Обобщающий урок по теме Население России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами, развивать интерес к предмету.Урок состоит из трех блоков, в каждом из которых обучающиеся показывают умение работать с картой, диаграммами, графиками и творческой части, в которой учащиеся обсуждают вопрося причины снижения рождаемости населения, плюсы и минусы городского образа жизни и делают анализ демографической ситуации своего сельского округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_tem_naselenie_rossii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Население России».
Цели урока:
Образовательные:
Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.
Развивающие:
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Воспитательные:
Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.
Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида.
Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: урок-игра.
До урока дается задание:
- повторить термины по теме.
- Основные вопросы темы.
- Изучить и проанализировать демографическую ситуацию, миграционную подвижность, половозрастной и национальный состав населения Поречского сельского округа. Данные обработать в виде диаграмм, графиков и схем, сделать выводы.
Ход урока:
1. Орг. момент. Подготовка к основному этапу работы.
Деление класса на 4 группы по 3-4 человека.
2. Постановка целей и задач.
3. Знакомство с планом проведения урока.
4. Основная часть урока.
Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока:
1 блок-численность, размещение, воспроизводство и миграции населения.
2 блок- расселение и урбанизация населения.
3 блок- национальный и религиозный состав населения России.
Каждый блок разбит на 3 части:
- разминка
- Умение работать с картой, диаграммами, графиками
- Творческий ( обсуждение вопросов)
Блок I
Численность, размещение населения, воспроизводства, миграции.
- Разминка.
На доске под звездочками размещены ключевые понятия 1 блока.
- Миграции (перемещение населения по террритории);
- Демографический взрыв (резкое увеличение прироста населения за счет уменьшения смертности )
- Воспроизводство ( процесс непрерывной смены поколений)
- Демография ( наука о народонаселении, воспроизводстве)
- Демографическая ситуация (сложивщееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающие в данное время определенную возрастную структуру)
- Демографическая политика (меры, предпринимаемые государством по урегулированию рождаемости)
- Естественный прирост (это когда рождаемость превышает смертность)
- Естественная убыль ( это когда смертность превышает рождаемость)
2. Работа с картой, графиками, диаграммами.
Каждая группа тянет карточку с заданием.
Задание1 По диаграммам определить место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 7 место в мире с численностью 145 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан)
Задание 2. Показать по карте размещение населения ( районы наибольшей и наименьшей плотностью) (наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока)
Задание 3. По графику проанализировать изменение численности населения России за 20 век. ( за этот период в России наблюдалось 3 демографических кризиса 1917-1920, 1933-34, 1941-45)
Задание 4. Дать характеристику половозрастной структуры населения.
( в младших возрастах преобладают мужчины, а после 40 лет большой перевес женщин, основание узкое, что говорит о низкой рождаемости,)
- Творческий тур.
Как решить проблему. В России наблюдается депопуляция населения .
Обсуждение причин снижения рождаемости и какую демографическую политику надо проводить, чтобы повысить рождаемость.
Причины снижения рождаемости:
Эмансипация женщин;
Уменьшение детской смертности;
Изменение роли детей;
Социально-экономические условия
Старение населения;
Низкая продолжительность жизни.
Блок II Расселение и урбанизация.
1.Дать определение понятий:
- Городские агломерации( группы близкорасположенных городов, объединенными тесными связями)
- Урбанизация ( рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни)
- Типы поселений ( городские и сельские)
- Мегалополис ( срастание агломераций)
- Работа с картой:
Задание 1. Показать и назвать города миллионеры. Особенности их размещения. ( 13 городов миллионеров: С- петербург, Москва, н. Н овгород, Самара, Казань , Волгоград, Пермь, Челябинск, Уфа, Екатеренбург, Омск, новосибирск, Ростов-на- Дону)
Задание 2. Как будет меняться характер сельских поселений при движении с севера России на юг. ( редкооочаговые по берегам рек, густая сеть сельских поселений с мелкими населенными пунктами, крупноочаговые)
Задание 3. Назовите и покажите города, которые меняли свое название.
Тверь- Калинин;
С- Петербург- Ленинград;
Волгоград-Сталиниград;
Н- Новгород- Горький;
Самара- Куйбышев;
Екатеринбург-Свердловск
Задание 4. Покажите районы. Где встречаются типы населенных пунктов:
- Села;
- Деревни;
- Станицы;
- Аулы.
3. Обсуждение темы:
Плюсы и минусы городского образа жизни.( обсуждение в группах).
Стихи о городе.
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространство люблю площадей.
Стенами кругом огражденные, -
В час, когда еще нет фонарей.
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В миг, когда песню глубоко таю,
Нов восторге слышу созвучия.
В.Я. Брюсов.
Блок III
1. Дать определение понятий:
- Этнос; (исторически сложившаяся группа людей)
- Этнография; ( наука, изучающая народы)
- Религии на территории России; ( православные, мусульмане, буддисты, иудаисты)
- Крупнейшие языковые семьи. ( индоевропейская , кавказкая, уральская, алтайская)
- Работа с картой.
Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( северный Кавказ, Урало-Повольжье)
Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм.
Задание 3. Районы распространения индоевропейской и алтайской семьи. ( индоевропейская – Центральная Россия , Северо- Запад, Урал, Юг Сибири и Д. Востока, алтайская- Урало- повожье, юг Сибири(алтайцы). Якуты)
Задание 4. Районы распространения кавказкой и уральской семьи.( кавказкая -Северный Кавказ, уральская -европейский Север, Урало- Поволжье)
3. Творческое задание.
Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Поречского сельского округа.
Учащиеся представляют свои работы в виде таблиц, графиков, диаграмм и делают анализ демографической ситуации своего округа.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....
Обобщающий урок по теме "Население России"
В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...
урок по теме Население России
урок по теме Население россии...
За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.
Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...
Обобщающее повторение по теме: "Населения России"
Человек - высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.Познакомившись со многими процессами выявив и обсудив важные проблемы, мы можем более глубоко пр...
Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи
Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...
Обобщающее повторение по теме "Население России"
Тема "Население России" по географии в 9 классе очень интересна и актуальна. В теме много цифровой, схематической,а так же современной информации, даётся много определений, которые необходим...