Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
статья по географии

Жалсабон Людмила Владимировна

 Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности:

- подготавливает школьников к изучению нового предмета;

- позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;

- усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности;

- активизирует познавательную, творческую деятельность

- развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Методическая разработка

«Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся  на уроках  географии и во внеурочной деятельности»

Содержание

  1. Введение ----------------------------------------------    2 стр
  2. Основная часть --------------------------------------    4 стр
  3. Заключение ------------------------------------------- 13 стр  
  4. Использованная литература-----------------------  15 стр
  5. Приложения-------------------------------------------  16 стр

Введение

     Современные требования к идее образования предполагает замену формулы «Образование на всю жизнь» формулой «Образование через всю жизнь». Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования в соответствие с его природособразными способностями и с учетом его потребностей, интересов в учебе, будущей социализации и адаптации в современной быстро изменяющейся социокультурной среде.

        ГБОУ Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования многие годы является образовательным учреждением для детей из малых населенных пунктов Селенгинского района, детей из многодетных, малообеспеченных семей. Большинство учащихся в классах нашей школы это дети с низким уровнем готовности к обучению в школе,  дети из малых бурятских сел (с.Енхор, с. Бургастай, с. Зурган – Дэбэ, с. Дэбэн) перед ними стоит проблема языкового барьера, нередко к нам поступают учащиеся  с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это дети  с низким уровнем интеллектуальных способностей. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу. В классах обучаются и дети, которые хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности. Исходя из этого свою педагогическую деятельность я строю на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода к каждому ученику.

Основная часть

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

            Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.  Нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

           Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников. Применяемая в моей работе технология ИСУД по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии.

Цель: Выявление и создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через использование технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности) и использование метода проектов.

Задачи: - развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей школьников;

              - формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по географии;

              -  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

              - обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных    видах деятельности;

              - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

В своей работе остановилась на концепции личностно – ориентированного обучения, так как считаю ее наиболее приемлемой для нашей школы. Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), согласно классификации А.А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели.

География традиционно относится к структурно-ориентированным предметам наряду с математикой, физикой, химией, биологией. Считается, что это предметы, где изучаются устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы, без субъективизма по отношению к содержанию. Эти предметы дают возможность отрабатывать предметные навыки, позволяют реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.

Как показывает мой многолетний опыт, у меня есть учащиеся, для которых изучение географии «не интересно» и «не «нужно». А есть учащиеся, которым требуется постоянное внимание, их увлекает мой предмет, они с энтузиазмом берутся за любое творческое задание. Использование и освоение педагогической технологии ИСУД – дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса позволяет реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы с учеником, которые обеспечат каждому свой, индивидуальный путь к успеху.

В своей работе применяю разнообразные и хорошо организованные ресурсы обучения: учебники, рабочие тетради, методическая литература, оснащенный кабинет, медиаоснащение, компьютерные программы. Но возникает ситуация когда с одной стороны сам предмет география – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Данная технология позволяет реализовать целенаправленную встречу этих двух разнообразий – ученика  и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика.

 В таблице 1 обозначены условные меры для педагогической диагностики определения относительного уровня достижения или развития каждой из составляющей учебного успеха. Зачастую некорректная оценка учителем учебных возможностей ученика приводит последнего к  неуспеху. Знаниям и практическим навыкам учитель может научить, а навыки еще надо тренировать для того, чтобы они стали «инструментом успеха» для ученика. Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха  - можно только воспитывать. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурс учебного успеха

Параметры ИСУД

Единица или система измерения

«знаю»

Объем и качество знаний

обученность

Оценка по предмету

«умею»

Предметные и общеучебные навыки

Организационные навыки

Коммуникативные навыки

Информационные навыки

Мыслительные навыки

0(недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2(оптимальный уровень)

«могу»

Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процесс

внимание

0(недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2(оптимальный уровень)

память

модальность

А (ауд), В (виз), К (кин)

Доминирование полушарий мозга

Л(лев), П (прав), Р(равн)

«хочу»

Уровень развития мотивационно –потребностной сферы

социально-духовный    

социальный

познавательный базовый

Сущность обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика.

Сама же матрица индивидуального стиля учебной деятельности (матрица ИСУД), это открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости. Местом ее «рождения» по праву считается московская школа № 196, где в 1998–2002 гг. под руководством автора Галеевой Н.Л. проходила опытно-экспериментальная работа.

В результате определились требования к компетентности учителя как субъекта, реализующего данную технологию:

  •  умеет диагностировать актуальный уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу ИСУД, используя данные психолого-педагогической диагностики;
  • проектирует, выбирает из методических пособий картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица ИСУД;
  • умеет путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с картотекой выбрать необходимые для него формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета:

I шаг: учитель организует проведение контрольно–методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета;

II шаг: по результатам анализа КМС педагог выделяет группу учащихся с низким уровнем обучаемости и начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих ребят (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации);

III шаг: заполненная матрица учебного успеха каждого ученика является основой выбора форм и видов заданий, комфортных для ребенка (в процессе диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (в процессе этапа отработки и обобщения ЗУН);

IV шаг: в феврале-марте учитель снова проводит КМС на определение уровня обучаемости, уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и др., оценивает динамику изменений параметров ИСУД.

         В течение уже нескольких лет работаю по технологии ИСУД  с последующей диагностикой учащихся 5-7 класса с целью выявить и развивать способности учащихся. Ниже приведены данные о том, как каждый из выделенных параметров учебного успеха проявляется в деятельности ученика, каково значение каждого параметра для моей профессиональной деятельности и какими мерами измеряется уровень развития каждого из выделенных параметров.

Обученность  - объем и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается отметкой по предмету по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра зависит от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем «ближе»  к ученику должен находиться учитель. Различают три уровня обучаемости:

  • 3 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений)
  • 2 уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)
  • 1 уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.

Следующим шагом после выявления способностей через технологию ИСУД учащихся происходит дифференциация заданий, использую собственную методическую копилку заданий.

Я отталкиваюсь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. Таким образом, определив параметры учащихся по технологии ИСУД, я разграничила особенности работы учащихся, которые способны к проектно-исследовательской технологии. Личность в своем социальном развитии проходит стадию любопытства, любознательности, творческого поиска.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию  фактических знаний, а на их применение приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

        Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом моих рекомендаций. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные стандартом ФГОС. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. При работе над проектами по географии, краеведению можно выделить несколько видов проектов:

- исследовательский (имитация научного иследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) – реферат, доклад, научная статья.

- реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки

- творческий (описание творческой деятельности)

Совместная деятельность ученика и педагога позволяет представить результаты, как на уроке, так и на научно-практической конференции.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектно-исследовательской деятельностью. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Использование этих технологий мне позволило разнообразить формы и методы обучения, активизировать учащихся к индивидуальному стилю учебной деятельности.

Ниже привожу созданную программу факультативного курса «Мой край родной», которая участвовала во Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей», организованный издательством «Учительская газета», имеет положительную рецензию №09-Р/101. В 2018 году была доработана и заслушана на методическом совете школы, на семинаре учителей географии Селенгинского района, которая была одобрена и рекомендована для пользования на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Программа факультативного курса

по краеведению

«Мой край родной»

Учитель географии: Жалсабон Л.В.

обсужден на РМО

«__ »________________20__ года

одобрена методическим советом школы

« __ »____________________20__ года

Подпись: __________________

Зав. по УВР Дугаржапова Т.Д.

2018 год

Актуальность

В современных условиях работы общеобразовательной школы, при наличии различных вариативных планов возникает проблема регионального изучения края. Использование инновационных педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Современная программа очень мало отводит времени на изучение своего края. Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Изменение в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Одними из таких направлений являются исследовательская и проектная деятельность учащихся. Уникальность изучаемого курса состоит в том, что данный практико-ориентированный проект знакомит учащихся с  жизнью своего края, природой края, населением и хозяйственной деятельностью через исследовательскую и проективную деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью, по мнению А.В. Леонтовича кандидата психологических наук, понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Данная деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.

         Современные требования к идее образования предполагает замену формулы «Образование на всю жизнь» формулой «Образование через всю жизнь». Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования в соответствие с его природособразными способностями и с учетом его потребностей, интересов в учебе, будущей социализации и адаптации в современной быстро изменяющейся социокультурной среде.

        ГБОУ Новоселенгинская школа – интернат среднего (полного) общего образования многие годы является образовательным учреждением для детей из малых населенных пунктов Селенгинского района, детей из многодетных, малообеспеченных семей. В связи с модернизацией в системе образования России в 2004 году, школа – интернат работает над программой развития школы «Общеобразовательная национальная школа – интернат с художественно – эстетическим направлением», целью которой является создание в школе единого учебно-воспитательного пространства для реализации оптимального обучения, творческого развития и духовно – нравственного воспитания школьников. В школе–интернат обучается 185 учащихся, из них дети–сироты – 4 чел., дети, лишенные родительского попечения – 9 чел., дети из неполных семей – 30 чел., дети из многодетных семей – 40 чел., дети из неблагополучных семей – 36 чел., дети из малообеспеченных семей – 50 человек.

анализ успеваемости и посещаемости

по Новоселенгинской школе - интернат

полного

 общего образования за последние 3 года

года

успеваемость

качество знаний

2004 - 2005

97,8

24,2

2005 - 2006

96,1

22,7

2006-2007

98,5

29,3

Большинство учащихся в классах нашей школы это дети с низким уровнем готовности к обучению в школе,  дети из малых бурятских сел (с.Енхор, с. Бургастай, с. Зурган –Дэбэ, с. Дэбэн) перед ними стоит проблема языкового барьера, нередко к нам поступают учащиеся  с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это дети  с низким уровнем интеллектуальных способностей. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу. В классах обучаются и дети, которые хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности. Исходя из этого свою педагогическую деятельность я строю на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода к каждому ученику.

Изучение географии предполагает адекватное объективное  восприятие окружающей среды, где учащийся при помощи учителя подготовил собственную траекторию обучения максимально приближенную к профессии. Познание учащимися окружающего мира должно быть деятельностным.

Большинство учащихся в классах нашей школы это дети с низким уровнем готовности к обучению в школе,  дети из малых бурятских сел (с.Енхор, с. Бургастай, с. Зурган –Дэбэ, с. Дэбэн) перед ними стоит проблема языкового барьера, нередко к нам поступают учащиеся  с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это дети  с низким уровнем интеллектуальных способностей. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу. В классах обучаются и дети, которые хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности. Исходя из этого свою педагогическую деятельность я строю на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода к каждому ученику.

Изучение географии предполагает адекватное объективное  восприятие окружающей среды, где учащийся при помощи учителя подготовил собственную траекторию обучения максимально приближенную к профессии. Познание учащимися окружающего мира должно быть деятельностным.

        Таким образом, применение вопросов и заданий различных уровней придает проверке не только контролирующую, но одновременно обучающую и развивающую функции.

Одно из важнейших задач на уроке географии считаю организацию самостоятельной работы учащихся на уроке. Формирование практических умений и навыков, учащихся в процессе обучения географии - есть основа практических методов обучения. Я использую на уроках самостоятельные и практические работы, которые направлены на применение, углубление и развитие умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению  новыми умениями.

Например: Практическая работа №21 в 6 классе.

Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Цели работы: 1. Выделить типичные природные комплексы своей местности и оценить их изменение под влиянием хозяйственно деятельности человека.

2. На примере своей местности научиться составлять по типовому плану описание природных комплексов и оценивать их изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Последовательность выполнения работы

  1. Подготовить полевой дневник
  2. Ознакомиться с природными комплексами, имеющими в вашей местности
  3. Опишите 3 наиболее типичных для вашей местности природных комплекса по плану.
  4. Сделайте запись по форме

План описания

1 участок

2 участок

3 участок

Назовите исследуемый комплекс (по форме рельефа, по  растительности)

Определите формы рельефа, горные породы, почвы, глубоко ли залегают подземные воды, характер растительности (скудная, богатая), виды растений и животный

  1. Сравните исследуемые участки и сделайте вывод о связях между отдельными компонентами и причинах отличия комплексов.
  2. Осмотром установите, какие изменения внес человек в природные комплексы. Предложите свои меры по их охране.

После проведения практических работ организую выставку лучших практических работ, чтобы учащиеся видели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.

Анализ результата практической  работы позволяет определить тех учащихся, которые нуждаются в дополнительном времени на обучение используемым умениям. Наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

        Самостоятельные работы носят творческий характер и выполняются на 3 уровне развития самостоятельной познавательной деятельности, как в урочное время, так и во внеклассной деятельности. С учащимися мы работаем над созданием проектов, творческих работ, где учащиеся, используя приобретенный потенциал, проводят самостоятельное исследование, получают новые знания, приемы и умения работать с источниками необходимой информации. Эти формы работы позволили нам оформить в рукописные и электронные дидактические пособия: «Редкие исчезающие виды растений и животных нашего края», «Лес - важнейший экологический фактор», «Заповедники и национальные парки Бурятии», «Селенгинск - перекресток вековых дорог», «Природные памятники Селенгинского района», «Топонимика Селенгинского района», «Демография села Новоселенгинск», «Селенга как крупная речная артерия озера Байкал», «К.П. Торсон – участник кругосветного плавания к берегам Антарктиды», «Моя родина Селенгинский район», «Происхождение Селенгинских бурят».

          Опыт творческой деятельности изначально ориентированный на каждого отдельного ученика продуктивен. Мои учащиеся ежегодно выступают с творческими работами на научно – исследовательских, краеведческих конференциях «Шаг в будущее». Будаева Оля (участие) - «Физико – географическая характеристика Селенгинского района; Зайнулина Рада (5 место) – «Топонимика Селенгинского района», Очирова Рита (участие) – «К.П. Торсон – участник кругосветного плавания к берегам Антарктиды», Жамбалова Земфира (участие) – «Селенга как крупная речная артерия озера Байкал», Нохошкеева Арюна (свидетельство) – «Моя родина Селенгинский район»

        Опыт эмоционально – ценностного отношения к миру связан с личностью конкретного ученика. Совместно с учителем биологии Дугаржаповой Т.Д. и учащимися организовали в школе экологическую партию «Зеленые», где в основу были положены следующие цели и задачи: формирование экологической культуры учащихся школы – интернат, ответственного отношения к природе, становление экологического мышления через организацию эколого–просветительной деятельности в школе, организацию экологических акций по уборке территории школы и окрестностей села Новоселенгинск, работа на экологической тропе протяженностью 2 км,  сбор экологической, краеведческой информации, изучение национальных традиций бурятского народа по охране окружающей среды. Результатом данной работы является ежегодное участие в районных выставках, праздниках экологического направления. Районная выставка «Дети, техника, творчество» - Шагланова Марина (панно из стекла «Царь – рыба»), экологический фестиваль «День Земли» (3 место в 2002/2003 учебном году); то же (1 место в 2006/2007 год).

        В связи с введением в образовательные программы национально – регионального компонента мною была разработана и введена в  основной курс  рабочая программа «География Бурятии»; составлена программа элективного курса в 8 классе «Мой край родной». Где в основе лежит не только изучение родного края, но и приобретенные знания и умения будут в дальнейшем применены в общественно – природоохранной деятельности.

Итогом использования методов личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании является следующее: мои ученики выражают свое мнение, эмоции, демонстрируют свои творческие работы, выражают друг другу поддержку, дают «позитивную обратную связь», стараются высказывать различные точки зрения и включаться в дискуссию. Таким образом, свои уроки я приоритетно выстраиваю с учетом актуализации опыта самого ученика, стараюсь создать ситуацию выбора и успеха.

       Данный факультативный курс организован при изучении предмета «География России»  в 8-9 классах в разделе «География Бурятии» во внеурочное время. Проект ориентирован на самостоятельную, исследовательскую деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение 2 лет. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

         Цель факультативного курса: изучение родного края на основе исследовательской и проективной деятельности учащихся, создание хрестоматийного материала в печатном и электронном виде,  создание Web-сайта «Путешествие по Селенгинскому району»,  

Задачи:

  1. Определить рабочие группы и распределить в них роли;
  2. Определить критерии оценки результатов;
  3. Выбрать источники информации;
  4. Собрать совместно с учащимися данные для изучения определенных процессов;
  5. Формирование представления о своеобразии природы родного края, о социально-экономическом положении района
  6. Развитие интереса к исследовательской деятельности; приобретение  учащимися навыков исследовательской деятельности
  7. Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве; развивать умения учащихся грамотно работать с разными источниками информации, с архивными документами, уметь собирать необходимые сведения для исследования своего края.
  8. Развитие умения оценивать экологическую ситуацию в своей местности и понимания важности применения правил природоохранительного поведения в повседневной деятельности.
  9. Представление результатов исследования учащимися, презентация

            Содержание курса включает углубленное изучение местности на основе исследовательской и проективной деятельности.

Принципы подбора содержания и структурирования материала: преемственность, принцип исторического подхода, научность, доступность, наглядность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося.

Межпредметные связи, используемые при реализации проекта: ботаника, зоология,  экология, история, математика.

Основная идея инновационного программы предполагает изучение природы, населения, хозяйства своего края не через традиционную методику преподавания, а последовательное развитие идей гуманизации, повышение научно-географических знаний в формировании личности через творческие работы, метод проектов, практические работы, индивидуально-дифференцированный подход к каждому ученику.

Ожидаемые результаты

  1. Создание атмосферы научного поиска
  2. Оформление собранного материала в виде письменно-графических работ, альбомов, стендов, докладов, электронных пособий
  3. Формирование у учащихся нравственных ценностей
  4.  Формирование успешности, подготовка к самостоятельной деятельности  в условия рыночной экономики.
  5. Освещение в СМИ, создание Web-сайта «Путешествие по Селенгинскому району»

Краткое описание

Перед началом работы организуется встреча с главой Администрации Селенгинского района. В процессе обсуждения задания разрабатывается структура проекта и определяются четыре темы:

  1. Природа нашего края
  2. Путешествие по памятным местам
  3. Население и хозяйственная деятельность на территории Селенгинского района.
  4. Экологическая ситуация в районе
  5. Ведущие направления путей развития Селенгинского района

Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека в каждой. Данные группы занимаются сбором информации по тематике проекта в сельской библиотеке, в архиве администрации, в музее, встреча с интересными людьми. В итоге учащиеся должны выполнить мини-проект, который впоследствии объединяют в единый сайт. Другая группа учащихся  фотографируют исторические объекты, памятники культуры, мемориальные доски, видеосъемки. Обрабатываются полученные материалы в графическом редакторе Photoshop

Механизм реализации проекта

Этапы проектного моделирования

  1. Мотивационный этап. Я как руководитель создаю проблемную ситуацию. В условиях модернизации образования, когда за основу движущей силы образования делается упор на формирование компетенций и компетентности учащихся. Данный проект позволяет на основе инновационных технологий совместно  учащимися создать в рукописном и электронном виде хрестоматийный материал о своем районе, дать характеристику экологической ситуации территории, определить пути решения экологических проблем в районе, предложить разные варианты

Тематика проектов, творческих работ:

 «Особенности природы Селенгинского района»

«Орография родного края»

«Геологические процессы на территории района»

«Микроклимат района»,

«Гидрология района»,

«Почвенные ресурсы района»

«Видовое разнообразие животного и растительного мира»

«Туристические ресурсы Селенгинского района»

«Путешествие по любимым местам своего края»

«Духовная жизнь бурятского народа»

«Казачество в Селенгинском районе», «Традиции и обычаи казаков».

«Населенные пункты», «Топонимика названий улиц»

«Ветераны и старожилы нашего района»

«Известные личности в истории Селенгинского края 17-19 веков»

«Топонимика района»

«Экологическая ситуация в Селенгинском районе»

«Крупные промышленные предприятия. Хозяйственное использование территории»

«Угольная промышленность, перспективы развития»

Дисскусия по проблеме исследования и подведение итогов первого этапа работы, Организация конкурса-выставки «Наш край глазами школьника»

Защита рефератов, выступление на конференции.

  1. Ценностно-ориентированный этап. Самостоятельная исследовательская работа в группах. Определение целей и задач проектного моделирования. Распределение ролей в рабочих группах и заданий по проектным группам: географы-почвоведы, географы-гидрологи, агроном, биолог, эколог, экскурсовод, демограф, метеоролог, специалист компьютерной графики, технолог, фотограф. Анализ и систематизация материалов по темам. Создание графиков, картосхем, отражающих особенности природы, населения и экономики Селенгинского района».

Анализ и обсуждение дизайна и оформления материала. Обобщение материала и его утверждение группами.

  1. Конструктивный этап. Самостоятельная или частично самостоятельная деятельность учащихся (работа с консультантами, в парах и малых группах) в рабочих группах. Моделирование проекта на стенде. Выявление основных проблем района с учетом которых проводится проектное моделирование.

- пути развития  социальной и экономической ситуации района;

-оценка туристко-рекреационного потенциала Селенгинского района;

-благоустройство населенных пунктов;

-оценка экологической ситуации территории;  

4. Оценочно-рефлексивный этап. Ориентирован на конечный результат, где учащиеся должны показать результаты обучения.  Анализ работы в группах, обсуждение результатов и их корректировка, защита творческих работ, проектов

  1. Презентативный этап. Защита всего проекта. Коллективная оценка результатов. Анализ результатов реализации программы с последующей коррекцией педагогической деятельности.

Привожу примеры работ учащихся разных групп:

 

персонажи

Деятельность учащихся

Географ-гидролог

Собирает информацию о внутренних водах. Анализирует, систематизирует данные, представляет результаты своей работы

Географ-почвовед

Собирает информацию о почвах, почвенных ресурсах, анализирует и систематизирует данные.

Эконом-географ

Собирает информацию о размещении населения и хозяйственных объектов на территории, анализирует влияние размещение хозяйственных объектов экологию в районе, предлагает пути решения экологических проблем

эколог

Собирает информацию о новых природоохранных технологиях, анализирует использование новых технологий по оптимизации экологической ситуации в районе, представляет свою работу для обсуждения

социолог

Проводит социологические опросы населения «Каким мы хотим видеть свой район?», анализирует ответы населения, докладывает о своей работе

Специалист компьютерной графики

Выполняет компьютерный проект совместно с учителем информатики

фотограф

Собирает фотоматериал по тематике, организует фотовыставку

 Организация проектной деятельности позволяет сформировать и закрепить общеучебные умения и навыки:

Умение оценивать достоверность источников информации

Умение делать и оценивать обобщения

Умение выявлять причинно-следственные связи

Умение устанавливать связи между явлениями

Умение выделять существенные сходства и различия.

Умение формулировать и ставить вопрос

Умение задавать вопросы, нацеленные на углубление знаний по основному вопросу.

Умение формулировать цели  и задачи

Умение прогнозировать

Анализ и оценка действий

В процессе освоения проекта «Путешествие по родному краю» создаются  благоприятные условия  для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, метеоролог, историк, этнограф, экскурсовод, демограф, почвовед, агроном, биолог, эколог. Воспитывается коммуникативная и историческая культура. То есть данный проект является практико-ориентированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Я организую проектную деятельность учащихся"

В статье описана проектная технолгия и её использование на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

проектные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность  основа системно-деятельностного подхода....

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Презентация на тему  "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...

Статья " Метапредметность в проектной и исследовательской деятельности"

Данная статья будет интересна учителям литературы и биологии.В статье перечислены темы проектов , план реализации  межпредметных проектов  5-11 класс....