Методическая разработка интегрированного урока "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ"
методическая разработка по географии (10 класс)
Интегрированный урок "Международный туризм" (предметные области география и искусство)рекомендую проводить в 10 классе при изучении темы "Мировое хозяйство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема: «Международный туризм»
Класс: 10
Цель: Сформировать у учащихся целостное представление о международном туризме как о важной составляющей мировой экономики и культуры.
Задачи:
Образовательные
- сформировать понятие «туризм»;
- создать классификацию международного туризма;
- определить основные направления туристических маршрутов;
- показать некоторые направления развития международного туризма в России
Развивающие
- развивать умения пользоваться различными источниками информации, выявлять причинно-следственные связи между социальными и экономическими показателями;
- развивать умения и навыки работы со статистическими материалами;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;
- развивать умение работать в группе и в паре, распределять обязанности, оформлять и представлять результаты работы.
Воспитательные
- продолжать воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать уважение к культурному и историческому наследию человечества, эстетическое чувство;
- воспитывать культуру делового общения.
Планируемые результаты
Предметные
Сформировать понятия «туризм», «международный туризм», знать классификацию туризма; знать значение туристической индустрии для экономического развития страны и Санкт-Петербурга.
Метапредметные
Познавательные
Учить осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных видов информационных ресурсов; давать определения понятиям, строить классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, создавать и преобразовывать схемы.
Коммуникативные
Учить организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, определять цели деятельности, способы взаимодействия; в совместной деятельности четко планировать цели всей группы и отдельных участников.
Регулятивные
Учить самостоятельно ставить цель, анализировать условия достижения цели на основе конкретных ориентиров действия, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; самостоятельно оценивать свою работу и работу других, вносить необходимые коррективы.
Личностные
Формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, учить вести диалог на основе равноправных отношений, осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный.
Педагогические технологии: проектная деятельность (информационный учебный проект), обучение в сотрудничестве (работа в парах, групповая работа), медиатехнология (создание видеоролика с использование программы «Киностудия-Windows»), информационно-коммуникационная технология (создание коллективной презентации на Google-диске, презентаций в программе «Power Point»), инсценировка, виртуальная экскурсия
Методы и приёмы обучения: активные и интерактивные методы (развивающее обучение, работа в малых группах, парах, демонстрация, заочная экскурсия, исследовательская работа, обсуждение, выдвижение предположений и прогнозирование, создание интеллектуального учебного продукта и его презентация).
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, проектор, коллективная презентация на Google-диске, презентация в программе «PowerPoint», видеоролик, созданный в программе «Киностудия-Windows».
Раздаточный материал: информационная карта урока.
План урока
№ | Этап урока | Время, мин. |
1 | Введение в работу. Создание эмоционального настроя. | 1 |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 4 |
3 | Актуализация знаний | 4 |
4 | Усвоение новых знаний | 17 |
5 | Закрепление новых знаний | 15 |
6 | Домашнее задание | 1 |
7 | Рефлексия | 3 |
Этапы работы:
Подготовительный этап
1. Определить цель урока, составить план проведения урока.
2. Организовать распределение обучаемых на группы для работы в соответствии с целью и задачами урока. Оказать помощь каждой группе в выработке плана действий; зафиксировать выработанный план в виде «Инструктивной карточки».
Инструктивная карточка
1.«Отдел маркетинга». Численность 6-7 учащихся (разделены на 2 мини-группы).
А) Подобрать и проанализировать информацию о роли международного туризма в Санкт-Петербурге. Подготовить презентацию «Дипломатический Санкт-Петербург».
Б) Изучить различные классификации международного туризма, обобщить и систематизировать информацию, представить сводную классификацию в ходе урока.
2.«Отдел менеджмента» Численность 10-12 учащихся (разделены на 3 мини-группы).
Для подготовки материала, характеризующего различные виды международного туризма:
А) Создать видеоролик «Сфинксы на берегах Невы».
Б) Подобрать и систематизировать в виде презентации PowerPoint материал по этническому туризму. Показать традиции гостеприимства приёма иностранных туристов на примере одного из народов мира.
В) Подобрать и систематизировать в виде коллективной презентации на Google-диске материал по экологическому туризму. Уделить особое внимание развитию экологического туризма в России.
3.«Отдел логистики». Численность 2-3 учащихся.
Провести сравнительный статистический анализ основных показателей функционирования мировой туристической индустрии с целью определения критериев для отбора содержания учебного материала.
4.«Отдел рекламы». Численность 2 учащихся.
Разработать, в течение урока отредактировать и представить международный туристический маршрут, обосновав его целесообразность.
Основной этап
Проведение урока.
Заключительный этап
Разработка рекламного буклета с целью закрепления знаний по данной теме.
Для этого предлагается выбрать одно интересное культурное, спортивное, экономическое событие этого года в нашем городе или другом регионе России, зайти на сайт Национальной премии «Russian Event Awards», воспользоваться информацией сайта при подготовке своего буклета (проспекта). Его объем не должен превышать одной стороны А4, текст не более 50 слов, изображения могут быть готовыми или авторскими (не более 3). Буклет может быть изготовлен в печатном варианте, нарисован от руки.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое сопровождение |
Организационный момент | Приветствует, настраивает и мобилизует на успешную работу | Приветствуют учителя и друг друга | Электронное приложение 1: видеоролик «Мир путешествий» |
Универсальные учебные действия: Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: поиск, отбор, анализ и структурирование информации, моделирование изучаемого содержания Регулятивные: саморегуляция, постановка целей, самоконтроль, коррекции своих действий, самооценка успешности учения Коммуникативные: сотрудничество с учителем и друг с другом, согласование, распределение ролей, взаимный контроль, поддержка, четкое выражение своей мысли, умение вести дискуссию. | |||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Направляет и корректирует работу «Отдела маркетинга» по представлению Санкт-Петербурга как центра международного туризма Создает условия для определения значения туризма во всех сферах жизни Предлагает сформулировать тему и цель урока. Знакомит с «информационной картой» урока, объясняет последовательность работы в процессе изучения темы | «Отдел маркетинга» представляет проделанную на подготовительном этапе работу – презентацию «Культурной столице – культуру мира» по плану:
Предполагаемые ответы:
Показать роль международного туризма в экономическом развитии страны. Знакомятся со структурой информационной карты урока, уточняют правила заполнения | Приложение 1 Презентация (слайды 2-9) Источники информации: [2],[3],[12],[14],[23],[29] Приложение 2 Презентация (слайд 10) |
Универсальные учебные действия Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: поиск, отбор, анализ и структурирование информации, моделирование изучаемого содержания Регулятивные: умение преобразовать практическую задачу в познавательную Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |||
Актуализация знаний | Направляет и корректирует работу «Отдела логистики» Создает проблемную ситуацию: знания о международном туризме необходимы, чтобы…? | «Отдел логистики» представляет сравнительный анализ основных показателей международного туризма в России и Санкт-Петербурге по выработанной группой схеме:
Делают вывод: каждый второй житель России предпочитает организовывать свой отдых самостоятельно. Предлагают варианты ответов | Презентация (слайды 11-16) Источники информации: [26], [27],[28] |
Универсальные учебные действия Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников информации; преобразование текстовой информацию в графическую форму; сравнение статистических показателей, умение делать выводы Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные: согласование, распределение ролей, взаимный контроль, поддержка, четкое выражение своей мысли, умение вести дискуссию. | |||
Усвоение новых знаний | Создает ситуацию необходимости дать определение понятию «туризм» Предлагает выделить ключевые слова и записать определение термина «туризм» в «Информационную карту урока». Определяет значение классификации в туризме для прогнозирования его развития. Ставит проблемный вопрос: какой из критериев позволяет более точно оценивать экономическую эффективность международного туризма? Предлагает составить свой вариант классификации туризма. | «Отдел маркетинга» на подготовительном этапе подбирал информацию по определению понятия «туризм» и анализировал различные классификации туризма. 1. Знакомят с различными определениями «туризма» из нескольких словарей:
Заполнение информационной карты урока 2. Знакомят с различными критериями, на основе которых можно создать классификацию:
Предполагаемый ответ: главная цель туристической поездки. Представляют классификацию по цели туристической поездки. Заполнение информационной карты урока | Приложение 3 Презентация (слайды 17-23) Приложение 4 Презентация (слайды 24-25) Источники информации: [9] |
Универсальные учебные действия Личностные: действовать в составе группы (пары), оценивать свои переживания за общий успех Познавательные: умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию; преобразовывать текстовую информацию в графическую форму Регулятивные: умение устанавливать целевые приоритеты; выделять существенные признаки, группировать, сравнивать Коммуникативные: согласовывать свои действия, выбирать оптимальные варианты сотрудничества | |||
Закрепление новых знаний | Организует первичное закрепление изученного материала. Предлагает представить исторический, этнический и экологический туризм. Дает творческое задание «Отделу рекламы»: дополнить и отредактировать, используя полученные знания, подготовленный маршрут путешествия. Направляет и корректирует работу «Отдела рекламы» | «Отдел менеджмента» презентует некоторые виды туризма по выработанному на подготовительном этапе плану. 1.Исторический туризм Демонстрация видеоролика «Сфинксы на берегах Невы», созданного в программе «Киностудия-Windows» 2.Этнический туризм
3.Экологический туризм и его значение Главные центры экологического туризма в Австралии:
«Отдел рекламы» в ходе закрепления изученного материала редактирует маршрут путешествия с помощью Интернет-ресурсов, представляет данный маршрут учащимся в виде презентации Power Point. | Коллективная презентация на Google-диске (слайды 26-56) Источники информации: [10], [14] Электронное приложение 2: видеоролик «Сфинксы на берегах Невы», созданный с помощью программы «Киностудия-Windows») Электронное приложение 3: видеоролик «Карнавалы в разных странах мира» Приложение 5 Электронное приложение 4 Источники информации: [17], [18], [21], [22] Приложение 6 Источники информации:[16], [17], [18], [19], [20], [25] |
Универсальные учебные действия Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: умение работать с разнообразными источниками информации, отбирать материал, анализировать и представлять в преобразованном виде, выстраивать логически завершенный рассказ Регулятивные: самооценка своей деятельности в составе пары (группы), согласование действий на каждом этапе для получения наилучшего результата Коммуникативные: согласование, распределение ролей, взаимный контроль, поддержка, четкое выражение своей мысли, умение вести дискуссию. | |||
Домашнее задание | Ставит проблемный вопрос: как вы считаете, какое домашнее задание логично продолжит наше исследование? Инструктирует по выполнению домашнего задания. | Предлагают разработать туристический маршрут и подготовить к нему рекламный буклет. | |
Универсальные учебные действия Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: поиск, отбор, анализ и структурирование информации Регулятивные: планирование, самоконтроль, коррекция своих действий, самооценка. Коммуникативные: согласование, распределение ролей, взаимный контроль, поддержка, четкое выражение своей мысли, умение вести дискуссию. | |||
Рефлексия | Резюмирует «Удалось ли нам составить представление о международном туризме как одной из растущих отраслей мировой экономики? Обоснуйте ответ» Благодарит за работу на уроке. Предлагает обучаемым оценить свою работу по двум направлениям: А) Самооценка Б) Оценка со стороны группы | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия первоначально планировавшимся. | Электронное приложение 5: видеоролик «Туризм» |
Универсальные учебные действия Личностные: связь учения с реальностью, своей жизнью, жизненными целями и ситуациями Познавательные: поиск, отбор, анализ и структурирование информации Регулятивные: постановка целей, самоконтроль, коррекции своих действий, самооценка успешности учения Коммуникативные: согласование, распределение ролей, взаимный контроль, поддержка, четкое выражение своей мысли, умение вести дискуссию. |
Список использованной литературы
- Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учебное пособие / Под ред. Д.П. Финаров, В.Д. Сухоруков, В.Д. Любимов и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
- География туризма: учеб. пособие / М. В. Асташкина [и др.]. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011.
- Гомолзин Е.В. Неизвестный Петербург. М.: Эксмо, 2014
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014
- Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественно-научного цикла: материалы гор. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург. 25 марта 2015 / сост., науч. ред. Е. В. Иваньшина. – СПб.: СПб АППО, 2015.
- Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учеб.-метод. пособие /под ред. И. Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2015
- Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Академия, 2008.
- Преподавание учебного предмета «География» в 2017–2018 учебном году: Методические рекомендации / подг. Кузнецова Т.С., к. п. н. СПб.: СПбАППО, 2017
- Романов А.А. География туризма: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006.
10. Солкин В.В. Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. СПб.: Нева, 2005.
11. Тарасова Л.В. Современный урок географии. Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественно-научного цикла : материалы гор. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург. 25 марта 2015 / сост., науч. ред. Е. В. Иваньшина. – СПб. : СПб АППО, 2015.
12. Чернобережская Е.П. Санкт-Петербург. Оранжевый гид. М.: Эксмо-Пресс, 2017
13. Шиповская Л. П. Человек и его потребности: учеб. пособие /М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.
Интернет-ресурсы
14. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга http://www.citywalls.ru/
15. 360° Виртуальные туры вокруг света http://www.airpano.ru/
16. Верн Жюль. Дети капитана Гранта http://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=141&page=1
17. Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/
18. Всемирная география http://worldgeo.ru/
19. Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга http://oopt.spb.ru/
- Заповедная Россия http://www.zapoved.net/
- Культура.рф — Портал культурного наследия России https://www.culture.ru
- Русское географическое общество https://www.rgo.ru/
- Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу http://www.hellopiter.ru/
- Страна.ру. Все путешествия по России http://strana.ru
- Страны мира http://runingleads.com/www.countries.ru
- Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области http://petrostat.gks.ru
- Федеральное агентство по туризму РФ russiatourism.ru
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
- Международная премия в сфере туризма https://www.worldtravelawards.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...
методическая разработка интегрированного урока по учбной дисциплине "Информационые технологии в профессиональной деятельности" и "Экономика" по специальности Туризм
Методическая разработка включает в себя определение Точки бзубыточности по реализации турпродуктов в туристическом бизнесе. Экономическая задача решается с помощью информационных технологий и применен...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"
С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...