Урок географии в 6 классе "Атмосферное давление"
методическая разработка по географии (6 класс)
Конспект урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии в 6 классе "Атмосферное давление" | 47.3 КБ |
приложение к уроку "Атмосферное давление" | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе.
Тема урока: « Атмосферное давление»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
- сформировать представление об атмосферном давлении, и способах его измерения.
- о причинно-следственных связях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней; высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
- умения получать сведения о температуре воздуха и об атмосферном давлении по карте погоды и климатической карте.
Задачи урока
Образовательные:
-сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, об изменении атмосферного давления с высотой и вдоль земной поверхности;
- о способах нанесения информации о температуре воздуха и атмосферном давлении на кату погоды;
умение измерять атмосферное давление барометром - анероидом.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.
- развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы, решать географические задачи.
Воспитательные:
- повышать интерес учащихся к предмету, раскрывать и развивать их возможности через активизацию работы на уроке.
Образовательные результаты урока
Предметные:
-- формирование представления об атмосферном давлении;
- об измерении атмосферного давления;
- формирование представления об изменении атмосферного давления с высотой и вдоль земной поверхности;
- развивать представление о способах нанесения информации о температуре воздуха и атмосферном давлении на карту погоды;
- развивать умение измерять атмосферное давление барометром – анероидом;
- развивать умение исследовать изменение атмосферного давления с высотой.
Метапредметные
- Межпредметные понятия:
- развивать умение применять межпредметные понятия: (вещество, время, метод, модель, объект (идеальный), объект (реальный), планета Земля, природа, процесс, сила ( динамическая составляющая картины мира)) в ходе изучения данной темы
2. УУД
Регулятивные:
- умение ставить учебную проблему, планировать, адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Познавательные:
- умение ориентироваться в системе своих знаний, находить ответы на вопросы учителя в учебнике;
- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
- делать выводы, преобразовывать информацию из одного вида в другой,
- работать с различными источниками географической информации - текстом, картами, схемами;
- устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи.
Коммуникативные:
- умение работать в парах, группах, положительное отношение к урокам географии;
- умение находить ошибки в работе соседа и признавать собственные;
- формировать внимание, ответственность и аккуратность;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- использовать полученные знания в своей жизни.
Формы организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.
Оборудование: стакан с водой, лист бумаги, барометр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеофрагмент об эксперименте Э.Торричелли, рабочие листы , учебник «География» 6 класс, А.А.Летягин.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практико-индуктивный.
Основные термины и понятия для изучения: Атмосферное давление,
барометр, изотермы, изобары.
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой, подготовка к началу урока.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Николаевна ,я рада видеть вас на уроке в полном составе. Вы хотите сегодня поработать со мной на уроке? Замечательно. А сейчас давайте сделаем глубокий вдох и медленно полный выдох. Улыбнёмся друг другу, поприветствуем наших гостей и начнём наше путешествие в одной из оболочек нашей планеты Земля.
2.Погружение в тему.
1.Кто мне скажет, что нас всех окружает? (воздух)
2.А что же образует весь вместе взятый воздух? (воздушную оболочку – Атмосферу)
3.И в каком слое атмосферы мы живём? (в самом нижнем слое – тропосфере – толщиной от 8-10 км над полярными районами до 15-18 км над экватором).
4.А кто помнит, чем отличается тропосфера от других частей атмосферы? ( тем, что именно в ней сосредоточена основная часть воздуха и почти весь водяной пар). Правильно, молодцы.
5. А теперь давайте подумаем, весь этот воздух имеет вес или нет, и оказывает ли он какое – либо воздействие на земную поверхность? Кто как думает? (правильно воздух имеет вес, давит на земную поверхность, на все тела и предметы, находящиеся на ней).
А сейчас, внимание, кто мне скажет, как будет звучать тема нашего урока? Правильно, молодец.
Итак, тема нашего урока: «Атмосферное давление».
Открыли свои тетради, записали сегодняшнее число и тему урока.
3.Актуализация опорных знаний и умений.
Прежде всего, давайте убедимся на практике, что воздух оказывает давление на окружающие его тела.
Опыт. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку - вода из стакана не выливается. Почему вода не выливается, кто попробует объяснить?(воду удерживает давление воздуха, которое распространяется во все стороны одинаково, значит и вверх тоже; бумага лишь создаёт ровную поверхность воды).
Рефлексия: Воздух – это смесь газов, а давление, производимое на жидкости и газы, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.
А сейчас открываем свои рабочие листы и, глядя на вопросы, формулируем цели урока.
И так мы должны узнать
- Что называют атмосферным давлением?
- Кто и каким образом впервые измерил атмосферное давление?
- Какие приборы используют для измерения атмосферного давления?
- Почему атмосферное давление в разных местах неодинаковое?
- Как изменяется атмосферное давление с высотой?
- Какими способами показывают на картах распределение температуры воздуха и атмосферного давления у земной поверхности?
А также вы научитесь:
измерять атмосферное давление с помощью барометра – анероида и исследовать изменение атмосферного давления с высотой.
Прежде чем мы приступим к выполнению дальнейших заданий, скажите, кто из вас подготовил сообщение об изменении атмосферного давления воздуха по данным СМИ.
Вывод об изменении атмосферного давления в течение недели на территории Курской области (или пос. Возы)
Рефлексия: оцените своё умение работать с источниками географической информации по 5-балльной системе: «1»- не искал информацию; «2»- искал, но не смог найти; «3»- удовлетворительно, «4»-хорошо, «5»-отлично.
А что думают одноклассники по этому вопросу. Какие можно высказать предположения о причинах изменения атмосферного давления в течение недели
(по ходу урока подтвердим или опровергнем высказанные предположения).
4.Изучение нового материала: работа в группах.
(группа, члены которой активно работают и правильно отвечают на вопросы во время урока, получает смайлик).
1.Итак сейчас в рабочих листах вписываем пропущенные слова в определение «атмосферного давления»
(Оценивается работа всей группы по работе каждого члена группы; организатор группы должен следить за выполнение задания каждым учеником)
2.С какой силой давит атмосфера на земную поверхность?
(Работа с тексом учебника: в первом пункте 25 параграфа найдите ответ на вопрос)
3.Кто и каким образом впервые измерил атмосферное давление?
Просмотр видеофрагмента о том как Э. Торричелли доказал существование атмосферного давления и измерил его.(слайд 3)
Вопрос: в каких единицах измеряют атмосферное давление? (мм. рт. ст.)
4.Оформление рисунков, иллюстрирующих опыт Эванджелиста Торричелли в рабочих листах ( кому неясен материал – стр. 129 учебника)
Рис.1 стрелками покажите направление и среднюю величину давления столбика ртути в трубке и столба атмосферного воздуха на поверхность ртути в чашке.(Площадь поперечного сечения трубки ртутью равна 1см2.)
Рефлексия: атмосферное давление равно давлению, которое создаётся весом столба ртути в трубке
Рис.2.подпишите значение высоты столбика ртути в трубке, если известно, что величина атмосферного давления равна 760 мм. рт. ст.(76 см.)
Рефлексия: Атмосферное давление можно измерять высотой ртутного столба в мм. рт. ст. Когда говорят что давление равно 760 мм. рт. ст., это значит что воздух производит такое же давление что и столб ртути высотой 760 мм.
5.Какие приборы используют для измерения атмосферного давления?
Для измерения атмосферного давления используют ртутный барометр на метеорологических станциях, но он громоздок и пары ртути, единственного жидкого металла, ядовиты. Поэтому для измерения атмосферного давления используют барометр-анероид.
Демонстрация прибора барометра-анероида и объяснение его устройства. (закрепление - на схематичном рисунке стрелками покажите основные части барометра – анероида в рабочем листе, сопоставляя с рис. учебника на стр.132).
6.Почему атмосферное давление в разных местах неодинаковое?
- В тексте параграфа на стр.130 найдите ответ на вопрос: что является причиной постоянного изменения атмосферного давления как во времени, так и в пространстве.
Рефлексия: ( неоднородность подстилающей поверхности – разная плотность воздуха над ней – формирование разных областей атмосферного давления).
- Рассмотрим, как изменяется атмосферное давление в течение суток над сушей и морем, работая с текстом учебника и вписывая пропущенные слова в описание изменения атмосферного давления в рабочих листах.
(взаимопроверка между группами: 1 группа проверяет « формирование атм. давления над морем»; 2группа проверяет «формирование атм. давления над сушей»).
Рефлексия: нагрев и охлаждение подстилающей поверхности - причина, понижение или повышение атмосферного давления – следствие.
- Значение атмосферного давления выражают не только в мм. рт. ст. , но и в миллибарах, гектопаскалях.
7.Как изменяется атмосферное давление с высотой?
- Работа с текстом учебника на странице 131 как источником информации: объяснение факта понижения давления с высотой; поиск ответа на вопрос «Как меняется атмосферное давление в тропосфере».
- Сформулируйте закономерность изменения атмосферного давления с высотой.
Рефлексия: Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем ниже АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем выше АД в этой точке .
8.Как изменяется масса воздуха с изменением температуры и что происходит с
давлением? (при подъёме на каждые 10,7м давление падает на 1 мм. рт. ст. до 5 км, свыше - падение давления происходит на 1 мм. на каждые 20 м)
- А давайте вспомним, что происходит с температурой воздуха при увеличении высоты?
(как мы знаем, температура воздуха понижается в среднем на 6 градусов С при увеличении высоты на 1 км. ).
9.Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением
температуры.
Рефлексия: «Чем температура выше, тем масса воздуха меньше,
соответственно давление будет понижаться».
(Учитель слушает и корректирует ответы)
- Какое атмосферное давление на уровне моря при температуре 0 градусов называют нормальным? ( 760 мм. рт. ст. )
- Учитель: «Ребята! А не помните ли вы, о среднем уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?».
- Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке (водомерной рейке) на берегу Балтийского моря:
(в России абсолютные высоты отсчитывают от среднего уровня Балтийского моря – от нуля Кронштадтского футштока, который представляет собой металлическую рейку с делениями, установленную вертикально на устое моста через обводной канал в Кронштадте).
10.Решение задач на определение атмосферного давления в рабочих листах: взаимопроверка в группах.
А) 5029м:10,7=470; 760-470=290 мм. рт. ст. ( 1 группа)
Б) 3660:10,7=342; 760-342=418 мм. рт. ст.( 2 группа)
В) Один ученик решает задачу у доски.( 3 группа: остальные члены группы в тетради)
Задача для третьей группы.
Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе,
является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе.
Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то, Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками.
Если давление у подножья горы составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на
уровне г. Эльбрус ______ мм. рт. ст. Нужно определить давление на высоте
г. Эльбрус.
1. Нам известны: высота Эльбруса - 5642м; давление у подножия - 750мм рт.ст.
2.Известно, что при подъёме, атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,7м.
3.5642м :10,7м х1мм РТ .ст. =527,3мм рт. ст.- на столько давление понизится.
4.750 мм рт.ст.- 527,3 мм рт.ст.=222,7 мм рт.ст.;(отнимаем -т. к. поднимаемся
вверх)
5.Ответ: 222,7 мм рт. ст.
- Как понижение атмосферного давления и нехватка кислорода отразится
на здоровье человека, совершающего восхождение?
Рефлексия: понижение атмосферного давления и нехватка кислорода сопровождают человека, отправляющегося в горы. На высотах от 2000 до 3000м отмечаются отдельные симптомы горной болезни, и организму человека требуется двухнедельная акклиматизация. К следующему уроку, используя интернет – ресурсы, узнайте симптомы горной болезни и правила акклиматизации в горах.
11.Какими способами показывают на картах распределение температуры воздуха и атмосферного давления у земной поверхности?
- А теперь найдите в тексте параграфа определения понятий «изотермы», «изобары» и впишите пропущенные слова в определение на рабочих листах.
- И так, что у вас получилось? ( каждый ответ зачитывается вслух учащимися 2х разных групп)
- Далее работаем с текстом учебника на стр. 131 и отвечаем на вопрос: «Что позволяет выявить применение метода изолиний на климатической карте или карте погоды? (положение областей высокого и низкого давления, районов с высокой и низкой температурой воздуха)
Рефлексия: итак, мы с вами узнали, что создание областей с преобладанием низкого и высокого давления связанно с особенностями изменения объема и массы воздуха в зависимости от температуры.
Задание: кратко охарактеризовать особенности областей давлении на основе работы с текстом учебника ( по желанию).
- Кто желает показать на климатической карте области низкого и высокого давления и сказать сколько их?
(На Земле возникает три области с преобладанием низкого давления: в районе экватора и умеренных широт, четыре- с преобладанием высокого: в районе тропиков и полюсов, и эти области чередуются).
5.Диагностика предметных результатов урока:
- А сейчас для того, чтобы узнать, как мы поняли материал сегодняшнего урока давайте:
во – первых, поработаем с фрагментом карты погоды на рис.3 в рабочих листах и подпишем области повышенного и пониженного атмосферного давления:
1 группа( Рейкьявик – Н); 2 группа ( Сыктывкар – В); 3 группа (Самара – В).
Во – вторых выберем правильные ответы на вопросы теста.
1.Наименьшее значение атмосферного давления при прочих равных условиях будет наблюдаться
А) на берегу моря
Б) у подошвы горы
В) на дне оврага
Г) на вершине горы
Ответ: г
2.При подъёме от земной поверхности на каждые 10,7 м атмосферное давление
А) понижается на 20 мм рт. ст.
Б) повышается на 1 мм рт. ст.
В) понижается на 1 мм рт. ст.
Г) повышается на 10,7 мм рт. ст.
Ответ: в
3.На метеорологических станциях атмосферное давление измеряют с помощью
А) ртутного барометра
Б) барометра – анероида
В) батометра
Ответ: А
6. Домашнее задание:
§ 25; задание на выбор (составить задачу на определение атмосферного давления) или (поработать с фрагментом карты погоды на рис.77 в учебнике и ответить на вопрос «Какая температура воздуха и какое атмосферное давление в средней и северной части Европейской территории России),
Архангельск – 2гр., 1003 гПа,
Великий Новгород – 12гр., 1011 гПА,
Вытегра – 7гр., 1005 гПа; Составить 2 вопроса по тексту учебника
7. Рефлексия.( прилагается анкета « Рефлексия»).
Ребята! Я предлагаю вам небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока вами обращается особое внимание.
И на память о сегодняшнем нашем сотрудничестве на уроке хочу подарить вам эти закладки в качестве сувениров.
Примечание
Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления.
1. Внимательно прочтите задачу.
2.Определите, что нужно найти.
3. Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху).
4. Вспомните, как меняется давление с высотой.
5. Рассчитайте, на какую величину изменится давление.
6. Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине давления.
7. Запишите ответ.
Карточка№1(5 штук)
Задача.
Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе,
является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе.
Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то, Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками.
Если давление у подножья горы составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на
уровне г. Эльбрус _____мм рт.ст. Нужно определить давление на высоте
г. Эльбрус.
Карточка №2
1.Наименьшее значение атмосферного давления при прочих равных условиях будет наблюдаться
А) на берегу моря
Б) у подошвы горы
В) на дне оврага
Г) на вершине горы
Ответ: г
2.При подъёме от земной поверхности на каждые 10,7 м атмосферное давление
А) понижается на 20 мм рт. ст.
Б) повышается на 1 мм рт. ст.
В) понижается на 1 мм рт. ст.
Г) повышается на 10,7 мм рт. ст.
Ответ: в
3.На метеорологических станциях атмосферное давление измеряют с помощью
А) ртутного барометра
Б) барометра – анероида
В) батометра
Ответ: А
Самоанализ урока географии в 6 классе
Золотухиной Елены Николаевны, учителя географии МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа».
Я провела открытый урок географии в 6 классе по теме: «Атмосферное давление».
Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Атмосферное давление» сообщалась через создание проблемной ситуации.
Тип урока: открытие нового знания.
Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса.
Организационный этап включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент.
Подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению материала способствовало целеполагание, моя деятельность и деятельность учащихся были объединены одной целью.
Следующий этап – актуализация знаний. Дидактической задачей этого этапа являлось возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.
На этом этапе мне удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала.
Следующий этап - применение знаний и умений в новой ситуации. В ходе выполнения практической работы и работы в группах ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала и приступить к устранению типичных ошибок.
Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки. Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Моя роль была в координации и консультации. Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами».
По окончанию самостоятельной работы, работы с книгой и картой, а также с помощью алгоритма решений задач на экране, учащиеся осуществили самопроверку.
Следующий этап – контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов. Этой цели я достигла с помощью работы с фрагментом карты погоды и тестирования. Со стороны учащихся я почувствовала проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужил адекватности самооценки учащихся, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности.
За урок дети получили оценки: «4» - человек, «5» - человек.
Считаю, что поставленные задачи реализованы, цели занятия достигнуты. Так как дети показали умение пользоваться учебником, карточками, картами, рисунками, как источником необходимой информации при работе на уроке, использовать методы сопоставления, сравнения и вычисления при изучении материала, оперировать терминами, определять причинно – следственные связи. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Считаю, что выбранный тип и формы проведения урока были подобраны правильно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт Торричелли В 1643 г. Итальянский учёный Эванджелиста Торричелли описал свой знаменитый эксперимент. Стеклянную трубку с запаянным концом он наполнил ртутью. Перевернув трубку с запаянным концом вверх, он погрузил её в чашку со ртутью. Часть ртути вылилась в чашку. Торричелли измерил высоту столбика ртути, оставшейся в трубке, предположив, что его вес уравновешивается давлением атмосферы на поверхность ртути в чашке. С тех пор значение атмосферного давления выражают в миллиметрах ртутного столба, например 760 мм рт . ст.
Барометр - анероид Внутри такого барометра имеется металлическая коробочка -1, которая не содержит воздуха и очень чувствительна к изменению атмосферного давления. Как только давление увеличивается, коробочка сжимается» при уменьшении давления коробочка расширяется. С коробочкой соединена стрелка - 4, которая реагирует на изменения ее объема. По указанию стрелки на шкале можно узнать величину атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба.
1. Внимательно прочтите задачу. 2.Определите, что нужно найти. 3. Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху). 4. Вспомните, как меняется давление с высотой. 5. Рассчитайте, на какую величину изменится давление. 6. Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине давления. 7. Запишите ответ. Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления.
§ 25; задание на выбор (составить задачу на определение атмосферного давления) или (поработать с фрагментом карты погоды на рис.77 в учебнике и ответить на вопрос «Какая температура воздуха и какое атмосферное давление в средней и северной части Европейской территории России), Архангельск – ____________ Великий Новгород – _________ Вытегра – ________________ Составить 2 вопроса по тексту учебника Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме "Атмосферное давление"
Урок географии с использованием ЭОР ...
Урок географии в 6 классе по теме "Атмосферное давление"
Предмет:ГеографияКласс:6Учебник:Е М Домогацких Н И АлексеевскийТема:Атмосферное давлениеТип урока:Изучение нового материалаЦель:Сформировать представление об атмосфере, значении и месте этого яв...
урок географии в 6 классе по теме "Атмосферное давление" + презентация
Урок разработан с применением системно - деятельностного подходак УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник ("...
Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".
Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...
разработка урока географии "Атмосферное давление" 6 класс (по учебнику Домогацких)
конспект урока географии в 6 классе по теме "Атмосферное давление"...
Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление". География - 6 класс
Данный технологическую карту можно применять при использовании любого УМК. Целью данного урока является расширение заний учащихся об атмосферном давлении....
Технологическая карта урока географии 6 класс "Атмосферное давление".
Урок географии в 6 классе на тему "Атмосферное давление"....