Технологическая карта урока " Расы" 5класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Расы и народы мира.
Планируемые результаты обучения:
Личностные. Понимать смысл своей деятельности; осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
Предметные. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать источники информации с целью выявления регионов, на которых проживают представители разных рас.
Метапредметные. Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Основные понятия: Расы и народы мира, их отличительные особенности. Численность населения мира плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
2.Фронтальный опрос СЛАЙД 1 САМОПРОВЕРКА + ПО СЛАЙДУ
3.МОТИВАЦИЯ Молодцы, на все вопросы ответили правильно.
I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Постановка цели урока.
Учитель. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть на слайд. (СЛАЙД 2) Посмотрите и подумайте, чем отличаются люди на разных фото и наоборот, может схожи? (Просмотр изображений, обсуждение)
Учитель. Как вы думаете, какие группы людей представлены на разных фото и почему эти люди разные (если они разные).
Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок (Дети отвечают, предлагают свои варианты)УЧИТЕЛЬ - Правильно, тема сегодня « Расы и народы мира» А какие цели и задачи перед нами стоят?
ДЕТИ -Цели и задачи урока (выяснить, на какие расы и народы делится население Земли; чем отличаются друг от друга, где проживают, сколько людей живёт на Земле. Выясним, как разместились люди на Земле, и в каких странах и городах они проживают. СЛАЙД ( ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ)
4.Изучение нового материала
Учитель Ребята, запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и тему к себе с тетрадь. Ребята, как вы понимаете, что такое раса? Давайте обратимся к учебнику.
Открываем учебник стр 62 и читаем что такое раса и запишем в тетрадь.
СЛАЙД 3 Определение расы
Учитель: Человеческие расы складывались в течение сотни тысяч лет. А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретённые признаки. ( ВРОЖДЁННЫМИ)
Ученик: Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков)
УЧИТЕЛЬ: Какие три основные расы выделяются на Земле.
Дети называют: Европеоидная, монголоидная, негроидная. СЛАЙД 4 РАСЫ
УЧИТЕЛЬ - А как вы думаете, если 2 расы соединить, что это за раса будет? Правильно – смешанная!!!
СЛАЙД 4 ПЕРЕХОДНАЯ РАСА
II этап. Решение проблемной ситуации.
Учитель. Ребята, а почему все люди разные, что повлияло на их внешний вид? Попробуем разобраться.
ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ…..
УЧИТЕЛЬ Правильно, Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям, это и повлияло на внешний вид людей.
УЧИТЕЛЬ:- А знаете ребята, ведь о расах давно стали задумываться ученые. Перед вами Ф. Бернье Слайд – Портрет Франсуа Бернье
Ф. Бернье выделил три расы: белую, черную и желтую. А Карл Линней в 1746г выделил по- своему расы. Проблема объяснения расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих эту проблему. Наиболее распространены две из них.
Слайд – схема объяснение расовых различий
УЧИТЕЛЬ (РАБОТА В ГРУППАХ) А сейчас, вы работаете в группах. У каждой команды на столе лежат листочки, на которых даны характерные черты всех рас. Ваша задача выбрать правильные ответы для своей расыи составить « ЦВЕТОК РОМАШКУ»
1 группа – европеоидная раса 2 группа – негроидная раса 3 группа –монголоидная раса 4 группа – смешанная раса
УЧИТЕЛЬ: « Закроете учебники, попытайтесь самостоятельно выполнить задание. Но на слайде, Вы можете увидеть, как выглядят представители данных рас. И аргументировать свой выбор, почему Вы так решили. (5 минут на работу).
ДЕТИ Один представитель от команды отвечает (ромашка).
УЧИТЕЛЬ ПРОВЕРИМ!!! СЛАЙД 5 С ПРИЗНАКАМИ
МОЛОДЦЫ!
УЧИТЕЛЬ А кто из команды покажет места расселения на физической карте мира, расы о которой вы собирали информацию?
Молодцы, Вы, все справились с заданием.
Учитель: Все мы с вами относимся к одному виду «современных» людей, составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться – от цвета кожи, формы глаз и других различий?
Ученики: Конечно нет. Ведь среди представителей разных рас есть учёные, артисты, политики, спортсмены и другие.
УЧИТЕЛЬ Хорошо. Сегодня к нам на урок, пришел великий норвежский путешественник Тур Хейердал, который побывал во многих уголках мира. И он хочет Вам прочитать одно из своих высказываний. На слайде фото путешественника Тура Хейердала.
«Один из самых полезных уроков, которые, мне преподала жизнь, заключается в том, человек всегда остаётся человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил – в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке
УЧИТЕЛЬ Ребята, и как же Вы поняли его слова?
Класс высказывает свое мнение.
УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что нравственные черты, интеллект человека зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, каждого человека. Существует общечеловеческий закон «Люди всех рас и народов равны между собой».
Учитель: ребята, а как Вы понимаете слово «народ»? А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался?
Ученики: «народ» – группы людей; это люди, которые живут на одной . территории, разговаривают на одном языке.
Учитель - Запишите это определение к себе в тетрадь. Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, в учебнике приложение, на стр.: 182-183. --- Перед вами карта, которая называется…
Дети отвечают: население – это совокупность всех людей, живущих на определённой территории
УЧИТЕЛЬ - Какую информацию Вы смогли прочитать?
Ученик: «Плотность населения мира». ( интерактивная карта «Плотности населения»).
Ученик: по цветам видна, где какая плотность населения на Земле (от темного к светлому), пунсоны: синие – минимальная, зеленое – максимальная плотность, розовые – крупнейшие города.
УЧИТЕЛЬ Ребята, а кто догадался, какие 2 основных фактора влияют на плотность населения любой территории?
Ученик: площадь и численность населения.
УЧИТЕЛЬ: Давайте закрепим СДАЙД
Первичное закрепление. В мире проживает _человек. Люди на Земле размещены ___ К настоящему времени люди расселились по всем материкам, кроме ____. Самое крупное государство по площади _____. Страны и их главные города_____ - показаны на____. На Земле существует____ основные расы
Рефлексия. УЧИТЕЛЬ : Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что нового Вы узнали сегодня на уроке, и какие выводы смогли для себя сделать.
Д\З СЛАЙД
Подведение итогов урока. УЧИТЕЛЬ: Оценки за урок!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....