Дополнительная общеразвивающая программа «Юный путешественник»
рабочая программа по краеведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный путешественник» | 124.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9 города Будённовска Будённовского района» Ставропольского края
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета
МОУ «Гимназия № 9 .г. Будённовска»
протокол № _______
от ________________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный путешественник»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень сложности: стартовый
Возраст: 6,5 - 18 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Пояснительная записка.
Направленность программы «Юный путешественник» – туристско- краеведческая.
Уровень сложности: стартовый
Актуальность программы. Программа «Юный путешественник» во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины. Данная программа предусматривает приобретение необходимых навыков для получения спортивных разрядов по туризму, спортивному ориентированию.
Педагогическая целесообразность программы. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися во время занятий, носят прикладной характер и могут быть использованы ими в быту.
Отличительные особенности программы. Туристско-спортивная и краеведческая деятельность универсальны по содержанию и доступны по формам организации практически в каждой школе с корректировкой на оснащенность и наличие тренировочных полигонов. Особую актуальность данным видам деятельности придает возможность вывода детей из экологически неблагоприятных условий населенного пункта в относительно чистую природную среду. Туристские соревнования обучающихся имеют своей целью подготовку юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков.
Адресат программы. Программа «Юный путешественник» рассчитана на учащихся 6,5-18 лет. Рекомендуемый состав группы первого года обучения 15 человек.
Объем программы, срок реализации. Программа рассчитана на 144 часа, срок реализации 1 год.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, включая теоретические занятия, проведение походов выходного дня или экскурсий в выходные дни и каникулы, с обязательным проведением 10- ти минутной динамической паузы, что составляет 144 часа в год и соответствует действующим нормам СП 2.4. 3648-20.
Формы организации образовательного процесса.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, с использованием новейших методик, у обучающихся воспитываются умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила
соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием является участие в подготовке и судействе туристских мероприятий, проводимых в своем образовательном учреждении, городе, районе, области. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются опытные судьи, туристы, спортсмены. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить на общефизическую и специальную подготовку.
Цель программы: создание дополнительных условий для личностного развития учащихся за счет удовлетворения их потребностей в физическом развитии, расширении кругозора, получении начальных туристских навыков для совершения походов выходного дня, а также походов с ночевкой в полевых условиях.
Задачи:
Научить:
- умению принимать во внимание мнение и состояние товарищей по группе, оказывать им помощь, вырабатывать коллективное решение;
- умению владеть собой в трудных ситуациях, принимать правильные решения, оценивать свои и чужие поступки;
- умению ориентироваться на правовые нормы (положения, регламенты) при проведении туристских мероприятий.
- навыкам подготовки к походам, участия в соревнованиях: одеться по погоде, правильно уложить рюкзак, подготовить продукты и снаряжение, организовать привал, бивак;
- овладению первичными навыками участия в соревнованиях.
Привить:
- устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием;
- чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства бережного отношения к природе и животным.
- эстетический и музыкальный вкус;
Сформировать:
- установки на здоровый образ жизни посредством участия в туристско- спортивных занятиях и мероприятиях;
- основные представления о спортивном туризме (дистанции, маршруты);
- навыки личной гигиены и оказания первой помощи;
- умения планировать и осуществлять совместную деятельность, договариваться о распределении функций и ролей в такой деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в целях недопущения конфликтов
- устойчивый интерес к туризму как форме здорового образа жизни;
- основы правовой соревновательной культуры.
Развить:
- повышение самооценки ребенка;
- способность актуализировать и применять в процессе организации туристского похода и судейства соревнований знания, полученные в рамках изучения различных учебных предметов;
- самостоятельность и инициативность обучающихся, их творческого потенциала;
−
Воспитать:
-трудолюбие, терпение;
-уважительное отношение к другому человеку, доброжелательность;
-духовно-нравственные качества личности: любовь к людям, отзывчивость, силу воли, трудолюбие, уважение к труду другого человека и его результатам, спокойствие в трудной ситуации;
-активность, целеустремленность, инициативность, настойчивость, самостоятельность;
-ответственность за свою деятельность;
-безопасное поведение во всех видах своей деятельности;
- уверенность в себе и результатах своей деятельности;
-любовь к природе и окружающему миру, желание соблюдать правила поведения в природе во время соревнований, тренировочных занятий, походов и прогулок;
-умение создать психологический комфорт в команде.
Планируемые результаты освоения программы и способы их измерения
Программа содействует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Научатся:
- принимать во внимание мнение и состояние товарищей по группе, оказывать им помощь, вырабатывать коллективное решение;
- владеть собой в трудных ситуациях, принимать правильные решения, оценивать свои и чужие поступки;
- ориентироваться на правовые нормы (положения, регламенты) при проведении туристских мероприятий.
Будут развиты:
- способность актуализировать и применять в процессе организации туристского похода и судейства соревнований знания, полученные в рамках изучения различных учебных предметов;
- повышение самооценки ребенка;
- самостоятельность и инициативность обучающихся, их творческого потенциала;
- будут сформированы:
- установки на здоровый образ жизни посредством участия в туристско- спортивных занятиях и мероприятиях;
- устойчивый интерес к туризму как форме здорового образа жизни;
- основы правовой соревновательной культуры.
Будут воспитаны:
- трудолюбие, терпение, усидчивость;
- уважительное отношение к другому человеку, доброжелательность;
- старательность;
- активность, целеустремленность, настойчивость;
- ответственность за свою деятельность;
- уверенность в себе и результатах своей деятельности;
- любовь к природе и окружающему миру.
Предметные результаты:
Научатся:
- навыкам подготовки к походам, участия в соревнованиях: одеться по погоде, правильно уложить рюкзак, подготовить продукты и снаряжение, организовать привал, бивак;
- навыкам подготовки к походам, участия в соревнованиях: одеться по погоде, правильно уложить рюкзак, подготовить продукты и снаряжение, организовать привал, бивак;
- первичным навыкам участия в соревнованиях.
Будут сформированы:
- основные представления о спортивном туризме (дистанции, маршруты);
- навыки личной гигиены и оказания первой помощи;
Метапредметные результаты:
будут развиты:
- способности актуализировать и применять в процессе организации туристского похода и судейства соревнований знания, полученные в рамках изучения различных учебных предметов;
- коммуникативные навыки;
- умение сглаживать конфликтные ситуации;
- навыки работы в команде.
будут сформированы:
- умения планировать и осуществлять совместную деятельность, договариваться о распределении функций и ролей в такой деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в целях недопущения конфликтов.
Показателем успешного освоения ребенком программы служит активное посещение занятий, участие в туристские мероприятия, участие в
соревнованиях по спортивному туризму, ориентированию. Предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
В целях повышения мотивации детей к освоению данной программы возможно официальное присвоение разрядов, вручение отличительных значков «Первый поход» и т.д.
Учебно-тематический план программы
«Юный путешественник»
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | Форма контроля | ||||
Всего | Тео рия | Прак тика | |||||
1. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм) | |||||||
1.1 | Туристские маршруты по Ставропольскому краю. Походы выходного дня, степенные походы, категорийные походы. | 1 | 1 | - | Входной контроль- опрос, наблюдение | ||
1.2 | Массовое направление в спортивном туризме. Спортивный туризм – как средство развития здорового образа жизни. | 1 | 1 | - | Входной контроль- опрос, наблюдение | ||
1.3 | Личное и групповое туристское снаряжение в категорийных походах (пешеходный, водный, велосипедный) | 6 | 3 | 3 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | ||
1.4 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | ||
1.5 | Подготовка к походу, путешествию | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | ||
1.6 | Питание в туристском походе | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | ||
1.7 | Туристские должности в группе | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | ||
1.8 | Правила движения в походе, преодоление локальных, протяжённых препятствий. | 9 | 2 | 7 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
1.9 | Техника безопасности при проведении спортивно-туристских мероприятий | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
1.10 | Подведение итогов туристического похода, соревнований по спортивному туризму. | 2 | 2 | - | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
1.11 | Туристические слёты и соревнования (подготовка мероприятия, организация, проведение, подведение итогов) | 24 | 21 | 3 | Текущий контроль- проверка работы, опрос, наблюдение |
2. Топография и ориентирование | |||||
2.1 | Понятие о топографической и спортивной карте | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
2.2 | Условные знаки | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
2.3 | Виды спортивных соревнований по ориентированию | 2 | - | 2 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
2.4 | Составление маршрута | 3 | - | 3 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
2.5 | Способы ориентирования в горной местности. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
2.6 | Ориентирование с использованием навигатора | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
3. Краеведение |
3.1 | Родной Край, его природные особенности, история, известные земляки | 10 | 3 | 7 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
3.2 | Туристические возможности Родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. | 2 | - | 2 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
3.3 | Изучение района путешествия | 2 | - | 2 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | |||||
4.1 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 1 | 1 | - | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
4.2 | Походная медицинская аптечка | 2 | 2 | - | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 2 | - | 2 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
4.4 | Приемы транспортировки пострадавшего | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
5. Общая и специальная физическая подготовка | |||||
5.1 | Краткие сведения о функциональных системах организма человека. Влияние физических упражнений на здоровье | 1 | 1 | - | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм ан тренировках. | 1 | 1 | - | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
5.3 | Общая физическая подготовка | 26 | 1 | 25 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
5.4 | Специальная физическая подготовка | 15 | 15 | Текущий контроль- опрос, наблюдение | |
6 | Аттестация обучающихся | 2 | - | 2 | Текущий контроль- опрос, наблюдение |
ИТОГО за период обучения: | 144 | 52 | 92 |
Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слет, поход и т.п.) - вне сетки часов.
Содержание учебно-тематического плана
(стартовый уровень сложности) программы «Юный путешественник»
1. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм). | |
1.1 | Туристские маршруты по Ставропольскому краю. Походы выходного дня, степенные походы, категорийные походы. Теория. Возможные маршруты по Ставропольскому краю. Категорийность и виды туризма. |
1.2 | Массовое направление в спортивном туризме. Спортивный туризм – как средство развития здорового образа жизни. Теория. Туристические слёты, туриады, соревнования для популяризации спортивного туризма. Направления в спортивном туризме для физического оздоровления обучающихся. |
1.3.1 | Личное и групповое туристское снаряжение в категорийных походах (пешеходный, водный, велосипедный) Теория. Отличие личного от группового снаряжения. Снаряжение для разных видов туризма. |
1.3.2 | Групповое снаряжение по видам туризма Теория. Основное групповое снаряжение в пешеходном, велосипедном, водном туризме. Отличие в использовании, хранении. |
1.3.3 | Упаковка личного и группового снаряжения в рюкзак и транспортировка рюкзака. Практика. Упаковки для байдарок, велосипедов. Транспортировка габаритного груза в общественном транспорте. |
1.3.4 | Упаковка личного и группового снаряжения в велорюкзак и транспортировка велорюкзака. Практика. Упаковка вещей в велорюкзак. Тяжёлые вещи ближе ко дну рюкзака. Крепление резинками велорюкзака. |
1.3.5 | Ремонт и уход за личным снаряжением Практика. Содержание одежды, снаряжения в чистоте. Сушка одежды и снаряжения. |
1.3.6 | Сбор рюкзака с личными вещами, снаряжением в поход выходного дня, в степенной поход. Теория. Упаковка вещей в непромокаемый пакет. Тяжёлые вещи ближе к спине. |
1.4.1 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги Теория. Ограждение территории палаточного лагеря. Обустройство умывальника. На каком расстоянии костер от палаток. |
1.4.2 | Выбор места под отдых, постановку лагеря, ночлег. Теория. Обустройство палаточного лагеря: установка палаток, тента над костром. Выбор места под отдых, под ночлег. |
1.4.3 | Организация бивуака в горной местности Практика. Безопасное удаление от возможных камнепадов, подъема уровня воды в реке. |
1.4.4 | Организация бивуака в лыжном походе Практика. Настил из лапника под палатку. Яма или кострище из сетки для костра. |
1.4.5 | Организация бивуака в аварийной ситуации (погодные условия, усталость участника) Практика. Выбор места для временной остановки. Укрытие от осадков. Использование тентов от палаток. |
1.4.6 | Санитарные нормы для организации лагеря Теория. Выполнение санитарных норм по обеспечению водой, противопожарной безопасности. Хранение продуктов, использование газа и горючих веществ. |
1.4.7 | Постановка палатки, организация укрытия: тент над костром; стенка (снежные «кирпичи», полиэтилен); шалаш. Практика. Выбор места под постановку палатки. Крепление тента на опорах, обустройство защиты от ветра. |
1.4.8 | Подготовка места под костёр. Безопасность при разжигании и поддержании огня. Приготовление пищи. Практика. Снятие дерна, его сохранность в тени, полив водой. Поддержание огня при сильном ветре. Санитарные нормы при приготовлении пищи. |
1.4.9 | Заготовка дров, воды. Организация гигиенических процедур в походных условиях. Практика. Использование рабочих перчаток при заготовке дров. Оборудование мест для гигиенических процедур. |
1.4.10 | Установка тента, палатки на открытом пространстве. Аварийные бивуаки. Теория. Крепление оттяжек тента к камню, опоре. Постановка альпенштока как опору под тент. |
1.5.1 | Подготовка к походу, путешествию Теория. Знать информацию о маршруте. Аварийный выход с маршрута. Знать состав группы, требования к участникам. |
1.5.2 | Подготовка списка вещей, снаряжения, что нужно взять в поход. Практика. Подготовка списка вещей на бумаге, вычеркивать после того как отложили вещь для похода. Взвесить собранный заранее рюкзак. |
1.5.3 | Упаковка вещей и снаряжения в рюкзак Практика. Вещи в непромокаемый пакет. Тяжелые вещи и продукты ближе к спине. |
1.5.4 | Получение информации о маршруте, изучение региона. Практика. Просмотр фотоотчета о предстоящем маршруте. Нитка маршрута на карте, описание краеведческих объектов. |
1.6.1 | Питание в туристском походе Теория. Количество белков, жиров, углеводов в приёмах пищи. Разница в питании в зависимости от вида туризма. |
1.6.2 | Составление раскладки по продуктам на весь поход. Упаковка продуктов, их транспортировка. Практика. Составление простой раскладки продуктов на 2-х дневный поход. Контейнеры под продукты. |
1.7.1 | Туристские должности в группе Теория. Распределение обязанностей в походе: фотограф, летописец, хронометрист. Дежурство в походе. |
1.7.2 | Распределение обязанностей в туристической группе перед походом. Практика. Как правильно распределить обязанности в группе: по желанию, по выполнению задания, по способностям. Смена обязанностей в группе во время похода. |
1.8.1 | Правила движения в походе, преодоление локальных, протяжённых препятствий. Теория. Какие локальные и протяжённые препятствия встречаются чаще всего. Как преодолеть переправы в брод, переправы по бревну, спуски. Преодоление завалов, заболоченных участков. |
1.8.2 | Физическая, техническая и тактическая подготовка группы к маршруту. Практика. Нормативы по физической подготовке для участников походов. Технические приемы для преодоления локальных препятствий. Знание общей нитки маршрута, запасного варианта, количества дней в походе. |
1.8.3 | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе. Теория. Неподготовленность отдельных участников группы по физической или технической подготовке. Отсутствия товарищеских взаимоотношений в группе, нарушение дисциплины. |
1.8.4 | Связь на маршруте, использование средств связи для передачи информации. Практика. Умение использовать рацию, телефон для передачи информации. Знание международной кодовой таблицы сигналов. |
1.8.5 | Взаимодействие групп при разделении на маршруте Практика. Разделение детской группы только при наличии взрослых руководителей или заместителей руководителя. Связь с подгруппой по средствам связи, наличие картографического материала. |
1.8.6 | Порядок действий на маршруте по поиску и спасению пострадавших Практика. Разделение на группы под руководством старших. Информирование МЧС. |
1.8.7 | Преодоление локальных препятствий Практика. Преодоление переправ через реки с использованием снаряжения. Преодоление подъемов и спусков. |
1.8.8 | Преодоление протяжённых препятствий. Практика. Виды протяжённых препятствий. Преодоление заболоченного участка со слегой, альпенштоком. Преодоление завалов в лыжном туризме. |
1.8.9 | Техника передвижения на маршруте Практика. Протяженность переходов по времени в зависимости от рельефа, вида туризма. Использование специального снаряжения для передвижения по опасным участкам маршрута. |
1.9.1 | Оборудование полигона для соревнований. Согласование проведения мероприятия с администрацией. Теория. Подготовка документов для проведения соревнований. Безопасность полигона для перемещения участников соревнований. Согласование с полицией, лесничеством. |
1.9.2 | Оборудование туристических и спортивных этапов: страховка, сертификат изготовления; испытание перед применением. Практика. Подход и передвижение по этапу безопасное (ветки, мусор). Оборудование этапов судейской страховкой. |
1.10.1 | Ведение дневника в походе. Составление отчёта по походу. Теория. Ведение записей для составления отчета. Хронометраж времени передвижения, отдыха. |
1.10.2 | Составление отчёта по проведению соревнований. Теория. Форма отчёта по проведенным соревнованиям. В отчёт входят все документы от пресс-релиза до протоколов. |
1.11.1 | Задачи туристских слетов и соревнований. Теория. Для чего нужны, цели и задачи. |
1.11.2 | Организация слёта: судьи, участники. Теория. Участники слёта и их функции. |
1.11.3 | Положения о слётах и соревнованиях. Практика. Понятие. Основные разделы положения. |
1.11.4 | Подготовка полигона к соревнованиям. Практика. Маркировка маршрута передвижения команд, участников. Выявление опасных участков полигона, информирование команд. |
1.11.5 | Условия проведения. Теория. Личные, командные, лично-командные. |
1.11.6 | Оборудование, снаряжение, место проведения. Теория. Необходимое оборудование и снаряжение для проведение соревнований и слетов. |
1.11.7 | Протоколы соревнований. Теория. Заполнение отчетных документов для соревнований. Протокол сдачи дистанции. |
1.11.8 | Состав главной судейской коллегии, судьи на дистанции. Теория. Количественный состав главной судейской коллегии. Обязанности судей на этапах. |
1.11.9 | Судейство туристических слётов, соревнований по «Школе безопасности». Теория. Количественный состав главной судейской коллегии. Обязанности судей на этапах. Судейство «неспортивных» этапов. |
1.11.10 | Судейство творческих конкурсов, практических заданий, быта. Теория. Принципы и оценка судейства в творческих конкурсах. Изучение практических заданий для оценки правильности ответов и практических навыков судьями. |
1.11.11 | Общие принципы судейства: соревнования – ради спортсменов, объективность, спорные решения – только в сторону участников. Теория. Основные принципы судейства на соревнованиях, уважительное отношение к участникам соревнований. Какие спорные решения могут возникать при судействе тех или иных этапов. |
1.11.12 | Заочная форма организации судейства соревнований, конкурсов. Теория. Выполнение заданий участниками соревнований удалённо, без участия судей – судейство таких заданий и конкурсов. Разработка задания для выполнения на оценку судьями. |
1.11.13 | Организация и судейство конкурсной программы слётов. Теория. Какие критерии оценки могут быть для судейства творческих конкурсов. Представление команды, конкурс песни, конкурс быта. |
1.11.14 | Организация и судейство отчётов по походам. Теория. Соревнования в классе дисциплин – маршруты. Первенство среди степенных, категорийных походов. Методика судейства маршрутов. |
1.11.15 | Формы подведения итогов массовых соревнований. Теория. Какие виды соревнований могут входить в общий зачёт соревнований. Коэффициент каждого вида соревнований. Подведение итогов творческих конкурсов. |
1.11.16 | Информационное оборудование для опубликования и подведения итогов. Теория. Стенд для опубликования протоколов. Расположение, удобный подход. Использование компьютерных программ видеопроектора для передачи информации с компьютера на большой экран. |
1.11.17 | Онлайн трансляция итогов соревнований. Теория. Оформление протоколов, видеоматериалов на электронных ресурсах непосредственно в момент проведения соревнований. |
1.11.18 | Проведение зачетных соревнований по общей физической подготовке. Практика. Тесты на развитие физических качеств. Нормативы развития физических качеств в соответствии с категорийностью (сложностью) похода. |
1.11.19 | Формы туристических слётов и соревнований. Теория. Туристический слёт для учащихся. Туристический слёт – фестиваль по видам туризма для объединений, туристических клубов. Соревнования для популяризации спортивного туризма. |
1.11.20 | Формы организации туристических лагерей, массовых походов, туриад. Теория. Формы туристических массовых мероприятий. Туристический лагерь - как итог образовательной программы, или подготовка к походу, соревнованию. Организованное прохождение маршрутов в одном географическом районе – туриада. |
1.11.21 | Подготовка документации по проведению туриад, слётов, соревнований. Теория. Составление положения туристического мероприятия согласно нормативных документов, правил, постановлений. Согласование документации с муниципальными организациями. |
1.11.22 | Протокол церемоний открытия соревнований, награждения победителей и призёров. Теория. Подготовка сценария открытия соревнований, награждение победителей. Открытие соревнований и награждение – визитная карточка спортивного мероприятия, мотивация на развитие результатов. |
1.11.23 | Размещение информации о проведении соревнований, результатах соревнований, фото- видеоматериалов. Теория. Сбор согласий на обработку персональных данных участников соревнований. Размещение протоколов, фотографий соревнований на электронных ресурсах. |
1.11.24 | Организация туристических форумов, школ, конференций – как форм развития туризма. Теория. Туристический форум – как форма обмена информацией об интересных маршрутах, планах на будущие путешествия. Туристические школы – подготовка не только начинающих туристов, но и инструкторов по спортивному туризму. |
2. Топография и ориентирование | |
2.1.1 | Топографическая и спортивная карта. Теория. Разница между спортивными и топографическими картами. Где какие карты применяются. Легенда карты. |
2.1.1 | Условные знаки спортивных карт, топографические знаки топографических карт. Практика. Знаки спортивных карт (их меньше, запоминаются быстрее). Топографические знаки, группы знаков. Чтение карты. |
2.2.1 | «Чтение» топографических карт. Топографический диктант. Теория. Планирование маршрута на топографической карте по легенде, в легенде прописаны топографические знаки. Отгадывание топографических знаков по карточкам. |
2.2.2 | Знаки спортивных карт. Ориентирование по спортивной карте. Практика. Ориентирование на ограниченной площадке. Ориентирование по схеме. Ориентирование по карте. |
2.3.1 | Лабиринт ориентирования. Ориент-шоу. Практика. Подготовительные обучающие упражнения для овладения навыками ориентирования. Контроль выполнения задания обучающимися друг у друга, в группах. |
2.3.2 | Ориентирование по выбору. Практика. Один из простых видов ориентирования – по выбору. Соревнования в группах. Соревнования на ограниченной территории. |
2.4.1 | Измерение расстояний по карте и на местности. Практика. Способы определения расстояния на карте: линейка, нитка, курвиметр. Сопоставление расстояния на карте и на местности. Определение расстояния на местности, перенос на карту- схему. |
2.4.2 | Определение места нахождения на местности, в карте. Практика. Определение своего местоположения в карте путём трёх точек (объектов) на местности. Линейные ориентиры. Хорошо «читаемые» ориентиры. |
2.4.3 | Составление легенды маршрута. Движение по легенде. Практика. Составление легенды передвижения по маршруту в соответствии с направлением движения, хорошо «читаемых» объектов. Передвижение по легенде с применением компаса, карты – схемы. |
2.5.1 | Действия в случае потери ориентировки, обнаружение своего местонахождения, выход к людям. Практика. Успокоиться, оценить обстановку, наличие воды, пищи. Сохранять зарядку телефона (звонки только в службы оказания помощи). Возможность ориентироваться относительно сторон горизонта по небесным светилам. |
2.5.2 | «Чтение» карт горной местности, определение крутизны склонов, проходимости горных участков. Теория. Определение масштаба карты. Время передвижение и расстояние, пройденное за это время. Определение крутизны склонов по горизонталям. |
2.6.1 | Принципы работы с навигатором. Теория. Основные приемы работы с навигатором. Интерфейс навигатора, поиск в навигаторе нужной информации. Запись в навигатор информации по маршруту. |
2.6.2 | Перенос трека маршрута в навигатор, движение по маршруту, используя навигатор. Практика. Определение по навигатору свое местонахождение. Прохождение маршрута по треку в навигаторе. |
3. Краеведение | |
3.1.1 | Интересные географические объекты Тульской области. Практика. Карьеры Тульской области. Пещеры и каменоломни. Реки Тульской области. |
3.1.2 | Интересные исторические объекты Тульской области. Практика. Музеи-заповедники Тульской области. Исторические укрепления, остатки курганов. |
3.1.3 | Посещение музея – заповедника «Ясная поляна». Практика. Поход выходного дня в музей – усадьбу «Ясная поляна». Посещение Природного заповедника. |
3.1.4 | Лесной массив «Красная Звезда». Практика. Поход выходного дня в лесной массив «Красная Звезда». Наблюдение за изменением жизни леса относительно времени года. |
3.1.5 | Места добычи железной руды в районе поселков Скуратово. Теория. Город Тула – один из оружейных форпостов России. Добыча руды в 17 веке, изготовление оружия. |
3.1.6 | Изучение флоры лесного массива «Красная Звезда». Практика. Животные Тульского края. Поход выходного дня в лесной массив «Красная Звезда». |
3.1.7 | Посещение Киреевского краеведческого музея. Практика. Знакомство с историей Киреевского района. |
3.1.8 | Поход выходного дня в район посёлка Приупский. Практика. Поход выходного дня в район посёлка Приупский. Отработка полученных ЗУН. |
3.1.9 | Древние оборонительные сооружения на территории города Тулы. Теория. Древние городища – оборонительные сооружения поселений на территории города Тулы. История создания сооружений. |
3.2.1 | Маршруты по видам туризма по Тульской области. Сбор информации по району путешествия, согласование с МЧС. Теория. Какие виды туризма можно применить, путешествуя по Тульской области. Согласование с выпускающими организациями на маршрут: МКК, МЧС. |
3.2.2 | Составление нитки маршрута и запасного варианта. Планирование маршрута с учётом памятников природы и культуры Практика. Составление маршрута с учетом вида туризма, возраста обучающихся. Организация ночёвок около жилых населённых пунктов. |
3.3.1 | Возможные варианты заброски к началу маршрута. Изучение отчетов по маршруту. Изучение картографического материала. Практика. Сбор информации по маршруту. Подъезд, отъезд к началу маршрута и после завершения маршрута. Опасные места маршрута, наличие связи на протяжении маршрута. |
3.3.2 | Оформление документов для МКК погранзоны. Практика. Страховка обучающихся перед спортивным походом. Заполнение маршрутных документов. Оформление пропуска для прохода или нахождения около пограничной зоны. |
3.4 | Общественно полезная работа в путешествии, охрана памятников природы и культуры. Практика. Волонтёрская деятельность в музеях-заповедниках. Утилизация мусора по маршруту. |
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | |
4.1 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Теория. Подготовка к походу – физические нагрузки, закаливающие процедуры. Медосмотр перед походом. Правильное питание, чередование нагрузки и отдыха – залог хорошего самочувствия. |
4.2.1 | Походная медицинская аптечка Теория. Минимальный набор медикаментов. |
4.2.2 | Использование лекарственных препаратов. Теория. Правила применения медикаментозных средств из аптечки. |
4.3.1 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Практика. Юридические основы оказания доврачебной помощи. |
4.3.2 | Обработка раны, наложение повязки Практика. Приёмы обработки ран. Виды ран. Вида повязок. |
4.4.1 | Использование подручных средств для транспортировки пострадавшего. Теория. Использование общественного снаряжения для транспортировки пострадавшего. Применение личного снаряжения для транспортировки пострадавшего. |
4.4.2 | Транспортировка по рельефу. Практика. Положение корпуса пострадавшего при транспортировке относительно рельефа. Организация страховки пострадавшему. |
4.4.3 | Подъем спуск пострадавшего, используя перилла. Практика. Организация сопровождения пострадавшего при спуске или подъеме. Страховка пострадавшего и сопровождающих. |
4.4.4 | Переправа пострадавшего. Практика. Организация носилок для переправы пострадавшего. Страховка и сопровождение относительно крутизны перил. |
5. Общая и специальная физическая подготовка |
5.1 | Краткие сведения о функциональных системах организма человека. Влияние физических упражнений на здоровье. Теория. Опорно-двигательный аппарат, кровеносная система, дыхательная система. Физические упражнения как средства развития и укрепления здоровья. |
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках. Теория. Наличие справки о допуске к занятиям. Самочувствие на занятиях, самоконтроль во время выполнения упражнений. |
5.3.1 | Упражнения на развитие физических качеств. Практика. Комплексы упражнений на развитие групп мышц. Упражнения на развитие физических качеств. |
5.3.2 | Комплексы упражнений. Практика. Комплексы упражнений на развитие физических качеств Общеразвивающие упражнения. Упражнения для отработки техники вида спорта. |
5.3.3 | Упражнения на гимнастических снарядах. Практика. Силовые упражнения с собственным весом. Подтягивание, отжимание. Передвижение в висе, упоре. |
5.3.4 | Упражнения с отягощением. Практика. Упражнения на перемещение предметов. Упражнения с гантелями весом 2-4 кг. |
5.3.5 | Круговая тренировка. Практика. Выполнение упражнений на разные группы мышц. Растяжка мышц после круговой тренировки. Упражнение на расслабление. |
5.3.6 | Спортивные игры в спортивном зале. Практика. Командные виды спортивных игр. Пионербол, основы волейбола. Футбол по упрощенным правилам. |
5.3.7 | Кроссовая подготовка. Практика. Техника бега по пересеченной местности. Дистанция 2-4 км.без учета времени. |
5.3.8 | Эстафеты для отработки действий с карабином. Практика. Выполнение технических приемов в спортивном туризме в чередовании с передачей эстафеты в команде. |
5.3.9 | Беговые упражнения. Практика. Техника бега на короткие дистанции. Развитие скорости. Бег 1000 и 2000 метров на время. |
5.3.10 | Передвижение по пересеченной местности. Практика. Прохождение дистанции 5-8 км. Темп движения, отдых, питьевой режим. |
5.3.11 | Передвижение по пересеченной местности с рюкзаками. Практика. Прохождение дистанции 5-8 км. Темп движения, отдых, питьевой режим. |
5.3.12 | Спортивные игры на свежем воздухе. Практика. Борьба за знамя, перестрелка. Что можно взять в поход (съедобное - не съедобное). Спортивные игры: футбол, пионербол. |
5.3.13 | Занятия на тренажёрах. Практика. Разминка, выполнение упражнений на количество повторений, а не на вес снарядов. Страховка при выполнении некоторых упражнений на тренажерах. |
5.3.14 | Чередование упражнений на разные группы мышц. Практика. Выполнение упражнений на разные группы мышц в круговой тренировке. Выполнение упражнений на разные группы мышц в интервальной тренировки. |
5.3.15 | Упражнения на лестничном пролёте на пояс нижних конечностей. Практика. Разминка. Выполнение упражнение на подъеме по лестнице – от простого к сложному. Прыжки, забегание, перепрыгивание. |
5.3.16 | Упражнения с использование туристического снаряжения и инвентаря. Практика. Эстафеты с использованием средств самостраховки. Эстафеты на отработку техники прохождения отдельных этапов. |
5.3.17 | Упражнения на растяжку, гибкость. Практика. Выполнение растяжки ан группы мышц после силовой нагрузки. Упражнения на гибкость с использованием гимнастического оборудования. |
5.3.18 | Упражнения на развитие силы, силовой выносливости. Практика. Упражнение с отягощением. Упражнения с собственным весом. Повторения силовых упражнений после циклической работы. |
5.3.19 | Упражнения на развитие выносливости. Практика. Беговые упражнения. Кроссовая подготовка до 3-4 км.без учёта времени. |
5.3.20 | Упражнения на развитие скорости. Практика. Беговые упражнения. Пробегание отрезков 30, 60 метров с ускорением. Парные старты на 30, 60 метров. |
5.3.21 | Беговые эстафеты с использованием туристического снаряжения. Практика. Эстафеты с использованием средств самостраховки. Эстафеты на отработку техники прохождения отдельных этапов. |
5.3.22 | Эстафеты с применением туристических этапов. Практика. Эстафеты с прохождением 2-3 этапов. Прохождение отдельных этапов по 2,3 раза на время. |
5.3.23 | Лыжная подготовка. Прохождение дистанции 5 -10 км. на лыжах. Практика. Подготовка лыжного инвентаря к занятиям. Одежда и экипировка для занятий лыжной подготовкой. Техника попеременных и одновременных лыжных ходов. |
5.3.24 | Кроссовая подготовка. 3-5 км. бегом в медленном темпе. Практика. Одежда и экипировка для занятий на улице кроссовой подготовкой. Разминка, беговые упражнения. Самоконтроль при беговых нагрузках. |
5.3.25 | Велокросс 25-40 км. в среднем темпе на велосипеде (грунтовые дороги). Практика. Одежда и экипировка для занятий на велосипеде. Минимальный набор тех. аптечки. Техника вождения велосипеда по пересечённой местности. |
5.3.26 | Средства восстановления организма после нагрузок. Теория. Восстановления организма после тренировок. Правильное питание. Массаж, водные процедуры, прогулки. |
5.4.1 | Передвижение с рюкзаком по рельефу. Практика. Правильная укладка и подгонка рюкзака. Смещение центра тяжести с рюкзаком. Преодоление препятствий с рюкзаком. |
5.4.2 | Прохождение дистанции1 класса. Практика. Туристические этапы для 1-го класса дистанции. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.3 | Прохождение туристической полосы на рельефе. Практика. Туристические этапы для 1-го класса дистанции. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.4 | Прохождение туристической полосы в закрытых помещениях. Практика. Туристические этапы для 1-го класса дистанции. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.5 | Прохождение этапа «Наклонная навесная переправа вверх». Практика. Правильность пристёжки и отстёжки. Правильная работа ног. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.6 | Прохождение этапа «Навесная переправа». Практика. Правильность пристёжки и отстёжки. Правильная работа ног. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.7 | Прохождение этапа «Подъем по стенду с зацепами». Практика. Техника работы рук и ног. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.8 | Прохождение этапа «Спуск дюльфером». Практика. Быстрая и точная работа со спусковой верёвкой и с «восьмёркой». Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.9 | Прохождение этапа «Подъем по вертикальным перилам». Практика. Подъём с захватом верёвки ступнями. Подъём с пантином. |
5.4.10 | Прохождение блока этапов «Наклонная навесная вверх» - «Спуск дюльфером». Практика. Техника перестёжки с этапа на этап. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.11 | Прохождение блока этапов «Подъем по стенду с зацепами» - «Спуск дюльфером». Практика. Техника перестёжки с этапа на этап. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.12 | Прохождение блока этапов «Подъем по вертикальным перилам» - «Спуск по вертикальным перилам». Практика. Подъём с захватом верёвки ступнями. Подъём с понтином. Техника перестёжки с этапа на этап. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.13 | Прохождение блока этапов «Подъем по вертикальным перилам» - «Спуск по наклонной навесной вниз». Практика. Подъём с захватом верёвки ступнями. Подъём с пантином. Техника перестёжки с этапа на этап. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.14 | Прохождение блока этапов «Подъем по стенду с зацепами» - «Спуск по наклонной навесной вниз». Практика. Правильная работа рук и ног. Техника перестёжки с этапа на этап. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
5.4.15 | Прохождение дистанции 1 класса в закрытых помещениях на время. Практика. Туристические этапы для 1-го класса дистанции. Прохождение на технику (многократное повторение). Прохождение на результат. |
6 | Аттестация обучающихся |
Планируемые результаты
МИНИМУМ
знаний, умений и навыков по окончании обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Знания | Умения и навыки |
1. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм) | |||
1.1. | Туристские маршруты по Тульской области. Походы выходного дня, степенные походы, категорийные походы. | Основные сведения по истории развития туризма в России. Виды туризма. Основные задачи и содержание туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество» | |
1.2. | Массовое направление в спортивном туризме. Спортивный туризм – как средство развития здорового образа жизни. | Роль туризма в становлении личности. Законы, правила, нормы поведения юных туристов | |
1.3. | Личное и групповое туристское снаряжение в категорийных походах (пешеходный, водный, велосипедный виды туризма) | Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения для походов выходного дня | Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Уход за снаряжением |
1.4. | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги | Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров | Выбор места для привала, бивака. Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра. Заготовка дров |
1.5. | Подготовка к походу, путешествию | Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода | Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения |
1.6. | Питание в туристском походе | Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов | Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов |
№ п/п | Название разделов и тем | Знания | Умения и навыки |
1.7. | Туристские должности в группе | Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности | Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода |
1.8. | Правила движения в походе, преодоление локальных, протяжённых препятствий. | Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления | Соблюдение правил и режима движения. Преодоление несложных естественных препятствий |
1.9. | Техника безопасности при проведении спортивно - туристских мероприятий. | Меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах | Использование самостраховки при преодолении несложных естественных препятствий. Вязание улов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь |
1.10. | Подведение итогов туристского похода, соревнований по спортивному туризму. | Порядок подведения итогов похода | Составление отчета о походе. Ремонт снаряжения. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов |
1.11. | Туристские слеты и соревнования | Основные сведения по подготовке и проведению туристских соревнований. Виды туристских соревнований | Участие в туристских соревнованиях в качестве участника |
2. Топография и ориентирование | |||
2.1. | Понятие о топографической и спортивной карте | Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отличительные свойства. Различия топографических и спортивных карт | Определение масштаба и расстояния по карте. Копирование участков маршрута на кальку |
2.2. | Условные знаки | Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа | Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте |
2.3. | Виды спортивных соревнований по ориентированию | Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение | Измерение и построение азимутов |
2.4. | Составление маршрута | Устройство компаса. Четыре действия с компасом. Понятие «ориентиры» | Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса |
№ п/п | Название разделов и тем | Знания | Умения и навыки |
2.5. | Способы ориентирования в горной местности | Способы измерения расстояния по карте и на местности. Использование курвиметра | Измерение расстояний на карте и на местности |
2.6. | Ориентирование с использование навигатора | Способы ориентирования с помощью карты в походе. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Организация разведки маршрута. Движение по легенде | Определение ориентиров движения, способов привязки, точки стояния. Сохранение направления движения |
3. Краеведение | |||
3.1. | Родной край, его природные особенности, история, известные земляки | Основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края. Транспортные магистрали. Основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края | |
3.2. | Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | Памятники истории, культуры и природы родного края. Музеи | Разработка маршрута по интересным местам своего края |
3.3. | Изучение района путешествия | Планирование маршрута с учетом посещения интересных мест. Сбор краеведческих сведений о районе похода | Разработка маршрута и сбор краеведческих сведений |
3.4. | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | Порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте | Выполнение краеведческих заданий на маршруте. Изучение краеведческих объектов |
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | |||
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | Гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды и обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом | Уход за телом, одеждой и обувью. Подбор одежды и обуви для занятий и похода. Комплекс упражнений утренней зарядки |
4.2. | Походная медицинская аптечка | Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста | Подбор состава медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход. Применение медицинских препаратов |
№ п/п | Название разделов и тем | Знания | Умения и навыки |
4.3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | Правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок | Оказание первой доврачебной помощи. Способы обеззараживания воды |
4.4. | Приемы транспортировки пострадавшего | Способы транспортировки. Определение способа транспортировки пострадавшего | Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего |
5. Общая и специальная физическая подготовка | |||
5.1. | Краткие сведения о функциональных системах организма человека. Влияние физических упражнений на здоровье | Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предупреждение травматизма | |
5.2. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | Значение врачебного контроля и самоконтроля | Осуществление самоконтроля и ведение дневника самоконтроля |
5.3. | Общая физическая подготовка | Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам | Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке |
5.4. | Специальная физическая подготовка | Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц |
Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график (Приложение №1).
Учебно-воспитательный процесс обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) дополнительной общеразвивающей программы «Спортивный туризм», осваиваемой обучающимися.
Он осуществляет организацию деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворению потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплению здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечению достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы. Отвечает требованиям Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 5 мая 2018г. №298н.
Важным условием реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный путешественник» является достаточный уровень материально-технического обеспечения.
Оборудование
- Секундомер электронный - 2 шт.
- Пила двуручная в чехле 1 шт.
- Топор в чехле – 2 шт.
- Тросик костровый – 1 шт.
- Тент хозяйственный – 1 шт.
- Клеенка кухонная - 2 шт.
- Посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т.д.) – компл.
- Котлы туристские (3 шт.) - компл.
Снаряжение
- Палатки туристские - компл.
- Тенты по палатки - компл.
- Веревка основная (40 м.) - 2 шт.
- Веревка вспомогательная (60 м.)- 2 шт.
- Лопата саперная в чехле - 1 шт.
- Рулетка 15-20 м – 1 шт.
- Планшет для глазомерной съемки местности - 1 шт.
- Карандаши цветные, чертежные - компл.
- Транспортир - 2 шт.
- Карты топографические учебные - 2 компл.
- Учебные видеокассеты – компл.
- Канистра 5 л. - 2 шт.
- Веревка основная (30 м.) - 2 шт.
- Репшнуры (длина 2-3 м., диаметр 6-8 м.)
- Страховочная система - 8 шт.
- Карабин туристский - 20 шт.
- Альпеншток - компл.
- Компас жидкостный - компл.
- Курвиметр - 2 шт.
- Призмы для ориентирования - компл.
- Коврик туристский – компл.
- Ледоруб - 4 шт.
- Рукавицы брезентовые - 10 шт.
- Спальный мешок - компл.
Ремонтный набор
- Иглы разные – 4 шт.
- Нитки разные - 3 кат.
- Проволока медная, алюминиевая - набор
- Шило – 1 шт.
- Пуговицы разные - набор
- Куски ткани (разные) - набор
- Резинки разные - набор
- Запасные пряжки (разные) - набор
- Гвозди мелкие - 20 шт.
Методы формирования у обучающихся знаний и навыков обусловлены планируемыми результатами освоения данной программы.
Как отмечено в пояснительной записке, занятия с обучающимися предполагается проводить со всей группой учащихся одновременно в виде практических занятий в помещении, на местности. Теоретические знания сообщаются детям в ходе практических занятий. Такой подход к организации занятий представляется оптимальным для решения педагогических задач по стимулированию интереса детей к туризму, развития у них самостоятельности, инициативности, творчества.
Практические занятия целесообразно проводить в виде коллективного обсуждения конкретной задачи по подготовке к конкретному походу или поездке на соревнования и поиска ее решения методом «мозгового штурма». В качестве отправной точки для коллективного обсуждения проблем могут служить вопросы: «Какие вещи нужно брать в поход (соревнования) с ночевкой, чтобы не замерзнуть и не упасть под тяжестью рюкзака?», «Какие
продукты можно брать в поход (соревнования), чтобы участники были сыты и не было угрозы получить отравление?», «Как пройти маршрут без травм и обращения к спасателям?» и т.д.
Кроме того, целесообразно предусмотреть выполнение упражнений, направленных на закрепление определенных знаний и навыков (определение топографических знаков на карточках, ориентирование карты по компасу, установка палатки, распределение вещей в рюкзаке, наложение повязки и т.д.) а также тематических игр, которые могут быть разработаны педагогом или заимствованы из соответствующих пособий или электронных образовательных ресурсов.
В результате освоения очередной темы каждый обучающийся должен не только получить представление об отдельных сторонах туристского похода (соревнованиях), но видеть осязаемый результат:
- знать маршрут похода (соревнований) и уметь описать его родителям;
- унести домой список личного снаряжения, понимать, какую обувь и одежду нужно взять в поход (соревнования);
- знать, что из общественного снаряжения должна выделить конкретная семья для организации похода (топор, пилу, рукавицы и т.д.);
- иметь список продуктов для похода (соревнований) и понимать, как они будут приобретаться;
- получить список медицинской аптечки и понимать, какие лекарства необходимо взять ему лично (при необходимости);
- какие краеведческие сведения о маршруте должен добыть он лично, какую должность он будет исполнять в походе и т.д.
То есть, занятия по программе лучше всего организовать в форме подготовки к походу, перспектива участия в котором будет поддерживать интерес детей к занятиям, а также придавать осмысленность и целесообразность их деятельности.
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Как отмечено в пояснительной записке, промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам участия обучающихся в походах и соревнованиях.
Так же показателем успешного освоения ребенком программы служит активное посещение занятий, заинтересованность в решении задач по подготовке похода, участие в нем.
Учебно – методический комплекс
- Нормативно-правовая база:
-Концепция о правах ребенка;
-Конституция Российской федерации;
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996- р);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 613 н);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Календарный учебный график (Приложение №1);
- иллюстративный материал,
- контрольно-измерительный материал,
- дидактический материал:
- Фильмы о походах.
- Фильмы о технике пешеходного туризма или мультимедийные презентации туристских маршрутов.
- Топографические карты – 15 шт.
- Карточки для изучения топографических знаков.
- Карты различных видов (административные, топографические и т.д.) и различного масштаба.
- Карточки для закрепления знаний по темам «Пригодные для похода продукты», «Состав медицинской аптечки», «Личное
снаряжение», «Групповое снаряжение» и т.д.
- образцы снаряжения,
- наглядные пособия по темам,
- занимательный, развивающий материал,
- конспекты мастер – классов по туристско-краеведческой тематике, 10.презентации по туристско-краеведческим темам.
11.Видеоматериалы о походах и соревнованиях
Список литературы
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
- Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М. ФиС.: 1983г.
- Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
- Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Герман Ю.В. Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию.- М.: ФиС, 1978.
- Иванов В.Д., Федотов Ю.Н. Организация и проведение соревнований по горному туризму. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
- Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М., Профиздат, 1984.
- Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
- Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
- Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
- Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000.
- Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-
краеведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
- Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии. М.: 2004г.
- Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989.
- Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Правила соревнований по различным видам туризма (туристскому многоборью).
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990.
- Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? М.: 1996г.
- Школа альпинизма. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: Метод.
рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М.: 1992.
- Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – 2-е перераб., доп. изд. – М.: ФиС, 1983.
- Физическая подготовка туристов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера»
Выступление на краевом семинаре по НТМ: "Путь к мастерству по теме: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный Ньютон
Дополнительная общеразвивающая программа"Юный Ньютон"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный техник"
Программа объединения «Юный техник» нацелена на помощь школьникам в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов.В современную эпох...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный блогер"
Программа «Юный блогер» имеет социально-педагогическую направленность и стартовый уровень сложности. Данная программа направлена на: поддержку и развитие интереса учащихся к информационно-...