Программа дополнительного образования "Юный путешественник"
рабочая программа на тему
Программа кружка "Юный путешественник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzh_yunye_puteshestvenniki.docx | 52.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества
муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
Утверждена на заседании Совета
МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское
«__20_» сентября 2014 года
Дополнительная образовательная программа
« Юный путешественник»
Срок реализации: 2 года
Автор программы: Хасанова Р.Б.
педагог дополнительного образования
МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское
2014 год
Путешествия помогают понять красоту пространства
и бесценность времени.
- Пояснительная записка
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешес-твенников» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится на добровольных началах.
Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 6-9 классы.
Цели программы:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- знакомство с народами и странами мира;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету география;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
- Русские путешественники, прославившие Россию.
- Современные российские географические средства массовой информации.
- Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
- Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
- Я – туристический гид.
- Страна, в которой я мечтаю побывать.
- Мировые экологические проблемы человечества.
- Этот континент меня удивил.
- Эти уникальные животные требуют защиты человека.
- Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
- Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
- Мои кроссворды и викторины по географии.
- В этих местах я был(а).
- «Семь чудес Башкортостана»
- Моя презентация (тема определяется учащимся).
- Природные достопримечательности Архангельского района РБ
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок рассчитан на 140 часов, по 2 часа в неделю в течении 2 лет.
- Содержание программы 1 года
- Введение (2 час)
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на 1 год. Инструктаж.
Тема 1 . Гипотезы о происхождении Земли (2 часа)
Тема 2. Жизнь на Земле (4часа)
Появление первых организмов на Земле; Первые растения и животные; Появление первых людей и их развитие.
Тема 3. Путешествуем по природным зонам мира (10 часов)
Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система; Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности; Природные зоны мира (Саванны, Пустыни и полупустыни, Леса и степи.)
Тема 4. Отправляемся в плавание по Мировому океану (12 часов)
Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан; Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана; География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.
Тема 5. Знакомимся с великими реками мира и водопады (14 часа)
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. Амазонка – великая река мира; Путешествие по Меконгу; Окаванго – загадочная река Африки; Колорадо – река застывшего камня; Нил - самая полноводная река Африки; Анхель - самый высочайший водопад мира; Ниагарский водопад, водопад Виктория и другие водопады мира.
Тема 6.Великие озера мира.(6часа)
Великие озера Северной Америки; Африканские озера. Озера Евразии
Тема 7. Горные системы мира.(6 часов)
Гималаи - самые высокие горы мира; Горные системы Америки; Высокие горы Евразии.
Тема 8. Путешествуем материкам (12 часов)
Путешествие по континентам: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Подведение итога работы кружка за 1 год работы(2 часа)
III. Содержание программы 2 года
Введение(2 час)
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на 2 год. Инструктаж.
Тема 1. Животный и растительный мир.(10 часов)
Флора и фауна Австралии; Особенности животного мира Африки; Разнообразие природы Северной Америки; Животные и растения Евразии. Природа Южной Америки.
Тема 2. Путешествие по странам мира и население. (24 часа)
Страны Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Кения, ЮАР, ); Океания; Страны Северной Америки (Канада. США, Мексика, Ямайка, Куба); Страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили) Страны Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Великобритания, Чехия, Ватикан); Страны Азии (Индия, Китай, Вьетнам, Турция, Индонезия Саудовская Аравия)
Тема 3 . Туристические маршруты по России (20 часов)
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира; Особенности природы России; Природные богатства России и породные условия; Карелия – край озер; Великий Кавказ; Седой Урал; Уникальный Байкал; Удивительное Приморье; Неспокойная Камчатка; Старинные русские города Центральной России;
Тема 4 . Путешествие по родному краю.(10часов)
Особенности природных условий республики Башкортостан; Население и хозяйственная деятельность; Флора и фауна родного края, Красная книга РБ; Башкирский Национальный заповедник и Южно-Уральский заповедник; Семь чудес света Башкортостана.
Тема 5. Экологические проблемы (2 часа)
Экологические проблемы человечества. Пути их решения.
Заключительные занятия – 2 часа
Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.
- Тематическое планирование 1 год
№ п/п | Тема | Форма занятия | Кол.-во часов | Дата |
Введение (2 часа) | Вводное занятие | 2 | ||
1. | Гипотезы о происхождении Земли | Лекция | 2 | |
2. | Жизнь на Земле (4 часа) 1.Появление первых организмов на Земле. Первые растения и животные. 2.Появление первых людей и их развитие | Лекция с элементами беседы | 2 2 | |
3. | Путешествуем по природным зонам мира(10 ч)
| Теоретическое занятие Занятие - практикум Практическое занятие Видео путешествие | 2 2 2 2 2 | |
4. | Отправляемся в плавание по Мировому океану(12 ч) 1.Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан 2. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана; 3.География Атлантического океана 4.География Тихого океана 5.География Индийского океана 6.География Северного Ледовитого океана. | Теоретическое занятие Лекция Практическое занятие Видео путешествие Видео путешествие | 2 2 2 2 2 2 | |
5. | Знакомимся с великими реками мира и водопады (14 часа) 1.Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. Амазонка – великая река мира; 2.Путешествие по Меконгу; 3.Окаванго – загадочная река Африки; 4.Колорадо – река застывшего камня; 5.Нил - самая полноводная река Африки; 6.Анхель - самый высочайший водопад мира; 7.Ниагарский водопад, водопад Виктория и другие водопады мира. | Теоретическое занятие Лекция Практическое занятие Видео путешествие Занятие-презентация
| 2 2 2 2 2 2 2 | |
6. | Великие озера мира.(6часа) 1.Великие озера Северной Америки; 2.Африканские озера. 3.Озера Евразии | Видео путешествие Занятие-презентация | 2 2 2 | |
7. | Горные системы мира.(6 часов) 1.Гималаи - самые высокие горы мира; 2.Горные системы Америки; 3.Высокие горы Евразии. | Видео путешествие Занятие-викторина | 2 2 2 | |
8. | Путешествуем материкам (12 часов) 1.Путешествие по континентам: Евразия; 2 Путешествие по континентам: Сев. Америка; 3. Путешествие по континентам: Юж. Америка; 4.Путешествие по континентам: Австралия; 5Путешествие по континентам: Антарктида; 6.Путешествие по континентам: Африка. | Видео путешествие Видео путешествие Занятие-презентация | 2 2 2 2 2 2 | |
9. | Подведение итога | Круглый стол | 2 | |
Итого за 1 год | 70 часов | |||
Тематическое планирование на 2 год | ||||
Введение(2 час) | Вводное занятие. | 2 | ||
1. | Тема 1. Животный и растительный мир.(10 часов) 1.Флора и фауна Австралии; 2.Особенности животного мира Африки; 3.Разнообразие природы Северной Америки; 4.Животные и растения Евразии. 5.Природа Южной Америки. | Теоретическое занятие Лекция Практическое занятие Видео путешествие | 2 2 2 2 2 | |
2.
| Путешествие по странам мира и население. (24 часа) 1.Страны Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Кения, ЮАР); 2.Океания; 3.Страны Северной Америки (Канада. США, Мексика, Ямайка, Куба); 4.Страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили) 5.Страны Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Великобритания, Чехия, Ватикан); 6.Страны Азии (Индия, Китай, Вьетнам, Турция, Индонезия Саудовская Аравия) | Теоретическое занятие Лекция Практическое занятие Видео путешествие Занятие-конференция |
4 4 4 4 4 4 | |
3. | Туристические маршруты по России (20 часов) 1.Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира; 2.Особенности природы России; 3.Природные богатства России и породные условия; 4.Карелия – край озер; 5.Великий Кавказ; 6.Седой Урал; 6.Уникальный Байкал; 7.Удивительное Приморье; 8.Неспокойная Камчатка; 9.Старинные русские города России (Новгород, Москва, Санкт- Петербург, Казань, Уфа) | Практическое занятие Видео путешествие Занятие-презентация Видео путешествие Занятие- конференция |
2 2 2 2 2 2 2 2 4 | |
4. | Путешествие по родному краю.(10часов) 1.Особенности природных условий республики Башкортостан; 2.Население и хозяйственная деятельность; 3.Флора и фауна родного края, Красная книга РБ; 4.Башкирский Национальный заповедник и Южно-Уральский заповедник; 5.Семь чудес света Башкортостана. | Практическое занятие Видео путешествие Занятие-презентация Экскурсия | 2 2 2 2 2 | |
5. | Экологические проблемы (2 часа) 1.Экологические проблемы человечества. Пути их решения. | Лекция. Деловая игра | 2 | |
6. | Заключительные занятия(2 часа) | Защита проектов | 2 |
По окончании первого года обучения учащийся должен:
- владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
- уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
- знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- определиться в выборе дальнейшего курса обучения;
- уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.
По окончании второго года обучения учащийся должен:
- уметь собирать краеведческую информацию;
- знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
- иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
- уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию;
- уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
- уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
- приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
- уметь написать реферат, статью.
Методическое обеспечение работы кружка
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
6. Телевизор
- Литература для учителя:
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999. 3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997. 4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005. 5.Интернет ресурсы.
- Литература для учащихся:
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974 2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981. 3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999. 4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980. 5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986. 6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981. 7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990. 8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов, М.: Педагогика, 1981. 9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992. 10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004. 11.Интернет ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ
Инструктажа по технике безопасности
- Правила поведения во время работы с географическим инвентарем
- Правила поведения во время прогулок, туристических походов, экскурсий и гуляний. Поведение на вышеуказанных мероприятиях.
- Поведение и охрана безопасности жизни детей при перевозке на автотранспортных средствах.
- Правила проведения практических работ по предмету в помещении школы
- Правила проведения полевых практических работ по предмету. Правила поведения на полевых внеклассных работах.
- Правила внешнего вида во время работы в школе и за ее пределами. Как нужно одеваться на полевые работы?
- Профилактика заболеваний перед выходом из школы на полевые и практические работы.
Инструктаж проводится два раза в год:
- на первом учебном занятии первого полугодия
- на первом занятии второго полугодии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Рабочая программа курса «Великие путешественники»
Цель курса:Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками....
Рабочая программа "Клуб юных путешественников"
Программа «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общ...
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе...
Программа кружка "Клуб путешественников"
Материал включает пояснительную записку, тематическое планирование занятий кружка по географии для учащихся 5 класса...