Обобщающий урок на тему " ПТК России"
методическая разработка по географии (8 класс)
Разработка урока на тему " ПТК России" предназначена для проведения обобщающего урока после раздела " Природное районирование", соответствует требованиям ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_znaniy.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- ФИО учителя__Колабкина Валентина Васильевна_______________________________________________________________
- Дата_23.04.19.______________ Класс_8_____ Предмет__География_________________________ № урока 60_________
- Место и роль урока в изучаемой теме: Тема урока изучается после темы_ « Районирование России»_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
- Тема урока: _ _____ «ПТК России_»________________________________________________________________________
- Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
- Задачи урока:
- Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности
- Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;
- Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.
- Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).
- Формы обучения: фронтальная , групповая ,индивидуальная .
- Ресурсы_ Ноутбук, карточки-задания, карточки -инструкции__________________________________________________________________________________________________
КАРТА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание учебного материала | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный этап Цели: - подготовка учащихся к работе | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Здравствуйте ребята. Касаясь трех великих океанов, Итак, сегодня наша с вами цель: систематизировать полученные знания. | Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний Цели: -контроль знаний учащихся. | Комментирует работу учеников. Задает наводящие вопросы. | ПТК Природные Антропогенные по размерам Локальные Региональные Глобальные Фации (неделимый ПК) природные зоны, области географическая оболочка по зональности Зональные азональные | Учащиеся работают у доски и на местах выполняют индивидуальные задания | Личностные: оценивание себя и друг друга Регулятивные: планирование своей деятельности |
3 | Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока. | - Мы изучили одну из самых значимых тем в курсе географии 8 класса. Назовите ее. -А для чего надо знать природное районирование нашей страны? -Мы изучаем природное районирование не только для того, чтобы познать окружающий мир. Нет, знание о нем нужны нам для того, чтобы научиться решать проблемы взаимодействия человека и природы. Каждому из вас, ребята, необходимо уметь охранять природу, но для этого требуется, прежде всего, понять, как она живет и по каким законам развивается. Вы будете учиться действовать самостоятельно, это поможет вам в жизни. | Записывают дату в рабочую тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика). Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 | Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности) Цели: - обобщение единичных знаний в систему | Обсуждение ситуации порождающей проблему. | Игра «Кто внимательнее» Обучающимся раздаются вырезанные природные районы, по их контурам необходимо определить название района и его географическое положение. Составить словесную характеристику природного района. Предложить классу узнать его по описанию. Показать по физической карте. - Подумайте, по какому признаку можно разделить эти районы на 2 группы? Обширные равнинные (горные) территории. Какая карта нам поможет? (физическая) - Составьте из отдельных частей карту природных районов нашей страны. Теперь сравните с картой на стр.150. - На сколько физико-географических районов разделена территория России? (на семь) -Назовите самый большой по площади район? (Восточная Сибирь: Средняя Сибирь, Северо-восток Сибири, пояс гор Южной Сибири) См. с.126 учебника. Какой самый маленький район? (Крым) -Что можете о нем сказать? - Мы с вами стали свидетелями важного исторического события – воссоединения Крыма с Россией! Оно произошло 18 марта 2014 года? Тогда президент России В.В.Путин в «Обращении к Федеральному собранию Российской Федерации 18.03.2014» сказал: «В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время и обстоятельства…» | Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры | Познавательные: анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации Цели: - обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Организует работу над решением учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений | Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени. Величава и красива природы России. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). - А теперь более подробно повторим региональные ПТК? Что к ним относится. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Узнай по описанию. По краткой характеристике назови природную зону, покажи ее расположение на карте. Слайд 1 . - Какие животные водятся в этой природной зоне? Слайд 2. 7) Эта природная зона России занимает небольшую территорию, располагаясь узкой полосой на побережье моря. Характерные почвы этой зоны – красноземы. Единственный район России, где выращивают чай и цитрусовые. (субтропики). Слайд 3. 5) Самое старинное занятие жителей этой зоны – животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. (Пустыня) Слайд 4. 4) «…Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…» Автор? (зона широколиственных лесов). Слайд 5. 1) Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Все растения имеют карликовый рост. Много ягод. (тундра). - Какие животные водятся в этой природной зоне? 3) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами. (Степь) -Какие животные водятся в этой природной зоне? -Что объединяет этих животных? Подумайте и задайте свой вопрос. | Решают учебные задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. Познавательные: Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цели: -выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий; - проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия. | Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневую самостоятельную работу с последующей проверкой. Проверяет умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний. Формирует умение выявлять ошибки. Учит составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок. | Вы уже знаете, что сейчас стал актуальным отдых в нашей стране. Составьте небольшое сочинение-рекламу для указанного района. Читайте инструкцию. Работайте вместе. Не перебивайте товарища. Русская равнина, Камчатка. 1.Рассмотри карты, (физическую, административную, климатическую, природных зон, тектоническую). 2. Можете начать так: Мы приглашаем вас поехать …, Здесь … Мне бы хотелось увидеть, мне бы хотелось поехать… | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
7 | Итог урока. Рефлексия Цели: - дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; - инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Организует обсуждение: - Какая была тема урока? - Какую задачу ставили? - предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме: - было трудно… - было интересно… - я научился… - у меня настроение… | Беседа о роли географии для природы, человека, общества. Необходимость охраны природы человеком. Берегите эти земли, эти воды, даже малую былинку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей, Внутри себя! | Проводит самооценку результата своей деятельности и деятельности всего класса. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха). Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий; Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
8 | Информация о домашнем задании Цели: -обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает инструктаж по домашнему заданию | 1.Сократить текст (1часть) на с. 145-146 до 5 предложений. 2.Найти художественное описание природы Русской равнины. 3. Подобрать шарады, ребусы на данную тему. | Записывают в дневники д/з, слушают учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по теме "Регионы России"
Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...
Обобщающий урок по теме Население России
Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...
Обобщающий урок по теме "Население России"
В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...
Обобщающий урок по теме "Климат России"
учебно-методический материал...
Обобщающий урок по теме "Европейская Россия"
Урок состоит из трех частей:Тест, в котором на вопрос предложено несколько вариантов ответовСводная таблица по районам Европейской России, в которую необходимо внести основные сведения о районахКратки...
Обобщающий урок по теме "Промышленность России", 9 класс, учебник Домогацких
Задания игры для проверки и обобщение полученнных знаний по теме "Промышленность России", 9 класс...
Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»
В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...