Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов
статья по физике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_na_baze_shkoly_mini-muzeya_kristallov_i_mineralov.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Адрес презентации к этой статье
http://www.docme.ru/doc/60064/mini-muzej-kristallov-i-mineralov
Короткий адрес: http://docme.ru/MCf
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Новосибирского района Новосибирской области -
ПЛОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Ш К О Л А № 111
Организация на базе школы
мини–музея
кристаллов и минералов
Автор:
Лаврентьева Светлана Владимировна,
учитель физики
Плотниково, Новосибирская область, 2012
Школьный мини-музей кристаллов и минералов, руководителем которого я являюсь, организован в нашей школе в 2007 году. Он стал небольшим филиалом музея истории школы, поэтому и называется мини-музей. Организация такого необычного музея явилась итогом многолетнего проекта моих учеников: изучение свойств кристаллов на уроках физики и выращивание их в лабораторных условиях различными способами. За много лет образовался обширный фонд различных предметов, позволивший оформить несколько экспозиций. Особый вклад в организацию музея внесли в 2008 году ученицы 9 класса Чернова Анна и Белозёрова Евгения, которые не только выполнили традиционную часть по выращиванию кристаллов, но и завершили свой проект созданием особого продукта – музея, пусть и небольшого, материалы и экспонаты которого сейчас используются в качестве учебных пособий по физике, географии, химии, природоведению и истории. Собранные материалы используются как на уроках, так и для внеклассной работы. С течением времени музей перерос первоначальное направление «Кристаллы» и стал мини-музеем кристаллов и минералов.
Получился музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, во-вторых, адресным музеем, музеем для детской аудитории [2]. И, в-третьих, наш музей относится к довольно редкому жанру – музей-лаборатория.
Цель деятельности мини-музея кристаллов и минералов – привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи, которые приходится решать в ходе работы музея:
- овладение учениками всеми способами выращивания кристаллов;
- знакомство с технологиями музейной работы;
- поисковая работа на территории родного села Плотниково Новосибирского района Новосибирской области;
- подбор и оформление экспозиций мини-музея, создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды;
- комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников фонда наглядных пособий (экспонатов, книг, видеоматериалов);
- организация экскурсионной работы на базе школы;
- пополнение экспонатов и расходных материалов музея собственными силами и с привлечением возможностей социума.
Профиль нашего мини-музея – естественно-научный, а по жанру, как уже сказано выше, – это музей-лаборатория (жанры музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, определены известными музееведами Е.Л. Галкиной и М.Ю. Юхневич [2]).
Наш музей на практике реализует принцип «музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения [2].
Кроме того, деятельность музея строится ещё на некоторых важных принципах:
- научности, т.е. придания научного значения деятельности учащихся, приобщение их к научной картине мира, развитие научного мышления;
- гуманизации, поскольку каждый ученик имеет право на свою систему ценностей, достоинство, уважение и индивидуальность, свободную мысль, отстаивание своих прав, не нарушающих прав других, доверие со стороны других, право на ошибку и вместе с тем несет ответственность за свое развитие и судьбу в гармонии с человеческим обществом и природой;
- толерантности, так как в основе нашего музея — сотрудничество между учениками разных классов и возрастов, что само по себе является сегодня особенно актуальным; толерантное отношение к другим — одна из главных идей образования;
- гражданственности, т.к. содержание деятельности музея основывается на местном материале, зиждется на чувстве гордости за свою школу.
При работе в музее уровень мотивации у детей очень высок, так как выращивание кристаллов - одних из самых красивых и загадочных творений природы – процесс увлекательный.
К тому же, ученики знают, что в настоящее время кристаллы имеют большое распространение в науке и технике, так как обладают особыми свойствами. Такие области использования кристаллов, как полупроводники, сверхпроводники, пьезо- и сегнетоэлектрики, квантовая электроника и многие другие требуют глубокого понимания зависимости физических свойств кристаллов от их химического состава и строения.
И, наконец, совместное созидательное творчество учителя и учеников разного возраста даёт возможность ученикам – расширить интересный круг общения, почувствовать себя сопричастным к нужному и полезному для всех делу, а учителю - соединить воспитательные и образовательные задачи в единое целое и помочь детям с интересом постигать науку физику, дать возможность самореализации и самоопределения.
Выполнить работу для музея может каждый ученик, но при музее постоянно действует актив из наиболее заинтересованных школьников.
Активом изучены и применяются азы музейного дела. Собраны материалы по музейным технологиям. Оформлены необходимые для функционирования музея документы. Создано пространство музея. В шкафах по всем правилам музейной методики расположены экспонаты, которые разделены на экспозиции. Оформление экспозиций соответствует принципам наглядности, доступности, научности. Ведётся экскурсионная работа. В настоящее время идёт работа над созданием виртуальной версии музея с последующим размещением её на сайте школы.
Работа выполнена значительная:
- разработано Положение о мини-музее кристаллов и минералов;
- оформлен паспорт музея;
- оформлена опись экспонатов;
- разработан текст экскурсий;
- оформлен журнал отзывов;
- материалы проекта выставлены на школьном сайте www.S_111_plotn.nov.edu54.ru ;
- собрана небольшая медиатека (книги, диафильмы, видеофильмы, CD- диски, наборы открыток, научно-популярные журналы, содержащие материалы о кристаллах и минералах);
- учениками разработаны дидактические материалы: книжка-раскладушка «Свойства кристаллов», викторина «Кристаллы», создана мультимедийная презентация «Школьный мини-музей кристаллов», буклеты о мини-музее, разнообразные доклады;
- оформлены экспозиции: «Моно- и поликристаллы», «Минералы кристаллического происхождения», «Минералы органического происхождения», «Сувениры из кристаллов», «Минералы – сокровища Земли»;
- созданы макеты кристаллов из бумаги;
- оформлена выставка фотографий «Удивительное в камне»;
- Собраны модели кристаллических решёток.
Экспозиционно-выставочное пространство музея оборудовано в кабинете физики и умещается на полках трёх шкафов для наглядных пособий. На полки установили вставки в виде лесенок, чтобы увеличить площадь и степень наглядности. Невыставленные экспонаты и лабораторное оборудование для выращивания кристаллов хранятся в физической лаборатории.
Работа в мини-музее ведётся по таким же направлениям, или секциям, как и в любом школьном музее [1], за небольшим исключением: деятельность лаборатории по выращиванию кристаллов, лекторско-экскурсионная, фондовая, оформительская, поисковая, исследовательская и научная.
Конечно, самая главная секция – это лаборатория по выращиванию кристаллов. Учениками освоены все способы выращивания кристаллов: из раствора, из расплава, из газообразного состояния. Реактивы для работы приобретаются разными путями: медный купорос покупаем в магазине, стрептоцид и салициловую кислоту – в аптеке, алюмокалиевые квасцы, хроматы калия, натрия и аммония, фотографический фиксаж и другие сложные вещества – подарок лаборатории Новосибирского оловокомбината и результат взаимодействия с Новосибирским химико-технологическим колледжем, а также с группой фотографов, приезжающих ежегодно в школу. В 2011 году открыли ещё один источник – в продаже появились наборы «Радуга кристаллов» с фосфатом моноаммония.
Члены научной секции готовят различные сообщения по материалам музея, пишут рефераты, разрабатывают проекты. Например, ученицы 8 класса Рудт Марина и Гусельникова Татьяна в 2008 году выполнили исследовательский проект «Свойства янтаря». Работа была представлена на районной научно-практической конференции, где заняла 2 место, затем работа была опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». Работа Осипова Кирилла (7 кл.) «Снежинка» отмечена дипломом областной научно-практической конференции «Эврика».
Поисково-исследовательская деятельность лежит в основе процесса пополнения экспонатов, и организации новых экспозиций. Благодаря постоянному поиску наш музей находит новые связи среди жителей села Плотниково и города Новосибирска, укрепляет уже имеющиеся отношения. Так, благодаря тому, что музей посещают не только ученики, но и родители или гости из других школ и просто заинтересовавшиеся люди, в музее появилась экспозиция «Минералы органического происхождения», составленная из экспонатов, переданных в дар музею посетителями: кораллы, янтарь, речной жемчуг. Экскурсия в мини-музей вдохновила учеников 2 класса к сбору коллекции камней на территории нашего села, идентификацию которых проводили специалисты минералогического музея Новосибирска, куда выезжали школьники. Второклассниками найдены на территории села Плотниково весьма разнообразные экземпляры: диопсид, сидерит, серпентин, известняк окварцованный, сланцы и даже яшма. Из этой коллекции оформлена отдельная экспозиция.
Участники лекторско-экскурсионной секции проводят экскурсии для учеников начальной школы, для учащихся среднего звена, изучающих вопросы геологии на уроках географии, рассказывают о способах выращивания кристаллов, о минералах и горных породах нашей местности, проводят викторины, показывают диафильмы, видеофильмы, т.е. популяризируют накопленные материалы. Рассказывая о деятельности музея, дети учатся грамотно вести беседу, формулировать свои мысли, вести диалог и отвечать на вопросы слушателей.
Особую ценность всей этой работы вижу в том, что музейное дело предоставляет возможность развивать у школьников организационно-коммуникативную культуру, вырабатывать определенный стиль общения: «ученик — ученик», «ученик — учитель», «ученик — родитель», «экскурсовод — аудитория», в котором присутствуют доброжелательность, гуманизм, уважение, радость общения, стремление к взаимопониманию. В нашем музее воплощена идея сотворчества учащихся, учителей, родителей и местного социума. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности позволило сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания [2].
Как и задумывалось, музей оживляет учебный процесс, приобщает детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, прививает навыки исследовательской работы.
Работа нашего мини-музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В селе, расположенном далеко от большого города, наш маленький музей стал одним из факторов в расширении образования, в воспитании подростков, он стал небольшим культурным центром и украшением школы.
Использованные источники информации:
1 . http://www.sibuch.ru/_OLD/article.php
Организация работы школьного музея в условиях школы с углубленным изучением французского языка Раздел: Музей в образовании Домбровская Н. Ю. ,учитель французского языка (высшая квалификационная категория), руководитель школьного музея «Нормандия — Неман», МОУ «СОШ № 70 с углублённым изучением французского языка» города Новосибирска;
2 . http://59209s036.edusite.ru/p12aa1.html Виртуальное объединение педагогов "Поисково-исследовательская деятельность учащихся" Организация работы школьных музеев;
3 . "Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мини-музея в ДОУ № 44
https://cloud.mail.ru/home/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F1.pptx...
Проект мини-музея
мини-музей военной техники...
Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...
Проект создания мини-музея "Военная техника"
Проект был создан в старшей группе...
Создание табличной базы данных «Школа»
Домашняя практическая работа.11 класс...
Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени
laquo;Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв....
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...