Проект "камни и минералы"
проект по географии (9 класс)

Цыбульняк Татьяна Викторовна

Актуальность данного проекта очевидна: минеральное сырье играет важную роль в жизни каждого человека- начиная от поваренной соли, применяемой в кулинарии, рудных минералов, из которых извлекают различные металлы, заканчивая минералами, необходимыми для производства разнообразной техники, электроники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kamni_i_mineraly.docx215.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Фатежского района Курской области

ПРОЕКТ

«КАМНИ И МИНЕРАЛЫ»

Проект подготовила

Шахматова Анастасия Юрьевна

 9 В класс

Руководитель проекта

Цыбульняк Татьяна Викторовна

2017 - 2018 учебный год

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………стр.3

Введение…………………………………………………………....стр.4

Глава 1.    Камни и минералы...…………………………………...стр.5

           1.1.Что такое минералы? ………………………………......стр.5

           1.2.Свойства минералов…………………………………....стр.6

           1.3.Самые распространенные минералы земли…………..стр.8

           1.4. Роль минералов в жизни человека……………………стр.9

           1.5. Использование минералов человеком………………..стр.10

           1.6. Что такое камни?............................................................стр.11

           1.7. Свойства камней……………………………………….стр.12

           1.8. Самые загадочные камни……………………………...стр.13

           1.9. Классификация камней………………………………..стр.17

           1.10.История применения  камня в жизни человека……..стр.18

Глава 2.    Эксперимент (выращивание кристалла)………...……стр.19

Заключение……………………………………………………...….стр.20

Список литературы…...……………………………………………стр.21

Приложения………………………………………………………...стр.22

Пояснительная записка

Тема проекта: «Камни и минералы»

Цели:

• Расширить и углубить знания о минералах и камнях.

• Выяснить условия образования камней и минералов.

• Провести исследовательскую деятельность – эксперимент  вырастить кристалл из соли в домашних условиях

• Изучить значение камней и минералов в жизни человека.

Актуальность данного проекта очевидна: минеральное сырье играет важную роль в жизни каждого человека- начиная от поваренной соли, применяемой в кулинарии, рудных минералов, из которых извлекают различные металлы, заканчивая минералами, необходимыми для производства разнообразной техники, электроники.

Выполняя данный проект, ознакомилась с различными источниками информации: научно- популярная, справочная, интернет-ресурсы.

Для достижения поставленных  целей, был проведен эксперимент по выращиванию кристалла из соли в домашних условиях (Приложение 1)

Проанализировав результаты эксперимента, пришла к выводу о том, что образование минералов в земной коре происходит и в настоящее время.

Данный проект помог расширить и углубить знания о минералах и камнях, а также об условиях их образования.

Введение

Невозможно представить  себе мир без камней. Слово «камень» прочно вошло в наш язык нашего общения. Существует много пословиц и поговорок со словом «камень». Например, есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем – то простым, обыденным, однако в тропических лесах есть племена, которые никогда не видели камней.

С древних времён люди верили в лечебные и магические свойства камней и минералов и применяли их очень широко. Они верили, что камни могут приносить удачу, богатство, лечить болезни. Существуют целые науки лечения камнем – литотерапия - лечение энергией и цветом камня, а также стоунтерапия – массаж тела холодными и горячими камнями.  

Свою работу я хочу посвятить в первую очередь тем камням и минералам, которые  оказывают своё благоприятное влияние на здоровье человека, а также камням, применяемым в современной медицине.

XXI век – век новшеств и технологий. Медицина тоже не стоит на месте. Проблема здоровья человека в нашем веке, когда все заболевания только молодеют,  более чем актуальна,  и поэтому камни в лечении людей сейчас применяют всё чаще.

Глава 1. Камни и минералы

1.1.Что такое минералы?

Минералами называют однородные природные тела, представляющие собой химические соединения определенного состава, имеющие кристаллическую структуру и образовавшиеся в результате геологических процессов. Являются компонентами горных пород.

 Горные породы - массы или агрегаты из одного или нескольких минеральных видов или органического вещества, сформировавшиеся в результате природных процессов. Это материалы, слагающие земную кору. Бывают твердые, рыхлые, мягкие и консолидированные породы.

Минеральной разновидностью называют группу минералов, имеющих небольшие различия в химическом составе и физических свойствах. Под минеральным индивидом понимают минеральное тело, обособленное поверхностью раздела. Сегодня науке известно свыше 3500 видов минералов, однако широко представлены в земной коре чуть более двухсот.

1.2.   Свойства минералов

Свойства делят на химические, физические, оптические, магнитные.

 Химические свойства определяются элементами, входящими в состав: химической формулой минерала. Так же именно эти свойства определяют растворимость минералов и кислотах.

Физические свойства определяются химическим составом и их кристаллической структурой. Некоторые из них проявляются в зависимости от кристаллографического направления. На основе этого параметра их подразделяют на скалярные и векторные (первые зависят, вторые - нет). К скалярным свойствам относится плотность, к векторным - твердость, и кристаллографические особенности.

Также физические свойства классифицируют на механические, оптические, магнитные, люминесцентные, термические, электрические, радиоактивность.

  Многие параметры используют для определения минералов в полевых условиях (диагностические свойства). Помимо основных внешних характеристик, таких как форма и цвет, для этого применяют твердость, отдельность, спайность, хрупкость, блеск, излом. Некоторые минералы диагностируют по гибкости, ковкости и упругости.

По механическим свойствам можно встретить:

  • хрупкие (основная часть);
  • ковкие;
  • негибкие (среди листоватых и чешуйчатых);
  • ломкие и гибкие (волокнистые минералы).

Хрупкость - прочность минеральных зерен, проявляющаяся при механическом раскалывании.

Спайность - это способность раскалываться по кристаллографическим направлениям.

Побежалость - наличие тонкой цветной или разноцветной пленки на выветрелой поверхности. Является результатом окисления.

Излом - это  важное диагностическое свойство. Благодаря ему характеризуется поверхность обломков, образующихся при ударе, образуя особенности поверхности на неспайном свежем сколе.

Плотность - это масса единицы объема вещества. Также ее называют удельным весом. По своей плотности минералы могу быть:

  • лёгкими - до 2500 кг на кубометр;
  • средними - от 2500 до 4000 кг на кубометр;
  • тяжёлыми – от 4000 до 8000 кг на кубометр;
  • очень тяжёлыми от 8000 кг на кубометр и более.

  Плотность минерала напрямую зависит от его состава, типа структуры, количества микровключений и их характера, а также от таких явлений, как метамиктность и гидратация.

Удельная плотность - это отношение плотности минерала к плотности воды. Применяется для определения единичной массы и служит диагностическим признаком для некоторых классов. Так, наибольшим значением данного параметра обладают самородные металлы и интерметаллиды (так, для золота она составляет 19,3 г/см3), среди распространенных минералов - оксиды и сульфиды, благодаря наличию в составе элементов с высокой атомной массой.

  Оптические свойства

  Цвет. У одних минералов он определен, у других весьма изменчив. Последнее может объясняться наличием множества модификаций или полихроизмом. В первом случае, благодаря включению примесей в химический состав, минерал получает другой цвет. Во втором кристаллы меняют окраску в зависимости от направления попадания света.

  Цвет черты. Проявляется при царапанье. То же, что цвет минерала в порошке. Блеск - световой эффект, создаваемый отражением части светового потока. Определяется отражательной способностью.

  Преломление, поляризация, дисперсия характеризуют оптические константы.

Магнитные свойства определяются содержанием двухвалентного железа.

1.3.Самые распространенные минералы Земли

Алмаз представляет собой кубическую модификацию углерода. В чистом (прозрачном) виде представлен только данным элементом. Окрашенные варианты включают различные примеси. Синтезируется несколькими способами из углерода. Это наиболее твердый минерал (10 по шкале Мооса). Применяется в стеклорезах, бурильном оборудовании, ювелирных изделиях.

Изумруд - модификация берилла с примесью Cr3+ или оксидов V и Fe. Отличается от него зеленой окраской и прозрачностью. Встречается в кристаллах и сростках. Имеет метаморфическое происхождение. Обладает высокой твердостью (7,5 - 8) и кислотоустойчивостью. Искусственные изумруды отличаются меньшими плотностью и показателем преломления. Применяется в основном в ювелирной промышленности.

Рубин представлен модификацией корунда с примесью Cr3+, Fe3+, V3+. Отличается от него красным цветом (пурпурным, бурым). Синтетические камни получают путем выращивания из расплава корунда. Характеризуются равномерной окраской в отличие от естественных. Второй по твердости минерал после алмаза (9). Используется в приборостроении, производстве часов и лазерных технологиях, ювелирной промышленности.

Сапфир - разновидность корунда, включающая примеси Fe3+, Fe2+, Ti. С минералогической точки зрения сапфиром считают исключительно варианты синего цвета, с ювелирной — любых окрасок, кроме красной. Синтетические разновидности бывают как чистыми (бесцветными), так и с примесями (различных цветов). Используется в офтальмологии, стоматологии, производстве стекол и защитных экранов, ювелирной промышленности.

Александрит - разновидность хризоберилла с примесью Cr. Отличается сильным плеохроизмом (меняет окраску от темных сине-зеленых оттенков до пурпурной), встречаются прозрачные варианты. Твердость - 8,5. Имеет магматическое происхождение. Искусственные кристаллы получают двумя методами. Применяется в основном в ювелирной промышленности.

Жемчуг - биогенное образование. Формируется в раковинах моллюсков. Не относится к минералам, однако включает в состав арагонит. Представлен телами округлой или неправильной формы твердостью 3 - 4.  Бывает различных цветов (белый, черный, голубой, желтоватый, зеленый, розовый и др.). Существуют имитации из стекла и пластмассы. Используется в основном в ювелирной промышленности.

1.4. Роль минералов в жизни человека

Минералы сыграли важнейшую роль в развитии человека и создании цивилизации. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек освоил способ получения меди из руды, а с изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый.

С начала железного века 3300 лет назад, человек осваивал все больше и больше способов использования полезных ископаемых добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли. Лечение минералами, металлами и драгоценными камнями является, как и много тысяч лет назад, одним из методов индийского врачевания.

Еще в каменном веке люди делали украшения из золота, в бронзовом веке - из серебра. Сегодня в распоряжении ювелиров множество минералов. Самые дорогие драгоценные камни - это алмаз (особенно бесцветный), а также изумруд, рубин и сапфир, которые ценятся в первую очередь за цвет. Эти камни настолько дорогие, что их вес измеряют в каратах. Один карат равен 200 миллиграммам.

Во многих музеях хранятся поделки из красивых минералов.  В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть карта, выложенная красивыми камнями-минералами: разноцветной яшмой, нежно- розовым родонитом, светло-зелёным амазонским шпатом. Горят рубиновые звёзды Кремля. Они известны всему миру. Царские короны украшались драгоценными минералами. Многие драгоценные камни-минералы сверкают в ювелирных украшениях. В Москве в Оружейной палате хранятся самые знаменитые и удивительные драгоценные камни.

1.5. Использование минералов человеком (Приложение 2)

Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом и в другом государстве, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды и при экскурсии по атомной электростанции, при просмотре салютов, во время еды и игре на компьютере и так далее.

1.6. Что такое камни?

Камни – часть нашего мира. Они могут быть разными. Камни холодные, но они могут нагреваться и сохранять тепло. Они твердые, но могут рассыпаться в песок с течением времени. Камень – символ спокойствия, молчания, вечности, памяти, а еще крепости и силы. Конечно, чаще всего люди обращают внимание на драгоценные камни. На искрящиеся изумруды, сапфиры, рубины, бриллианты. Но и другие камни, даже простая отполированная до блеска галька, тоже очень интересны. Например, существуют камни-тектиты. Их происхождение удивительно, они образовались, когда на землю упали раскаленные метеориты. И сейчас иногда тектиты рождаются, когда метеориты ударяются об землю, расплавляя земные горные породы. Эти породы быстро остывают и застывают. Так на свет появляются впечатляющие своей красотой камни. Например, тектиты насыщенного зеленого цвета называются молдавитами. Люди часто верят в целительную силу камней. Верят, что рубин дарит человеку страсть, сапфир – чистоту и успокоение, а янтарь восстанавливает жизненную силу. И что тот же молдавит обладает загадочной космической целительной силой. Еще люди в давние времена строили культовые сооружения из больших камней, что зовутся мегалитами, чтобы поклоняться богам. Стоунхендж в Британии, например. Существует целый город, вырубленный в камне. Он находится в Италии, и называется Матера. Подобные города существовали и в Крыму. Жилища в скале отличаются прохладой, а в жаркой Италии это важно. Лестницы и башенки, колодцы и ступеньки, гроты и террасы – все из камня. На выдолбленных в камне террасах люди разводили овощи, сажали сады. Часто люди жили здесь над отвесным обрывом, но преодолели свой страх, и не боялись. По системе каменных желобов и каналов дождевая вода по капле скатывалась и собиралась в резервуарах.

1.7. Свойства камней

Свойства камней, Магия камней известна людям с глубокой древности. Из них изготавливали талисманы и обереги, использовали их во врачевании, посвящали им философские трактаты. И в наши дни таинственный свет драгоценных камней вызывает у людей противоречивые чувства. Восхищаясь красотой камня, человек может одновременно почувствовать его отталкивающую холодность. И не удивительно, ведь для каждого знака Зодиака существует свой определенный набор подходящих только ему драгоценных камней - амулетов. Помимо магических камней существуют Волшебные камни, которые играют немаловажную роль в усилении героя. Камни для зачарования – «заточки» оружия, так можно увеличить силу оружия или защиту брони.

1.8. Самые загадочные камни

Столбы выветривания  на горе Мань-Пупу-Нер

Столбы выветривания, или мансийские болваны - природный памятник Республики Коми на территории Печоро-Илычского завоведника на горе Мань-Пупу-Нёр (что на языке манси означает "Малая гора идолов"). Манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Мань-Пупу-Нёр было нельзя - это считалось величайшим грехом. 

200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Тысячелетиями их разрушали дождь, снег, ветер, мороз и жара. Но твёрдые серицито-кварцитовые сланцы разрушались меньше и сохранились до наших дней. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Шесть из них выстроились в ряд у края обрыва. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне и напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном.

С этим местом связаны многочисленные легенды. Одна из них гласит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Мань-Пупу-Нёр, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнёр - священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину Койп, и все его спутники окаменели от страха.

Движущиеся камни Долины Смерти

В американском штате Калифорния в национальном заповеднике США "Долина Смерти" камни размером от небольшого булыжника до огромного валуна весом в полтонны совершают странные прогулки по дну высохшего озера Рестрейк-Плайя (RacetrackPlaya). Это самое жаркое место на Земле. Так, температура до 50 градусов по Цельсию держалась тут в 1917 году 43 дня. Камни движутся в одиночку и группами медленно, порой зигзагообразно, преодолевая десятки метров пути и оставляя хорошо видимые следы в песчаном грунте. Они не катятся, не вращаются, а ползут по поверхности, оставляя за собой однородные борозды, словно кто-то невидимый тянет их за собой. Валуны катятся и против ветра, и взбираются вверх по слабо наклонённым поверхностям. Перемещения неспокойных валунов неоднократно пытались зафиксировать специалисты, но пока безрезультатно: людям никак не удается подловить валуны в момент путешествия. Однако стоит наблюдателям отойти чуть в сторону, подальше от предметов своего наблюдения, как те начинают передвигаться – порой до полуметра в час. Карты следов движения Рейстрекских камней составляются с начала 1950-х годов. Аспирантка Нью-Йоркского университета в области наук о Земле и проблем окружающей среды Паула Мессина совместно со своим коллегой Филом Стоффером в 1996 году составила первые подробные карты с применением новейших компьютерных технологий. Были сняты координаты каждого из 162 валунов, сфотографированы следы их движения. Самый длинный след был обнаружен у доломитового камня размером с гальку - он тянется в виде почти прямой линии на 900 метров. Средняя же длина такого следа составляет около 200 метров. Итоговая карта позволила выявить высокую степень согласованности направления следов движения (камни в основном скользят на север и северо-восток). Прямизна и длина следов не зависят от размера и формы камней, а определяются географическим местом начала движения. Общий анализ рельефа долины показал, что есть два естественных коридора поступления в неё воздушных масс, которые в некоторых местах проникновения становятся турбулентными. Именно рельефом местности и воздушными потоками, по мнению исследовательницы, определяется характер следов движения, а не свойствами самих камней. Однако пока никто из учёных так и не увидел, как скользят «ползучие» камни Долины Смерти...

 Дольмены

Дольмены - дословно «каменные столы» - загадочные каменные сооружения возрастом несколько тысячелетий, встречающиеся в разных странах, в том числе в нескольких регионах России. Внешний вид дольменов разнообразен: в Англии такие мегалиты представляют четыре подпорных камня, на которые опирается огромная каменная плита. На российском Кавказе дольмены представляют собой почти герметичную камеру, сложенную из четырех стен, опорной плиты и крыши. Реже встречаются корытообразные дольмены – в этом случае в большом камне сверху вниз выдалбывали полость, которую потом сверху закрывали плитой. Бывают составные дольмены – когда стены составляли из нескольких плит. Наиболее редкий вид – дольмен-монолит - большой валун, через круглое отверстие в котором сооружена полость внутри.

Интересен дольмен на острове Веры в южноуральском озере Тургояк: он  представляет собой помещение высотой до 2 метров и площадью в 19 кв. метров, врезанное в скальный грунт. По планировке это коридор с комнатами-камерами разной площади. По заключениям археологов возраст дольменов на острове Веры - 6 тысяч лет. В марте 2009 года остров Веры был объявлен достопримечательным местом Челябинской области. А  в 2010 году острову Веры присвоен статус участника маршрута Всемирной федерации АЦК ЮНЕСКО «Мировое культурное достояние. Диалог культур, диалог цивилизаций».

Существует множество теорий на счет предназначения дольменов. Официальная наука склоняется к версии, что дольмены сооружали для захоронений знати. Существуют и экзотические версии: порталы в другие миры, резонаторы для увеличения плодородия почв, амбары для зерна, средства связи с инопланетянами, ульи для древних пчел…

Много неясностей и в том, как строили эти сооружения из многотонных плит из различных материалов. Ведь порой эти плиты вытесывали каким-то образом и перемещали на многие десятки километров - это при весе, иногда превышающем вес груженного КАМАЗа!

 Красноярские столбы

 Красноярскими столбами называют около сотни скальных останцов высотой до 700 метров, самой причудливой формы, состоящих из древних розовых гранитов-сиенитов. Эти скалы находятся в знаменитом заповеднике «Столбы» - одном из старейших в России.

Около 450 млн. лет назад, в бурном вулканическом прошлом планеты, расплавленная магма, бушевавшая внутри земли, смогла пробиться к поверхности земли лишь через трещины в твердых породах. Это явление геологи называют интрузией. Получились причудливые скалы, которые затем миллионы лет обрабатывали ветер и вода.

Красота этого места вместе с относительной доступностью (скалы расположены всего в 8 км от городской  черты) сделала Столбы местом настоящего паломничества. С их вершин открывается неповторимая по красоте панорама. Стоящего здесь охватывает восторженное чувство гармонии, легкости, полета. СВОБОДА –  слово, написанное на скале «Второй Столб» больше 100 лет назад, кажется истинным девизом этого места и его обитателей. Авторы этого «граффити» – молодые вольнодумцы-столбисты, написавшие его на скале полтораста лет назад.

Именно столбисты прославили это место, именно им удалось добиться для него статуса охраны, они дали имена и скалам, и урочищам, и тропам. В их традиционном «уставе» записано беречь природу этого места, не допускать вандализма и безобразия. Первый директор заповедника «Столбы» Александр Яворский был заядлым столбистом, признанным историографом Столбов, оставившим подробнейшие описания скал, избушек, компаний, традиций; и даже автором поэмы «Столбы». Скалы «Львиные ворота», «Китайская стена», «Манская Баба», «Большой Беркут», «Могол», «Тотем», «Ферма», «Очаг», «Жаба», и многие, многие другие представляют собой причудливый мир природной красоты в сочетании с неисчерпаемой людской фантазией.

Стоунхендж

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место - куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки - то ли три тысячи лет, то ли все пять. Это Стоунхендж (от англ. StoneHedge - каменное ограждение) - всемирно известное каменное мегалитическое сооружение на Солсберийской равнине, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этой одной из самых загадочных построек в мире насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Зачем наши предки вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение - каких только версий не выдвигалось о Стоунхендж.
Способ постройки столь необычного сооружения тоже непонятен. Результаты аэросъемки подтвердили, что камни для строительства были перевезены морским путем по реке Эйвон. Но где древним людям взять такие прочные лодки и как погрузить на них камни, не потопив транспорт? Камни могли быть передвинуты ледниками, но свидетельств этого движения археологи не обнаружили. Было доказано на практике, что камни возможно переместить при помощи деревянных рычагов и саней, но для этого потребовались бы участие тысяч людей в течение длительного времени...  Известно также, что Стоунхендж трижды перестраивался в течение 200-400 лет. Каким образом в столь древние времена из поколения в поколение удавалось продолжать это строительство? Для установки перемычек могли использоваться земляные наклонные скаты, но на почве нет следов неровностей. Или деревянные строительные леса  - но поднять камни наверх было бы непосильной задачей. Эти и другие вопросы до сих пор остаются открытыми, камни хранят свою тайну…

1.9. Классификация камней

Первая группа – ювелирные (драгоценные) камни.

I порядок: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин.

II порядок: александрит, благородный тадиит, оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал.

III порядок: демантоид, благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, розолит, лунный камень (адуляр); красный турмалин.

IV порядок: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподунит (кунцит, гидделит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл; бирюза, хризолит, аметист, хризопраз), пироп, альмандин, цитрин.

Вторая группа – ювелирно-поделочные камни.

I порядок раухтопаз, гематит-кровавик, янтарь, горный хрусталь;

II порядок: агат, цветной халцедон, кахонит, амазонит, родонит, гелиотроп, розовый кварц, ирризирующий обсидиан, обыкновенный опал; лабрадор; белопорит, непрозрачные шпаты.

Третья группа – поделочные камни.

Яшма, ганит, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат; джеспляит, селинит, флюорит, авеллютюриновый кварцит, агальматолит, цветной мрамор.

1.10. История применения  камня в жизни человека.

    С древнейших времён камни играют значительную роль в истории человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры – свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры человечества называется каменным веком. Уже в те далёкие времена наши предки знали, что камни имеют различные свойства, и поэтому предпочитали использовать определённые виды камней, например, кремень или обсидиан, для своих целей.

    Со временем  люди обнаружили металлосодержащие горные породы – руду, из которой сначала выплавлялись медь и олово, характеризующие бронзовый век, позже удалось выплавить железо. Другая группа минералов – глина – также нашла своё техническое применение: сосуды для воды, кувшины, украшения и многое другое. Сегодня широко используются другие горные породы и минералы в обожженном состоянии – цемент, гипс, известь.

    С давних пор камни служат исходным материалом в строительстве. Из камней строили и строят дома. Камни используются для строительства дорог.

    Во все времена, от античности до нового времени, скульпторы создавали прекрасные произведения искусства из мрамора, которые сегодня можно увидеть в  музеях всего мира. Архитекторы сооружали из камня храмы, церкви, дворцы.

Глава 2. Эксперимент (выращивание кристалла из соли)  

Этапы работы:

1.Вначале, приготовила 250 мл насыщенного раствора  соли.

2.Взяла тонкую капроновую нить и привязала одним концом к палочке, которую положили на стакан так, чтобы свободный конец нити был опущен в раствор почти  до дна стакана.

3.Через 3 дня нить вынула  из раствора и сняла с нее кристаллики,  оставляя один самый крупный и правильной формы.

4.Используя исходный раствор, снова приготовила насыщенный раствор при повышенной температуре и вновь погрузила в него нить с кристаллом.

5.Далее  операция  повторялась.

В результате, получила крупный кристалл  (Приложение 1)

Заключение

В результате  работы, узнала много интересного. Но самое главное, то, что природа хранит в себе много тайн, которые  обязательно нужно разгадать. И совсем неважно кем я стану в будущем:  геологом, археологом, врачом, главное научиться видеть прекрасное, любить свою Родину, стремиться понять великие законы природы, красоту окружающего мира. При выполнении индивидуального итогового  проекта были  достигнуты цели, поставленные перед началом работы. Теперь я знаю, что такое минерал; как он образуется; умею в домашних условиях выращивать минералы.  

Выполнив данный проект, выяснилось, что мир минералов огромен, разнообразен и очень интересен. Минералы важны для человека в различных отраслях его деятельности. Наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее. Этот мир не исследован до конца и таит в себе много загадок: в природе можно встретить как известные науке минералы, так и открыть новые.

Список литературы

  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО «Мир книги», 2004.
  2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
  3. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
  4. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: РОСМЕН, 1997.
  5. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
  7. http://klopotow.narod.ru/soveti/min_1.html




ПРИЛОЖЕНИЯ

(Приложение 1)

Эксперимент (выращивание кристалла)

(Приложение 2)

Использование минералов человеком

№ пп

Область применения

Примеры минералов

1

Химия и пиротехника

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

2

В качестве удобрений

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

3

В оптике

Флюорит, диоптаз, кварц

4

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

5

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

6

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

7

В строительстве

Кальцит, доломит, гипс

8

В медицине и фармацевтике

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

9

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

10

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

11

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит, борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит, аксинит, геденбергит,авгит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Горные породы и минералы.

Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...

Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация

Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...

Разработка урока географии Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...

Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов

В статье описан опыт создания небольшого музея минералов....

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...