Открытый урок по географии "Климат и погода" для 6 класса
план-конспект урока по географии (6 класс)

Томаева Юлия Григорьевна

На уроке географии по теме "Климат и погода" были рассмотрены факторы, влияющие на погоду, основные компоненты, которые входят в ее состав. В качестве закрепления учебного материала ребятам было предложено составить синквейн по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии на тему

«Погода и климат» параграф 20-21, 6 класс.

Цели урока:

  • Разобрать понятия «погода», «климат», их отличия. Причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды..
  • Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся,  умение работать с разными источниками информации.
  • Поднять эмоциональный настрой учащихся, используя загадки и  стихи. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.

Задачи:

  • ознакомиться с понятиями «погода», «климат»;
  • определить элементы погоды и климата;
  • выявить причины, влияющие на погоду и климат;
  • составить прогноз погоды.

Предметные результаты обучения: определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, в месяц. Описывать погоду и климат в своей местности.

Метапредметные результаты обучения: ставить учебную задачу под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнить полученные результаты с ожидаемыми, выделять существенные признаки понятий, работать с текстом, сравнивать явления по заданным критериям.

Личностные результаты обучения: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, отмечаем отсутствующих.

2. Проверка    домашнего задания по вопросам темы « Водяной пар в атмосфере»:

  1. Что такое водяной пар и откуда он берется в воздухе?( водяной пар- это молекулы воды, а не капли, т.е. это газ. Берется из осадков, испарения воды, испарения с листьев растений)
  2. Понятие относительной и абсолютной влажности( абсолютная- это виаксимально возможная содержание водяного пара в атмосфере приданной температуре в конкретном районе,

Относительная – это фактическое содержание влаги в атмосфере)

  1. Какую влажность сообщают синоптики абсолютную или относительную?

( относительную)

  1. От чего зависит влажность?( температура, близость к океанам)

Загадки про явления погоды и содержание водяного пара:

1.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает (ветер).

2.Падает горошком, скачет по дорожкам. (град)

3.С неба звездой, в ладошку водой. (снег)

4.Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки белый пух да пёрышки ( туча).

5.Шёл да шёл, да и в землю ушёл (туман).

6.Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (дождь).

7.Что-то золотое весело сияет, и в лесу и в поле снег тихонько тает. (солнце)

3. Изучение нового материала.

Прежде чем мы запишем тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и подумайте, какая сегодня у нас тема урока.
Ребята слушают фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» и отвечают, что тема урока «Погода». После этого записывают тему урока в тетрадь.

-что влияет на самочувствие наше и особенно наших бабушек?( погода)

Цель нашего сегодняшнего урока – дать определение понятиям «погода» и «климат»

Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода и климат». 

Мы уже несколько раз использовали слово «погода», но до сих пор не определились, а что это такое?

Самостоятельно поработайте с учебником и найдите понятие погоды и дайте это определение вслух.( стр.132-133).

Запись в тетрадь:

Погода-это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время. А зачем нужен прогноз погоды??

Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды. Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства. Так что же является виновником этому?

-Главная причина смены погоды это воздушные массы.Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды. Очень удобно согласитесь, но как жили люди на Земле, когда метеорологии еще не было вовсе. Прогноз погоды был и тогда. Но основывался он на многолетних наблюдениях за природой, и знаем мы его сегодня как народные приметы. Очень образно написал об этом в стихотворении «Приметы» А.С.Пушкин:

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Давайте и мы попробуем определить погоду по народным приметам.

 Низко ласточки летают

 О …….дожде предупреждают

А летают высоко,

 Значит дождик…. далеко.

Дым от труб и от костра

 Кверху поднимается,

Значит жаркая погода

Завтра ожидается.

Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы о климате различных участков нашей планеты. Что же такое климат?

Климат - это средний многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории.( в тетрадь). А что такое режим? Это это пределы, в которых может изменяться погода.

Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место – это экватор. 

4..Физкульт минутка.

Руки вверх и руки вниз,

на носочки поднялись.

То присели, то пригнулись

И опять же улыбнулись.

Предлагает упражнения для физкультминутки

Выполняют действия, предложенные в стихотворении.

На формирование климата оказывают влияние климатообразующие факторы:

hello_html_m25c4e1e9.png

Погода переменчива, а климат неизменен, правда климат тоже меняется, но очень медленно.

Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме(понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1. строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2. строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы,

например:

Погода.
Ясная, пасмурная.
Меняется, портится, прогнозируется.
Текущее состояние атмосферы.
Природа.

снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года 
изменилась, испортилась, улучшилась
у природы нет плохой погоды 
состояние атмосферы

Климат 
Континентальный, морской 
Зависит, влияет, формирует 
Воздушные массы 
Погода

Домашнее задание: параграф 22-23, читать и отвечать на вопросы.

Всем спасибо, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...