Изменение содержания школьного образования как фактор изменения его качества.
статья по географии (9 класс)
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастала неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. эти вопросы рассматриваются в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_soderzhaniya_shkolnogo_obrazovaniya_kak_faktor_izmeneniya_ego_kachestva.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Изменение содержания школьного образования как фактор изменения его качества.
Введение новых ФГОС как один из факторов изменения его качества.
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастала неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? И я думаю, что учителя согласные с этими утверждениями теоретически, на практике столкнулись и испытывают трудности.
Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
- основополагающие идеи ФГОС имеют положительные моменты, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении;
- психологическая перестройка работы учителя и его восприятия процесса обучения;
- негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка. В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации.
- вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности. При традиционном обучении оценивание рассматривалось как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьников. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных и устных ответов ученика. ФГОС предполагает, что полученная информация используется для корректировки преподавания или определения индивидуальных особенностей школьников, организации учебных групп и дифференциации учебных задач;
- невладение или слабое владение пятиклассниками формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования;
- учёт индивидуальных творческих достижений учащихся (накопительная система оценивания).
Рекомендации:
1. обмен опытом, наработками учителями, работающими в пятых классах;
2. организация мастер-классов в пятых классах по предметам
Логинова Т. В., учитель географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом
Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - м...
Содержание школьного образования и развитие детской одаренности
Современное школьное образование не в полной мере удовлетворяет запросам одаренных и способных детей, поэтому появляется потребность в дополнительном образовании...
Работа в режиме инноваций как фактор изменения качества образования
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные ...
Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.Состояние образования в Ро...
Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....
Мастер-класс "Пути повышения качества формирования ЕНГ. Изменение содержания урочной и внеурочной деятельности"
Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освое...
Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...