Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
статья (география) по теме
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._moskovskaya.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Интеграция ОБЖ.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные результаты:
- Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных черт внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.
- Знать местонахождение озер и показывать их на карте.
- Выявить условия безопасного передвижения по льду на водоемах, во время ледового покрытия.
Метапредметные результаты:
- Извлекать информацию из источников, делать и обсуждать доклады, находить в атласе реки, озера и места распространения своей страны.
- Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоема (на картине, в природе).
- Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе
- Раскрывать значение пресной воды для хозяйственной деятельности человека.
- Развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.
Личностные результаты:
- Понимать значение озер и ледников как уникальных при родных явлений мира.
- Проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне ледников, озер и искусственных водоемов, к их экологическим проблемам, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.
.
Оборудование: учебник, атласы, физическая карта мира, презентация, учебные картины, мультимедийная доска, тетради.
Структура урока:
- Организационный момент – 1-2 минуты.
- Проверка домашнего задания – 8 минут
- Изучение нового материала – 20-23 минуты
- Закрепление изученного материала – 6-8 минут
- Подведение итогов. Выставление отметок -1 минута
- Информация о домашнем задании – 1 минута.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте отметим отсутствующих, кого сегодня нет. Тема нашего сегодняшнего урока: «Озера. Ледники. Искусственные водоемы», ее название вы видите на доске, но для начала мы с вами проверим ваше домашнее задание.
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по теме: «Реки»).
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями рек. Давайте для начала вспомним определение, что такое река? Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки. (Отвечает 1 ребенок по желанию).
Учитель: Вспомните, мы с вами рисовали схему «Речной долины». Если из вас желающие, кто хочет показать нам ее на доске.
Ученик: по желанию выходит 1 ребенок и рисует схему строения.
Учитель: (В это же время) Пока Коля работает у доски вы мне ответьте на вопрос, какой тип питания рек вы знаете? Питание бывает: дождевое, снеговое, смешанное, подземное. Отвечает любой ученик по желанию.
Учитель: молодцы. Теперь давайте все вместе проверим, правильно ли ваш одноклассник изобразил «Речную долину». И в этот же момент я спрашиваю определение всех частей реки.
- Что такое устье? Устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище.
- Что такое исток? Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
- Что такое приток? Приток – это водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому. Спасибо садись. За такой хороший ответ , я ставлю тебе «5».
Учитель: На прошлом уроке, мы с вами изучили тему «Реки» и ваш одноклассник решил подготовить небольшую презентацию, о том, как нужно вести себя на водоемах в зимнее время. Он расскажет нам не только о реках, но так же мы услышим о мерах безопасности на других водных объектах, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
Соболев Николай – показывает презентацию «Безопасное поведение на водоемах в зимний период времени». -3-4 минуты.
Учитель: Спасибо, Николай, можете садиться. За презентацию вы заработали еще одну «5».
- Изучение нового материала.
Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами, познакомимся с другими видами внутренних вод. Послушайте загадку и подумайте о чем она.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается
Как это зеркало называется? (Озеро).
Совершенно верно. Что же такое озеро? Дайте определение своими словами.
Ученики: Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой. Давайте запишем это определение к себе в тетрадь.
Учитель: - В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км.
- С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности. Я выдвигаю карту.
- Это Северо-запад Русской Равнины или “Озёрный край”, Западная Сибирь, Северо- Сибирская, Индигирская, Колымская и Ленско-Вилюйская низменности. Совершенно верно.
Учитель: - Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Они делятся на группы по типам озерных котловин, по режиму и хозяйственному использованию. Давайте подумаем, что же такое озерная котловина.
Ученики: Озерная котловина – это углубление, котором находится озеро.
Учитель: Озерные котловины очень разнообразны. Мы сегодня с вами познакомимся с несколькими типами. Давайте запишем названия этих котловин в виде схемы.
Озерные котловины
Тектоническая Ледниковая Вулканичекая
1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал.
2) Озера ледникового происхождения. Тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Примерами таких озер могут служить: Ладожское и Онежское озера.
3) Вулканическое озеро – озера, занимающие кратеры потухших вулканов (Кроноцкое и курильское озера на Камчатке).
Учитель: - Назовите важнейшие условия для образования озёр.
Ученики: Это наличие котловин и благоприятный климат влажный климат.
Учитель: Правильно, - это наличие котловин и благоприятный климат.
Сточные озёра - озёра, в которые реки втекают и вытекают. Показываю озера на карте и предлагаю детям самостоятельно найти такие озера и показать на карте у доски. (Байкал, Верхнее, Виктория, Ладожское, Онежское, Онтарио, Гурон). Как, правило, они пресные, так как реки, вытекающие из озера, выносят соли. Они как правило пресные.
Учитель: - В сухом климате озёр меньше и качественно они другие: менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие (озеро Чад в Африке), очень часто засоленные. Бессточные озёра - это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают. Примеры показываю на карте. (Каспийское, Балхаш, Чад, Эйр). В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой или горькой.
Учитель: Вода - это самый распространенный на поверхности земли минерал. Действительно, у снега и льда много общего с веществом твердой оболочки Земли. Однако, в отличие от всех других минералов, вода при замерзании расширяется и становится легче жидкой воды, поэтому лед плавает.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем изучить эту новую тему по методу смыслового чтения. Мы с вами это делали уже на прошлых уроках. Откройте учебник на стр. 120, § 32. Давайте разделим класс по рядам, что бы у каждого была своя позиция этого метода. 1 ряд – составляет блок-схему, 2 ряд – составляет 5 вопросов по этой теме, а 3 ряд – выписывает основные слова, которые передают основное содержание этого текста. Внутри ряда разделитесь на 4 человека и приступайте к работе. На это у вас у всех не более 5 минут. Все время пошло.
Учитель: Все время вышло. Смотрим, что получилось. И мы с вами пришли к выводу, что независимо от того, какую позицию делали на каждом ряду, все вы использовали в основном одни и те же понятия.
Учитель: Следующий вид внутренних вод, который мы с вами должны изучить – это искусственные водоемы. Искусственные водоемы – это сооружения, созданные руками человека. Они бывают 3 видов - это каналы, водохранилища и пруды.
Канал – это искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение. Например: канал им. Москвы, Волго-Балтийский канал, Беломорский канал.
Учитель: А что же такое пруд и водохранилище, нам расскажет ваш одноклассник Слесарев Дмитрий.
Ученик: Доклад учащегося – на2-3 минуты.
- Закрепление изученного материала.
Раздаю листочки каждому на парту с заданиями.
Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.
Задание 2. Заполните схему.
.
Задание 3. Виды искусственных водоемов?
А теперь давайте обменяемся своими работами соседом по парте и сверим ваши ответы с ответами на доске. На доске висят правильные ответы критерии оценок.
- Выставление отметок
Учитель: Мы с вами целый урок говорили о различных видах внутренних вод. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Дети отвечают.
Учитель: Как вы думаете, знания, полученные на уроке пригодятся вам в дальнейшей жизни?
Ученики: Дети высказывают свое мнение.
- Информация о домашнем задании. Пишу на доске.
§ 31.32.33, записи повторить.
Приложение к уроку.
Задание 1. Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.
Задание 2.
.
Задание 3. Канал, водохранилище, пруд.
Критерии оценок.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.
Задание 2. Заполните схему.
.
Задание 3. Виды искусственных водоемов?
Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.
Задание 2. Заполните схему.
.
Задание 3. Виды искусственных водоемов?
Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.
Задание 2. Заполните схему.
.
Задание 3. Виды искусственных водоемов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока английского языка по теме "Education in Great Britain"
После проведения урока по теме "Education in Great Britain" в 9 классе ( учебник О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой English VIII, тема Education: The World of Learning) мне было предложено дат...
Самоанализ урока физической культуры по теме Баскетбол 5 класс
Урок по теме "Баскетбол" является началом изучения нового материала. Цель:Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча....
Самоанализ урока английского языка по теме "Моя семья"
Самоанализ урока английского языка по теме "Моя семья"...
Самоанализ урока по геометрии по теме: "Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение".
Урок проведен в 7а классе. Количество учащихся 19. На уроке присутствовали 16 учащихся. Данный урок является первым в изучении темы «Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение»....
Пример самоанализа урока
Приведен самоанализ урока физики по теме "Скорость при равноускоренном движении"...
Конспект урока по географии на тему "Озера" - 6 класс
Конспект урока и презентация по географии на тему "Озера" 6 класс, с учетом требований ФГОС...