План индивидуальных и групповых занятий 6-9 кл "Занимательная география"
материал по географии
План
индивидуальных и групповых занятий
со способными учащимися 6-9 классов по географии
на 2018 - 2019 учебный год
«Занимательная география»
(35 часов, 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_zanimatelnaya_geografiya.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План
индивидуальных и групповых занятий
со способными учащимися 6-9 классов по географии
на 2018 - 2019 учебный год
«Занимательная география»
(35 часов, 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Изучение географии предполагает знание номенклатурных единиц, умение пользоваться различными источниками географической информации, применять знания в последующей деятельности. Занимательная география формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле, как планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного так и общественнонаучного знания о мире. Учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.
В процессе изучения формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Занятия проводятся со способными учащимися по подготовке их к участию в школьной и муниципальной олимпиадах и конкурсах различного уровня по географии.
Календарно-тематическое план по географии составлен на основе примерных учебных программ по географии для общеобразовательных учреждений и включает все основные содержательные линии по географии 6-9 классов с учётом специфики содержания, дополнен заданиями повышенной сложности, практическими работами и занимательными заданиями.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения занятий «Занимательная география»:
Личностные результаты:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Метапредметные результаты:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
Предметные результаты включают - освоенные обучающимися в ходе изучения умения, специфические для данного предмета, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Введение.
География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.
Раздел 1.Географическое познание нашей планеты.
География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.
Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.
Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.
Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.
Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки.
Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Знакомство со строением флюгера, осадкомера, термометра, барометра.
Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.
Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и ГисМетео. Наблюдение за погодой.
Раздел 3. Картографический и описательный методы географии.
Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления. Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.
Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.
Оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов.
Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.
Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.
Раздел 4. Геоинформационные системы в географии.
ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Хронологические изменения в результате деятельности человека. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.
Раздел 5. Изучение своей местности.
Карта Республики Коми. Природа Усинского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира.
Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.
Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Создание модели родника. Исследование родников на местности. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.
Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв (Посещение ЦДОД для проведения практикума по почвам Усинского района)
Горные породы своей местности. Работа с коллекцией минералов и горных пород. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком.
Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц города. Знаменитые земляки.
Тематический план
Темы последовательно изучаемого материала относятся к следующим разделам:
1. Географическое познание нашей планеты
2. Наблюдения – метод географической науки.
3. Картографический и описательный методы географии.
4. Геоинформационные системы в географии
5. Изучение своей местности.
Литература для учащихся:
- Учебники по географии для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ.
- Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.: «Московский лицей», 2003.
- География. Справочник абитуриента. М.: «Высшая школа», 1969.
- Ермолаев В.Н. География. Словарь-справочник. М.: «Зевс», 2008.
- Шубаев Л.П. Общее землеведение. М.: «Высшая школа», 1969.
- Летягин А. Тесты по географии (6-10классы). М.: АСТ, 2015.
- Задания городских олимпиад 2015-2018 гг.
\
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1. Географическое познание нашей планеты (6 часов) | |||
1. | Введение. География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии. Наблюдение за географическими объектами своей местности. | 1 | 08.09 |
2. | География – одна из самых древних наук о Земле. Следствия шарообразности Земли. | 1 | 15.09 |
3. | Как Эратосфен определил размеры Земли? Гномон – древнейший астрономический инструмент. | 1 | 22.09 |
4. | Принцип работы гномона. Квадрант – древнейший астрономический инструмент. | 1 | 29.09 |
5. | Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Вращение Земли вокруг Солнца. | 1 | 06.10 |
6. | Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. | 1 | 20.10 |
Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки (5 часа) | |||
7. | Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. | 1 | 27.10 |
8. | Метеорологическая станция. Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. | 1 | 03.11 |
9. | Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео. Наблюдение за погодой. | 1 | 10.11 |
10. | -создание моделей географических инструментов простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра; | 1 | 17.11 |
11. | - составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам | 1 | 24.11 |
Раздел 3. Картографический и описательный методы географии (7 часов) | |||
12. | Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления. | 1 | 01.12 |
13. | Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний. | 1 | 08.12 |
14. | Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. | 1 | 15.12 |
15. | Выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут. | 1 | 22.12 |
16. | Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу; | 1 | 29.12 |
17. | Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.); определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района; | 1 | 12.01 |
18. | оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов; - сбор информации об объектах посещения; - составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-,видео- и других материалов. | 1 | 19.01 |
Раздел 4. Геоинформационные системы в географии (4 часа) | |||
19. | ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. | 1 | 26.01 |
20. | Хронологические изменения в результате деятельности человека.Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. | 1 | 02.02 |
21. | Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth | 1 | 09.02 |
22. | Проведение географической игры «Знатоки картографии». | 1 | 16.02 |
Раздел 5. Изучение своей местности (13 часов) | |||
23. | Карта Республики Коми. Природа Усинского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. | 1 | 02.03 |
24. | Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. | 1 | 09.03 |
25. | Исследование родников на местности. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки. | 1 | 16.03 |
26. | Свойства почв своей местности. Приспособленность организмов к жизни в почве. | 1 | 23.03 |
27. | Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв. | 1 | 30.03 |
28. | Горные породы своей местности. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком. | 1 | 13.04 |
29. | Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц поселка Новый Городок. Знаменитые земляки. | 1 | 20.04 |
30. | Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. | 1 | 27.04 |
31. | Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям; | 1 | 04.05 |
32. | Создание модели родника; определение и сравнение параметров воды в реке и роднике; | 1 | 11.05 |
33. | Определение структуры и механического состава образцов почв; работа с коллекцией минералов и горных пород; | 1 | 18.05 |
34. | Экскурсия в музей | 1 | 25.05 |
35. | Итоговая работа | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-групповые занятия по географии в 7 классах.
Традиционный для школы курс географии материков и океанов в условиях модернизации среднего географического образования занимает особое место в структуре дисциплины «география». В нем удачно сочетаются...
Индивидуально-групповые занятия по географии в 8 классах.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экологическими проблемам...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по географии подготовки к ОГЭ
рабочая программа...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по географии подготовки к ЕГЭ
рабочая программа...
Рабочая программа групповых занятий по географии 8 класс «По просторам России».
Рабочая программа составлена для групповых занятий по географии для учащихся 8 классов.Программа ориентирована на расширение и углубление географического образования, развития познав...
Рабочая программа групповых занятий по географии. 7 класс «Работа с картой»
Программа факультатива «Работа с картой» предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение и...
Индивидуально-групповые занятия по географии
Программа индивидуально-групповых занятий по географии "Географический мир"...