обобщающий урок по теме "Регионы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется повторение компонентов природы  и особенностей регионов России, проверка знания геономенклатуры;составление синквейна по заданному региону, узнавание регионов и географических объектов по описанию (фотоматериалам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regiony_rossii_1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Восточная Сибирь : Озеро Ба        йкал

                                    Кимберлитовая трубка

                                    Гора Белуха

                                    Оленьи пастбища на п-ове Таймыр

Дальний Восток : Вулкан Ключевская Сопка

                               Стадо овцебыков

                               Берингов пролив

                               Озеро Ханка

(оценка ответа -1 б.)

После узнавания географических объектов, ребята приступают к «ярмарке геономенклатуры ФГП регионов России».

 

Учитель – узнайте  географические объекты своего региона и покажите их на карте : (оценка ответа – 2 б.)

Русская равнина : п-ов Кольский

                                О. Вайгач

                                Куршская коса

                                П-ов Канин

                                Соловецкие острова

                                Озеро Эльтон

Кавказ : Черное море

                Главный Кавказский хребет

                Азовское море

                 Кумо – Манычская впадина

                 Город. Сочи

                 Г. Базардюзю

Урал : Карское море

            Пролив Югорский шар

            Русская равнина

            Западно- Сибирская равнина

            Архипелаг Новая Земля

            Пролив Карские ворота

Западно- Сибирская равнина : полуостров Ямал

                                                     Обская губа

                                                      Карское море

                                                      Полуостров Гыданский

                                                      Уральские горы

                                                      Среднесибирское плоскогорье

Восточная Сибирь : полуостров Таймыр

                                   Мыс Челюскин

                                   Море Лаптевых

                                   Минусинская котловина

                                 Новосибирские острова

                                 Оймякон

Дальний Восток : залив Петра Великого

                               Японское море

                               Командорские острова

                               Берингово море

                               Остров Врангеля

                               М. Дежнева

Учитель - Следующим этапом нашего путешествия – узнавание регионов России по их рельефу и тектоническому строению. ( 1 правильный ответ соответствует 2 баллам).  Вопросы задаются по очереди каждой группе участников.

 

Вопросы для повторения:

1.Этот регион расположен на древней платформе , имеющей один щит.                                                                        ( Русская равнина, Балтийский щит).

Доп. Вопрос - Где расположен Балтийский щит?

- Кольский полуостров.

2. Этот регион расположен на древней платформе, имеющей 2 щита и комплекс Мезозойской, Байкальской, Каледонской, Герцинской складчатостей.

  (Восточная Сибирь).

Доп. вопрос – Какая форма рельефа соответствует Сибирской платформе?

Название щитов?

- Сибирская платформа, Алданский и Анабарский щиты.

3. в каком регионе расположены горы Хибины (Рус. Рав.)

Доп. Вопрос – где расположены Хибины) Какой тектоническо структуре соответствуют?

- Кольский полуостров, Балтийский щит Восточно - Европейской платформы.

 

4.  в каком регионе расположено  плато Путорана  (Вост. Сибирь)

Доп. Вопрос- строение плато, как образовалась данная форма рельефа?

 - Плато Путорана, сложено траппами; траппы – это излившиеся вулканические породы, ступенеобразной формы.

5.этот регион имеет полого- холмистый рельеф (Рус. Рав.)

Доп. Вопрос – Чему соответствуют возвышенности Восточно – Европейской равнины? Перечислите возвышенности.

- Возвышенности соответствуют поднятию фундамента платформы, Среднерусская, Валдайская, Приволжская, Тиманский кряж, Северные Увалы.

6.этот регион представлен плоской равниной  ( Зап. Сиб).

Доп. Вопрос – объясните особенности рельефа.

-  Западно – Сибирская равнина соответствует Западно – Сибирской плите

7.северный склон горной части этого региона имеет куэстовое строение (Сев. Кавказ)

Доп. Вопрос – что такое «куэста?

Горный хребет у которого дик склон пологий, другой крутой.

8. западный склон этого региона пологий, сложен в основном осадочными породами, восточный,- круто        й, сложен магматическими породами. (Урал)

Доп. Вопрос – почему восточный склон Урала сложен преимущественно магматическими породами?

Восточный склон испытывал активное поднятие, осадочный чехол выветривался.

9. самый молодой регион , преобладает горный рельеф. (Дальний Восток).

Доп. Вопрос – особенности формирования гор Дальнего Востока?

Результат столкновения Тихоокеанской и Евроазиатской литосферных плит.

10. здесь имеются котловины : Минусинская, Байкальская, Кузнецкая. (Вост. Сибирь).

Доп. Вопрос – какое атмосферное явление наблюдается в котловинах Восточной Сибири?(Объясните это явление)

Инверсия температур, инверсия – это перевернутая температура; на дне котловины температура ниже, чем на вершине горы.

11. регион был ранее морским бассейном, на дне которого откладывались мощные толщи осадочных пород . (Зап. Сибирь).

Доп. Вопрос- какую толщину имеет осадочный чехол плиты? Виды полезных ископаемых?

Толщина чехла - 3500м, основные полезные ископаемые : нефть и газ.

12. здесь расположены горные хребты :Джугджур, Сихотэ - Алинь, Срединный.  (Дал. Восток).

Доп. Вопрос – какому типу складчатостей соответствуют данные горные хребты.

 Срединный  - кайнозойской

Джугджур и Сихотэ - Алинь – мезозойской

13. Здесь расположена самая южная точка России. (Северный Кавказ)

Доп. Вопрос – как называется самая южная точка России.

перечислите полезные ископаемые региона Северный Кавказ.

Гора Базардюзю; вольфрам, молибден, нефть, газ, сера, поваренная соль.

14. Рельеф этого региона соответствует плите чашеобразной формы (Зап. Сибирская.)

Доп. Вопрос – название самой низкой части Западно – Сибирской равнины, особенности.

Васюганье, самая заболоченная.

15. В основу деления этого региона на 5 частей положены : особенности рельефа и географическое положение . (Урал) .

Доп. Вопрос – Перечислите все части Урала. Какая часть самая низкая?

Части Урала : Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный ;

Самая низкая часть – Средний Урал.

16. В этом регионе расположена самая высокая точка России. (Северный Кавказ).

Доп. Вопрос - название самой высокой точки Кавказа, ее высота.

 Вершина Эльбрус, 5642м.

17. Этот регион расположен в зоне сейсмической активности , есть гейзеры и вулканы . (Дальний Восток).

Доп. Вопрос – Перечислите вулканы полуострова Камчатка.

Ключевская сопка, Авачинская сопка, Кроноцкая сопка.

18. Самая высокая точка этого региона – гора Народная. (Урал).

Доп. Вопрос – В какой части Урала распложена гора Народная?

Приполярный.

 Учитель – Сейчас, мы охарактеризуем компонент природы, оказывающий свое влияние на особенности природы, проживания и хозяйственной деятельности человека, - это климат. К доске вызываются по одному представителю от команды, которые после обсуждения особенностей климата регионов, покажут основные водные объекты своего региона.

А мы переходим к следующему этапу – характеристика климата своего региона.

 

Учитель  ( 3 балла)

План характеристики климата региона: (изображение на слайде)

1.В каких климатических поясах расположен ( тип климата)

2.факторы, влияющие на климат

3.увлажненипе

 

Предполагаемые ответы учащихся  :

Русская равнина

1.субарктический, умеренный (умеренно- континентальный).

2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой- стоковые (в северной части)

3.Кол-во осадков уменьшается с северо-запада на юго- восток.

 

Учитель –почему субарктический климатический пояс занимает северо- восточное побережье Русской равнины?

Ученик-  Северо - Атлантическое течение оказывает отепляющее влияние.

Кавказ

1.Умеренный (умеренно-континентальный, Сочи- субтропический)

2. географ. широта, рельеф- смешанный, господствующие ветра- западные, местные ( фен, бора)

3. Кол-во осадков уменьшается с запада на восток , в горах – количество осадков увеличивается с высотой .

Учитель – почему южная часть Северного Кавказа получает больше осадков, чем южная?

Ученик – южная часть – зона высокогорья

 

Урал.

1.арктический, субарктический, умеренный (зап. Склон- умеренно- континентальный, восточный – контине западный склон- преобладают западные, восточный –  западные (летом), стоковые (зимой)

нтальный)

2.географ. широта, рельеф (горный) ,

3.западные склоны получают больше осадков, чем восточные

 

Учитель – почему западные склоны Урала получают больше осадков, чкм восточные?

Ученик – западные склоны находятся на пути движения умеренных воздушных масс с Атлантического океана.

Западная Сибирь.

1.арктический, субарктический, умеренный (континентальный)

 2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой - стоковые (в северной части)

3. кол-во осадков увеличивается с севера на юг , на крайнем юге – понижается.

Учитель – объясните явление нарастания континентальности климата на территории Западно - Сибирской равнины?

Ученик – количество осадков уменьшается, амплитуда температур увеличивается.

 

Восточная Сибирь.

1.арктический, субарктический, умеренный (резко-континентальный)

  2. географ. широта, рельеф-равнинный, господствующие ветра- западные, зимой- стоковые (в северной части), на Байкале- местные ветра: сарма, баргузин, верховик, култук) , (полюс холода Оймякон)

3. кол-во осадков увеличивается с севера на юг , на крайнем юге – понижается.

Учитель – назовите факторы, влияющие на формирование резко – континентального климата

Ученик – удаленность от теплого Атлантического океана, закрытость от Тихого океана, открытость влиянию Северного Ледовитого океана.

 

Дальний Восток.

1.арктический, субарктический, умеренный ( муссонный)

2.географ. широта, рельеф (горный) , ветра муссоны

3. максимальное количество на побережье.

Учитель – в какое время года выпадает максимальное количество осадков, почему?

Ученик – летом, влияние муссонов.

 После обсуждения особенностей климата регионов, учащиеся показывают по настенной контурной карте основные водные объекты своего региона.

Учитель – покажите на карте основные 4 водных объекта регионов России.

(Оценка – 2 балла)

Предполагаемые ответы учащихся:

Русская равнина : Волга, Дон, Нева, Печора, Северная Двина ; озера (Ладожское, Онежское, Селигер, Баскунчак, Эльтон).

Кавказ: Кубань, Терек, Кума, Ея, озеро Клухоркое.

Урал: Белая, Чусовая, Уфа, Вишера

Западная Сибирь : Обь с Иртышом, Енисей, Пур, Таз,Надым, озеро Чаны

Восточная Сибирь: Яна, Индигирка, Колыма, притоки Лены (Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара) , Лена (притоки : Вилюй, Алдан) ; озера : Бакал, Таймыр.

Дальний Восток : Анадырь, Амур, Камчатка, Великая , озеро Ханка.

Вы прекрасно справились с заданием. Переходим к заключительному этапу путешествия.

Учитель – рельеф и климат оказывает влияние на формирование природных зон  ( 2 балла)

1.почему на Русской равнине более полный набор природных зон?

Ученик – теплый климат, достаточное количество осадков

2.особенность размещения природных зон  Кавказа?

Ученик – высота гор (высотная поясность)

3.почему на Урале нет высотного пояса ледников и снежников?

Ученик – низкие горы

4.почему в Западной Сибири отсутствует природная зона широколиственных лесов?

Ученик – недостаточно тепла и влаги

5. основная древесная порода Восточной Сибири? (почему именно эта порода)?

Ученик – лиственница , приспособилась к жестким климатическим условиям ВС.

6. причины разнообразия природных комплексов Дальнего Востока?

Ученик – большая вытянутость территории с севера на юг.

Учитель -  подводя итог сегодняшней работы, вам необходимо ответить на ряд вопросов. Вы выполните небольшое письменное задание. (ответы да, нет).(вопросы напечатаны заранее на индивидуальных листах)

1. Месторождения бурого угля – Подмосковный бассейн

 на Русской равнине и Канско-Ачинский бассейн в Восточной Сибири.

2. Курская магнитная аномалия – железорудный бассейн западной Сибири.

3. месторождения алмазов, железной руды, графита, золота – Восточная Сибирь.

4.западный склон Уральских гор крутой, сложен магматическими и метаморфическими породами, восточный – пологий , сложен осадочными породами

5. основными ресурсами Северного Кавказа являются – агроклиматические и рекреационные

6.  ресурсы Западно - Сибирской равнины – нефть, газ, торф, каменный уголь

7.  большинство минеральных ресурсов Дальнего Востока  магматического происхождения.

8. основная древесная порода Восточной Сибири -  лиственница

9. почвы равнинной части Предкавказья – подзолистые

10. многообразие природных зон Русской равнины связано только с благоприятными климатическими условиями.

Предполагаемые ответы учащихся : (проверка правильных ответов вместе с классом. Вопросы зачитываются .

1.да

2. нет

3. да

4.нет

5. да                       ( 6 правильных ответов = 6 баллам)

6. да

7.да

8. да

9. нет

10. нет

 

Учитель - Для того, чтобы узнать, - сложилось ли полное представление о регионах России я прощу каждую команду написать синквейн о своем регионе.  (на выполнение задания 1 минута)

Ребята зачитывают свои сочинения.

Учитель – мы рассмотрели все регионы России, дали характеристику каждого . Теперь давайте соединим  их воедино и посмотрим, что у нас получится.          

Демонстрируется показ слайдов  уникальных территорий России, звучит песня  «Родина» в исполнении С. Ротару.

Заключительный слайд:

                                     Россия

                           богатая, огромная

                     кормит, радует, удивляет

                    мир, в котором мы живем

                            наша Родина!

 Учитель  - Мы закончили изучать регионы России.

На следующем уроке мы начинаем изучать последний раздел «Человек и природа».

А сейчас, давайте подсчитаем заработанные баллы и выставим оценки.

Подсчитываются баллы командные , к получено сумме прибавляют индивидуальные баллы за письменный опрос.

28 – 25 баллов  -  «5»

24 – 20 балл      -  «4»

19 – 15 баллов  -  «3»

Выставляются оценки.

Домашнее задание : на листа А-4 нарисовать эмблемы всех регионов России.

Учитель – Всем спасибо за урок!

Вопросы для закрепления материала ( ответить «да», «нет») :

 1. Месторождения бурого угля – Подмосковный бассейн

 на Русской равнине и Канско-Ачинский бассейн в Восточной Сибири.

2. Курская магнитная аномалия – железорудный бассейн западной Сибири.

3. месторождения алмазов, железной руды, графита, золота – Восточная Сибирь.

4.западный склон Уральских гор крутой, сложен магматическими и метаморфическими породами, восточный – пологий , сложен осадочными породами.

5. основными ресурсами Северного Кавказа являются – агроклиматические и рекреационные.

6.  ресурсы Западно - Сибирской равнины – нефть, газ, торф, каменный уголь.

7.  большинство минеральных ресурсов Дальнего Востока  магматического происхождения.

8. основная древесная порода Восточной Сибири -  лиственница.

9. почвы равнинной части Предкавказья – подзолистые.

10. многообразие природных зон Русской равнины связано только с благоприятными климатическими условиями.

Общее количество баллов (6 штук)

Индивидуальный лист

Индивидуальный лист

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: "Россия при Петре 1"

Данный урок дает возможность закрепить знания учащихся по теме петровского периода правления, урок проводится в 7 классе. К конспекту прилагается презентация....

Обобщающий урок по истории России

Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....

Обобщающий урок по истории России

Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....