Технологическая карта урока " Расы" 5класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока 5 класс " Расы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тех карта урока30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Расы и народы мира.

Планируемые результаты обучения:

Личностные. Понимать смысл своей деятельности; осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

Предметные. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать источники информации с целью выявления регионов, на которых проживают представители разных рас.

Метапредметные. Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Основные понятия: Расы и народы мира, их отличительные особенности. Численность населения мира плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

2.Фронтальный опрос  СЛАЙД 1 САМОПРОВЕРКА + ПО СЛАЙДУ

 3.МОТИВАЦИЯ   Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Постановка цели урока.  

Учитель. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть на слайд. (СЛАЙД 2) Посмотрите и подумайте, чем отличаются люди на разных фото и  наоборот, может  схожи?  (Просмотр изображений, обсуждение)

Учитель. Как вы думаете, какие группы людей представлены на разных фото и почему эти люди разные (если они разные).

Ребята, а  кто догадался,  какой  теме  посвящен наш сегодняшний урок  (Дети отвечают, предлагают  свои варианты)УЧИТЕЛЬ - Правильно, тема сегодня « Расы и народы мира» А  какие цели и задачи перед нами стоят?

ДЕТИ -Цели и задачи урока (выяснить, на какие расы и народы делится население Земли; чем отличаются друг от друга, где проживают, сколько людей живёт на Земле. Выясним, как разместились люди на Земле, и  в каких странах и городах они проживают.   СЛАЙД ( ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ)

 4.Изучение нового материала

 Учитель Ребята, запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и  тему к себе с тетрадь.  Ребята, как вы понимаете, что такое раса? Давайте обратимся к учебнику.

Открываем учебник стр  62 и читаем что такое раса и запишем  в тетрадь.

СЛАЙД  3  Определение расы

Учитель: Человеческие расы складывались в течение сотни тысяч лет.  А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки  – это врожденные или приобретённые признаки.             ( ВРОЖДЁННЫМИ)

Ученик: Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков)

УЧИТЕЛЬ:  Какие три  основные расы выделяются на Земле.

Дети называют: Европеоидная, монголоидная, негроидная.  СЛАЙД 4  РАСЫ 

УЧИТЕЛЬ - А как вы думаете, если 2 расы соединить,  что это за раса будет? Правильно – смешанная!!!

СЛАЙД    4 ПЕРЕХОДНАЯ   РАСА

II этап.   Решение  проблемной ситуации.

Учитель.  Ребята,  а почему все люди разные, что повлияло на их внешний вид?   Попробуем разобраться.

ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ…..

УЧИТЕЛЬ   Правильно, Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям, это и повлияло на внешний вид людей.

УЧИТЕЛЬ:-  А знаете ребята, ведь о расах давно стали задумываться ученые.  Перед вами Ф. Бернье   Слайд  –   Портрет Франсуа Бернье

 Ф. Бернье  выделил три расы: белую, черную и желтую. А Карл Линней в 1746г выделил по- своему расы.   Проблема объяснения расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих эту проблему. Наиболее распространены две из них.

Слайд  – схема объяснение расовых различий

 УЧИТЕЛЬ (РАБОТА В ГРУППАХ) А сейчас, вы работаете в группах.  У  каждой команды на столе лежат листочки, на которых  даны характерные черты всех рас. Ваша задача выбрать правильные ответы для своей расыи составить « ЦВЕТОК РОМАШКУ»

 

1 группа  – европеоидная раса     2 группа  – негроидная  раса      3 группа   –монголоидная раса      4 группа  – смешанная раса

УЧИТЕЛЬ: « Закроете учебники, попытайтесь самостоятельно выполнить задание.  Но на слайде, Вы можете увидеть, как выглядят представители данных рас. И аргументировать свой выбор, почему Вы так решили. (5 минут на работу).

ДЕТИ   Один представитель от команды отвечает (ромашка).

УЧИТЕЛЬ ПРОВЕРИМ!!!  СЛАЙД 5  С ПРИЗНАКАМИ

МОЛОДЦЫ!

 УЧИТЕЛЬ А кто из команды  покажет места расселения на физической карте мира, расы о которой вы собирали информацию?

 Молодцы, Вы,  все справились с заданием.

Учитель: Все мы с вами относимся к одному виду «современных» людей, составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться – от цвета кожи, формы глаз и других различий?

Ученики: Конечно нет. Ведь среди представителей разных  рас есть учёные, артисты, политики, спортсмены и другие.

 УЧИТЕЛЬ Хорошо. Сегодня к нам на урок,  пришел великий норвежский путешественник Тур Хейердал, который побывал во многих уголках мира. И он хочет Вам прочитать одно из  своих высказываний.  На слайде фото путешественника Тура Хейердала.

«Один из самых полезных уроков, которые, мне преподала жизнь, заключается в том, человек всегда остаётся человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил – в каменном  или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке

УЧИТЕЛЬ Ребята, и как же Вы поняли его слова?

Класс высказывает свое мнение.

 УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что  нравственные черты, интеллект человека зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, каждого человека. Существует общечеловеческий закон «Люди всех рас и народов равны между собой».

Учитель: ребята, а как Вы понимаете слово «народ»? А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался?

Ученики: «народ» – группы людей; это люди, которые живут на одной . территории, разговаривают на одном языке.

 Учитель - Запишите это определение к себе в тетрадь.   Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, в учебнике приложение, на стр.: 182-183. ---       Перед вами карта, которая называется…

Дети отвечают: население – это совокупность всех людей, живущих на определённой территории

УЧИТЕЛЬ - Какую информацию Вы смогли прочитать?

Ученик: «Плотность населения мира». ( интерактивная карта «Плотности населения»).

Ученик: по цветам видна, где какая плотность населения на Земле (от темного к светлому), пунсоны: синие – минимальная, зеленое – максимальная плотность, розовые – крупнейшие города.

 УЧИТЕЛЬ Ребята, а кто догадался, какие 2 основных фактора влияют на плотность населения любой территории?

Ученик:  площадь и численность населения.

УЧИТЕЛЬ: Давайте  закрепим    СДАЙД

Первичное закрепление.  В мире проживает  _человек. Люди на Земле размещены ___ К настоящему времени люди расселились по всем материкам, кроме ____. Самое крупное государство по площади _____. Страны и их главные города_____  - показаны на____. На Земле существует____ основные расы

Рефлексия.  УЧИТЕЛЬ : Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что нового Вы узнали сегодня на уроке, и   какие выводы смогли для себя сделать.

Д\З СЛАЙД

Подведение итогов урока. УЧИТЕЛЬ: Оценки за урок!!!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...