разработка урока географии "Атмосферное давление" 6 класс (по учебнику Домогацких)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
конспект урока географии в 6 классе по теме "Атмосферное давление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии в 6 классе по теме «Атмосферное давление»
(§17 по учебнику Домогацких Е.Е.)
Цель урока: Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой; устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры; определять и рассчитывать атмосферное давление; работать с тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью барометра.
На метапредметном уровне
Познавательные. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель в процессе деятельности; выдвигать гипотезы; планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные. Излагать свое мнение, аргументируя его, выдвигая контраргументы в дискуссии; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, его влияния на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения атмосферного давления.
Организационная структура урока
- Актуализация знаний
- Что такое атмосфера?
- Из чего состоит атмосфера?
- Каково строение атмосферы?
- Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
- Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
- Как нагревается воздух над сушей и морем?
- Какие свойства характерны для теплого и холодного воздуха?
- Изучение нового материала
Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в городе Дмитрове на сегодня.
- С какими элементами погоды мы уже знакомы?
- Какая t воздуха указана в прогнозе?
- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?
- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (атмосферное давление)
- Какова же будет тема нашего урока? (Атмосферное давление)
Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):
- Узнать что такое АД;
- Почему АД измеряется в мм рт.ст.;
- Зачем в прогнозах погоды указывают АД;
- Что влияет на изменение АД;
Сегодня на уроке мы будем удивляться.
Опыт №1. «Вода в перевернутом стакане»
Опыт №2. «Яйцо в бутылке»
Опыт №3. «Наказанное любопытство»
- Как вы думаете, что за сила удерживает бумагу, проталкивает яйцо в бутылку, удерживает воду в банке?
Как измерить давление атмосферы, впервые догадался итальянский ученый Э.Торричелли. Предложенный им опыт был осуществлен в 1643г.
Просмотр видеофрагмента об эксперименте Э.Торричелли.
Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.
Учащиеся высказывают предположения.
Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. «До сих пор, - писал он,- существовало, будто сила, не позволяющая ртути, вопреки ее природному свойству, падать вниз, находится внутри верхней части трубки, т.е. заключается либо в пустоте, либо в веществе предельно разреженном. Однако я утверждаю, что это сила – внешняя – и что сила берется извне. На поверхность жидкости, находящейся в чаше действуют своей тяжестью 50 миль воздуха. Что же удивительного, если ртуть… поднимается настолько, чтобы уравновесить тяжесть наружного воздуха».
Попробуйте сформулировать определение «атмосферное давление».
Итак, АД равно давлению столба в трубке.
Найдите в учебнике и прочитайте о зависимости АД от температуры и высоты над уровнем моря.
- Почему АД измеряется в миллиметрах ртутного столба?
- Чему равно АД на уровне моря?
- Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?
- Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем … АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем … АД в этой точке».
- Как изменяется масса воздуха с изменением температуры и что происходит с давлением? (на каждые 10,7м давление уменьшается на 1 мм).
- Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха …, соответственно давление будет …».
- Подумайте, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?
Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке.
Знакомство с устройством барометров и их видами
- Ртутный барометр (работа по рис.82 учебника, с.116)
- Барометр-анероид (демонстрация прибора, знакомство с принципом работы)
- Альтиметр
Учитель предлагает вспомнить определение понятия «изотермы» и попытаться самостоятельно по-аналогии сформулировать определение понятия «изобары» (гл. слово + признаки).
Учащиеся находят изобары на карте «Климат» в атласе.
- Задачи на определение АД.
Задача. Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе, является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе. Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то, Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками. Если давление у подножья горы составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на уровне г. Эльбрус ____________мм рт.ст. Нужно определить давление на высоте г. Эльбрус.
Учащиеся составляют алгоритм решения задач на определение давления.
Решение задачи под руководством учителя.
- Первичное закрепление
Учащиеся проговаривают основные понятия: атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары.
Учитель задает вопрос: Почему низкое давление соответствует дождю и шторму, а высокое давление - ясной и сухой погоде?
- Домашнее задание
Учитель предлагает задание на выбор: § 17, составить задачу на определение атмосферного давления, составить 2 вопроса по тексту учебника.
- Итоги урока. Рефлексия.
1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).
2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по географии 10 класс по учебнику Домогацких
данное тематическое планирование включает следующие разделы: тему и тип урока, элементы содержания, перечень практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, вид контроля....
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких Е.М.
Используемая программа: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008Количество часов:всего - 68 часов, в неде...
Разработка урока для 8 класса по учебнику Т.Кузнецовой "Abai Kunanbaev", издательства "Мектеп"
Урок составлен на материале учебника Т.Кузнецовой и П.Козлова для 8 класса. Тип урока - комбинированный, стандартный с использованием слайдов, элементов критического мышления. Урок знакомит учащихся с...
Ломаная. Разработка урока для 5 класса. (По учебнику Зубарева-Мордковича)
В данной разработке представлен подробный план-конспект урока математики в 5 классе по теме "Ломаная". Этот урок является первым по счету в теме "Ломаная" из двух предполагаемых в тематическом планиро...
Разработка уроков для 5 класса по учебнику Комаровой Ю. А
Поурочные разработки...
Методическая разработка урока для 2 класса по учебнику "Rainbow English" на тему "Множественное число им. сущ."
Методическая разработка урока для 2 класса по учебнику "Rainbow English" на тему "Множественное число им. сущ." (2 часть)...
Любимый праздник - разработка урока для 5 класса по учебнику Кузовлева В.П. "Английский язык -5"
Урок английского языка в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Урок общеметодологической направленности, тренирующий способности учащихся к рефлексии и самооценке своей деятельности на уроке. В к...