 государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями. Здесь же в 1959 году был принят «Договор об Антарктиде», который регулирует правовой режим материка.
Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.
Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.
Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюденияСтатья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.
Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.
Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции
- Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге
2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.
Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная дизельная электростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре обрабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Молодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.
Наиболее крупным зарубежным поселком является американская станция Мак-Мердо. По мнению членов организации ГРИНПИС
материк должен оставаться международным заповедником. В настоящее время туризм создает чувствительную нагрузку на природу Антарктиды, а то и наносит ей прямой ущерб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....