Рабочая программа элективного курса "Медицинская география"
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу «Медицинская география» (авторы - Т. В. Кучер, И. Ф. Колпащикова).
Курс рассчитан на 34 часа.
География и медицина с каждым годом все больше сближаются. Появилось новое научное направление - медицинская география.
Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Это не редко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, несвязанном с их будущей профессией врача.
Возникшая на стыке медицины и географии, эта междисциплинарная отрасль науки с самого начала развивалась как комплексная дисциплина, интеграционные тенденции которой, заимствованные из географии, особенно усилились за последние годы в связи со всеобщей экологизацией наук. Медико-географический подход отражает, в сущности, экологический образ мышления, который все больше проникает в медицину, природоохранные сферы деятельности и становится характерным для современной эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._meditsinskaya_geografiya_10_klass.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено Руководитель ШМО ____________/____________/ ФИО Протокол № 1 от « 31 » августа 2018г. | Согласовано Заместитель директора МБОУЯСШ №4 ______________ О.А.Казюкина ФИО от « 31 » августа 2018г. | Утверждено Приказом №140 от « 31 » августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ
(предмет)
10 класс
Шебунова Ирина Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
2018-2019 учебный год.
Медицинская география
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу «Медицинская география» (авторы - Т. В. Кучер, И. Ф. Колпащикова).
Курс рассчитан на 34 часа.
География и медицина с каждым годом все больше сближаются. Появилось новое научное направление - медицинская география.
Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Это не редко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, несвязанном с их будущей профессией врача.
Возникшая на стыке медицины и географии, эта междисциплинарная отрасль науки с самого начала развивалась как комплексная дисциплина, интеграционные тенденции которой, заимствованные из географии, особенно усилились за последние годы в связи со всеобщей экологизацией наук. Медико-географический подход отражает, в сущности, экологический образ мышления, который все больше проникает в медицину, природоохранные сферы деятельности и становится характерным для современной эпохи.
Цели программы
Раскрыть отношение географии к проблемам здоровья человека, зависимость его состояния от качества окружающей среды, а также научить учащихся определять медико-географические условия проживания.
Сформировать у учащихся целостное представление о медицинской географии как части географии здоровья, подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни.
Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; развивать позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.
Задачи курса:
-овладение основами науки; -медико-географическая оценка отдельных элементов природы, отдельных природных комплексов и экономических условий, влияющих на состояние здоровья человека; -разработка медико-географических прогнозов для обжитых районов, подлежащих в будущем экономическому освоению, а также тех территорий, в пределах которых наиболее интенсивно преобразуется природа в результате хозяйственной деятельности человека; -составление методик- географических карт, отражающих положительное и отрицательное влияние среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья; -изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения; -изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям; -изучение заболеваемости жителей Владимирской области ( по данным эпидемиологической службы)
Методы и формы обучения.
методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог , метод проблемных задач, деловые игры);самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся -индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятии - интерактивные лекции, с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов).
Принципы построения курса
Данная рабочая программа опирается на теоретические основы географического образования, отраженные в трудах Н. Н. Баранского, Т. П. Герасимовой, В. П. Голова, А. В. Даринского, П. В. Иванова, М. К. Ковалевской, О. В. Крыловой, И. С. Матрусова, М. А. Никоновой, К. В. Пашканга, К. Ф. Строева и др.
При отборе содержания учитывались следующие принципы:
принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) - программа носит интегративный характер, кроме того, предполагает участие учеников в межпредметных образовательных интернет-проектах; медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания;
принцип комплексности - раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения;
гуманитарно-культурологический - включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленность занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования опыта творческой деятельности школьников. Личностно-деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, которая сосредоточена на личности обучаемого, учете его самобытности и субъективного опыта, на решении школьниками учебных задач (познавательных, творческих, исследовательских и др.) на основе познавательного интереса к изучению своей местности.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знакомство с медико-географическим картографированием, комплексным медико-географическим исследованием территории, медико-географическом описанием, медицинской статистикой. Изучение курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды, выявлению причин некоторых заболеваний, укреплению своего здоровья. В ходе изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу с презентацией и защитой своих проектов по его завершении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение : Что такое медицинская география?
Тема 1. Формирование медико-географических представлений
-Этапы развития медицинской географии. -Становление медицинской географии в России. -Медицинская география в ХХ веке.
Тема 2. Методы медико-географических исследований
-«Ключи» медицинской географии: что это такое?
Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье
-Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья.
-Нозогеография. -Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Социально-экономические факторы.
Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
-Природный очаг болезни и природная очаговость. -Тропические болезни. -Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы
-Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма. -Фитотерапия. -Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности)
-Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Итоговое занятие
-Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?
Тематическое планирование по медицинской географии (10 класс).
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических исследований | 7 |
3 | Раздел II. Факторы окружающей человека среды и его здоровье | 18 |
4 | Раздел III. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами | 4 |
5 | Раздел IV. Лечебные рекреационные ресурсы | 2 |
6 | Раздел V. Нозогеография | 2 |
Календарно – тематическое планирование по медицинской географии (10 класс).
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
План | Факт | Дом.зад. | |||
Введение | 1 | ||||
1 | Что такое медицинская география? | ||||
Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических исследований | 7 | ||||
2 | Формирование медико-географических представлений в истории человечества. | ||||
3 | Древний Египет, Греция, Рим. | Презентац. | |||
4 | Развитие медико-географических представлений в Средние века в арабских странах. | Презентац. | |||
5 | Развитие медгеографии в эпоху Возрождения и начальный период Новой истории. | Презентац. | |||
6 | Развитие отечественной медгеографии. | Презентац. | |||
7 | Медгеография в XIX-XX вв. | Презентац. | |||
8 | «Ключи» исследования медгеографии. | ||||
Раздел II. Факторы окружающей человека среды и его здоровье | 18 | ||||
9 | Понятие о природных и социально-экономических факторах в медгеографии. | Сообщение | |||
10 | География болезней. | Презентац. | |||
11 | Солнечная радиация. | Презентац. | |||
12 | Солнечная радиация и биосфера. | Сообщение | |||
13 | Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Геомагнетизм и его влияние на организм. | ||||
14 | Космическое излучение. | Презентац. | |||
15 | Влияние температуры воздуха на организм человека. | Презентац. | |||
16 | Влияние ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека. | Презентац. | |||
17 | Геохимические факторы. | ||||
18 | Биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания. | ||||
19 | Адаптация. | ||||
20 | Адаптивный тип. | ||||
21 | Акклиматизация. | Презентац. | |||
22 | Медико-географическая оценка населения и населённых пунктов. | Исследов. | |||
23 | Влияние города на организм человека. | Исследов. | |||
24 | Человек и воздух. | ||||
25 | Человек и вода. | ||||
26 | Человек и почвы. | ||||
Раздел III. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами | 4 | ||||
27 | Окружающая среда и здоровье человека. | ||||
28 | Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. | Исследов. | |||
29 | Понятие о тропических болезнях. | ||||
30 | Болезни, вызываемые ядовитыми животными. | Презентац. | |||
Раздел IV. Лечебные рекреационные ресурсы | 2 | ||||
31 | География отдыха и туризма. | Сообщение | |||
32 | Значение природной среды в укреплении здоровья. Рекреационные ресурсы. | ||||
Раздел V. Нозогеография | 2 | ||||
33 | Рекреационные ресурсы области. | Проекты | |||
34 | Создание проектов туристических маршрутов. | Проекты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе " Экономическая география мира"...