Природно-ресурсный потенциал России
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 8 классе
§ 48. Природно-ресурсный потенциал России
Тип урока: изучение нового материала, закрепления знаний.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение знаний.
Средства обучения:
– учебник (В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидже «География : География России. Природа. Население. Хозяйство». 8-9 класс. М. : Дрофа, 2004 г.– 271 с.), презентация «Природно-ресурсный потенциал России».
Цель урока: сформировать общее представление о природно-ресурсном потенциале России .
Задачи урока по достижению планируемых результатов.
Предметные: сформировать знания о природно-ресурсном потенциале России и его долю в национальном богатстве России.
Метапредметные: умение оценивать обеспеченность природными ресурсами и природно-ресурсный потенциал России
Личностные: воспитание чувства патриотизма за природное богатство России
Ход урока
- Организационный момент:
– Здравствуйте, присаживайтесь. Прежде чем приступить к новой теме, мы с вами повторим пройденный материал.
- Актуализация знаний:
Задания на листочках.
Задание 1. Самостоятельная единица хозяйства .....
Задание 2. Соотнесите межотраслевой комплекс и его функцию
Комплекс | Функция | ||
1 | Топливно-энергетический | А | Производство химических веществ |
2 | Машиностроительный | Б | Получение научных знаний |
3 | Металлургический | В | Производство и распределение энергии |
4 | Химический | Г | Производство машин |
5 | Лесной | Д | Производство и переработка сельскохозяйственной продукции |
6 | Агропромышленный | Е | Производство и оказание услуг |
7 | Научный | Ж | Заготовка и переработка леса |
8 | Сферы услуг | З | Производство военной техники |
9 | Оборонный | И | Производство металлов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Задание 3. Сколько секторов выделяют в хозяйстве? Перечислите их и их состав.
Задание 4. Заполните схему определениями из списка
Определения:
1.Использование земельных, водных, и климатических ресурсов
2.Заготовка леса и пушнины, лов рыбы и морского зверя
3Добыча руд металлов, нерудных полезных ископаемых, топлива
- Объяснение нового материала:
Цель: познакомится с понятием «природно-ресурсный потенциал», изучить его структуру и долю в национальном богатстве России.
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «природно-ресурсный потенциал», попытаемся понять что это такое и как его оценить.
Наверно вы слышали в повседневной жизни, как говорят о каком-либо потенциале. «Потенциал» есть в физике, при определении энергии. Иногда, говоря о каком-то человеке, могут сказать, что у него есть потенциал стать например великим актером, художником или певцом.
–Как думаете, что означает это слово?
ПОТЕНЦИА́Л, потенциала, муж. (от лат. potentia - сила, возможность).
–Как это можно связать в природными ресурсами и природными условиями?
Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов и природных условий территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса.
Природно-ресурсный потенциал территории - важнейший хозяйственный фактор, одно из качеств, по которому оценивается экономико-географическое положение страны.
–Давайте вспомним, что такое природные ресурсы?
Природные ресурсы- это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства. Это определение запишите в тетрадь.
–Приведите примеры природных ресурсов?
Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве России занимает около 85%..
Национальное богатство - совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
От обеспеченности ими зависит не только настоящее, но и будущее.
–Давайте с Вами откроем атлас и посмотрим, какие ресурсы есть на территории России.
–Давайте покажем, где они распространены на территории России?
–Давайте посмотрим, какие ресурсы есть на территории Мордовии? А в соседних регионах?
–Подумайте, интенсивно ли используются природные ресурсы в хозяйстве России?
–Поразмышляйте, рационально (обдуманно) ли они используются? ( не все ресурсы полностью перерабатываются, как например в Европе).
–Останутся ли ресурсы для будущего поколения? Чтобы точно ответить на этот вопрос, необходимо не только охарактеризовать запасы ресурсов, но также проблемы, которые возникают при их использовании (эксплуатации).
Россия на сегодняшний день имеет огромные запасы природных ресурсов.
Посмотрите на таблицу и на данные атласа, как вы думаете, обеспечена Россия природными ресурсам?
–Давайте вспомним, что такое природные условия?
Под природными условиями понимают природное окружение человека. Это климат, рельеф и геологические условия, ресурсы поверхностных и подземных вод, почвенно-растительный покров и животный мир. Они — это нечто нематериальное: характер, свойства, режим. В общем, это не сами объекты, а набор их свойств, которые способны облегчать либо затруднять развитие хозяйственной деятельности, но предметом производства не являются.
На что влияют условия? (на размещение производственных предприятий)
Как выдумаете, почему понятие «природные условия» также включают в понятие «природно-ресурсный потенциал»?
Природные условия также могут рассматривать для будущего использования, т.к. они могут «преобразоваться» в природные ресурсы. Давайте подумаем как? Например, солнечную радиацию (проще говоря солнечный свет) можно использовать как энергию в виде солнечных батарей. Вы когда-нибудь сталкивались с солнечными батареями? (в Мордовии стоят фонари вдоль дорог на их основе). Также используют энергию ветра, приливов и отливов (где? Дальний Восток), водные ресурсы как источник энергии ( ГЭС). Приведите свои примеры.
Также совокупность условий – свет, тепло и влага - являются агроклиматическими ресурсами. Эти показатели важны, главным образом, для сельского хозяйства, а именно – для растениеводства. Итак, возможности или характеристики климата, обеспечивающие развитие с/х производства, именуются агроклиматическими ресурсами. По сути, данный потенциал объединяет показатели света, воздуха, тепла и влаги. Показатели света и тепла уменьшаются в направление от экватора к полюсам
4. Вопросы для проверки знаний:
Соотнесите определения
Понятие | Определение | ||
1 | природные ресурсы | А | совокупность природных ресурсов и природных условий территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса. |
2 | природные условия | Б | совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. |
3 | природно-ресурсный потенциал | В | компоненты природы, используемые человека в процессе производства. |
4 | национальное богатство | Г | природное окружение человека. Это климат, рельеф и геологические условия, ресурсы поверхностных и подземных вод, почвенно-растительный покров и животный мир. |
1 | 2 | 3 | 4 |
В | Г | А | Б |
Обобщение. Сегодня мы с вами познакомились с понятиями «природно-ресурсный потенциал», «национальное богатство», «природные условия», «природные ресурсы». Определи какова доля ресурсов в природном богатстве страны.
Домашнее задание: параграф 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...
Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
Цели: · Сформировать знание о составе и географическом положении региона.· Оценить природно – ресурсный ...
Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.
Информация дана в виде таблицы....
Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....
Урок "Природно-ресурсный потенциал России"
Урок в 8 классе по теме "Природно-ресурсный потенциал России" с использованием элементов сингапурской методики...
Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».
Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области....
конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
конспект урока по географии в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, на уроке рассмарива...