обобщающий урок по теме "Регионы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется повторение компонентов природы и особенностей регионов России, проверка знания геономенклатуры;составление синквейна по заданному региону, узнавание регионов и географических объектов по описанию (фотоматериалам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regiony_rossii_1.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточная Сибирь : Озеро Ба йкал
Кимберлитовая трубка
Гора Белуха
Оленьи пастбища на п-ове Таймыр
Дальний Восток : Вулкан Ключевская Сопка
Стадо овцебыков
Берингов пролив
Озеро Ханка
(оценка ответа -1 б.)
После узнавания географических объектов, ребята приступают к «ярмарке геономенклатуры ФГП регионов России».
Учитель – узнайте географические объекты своего региона и покажите их на карте : (оценка ответа – 2 б.)
Русская равнина : п-ов Кольский
О. Вайгач
Куршская коса
П-ов Канин
Соловецкие острова
Озеро Эльтон
Кавказ : Черное море
Главный Кавказский хребет
Азовское море
Кумо – Манычская впадина
Город. Сочи
Г. Базардюзю
Урал : Карское море
Пролив Югорский шар
Русская равнина
Западно- Сибирская равнина
Архипелаг Новая Земля
Пролив Карские ворота
Западно- Сибирская равнина : полуостров Ямал
Обская губа
Карское море
Полуостров Гыданский
Уральские горы
Среднесибирское плоскогорье
Восточная Сибирь : полуостров Таймыр
Мыс Челюскин
Море Лаптевых
Минусинская котловина
Новосибирские острова
Оймякон
Дальний Восток : залив Петра Великого
Японское море
Командорские острова
Берингово море
Остров Врангеля
М. Дежнева
Учитель - Следующим этапом нашего путешествия – узнавание регионов России по их рельефу и тектоническому строению. ( 1 правильный ответ соответствует 2 баллам). Вопросы задаются по очереди каждой группе участников.
Вопросы для повторения:
1.Этот регион расположен на древней платформе , имеющей один щит. ( Русская равнина, Балтийский щит).
Доп. Вопрос - Где расположен Балтийский щит?
- Кольский полуостров.
2. Этот регион расположен на древней платформе, имеющей 2 щита и комплекс Мезозойской, Байкальской, Каледонской, Герцинской складчатостей.
(Восточная Сибирь).
Доп. вопрос – Какая форма рельефа соответствует Сибирской платформе?
Название щитов?
- Сибирская платформа, Алданский и Анабарский щиты.
3. в каком регионе расположены горы Хибины (Рус. Рав.)
Доп. Вопрос – где расположены Хибины) Какой тектоническо структуре соответствуют?
- Кольский полуостров, Балтийский щит Восточно - Европейской платформы.
4. в каком регионе расположено плато Путорана (Вост. Сибирь)
Доп. Вопрос- строение плато, как образовалась данная форма рельефа?
- Плато Путорана, сложено траппами; траппы – это излившиеся вулканические породы, ступенеобразной формы.
5.этот регион имеет полого- холмистый рельеф (Рус. Рав.)
Доп. Вопрос – Чему соответствуют возвышенности Восточно – Европейской равнины? Перечислите возвышенности.
- Возвышенности соответствуют поднятию фундамента платформы, Среднерусская, Валдайская, Приволжская, Тиманский кряж, Северные Увалы.
6.этот регион представлен плоской равниной ( Зап. Сиб).
Доп. Вопрос – объясните особенности рельефа.
- Западно – Сибирская равнина соответствует Западно – Сибирской плите
7.северный склон горной части этого региона имеет куэстовое строение (Сев. Кавказ)
Доп. Вопрос – что такое «куэста?
Горный хребет у которого дик склон пологий, другой крутой.
8. западный склон этого региона пологий, сложен в основном осадочными породами, восточный,- круто й, сложен магматическими породами. (Урал)
Доп. Вопрос – почему восточный склон Урала сложен преимущественно магматическими породами?
Восточный склон испытывал активное поднятие, осадочный чехол выветривался.
9. самый молодой регион , преобладает горный рельеф. (Дальний Восток).
Доп. Вопрос – особенности формирования гор Дальнего Востока?
Результат столкновения Тихоокеанской и Евроазиатской литосферных плит.
10. здесь имеются котловины : Минусинская, Байкальская, Кузнецкая. (Вост. Сибирь).
Доп. Вопрос – какое атмосферное явление наблюдается в котловинах Восточной Сибири?(Объясните это явление)
Инверсия температур, инверсия – это перевернутая температура; на дне котловины температура ниже, чем на вершине горы.
11. регион был ранее морским бассейном, на дне которого откладывались мощные толщи осадочных пород . (Зап. Сибирь).
Доп. Вопрос- какую толщину имеет осадочный чехол плиты? Виды полезных ископаемых?
Толщина чехла - 3500м, основные полезные ископаемые : нефть и газ.
12. здесь расположены горные хребты :Джугджур, Сихотэ - Алинь, Срединный. (Дал. Восток).
Доп. Вопрос – какому типу складчатостей соответствуют данные горные хребты.
Срединный - кайнозойской
Джугджур и Сихотэ - Алинь – мезозойской
13. Здесь расположена самая южная точка России. (Северный Кавказ)
Доп. Вопрос – как называется самая южная точка России.
перечислите полезные ископаемые региона Северный Кавказ.
Гора Базардюзю; вольфрам, молибден, нефть, газ, сера, поваренная соль.
14. Рельеф этого региона соответствует плите чашеобразной формы (Зап. Сибирская.)
Доп. Вопрос – название самой низкой части Западно – Сибирской равнины, особенности.
Васюганье, самая заболоченная.
15. В основу деления этого региона на 5 частей положены : особенности рельефа и географическое положение . (Урал) .
Доп. Вопрос – Перечислите все части Урала. Какая часть самая низкая?
Части Урала : Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный ;
Самая низкая часть – Средний Урал.
16. В этом регионе расположена самая высокая точка России. (Северный Кавказ).
Доп. Вопрос - название самой высокой точки Кавказа, ее высота.
Вершина Эльбрус, 5642м.
17. Этот регион расположен в зоне сейсмической активности , есть гейзеры и вулканы . (Дальний Восток).
Доп. Вопрос – Перечислите вулканы полуострова Камчатка.
Ключевская сопка, Авачинская сопка, Кроноцкая сопка.
18. Самая высокая точка этого региона – гора Народная. (Урал).
Доп. Вопрос – В какой части Урала распложена гора Народная?
Приполярный.
Учитель – Сейчас, мы охарактеризуем компонент природы, оказывающий свое влияние на особенности природы, проживания и хозяйственной деятельности человека, - это климат. К доске вызываются по одному представителю от команды, которые после обсуждения особенностей климата регионов, покажут основные водные объекты своего региона.
А мы переходим к следующему этапу – характеристика климата своего региона.
Учитель ( 3 балла)
План характеристики климата региона: (изображение на слайде)
1.В каких климатических поясах расположен ( тип климата)
2.факторы, влияющие на климат
3.увлажненипе
Предполагаемые ответы учащихся :
Русская равнина
1.субарктический, умеренный (умеренно- континентальный).
2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой- стоковые (в северной части)
3.Кол-во осадков уменьшается с северо-запада на юго- восток.
Учитель –почему субарктический климатический пояс занимает северо- восточное побережье Русской равнины?
Ученик- Северо - Атлантическое течение оказывает отепляющее влияние.
Кавказ
1.Умеренный (умеренно-континентальный, Сочи- субтропический)
2. географ. широта, рельеф- смешанный, господствующие ветра- западные, местные ( фен, бора)
3. Кол-во осадков уменьшается с запада на восток , в горах – количество осадков увеличивается с высотой .
Учитель – почему южная часть Северного Кавказа получает больше осадков, чем южная?
Ученик – южная часть – зона высокогорья
Урал.
1.арктический, субарктический, умеренный (зап. Склон- умеренно- континентальный, восточный – контине западный склон- преобладают западные, восточный – западные (летом), стоковые (зимой)
нтальный)
2.географ. широта, рельеф (горный) ,
3.западные склоны получают больше осадков, чем восточные
Учитель – почему западные склоны Урала получают больше осадков, чкм восточные?
Ученик – западные склоны находятся на пути движения умеренных воздушных масс с Атлантического океана.
Западная Сибирь.
1.арктический, субарктический, умеренный (континентальный)
2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой - стоковые (в северной части)
3. кол-во осадков увеличивается с севера на юг , на крайнем юге – понижается.
Учитель – объясните явление нарастания континентальности климата на территории Западно - Сибирской равнины?
Ученик – количество осадков уменьшается, амплитуда температур увеличивается.
Восточная Сибирь.
1.арктический, субарктический, умеренный (резко-континентальный)
2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой- стоковые (в северной части), на Байкале- местные ветра: сарма, баргузин, верховик, култук) , (полюс холода Оймякон)
3. кол-во осадков увеличивается с севера на юг , на крайнем юге – понижается.
Учитель – назовите факторы, влияющие на формирование резко – континентального климата
Ученик – удаленность от теплого Атлантического океана, закрытость от Тихого океана, открытость влиянию Северного Ледовитого океана.
Дальний Восток.
1.арктический, субарктический, умеренный ( муссонный)
2.географ. широта, рельеф (горный) , ветра муссоны
3. максимальное количество на побережье.
Учитель – в какое время года выпадает максимальное количество осадков, почему?
Ученик – летом, влияние муссонов.
После обсуждения особенностей климата регионов, учащиеся показывают по настенной контурной карте основные водные объекты своего региона.
Учитель – покажите на карте основные 4 водных объекта регионов России.
(Оценка – 2 балла)
Предполагаемые ответы учащихся:
Русская равнина : Волга, Дон, Нева, Печора, Северная Двина ; озера (Ладожское, Онежское, Селигер, Баскунчак, Эльтон).
Кавказ: Кубань, Терек, Кума, Ея, озеро Клухоркое.
Урал: Белая, Чусовая, Уфа, Вишера
Западная Сибирь : Обь с Иртышом, Енисей, Пур, Таз,Надым, озеро Чаны
Восточная Сибирь: Яна, Индигирка, Колыма, притоки Лены (Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара) , Лена (притоки : Вилюй, Алдан) ; озера : Бакал, Таймыр.
Дальний Восток : Анадырь, Амур, Камчатка, Великая , озеро Ханка.
Вы прекрасно справились с заданием. Переходим к заключительному этапу путешествия.
Учитель – рельеф и климат оказывает влияние на формирование природных зон ( 2 балла)
1.почему на Русской равнине более полный набор природных зон?
Ученик – теплый климат, достаточное количество осадков
2.особенность размещения природных зон Кавказа?
Ученик – высота гор (высотная поясность)
3.почему на Урале нет высотного пояса ледников и снежников?
Ученик – низкие горы
4.почему в Западной Сибири отсутствует природная зона широколиственных лесов?
Ученик – недостаточно тепла и влаги
5. основная древесная порода Восточной Сибири? (почему именно эта порода)?
Ученик – лиственница , приспособилась к жестким климатическим условиям ВС.
6. причины разнообразия природных комплексов Дальнего Востока?
Ученик – большая вытянутость территории с севера на юг.
Учитель - подводя итог сегодняшней работы, вам необходимо ответить на ряд вопросов. Вы выполните небольшое письменное задание. (ответы да, нет).(вопросы напечатаны заранее на индивидуальных листах)
1. Месторождения бурого угля – Подмосковный бассейн
на Русской равнине и Канско-Ачинский бассейн в Восточной Сибири.
2. Курская магнитная аномалия – железорудный бассейн западной Сибири.
3. месторождения алмазов, железной руды, графита, золота – Восточная Сибирь.
4.западный склон Уральских гор крутой, сложен магматическими и метаморфическими породами, восточный – пологий , сложен осадочными породами
5. основными ресурсами Северного Кавказа являются – агроклиматические и рекреационные
6. ресурсы Западно - Сибирской равнины – нефть, газ, торф, каменный уголь
7. большинство минеральных ресурсов Дальнего Востока магматического происхождения.
8. основная древесная порода Восточной Сибири - лиственница
9. почвы равнинной части Предкавказья – подзолистые
10. многообразие природных зон Русской равнины связано только с благоприятными климатическими условиями.
Предполагаемые ответы учащихся : (проверка правильных ответов вместе с классом. Вопросы зачитываются .
1.да
2. нет
3. да
4.нет
5. да ( 6 правильных ответов = 6 баллам)
6. да
7.да
8. да
9. нет
10. нет
Учитель - Для того, чтобы узнать, - сложилось ли полное представление о регионах России я прощу каждую команду написать синквейн о своем регионе. (на выполнение задания 1 минута)
Ребята зачитывают свои сочинения.
Учитель – мы рассмотрели все регионы России, дали характеристику каждого . Теперь давайте соединим их воедино и посмотрим, что у нас получится.
Демонстрируется показ слайдов уникальных территорий России, звучит песня «Родина» в исполнении С. Ротару.
Заключительный слайд:
Россия
богатая, огромная
кормит, радует, удивляет
мир, в котором мы живем
наша Родина!
Учитель - Мы закончили изучать регионы России.
На следующем уроке мы начинаем изучать последний раздел «Человек и природа».
А сейчас, давайте подсчитаем заработанные баллы и выставим оценки.
Подсчитываются баллы командные , к получено сумме прибавляют индивидуальные баллы за письменный опрос.
28 – 25 баллов - «5»
24 – 20 балл - «4»
19 – 15 баллов - «3»
Выставляются оценки.
Домашнее задание : на листа А-4 нарисовать эмблемы всех регионов России.
Учитель – Всем спасибо за урок!
Вопросы для закрепления материала ( ответить «да», «нет») :
1. Месторождения бурого угля – Подмосковный бассейн
на Русской равнине и Канско-Ачинский бассейн в Восточной Сибири.
2. Курская магнитная аномалия – железорудный бассейн западной Сибири.
3. месторождения алмазов, железной руды, графита, золота – Восточная Сибирь.
4.западный склон Уральских гор крутой, сложен магматическими и метаморфическими породами, восточный – пологий , сложен осадочными породами.
5. основными ресурсами Северного Кавказа являются – агроклиматические и рекреационные.
6. ресурсы Западно - Сибирской равнины – нефть, газ, торф, каменный уголь.
7. большинство минеральных ресурсов Дальнего Востока магматического происхождения.
8. основная древесная порода Восточной Сибири - лиственница.
9. почвы равнинной части Предкавказья – подзолистые.
10. многообразие природных зон Русской равнины связано только с благоприятными климатическими условиями.
Общее количество баллов (6 штук)
Индивидуальный лист
Индивидуальный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...
Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века
Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....
Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века
Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....
Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: "Россия при Петре 1"
Данный урок дает возможность закрепить знания учащихся по теме петровского периода правления, урок проводится в 7 классе. К конспекту прилагается презентация....
Обобщающий урок по истории России
Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....
Обобщающий урок по истории России
Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....
Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"
Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....