Обобщающий урок по теме Население России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Яценко Татьяна Семеновна

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами, развивать интерес к предмету.Урок состоит из трех блоков, в каждом из которых обучающиеся показывают умение работать с картой, диаграммами, графиками и творческой части, в которой учащиеся обсуждают вопрося причины снижения рождаемости населения, плюсы и минусы городского образа жизни и делают анализ демографической ситуации своего сельского округа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_tem_naselenie_rossii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Население России».

Цели урока:

Образовательные:

Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.

Развивающие:

Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.

Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида.

Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок-игра.

До урока дается задание:

  1. повторить термины по теме.
  2. Основные вопросы темы.
  3. Изучить и проанализировать демографическую ситуацию, миграционную подвижность, половозрастной и национальный состав населения Поречского сельского округа. Данные обработать в виде диаграмм, графиков и схем, сделать выводы.

Ход урока:

1. Орг. момент. Подготовка к основному этапу работы.

Деление класса на 4 группы по 3-4 человека.

2. Постановка целей и задач.

3. Знакомство с планом проведения урока.

4. Основная часть урока.

Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока:

1 блок-численность, размещение, воспроизводство и миграции населения.

2 блок- расселение и урбанизация населения.

3 блок- национальный и религиозный состав населения России.

 Каждый блок разбит на 3 части:

  1. разминка
  2. Умение работать с картой, диаграммами, графиками
  3. Творческий ( обсуждение вопросов)

Блок I

Численность, размещение населения, воспроизводства, миграции.

  1. Разминка.

На доске под звездочками размещены ключевые понятия 1 блока.

  1. Миграции (перемещение населения по террритории);
  2. Демографический взрыв (резкое увеличение прироста населения  за счет уменьшения смертности )
  3. Воспроизводство ( процесс непрерывной смены поколений)
  4. Демография ( наука о народонаселении, воспроизводстве)
  5. Демографическая ситуация (сложивщееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающие в данное время определенную возрастную структуру)
  6. Демографическая политика (меры, предпринимаемые государством по урегулированию рождаемости)
  7. Естественный прирост (это когда рождаемость превышает смертность)
  8. Естественная убыль ( это когда смертность превышает рождаемость)

2. Работа с картой, графиками, диаграммами.

Каждая группа тянет карточку с заданием.

Задание1 По диаграммам определить место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 7 место в мире с численностью 145 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан)

Задание 2. Показать по карте размещение населения ( районы наибольшей и наименьшей плотностью) (наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока)

Задание 3. По графику проанализировать изменение численности населения России за 20 век. ( за этот период в России наблюдалось 3 демографических кризиса 1917-1920, 1933-34, 1941-45)

Задание 4. Дать характеристику половозрастной структуры населения.

( в младших возрастах преобладают мужчины, а после 40 лет большой перевес женщин, основание узкое, что говорит о низкой рождаемости,)

  1. Творческий тур.

Как решить проблему. В России наблюдается депопуляция населения .

Обсуждение причин снижения рождаемости  и какую демографическую политику надо проводить, чтобы повысить рождаемость.

Причины снижения рождаемости:

Эмансипация женщин;

Уменьшение детской смертности;

Изменение роли детей;

Социально-экономические условия

Старение населения;

Низкая продолжительность жизни.

Блок II                                                                                                                                     Расселение и урбанизация.

 1.Дать определение понятий:

  1. Городские агломерации( группы близкорасположенных городов, объединенными тесными связями)
  2. Урбанизация ( рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни)
  3. Типы поселений ( городские и сельские)
  4. Мегалополис ( срастание агломераций)
  1. Работа с картой:

Задание 1. Показать и назвать города миллионеры. Особенности их размещения. ( 13 городов миллионеров: С- петербург, Москва, н. Н овгород, Самара, Казань , Волгоград, Пермь, Челябинск, Уфа, Екатеренбург, Омск, новосибирск, Ростов-на- Дону)

Задание 2. Как будет меняться характер сельских поселений при движении с севера России на юг. ( редкооочаговые по берегам рек, густая сеть сельских поселений с мелкими населенными пунктами, крупноочаговые)

Задание 3.  Назовите и покажите города, которые меняли свое название.

Тверь- Калинин;

С- Петербург- Ленинград;

Волгоград-Сталиниград;

Н- Новгород- Горький;

Самара- Куйбышев;

Екатеринбург-Свердловск

Задание 4.  Покажите районы. Где встречаются типы населенных пунктов:

  1. Села;
  2. Деревни;
  3. Станицы;
  4. Аулы.

3. Обсуждение темы:

Плюсы и минусы городского образа жизни.( обсуждение в группах).

Стихи о городе.

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространство люблю площадей.

Стенами кругом огражденные, -

В час, когда еще нет фонарей.

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Нов восторге слышу созвучия.

В.Я. Брюсов.

Блок  III

1. Дать определение понятий:

  1. Этнос; (исторически сложившаяся группа людей)
  2. Этнография; ( наука, изучающая народы)
  3. Религии на территории России; ( православные, мусульмане, буддисты, иудаисты)
  4. Крупнейшие языковые семьи. ( индоевропейская , кавказкая, уральская, алтайская)
  1. Работа с картой.

Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( северный Кавказ, Урало-Повольжье)

Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм.

Задание 3. Районы распространения  индоевропейской и алтайской семьи. ( индоевропейская – Центральная Россия , Северо- Запад, Урал, Юг Сибири и Д. Востока, алтайская- Урало- повожье, юг Сибири(алтайцы). Якуты)

Задание 4. Районы распространения кавказкой и уральской семьи.( кавказкая -Северный Кавказ, уральская -европейский Север, Урало- Поволжье)

 3. Творческое задание.

Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Поречского сельского округа.

Учащиеся представляют свои работы в виде таблиц, графиков, диаграмм и делают анализ демографической ситуации своего округа.

Подведение итогов.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...

Обобщающее повторение по теме: "Населения России"

Человек  - высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.Познакомившись со многими процессами выявив и обсудив важные проблемы, мы можем более глубоко пр...

Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи

Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...

Обобщающее повторение по теме "Население России"

Тема "Население России" по географии в 9 классе очень интересна и актуальна. В теме много цифровой, схематической,а так же современной информации, даётся много определений, которые необходим...

Обобщающий урок по теме: "Население России".

Цели урока:Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....