Самоанализ урока "Озера" 6 класс
учебно-методический материал по географии (6 класс)
Урок географии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_ozera.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок географии проведен в 6 классе в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой с использованием учебно-методического комплекса. Учебное занятие проведено в разделе темы «Воды суши», 5-й урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: «Озёра».
Оборудование:
электронное сопровождение к уроку «Озера», проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник «География. 6 класс» Герасимова Т.П., атлас, физическая карта полушарий, выставка книг, карточки с контурами озер.
Цель:
обучающая
- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, сформировать представления о разнообразии озер, типах озерных котловин, озерах – сточных и бессточных, пресных и соленых, дать сведения о происхождении их названий.
развивающая
- развивать умения слушать, высказывать свое мнение, самостоятельно работать с текстом учебника, составлять схему (классифицировать), работать с физическими картами, делать выводы.
воспитательная
- воспитывать дисциплинированность, интерес к изучаемому предмету, умение работать в паре, уважение к мнению других, любовь и бережное отношение к природе.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация опорных знаний. (6 мин)
III. Изучение нового материала и организация работы
обучающихся по его осмыслению и усвоению. (20 мин)
IV. Физкультминутка. (2 мин)
V. Первичное закрепление нового материала и организация
работы по выработке у учащихся умений и навыков. (10 мин)
VI. Информация о домашнем задании. (3 мин.)
VII. Итог урока. (2 мин)
Перечисленные компоненты структуры урока взаимодействовали между собой и зачастую переходили друг в друга.
При проведении урока ориентировалась на принципы обучения:
- Принцип создания необходимых условий для обучения.
- Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого.
- Принцип наглядности обучения.
- Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.
Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия обучающимися 6 класса, привлечены дети для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.
Организационный момент имел цель подготовить обучающихся к работе на уроке через
- взаимное приветствие;
- проверку готовности к работе;
- организацию внимания.
Он обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика. Тоном, выражающим уважение к классу, внушающим уверенность детям в своих силах, создана хорошая, комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»).
На этапе актуализации опорных знаний, целью которого было подготовить обучающихся к целеполаганию и основному этапу работы
в форме диалога определены
- тема урока с помощью загадок;
- планируемые результаты (знать/уметь);
- методы и формы работы.
Детям было предложено выступить в роли ученых-лимнологов, чтобы исследовать озера. На этом этапе учащиеся сами выработали цель своего исследования, что они должны узнать на уроке, чему должны научиться и где пригодятся эти знания.
Здесь важно организовать детей на внимательное изучение цели и задач урока, т.к. от этого зависит успешность их действий. В качестве результата работы на уроке детям было предложено составить отчет, состоящий из двух разделов.
На этапе изучения нового материала, целью которого было сформировать понятие «озеро» и «озерная котловина», представления о происхождении озер и их типах применялись формы работы:
- эвристическая беседа об определении «озера» и условиях его
образования;
- составление схемы «Озера»;
- показ мультимедийной презентации, сопровождающийся
выступлениями обучающихся.
На этом этапе максимально использовалась самостоятельность обучающихся, их умение формулировать определение, отвечать на вопросы, составлять схему, приводить примеры и делать вывод. В помощь им предоставлены различные источники информации: учебник, карты, а так же мультимедийный материал. С помощью слайдов обучающиеся проверили правильность выполненной работы. На этом этапе урока дети активно работали. Их активность и внимательность поддерживалась комментариями и рекомендациями учителя: использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично-поисковый метод обучения, индивидуальный подход в обучении. Также был применён приём самооценки учащимися своей деятельности.
Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, она была подчинена общей теме урока и имела смысловую важность.
Целью этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было отработать изученный материал, закрепить умения работать с физической картой. С обучающимися были проведены:
- игра «Моё – твоё»;
- практическая работа с элементами игры.
Данный этап содержит материал, позволяющий закрепить знания, умения и навыки, полученные детьми на уроке, а также применить их на практике. В игровой форме, с помощью сигнальных карточек дети закрепили знания о типах озер и озерных котловин на примере озера Байкал и Каспийского моря. При выполнении практической работы с использованием физической карты полушарий, учащиеся успешно справились с заданием по нахождению местоположения озер, определили: сточные они или бессточные, пресные или соленые. Работали самостоятельно, применив свои знания, полученные ранее.
Взаимооценка дисциплинировала детей, а правильные ответы и показ географических объектов на карте помогали им выявить ошибки и объективно оценивать свои знания.
Этап информации о домашнем задании был реализован через
- показ видеоролика;
- сообщение о домашнем задании и способах его выполнения;
- запись в дневник.
Учащимся был показан видеоролик «Как исчезает Аральское море» и поставлен проблемный вопрос с целью смотивировать детей на выполнение творческого задания к следующему уроку, посвященному экологическим проблемам водоемов. Задания творческого уровня выполняются по желанию. А также всем обучающимся было предложено повторить материал в устной форме и выполнить письменно практическое задание в рабочей тетради.
Объём домашнего задания не перегружает детей и помогает закрепить пройденный материал.
Итог урока предоставил учащимся возможность рассказать о своих трудностях, которые они испытывали на уроке, о пробелах в знаниях, анализировать, размышлять и делать выводы, развивать рефлексивные способности учащихся (прием рефлексивная мишень).
Цели и задачи урока, а также каждого этапа выполнены. Были использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, самоконтроль и взаимоконтроль. Использовала игровую деятельность, что позволило в течение всего урока поддерживать интерес у шестиклассников к обучению.
Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. Пыталась подвести маленькие промежуточные итоги на каждом этапе.
На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. На уроке шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся, поддерживался интерес к материалу, поощрялись творческие мысли, выдерживался достаточно высокий темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива.
Работоспособность в течение всего урока поддерживалась с помощью смены видов деятельности, использования наглядности, различных источников информации, мультимедийной презентации.
Применила на уроке дифференцированный подход в обучении: двое детей не справились полностью с работой на уроке, и им было предложено завершить ее дома.
Закрепление и усвоение нового материала прошло успешно. Этому способствовали правильно выбранные задания. Их практическая направленность активизировала детей и способствовала положительной самооценке и самоудовлетворённости.
Здоровьесберегающая работа заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех обучающихся, индивидуальном подходе, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.
Физминутка помогла снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: повышенный интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к творческой деятельности, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась похвалой за активность и самостоятельность.
Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, сформировать универсальные учебные действия (УУД):
- коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи);
- регулятивные УУД (определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль);
- личностные УУД (устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения);
- познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), находить ответы на вопросы, проводить классификацию).
Источники
1. Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы. Волгоград:
Издательство «Учитель-АСТ», 2002.
2. Крылова О.В. Современный урок географии: Уроки развивающего
обучения. 6 – 7 классы. – М.: Школьная Пресса, 2005.
3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:
«ВАКО», 2004.
4. Понурова Г.А. Проблемный урок в обучении географии в средней
школе. – М.: Просвещение, 1991.
5. Поспелов Е.М. Топонимический словарь. – М.: ООО «Издательство
Астрель», 2002.
6. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ:
Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
Самоанализ мастер класса
Цель: Совершенствование навыков работы с текстом.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Осознание эстетической ценности и богатства русского языка, уважительное отношение к родному язык...
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Союзы и омонимичные формы" 7 класс русский язык
Союзы и омонимичные формы...
Самоанализ урока в 6 классе "Королевский Лондон" УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов
Тип урока – урок комплексного применения знаний. Форма урока – урок взаимного обучения....
Самоанализ Мастер-класса
Самоанализ ,при проведении мастер-класса я ориентировалась на формирование учебно-познавательных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций, а также компетенции личностного самосовершенствовани...
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...