Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии
план-конспект урока по географии (6 класс)
Материал в основном для 6 класса. Можно использовать как на уроках, так же в неурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publ.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии».
Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Вольтер
Форма проведения: урок импровизация.
Цель: создание условий для передачи опыта по применению метода проектной деятельности на уроках географии.
Задачи:
1. показать способы применения проектной технологии на уроках географии;
2.отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.
Оборудование: ПК, проектор, рабочие листы, раздаточный материал.
Добрый день, дорогие коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе по теме: «Проектная деятельность учащихся на уроках географии».
Комментарии: Современному обществу нужны люди, обладающие такими качествами как: самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения самостоятельно, и в группе, умение творчески относится к выполнению поставленной задачи, желание постоянно учиться новому. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Метод проектов относится к педагогическим технологиям, с которыми человечество входит в двадцать первый век. По своей сути он является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний»
Ход мастер-класса.
Давайте вместе с вами вспомним особенности метода проектов: типы проектов по доминирующей деятельности учащихся, этапы деятельности учащихся, уровни проблемности, в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности. Для этого прошу Вас разделиться на 3 группы. Каждая группа получает задание:
1. Этапы деятельности учащихся: (расставить в нужной последовательности)
1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.
2 этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.
3 этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.
4 этап: получение конечного продукта и его защита.
5 этап: рефлексия деятельности учащихся.
2. Группы проектов по доминирующей деятельности учащихся: (сопоставить проект с деятельностью ).
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
3. Уровни проблемности: (определить последовательность уровней)
Первый уровень-учитель сам формулирует проблему и решает её. Второй уровень- учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает. Третий уровень - учитель создает проблемную ситуацию, а ученики решают её самостоятельно. Четвёртый уровень - учащиеся из информации учителя находят проблему и сами её решают.
Давайте посмотрим результаты вашей работы (слайды) и ответим на вопрос «Что является самым необходимым в технологии проектов?»
Правильно, прежде всего, для организации обучения
методом проектов необходимо наличие проблемы. Проблема должна быть такой, чтобы ее решение опиралось на известные ученикам знания, способы мышления и методы решения. Иногда кажется, что вычленить проблему это трудно. Давайте попробуем вместе определить проблемы в следующих ситуациях: (раздаю тексты, определяем проблему).
Комментарии:
Надеюсь, вы поняли, что выявить проблему не так сложно, как кажется. А вот что касается времени, по продолжительности проведения выделяют проекты
- краткосрочные;
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
Если мы говорим об урочной деятельности, то какие проекты мы должны выбрать. Конечно это мини проект. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 45 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Самое сложное в урочном мини проекте – это научить детей за короткий промежуток времени извлекать недостающие знания для решения проблемы, поэтому часто предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, и им остается только выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме.(Слайд)
-Предлагаю информацию в виде готовой таблицы: мини проект по теме « Электроэнергетика» в 9 классе, где показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городе Мурманске», учащиеся не только изучают принципы размещения всех типов электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые знания в нестандартной ситуации, находят в таблице аргументы в пользу той электростанции, размещение которой наиболее целесообразно в нашем городе.
-При закреплении темы в 6 классе «План местности» организую урок мини проект, где учащиеся, используя текст (составляю сама) переводят текстовую информацию в графическую. Знания о масштабе, азимуте, условных знаках учащиеся применяют для решения столь важной жизненной ситуации - умении составлять план местности.
Ход мастер-класса.
Давайте вместе попробуем выполнить мини-проект на уроке – повторение темы «Африка» Мы изучили историю исследования материка, растительный и животный мир, страны и население. Базируясь на этих знаниях, попробуйте решить следующую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие на «черный континент». И нам необходимо к нему подготовиться: вспомнить, кого и что мы можем встретить на своем пути». Каждая группа получает карточки, и выполняя задание, заполняет таблицу.
Задание распределяю между группами.
1. выбрать животных, населяющих континент, ответить на вопрос: В какой части Африки обитают эти животные, почему вы так думаете? (предлагаю картинки животных разных континентов) 2. выбрать растения континента, ответить на вопрос: Какие особенности имеют растения Африки? (предлагаю картинки растений разных континентов). 3. выбрать народы, населяющие континент, ответить на вопрос: Какие особенности имеют жители Африки, чем их можно объяснить? ( предлагаю картинки представителей и других континентов). 4.выбрать государства континента и записать их в порядке расположения с севера на юг. ( предлагаю картинки с флагами стран).
Отбирая необходимые картинки для своей будущей экспедиции, обнаруживаем знания (климат, природа, население), которые и используем для решения проблемной ситуации, получаем информацию о том, к чему надо готовиться членам экспедиции на Африканский континент.
Проверяем, готовы ли Вы к экспедиции на самый жаркий континент.(слайд)
?Выполнили ли мы проект? Да, ведь (слайд)
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы.
И в нашей работе есть все ШЕСТЬ «П»
Ход мастер-класса.
В конце мастер-класса его участникам предлагается провести его оценку.
Рефлексия.
Уважаемые участники мастер-класса, пожалуйста, выскажите свое мнение, закончив предложение.
1.Сегодня я узнал
2.Было интересно
3.Я понял, что
4.Мне захотелось
5.Теперь я могу
ЛИТЕРАТУРА:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%.. 2..http://steshka.ru/
3..Е.С.Полат.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
4. Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Издательский центр Академия 2010
5. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие.- Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.-24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"
Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе. В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исто...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".
Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....
Мастер-класс на тему: «Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках родного языка»
Современный творческий урок, в основе которого лежит развивающее, личностно-ориентированное обучение, обязательно несет в себе рефлексивный характер, предусматривает рефлексивную деятельность как обуч...
Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».
Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии»....
Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...