Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "По материкам и странам" 7-8 классы
рабочая программа по географии (7, 8 класс)
Удивительный мир материков, с которым знакомит программа учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_geografii_po_materikam_i_stranam_7-8_kl.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 1 от 28.08.2019г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 31.08.2019г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Относовской СОШ от 31.08.2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«По материкам и странам»
7-8 классы
Составитель: Сюрина Г.А.,
учитель географии
Относово
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «По материкам и странам» для учащихся 7 и 8 классов, составлена на основании документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ;
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Относовская средняя общеобразовательная школа» ;
- Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Относовская средняя общеобразовательная школа ».
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни. Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Программа внеурочной деятельности “По материкам и странам” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся7 и 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе изучения материков и стран по программе 7 класса.
Цель изучения курса «По материкам и странам» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Курс «По материкам и странам» рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью;
- умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
№п/п | Краткая характеристика содержания | Формы организации и виды деятельности |
1. | Мы открываем Африку. Континент, расправляющий плечи. Путешествие по самым удивительным и загадочным местам материка, знакомство с жителями континента, бытом редких племен, их особенностями. Совершить виртуальные экскурсии к водопаду Виктория, побывать в пустынях Намиб и Калахари, преодолеть пески пустыни Сахары, побывать в зеленых дебрях Мадагаскара. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
2. | Из истории Австралии. Как открывали материк. Кто такие аборигены и как они охотятся с помощью бумеранга. Что или кто является удивительным символом материка, и кто является верхолазом самых высоких деревьев – эвкалиптов. Как изменился берег, на котором 150 лет назад высадился Миклухо Маклай. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
3. | Южная Америка: второе открытие. Эльдорадо нового света. Затерянный мир нашей планеты – Амазония; почему ее называют зеленым адом и что ждет эту территорию в будущем. Удивительный мир Патагонии. Жизнь на уровне каменного века. Бразилия с карнавалом и без карнавала. Исполинский горный барьер и удивительное озеро Титикака. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
4. | Путешествие по Северной Америке. Как открывали Америку. Индейцы США – отверженные, но не сломленные. Удивительные места материка: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо, огненное дыхание Эль-Чичона, озерный край Канады. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
5. | Ледяной континент. Открытие материка, роль в этом русских мореплавателей – исследователей. Открытие южного полюса. Сколько на самом деле полюсов на Антарктиде и как они называются. Стоковые ветры. Лето в Антарктиде. Пингвины. Оазисы Антарктиды. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
6. | Евразия – материк контрастов. Вода и камень – лед и пламень. Великие исследователи Евразии. Имена русских исследователей на карте Евразии. Составление маршрутов путешествий по уникальным местам материка. Посещение пустыни Гоби, пройти горной дорогой Гималаев, посетить Великую Китайскую равнину и пройти по Великой Китайской стене, побывать в лесах Калимантана и на родине гиббонов, а также совершить виртуальные путешествия в другие места. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
7. | Защита проектов. | Виды деятельности: защита творческого проекта. Подведение итогов работы за год. |
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Мы открываем Африку | 8 |
2. | Из истории Австралии | 5 |
3. | Южная Америка: второе открытие | 5 |
4. | Путешествие по Северной Америке | 5 |
5. | Ледяной континент | 2 |
6. | Евразия – материк контрастов | 8 |
7. | Защита проектов | 1 |
5. Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Мы открываем Африку 8 | |||
1 | Джины не в духе. | 1 | 3.09 |
2 | Между песками и океаном. | 1 | 10.09 |
3 | Среди пигмеев бамбуки | 1 | 17.09 |
4 | «Ковер дъявола» | 1 | 24.09 |
5 | Нефритовое море | 1 | 1.10 |
6 | Последнее прибежище горных горилл | 1 | 8.10 |
7 | Калахари – вечная обитель бушменов | 1 | 15.10 |
8 | В зеленых дебрях Мадагаскара | 1 | 22.10 |
Из истории Австралии | 5 | ||
9 | Аборигены Австралии | 1 | 29.10 |
10 | Удивительный символ Австралии | 1 | 5.11 |
11 | Верхолазы эвкалиптовых крон | 1 | 12.11 |
12 | Съеденный остров | 1 | 19.11 |
13 | На берегу Маклая через 150 лет | 1 | 26.11 |
Южная Америка: второе открытие | 5 | ||
14 | Затерянный мир нашей планеты: Амазония – зеленый ад. Что ждет его? | 1 | 3.12 |
15 | Живущие в каменном веке | 1 | 10.12 |
16 | «Карманные динозавры» | 1 | 17.12 |
17 | Патагония | 1 | 14.01 |
18 | Пампа. Сыны пампы. | 1 | 21.01 |
Путешествие по Северной Америке | 5 | ||
19 | Озерный край Канады. Судьба Великих Американских озер | 1 | 28.01 |
20 | Ниагарский водопад | 1 | 4.02 |
21 | Йеллоустонский национальный парк | 1 | 11.02 |
22 | По пустыням Америки. Долина Смерти | 1 | 18.02 |
23 | Царство кактусов | 1 | 25.02 |
Ледяной континент | 2 | ||
24 | Открытие Южного полюса | 1 | 3.03 |
25 | Все полюса Антарктиды, сколько их? | 1 | 10.03 |
Евразия – материк контрастов | 8 | ||
26 | Пересекая тысячи озер | 1 | 17.03 |
27 | Через Альпы и Карпаты | 1 | 24.03 |
28 | Бурная история Везувия | 1 | 31.03 |
29 | В краю фиников | 1 | 7.04 |
30 | Почти на экваторе | 1 | 14.04 |
31 | В лесах Калимантана | 1 | 21.04 |
32 | Поездка на Кракатау | 1 | 28.04 |
33 | Великая Китайская стена | 1 | 5.05 |
Защита проектов | 1 | 12.05 | |
34 | Защита выбранных проектов | 1 | 19.05 |
6. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
- Второв П.П. Дроздов Н.Н. Биогеография материков. Пособие для учителя М. Просвещение 1984
- Караваев А.П. У карты мира: Бразилия М. Мысль 1998
- Смирнова Н.П. По материкам и океанам: Австралия, Антарктида
М. Просвещение 1991
- Смирнова Н.П. По материкам и странам: Южная и Северная Америка
М. Просвещение 1991
- Смирнова Н.П. По материкам и странам: Евразия
М. Просвещение 1987
- Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов: пособие для учителя М. Просвещение 1988
- География: Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
- География: Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "Занимательный английский"
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе. Данная образовательная программа предполагает обучение французскому языку в 5х классах по УМК «Синяя птица» («L’oiseau...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...