Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" (интеллектуальное направление)
рабочая программа по географии (9 класс)
Программа предназначена для учеников 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geografiya_6_a.doc | 145 КБ |
Программа внеурочной деятельности 9 класс | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот»
МО «Алданский район» РС(Я)
УТВЕРЖДЕНА на заседании НМС: | УТВЕРЖДЕНА:_________________________ Директор МБОУ СОШ № 8: КАЗАКОВА Т.Н. Приказ № _______ от «___» ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
интеллектуального направления
по географии
«Занимательная география» Класс 6 «Б» количество часов: 34 часа. 1час в неделю
Программу составила Андреева Елизавета Афанасьевна
учитель высшей категории
2018г. Томмот
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Нормативных Документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями.
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями.
- Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011, изменениями Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2018 – 2019 учебном году.
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Устав МБОУ СОШ №8
- Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ №8;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ №8 г.Томмот;
- Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год;
В связи с возрастанием роли географии в жизни Российской Федерации меняются требования к задачам школьного предмета на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие, страноведческие курсы. Это позволяет реализовать повторение и обобщение базового курса географии, и наполнить дополнительным содержанием каждую тему: изучение интересных фактов, легенд, природных рекордов. Изучение родного края, страны, мира - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своей планете вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины, страны... Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в отличие от школьного курса географии с его загруженностью теорией и небольшой возможностью проведения практических работ, настоящая программа дает обучающимся возможность осваивать материал путем самостоятельных исследований, выездных занятий на местности. Таким образом, у ребят формируется интерес к географии и смежным наукам, умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания, творческий подход к выполнению заданий и исследовательских работ.
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники, с хорошим в целом уровнем подготовки, не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Новизна предлагаемой программы:
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- Освоение знаний об основных географических понятиях,
- овладение умением решения заданий повышенной сложности.
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;
-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни
Направленность предлагаемого курса:
-по содержанию: предметная
-по функциональному предназначению: учебно-познавательная
-по форме организации: факультативная
-по времени реализации: годичная
Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают:- овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане школы.
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 34 ч. в год (1 час в неделю). В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Содержание и планируемые результаты
изучения разделов курса «Занимательная география»
Содержание раздела (темы) | Планируемые результаты изучения раздела. |
Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества. | |
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Приключения с географией (история географических названий) | Знать и объяснять понятия «географический объект». Применять изображения из космоса для определения географических объектов. Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии. |
Путешествие по родному краю. | |
История заселения Якутии. Регионы нашей республики. Составления визитных карточек регионов республики. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашей республики. «И жизни след оставили свой…» Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать историю своего края, его заселение , формирование обычаев, традиций. Знать отечественных географов-исследователей, их вклад в изучение природы Малой Родины. Уметь давать характеристику регионов республики. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала . |
Загадки географических оболочек Земли. | |
Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли. Уникальные памятники, созданные природой. Загадки атмосферы. Живые барометры. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие - природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края. Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав. |
Страны мира. | |
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. | Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека, его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира. |
Содержание курса «Занимательная география»
6 класс.
№ | Название темы | Содержание темы |
1 | Введение. Программа факультатива. 1 час | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 6 часов | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
3 | Путешествие по родному краю . 6 часов | Занимательный материал по родному краю. Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов республики (писателей, поэтов, спортсменов). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. «И жизни след оставили свой…» Оборудование: презентации видеоматериала |
4 | Загадки географических оболочек Земли. 15 часов | Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты. Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие - природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). Красная книга. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
5 | Страны мира 5 часов | Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Обычаи народов мира. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия для детей «Страны народы цивилизации» |
6 | Итоговое занятие 1ч. | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
| 34ч. |
|
Распределение часов внеурочной деятельности
«Занимательная география».
№ п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Теория | Практика | Виды и формы деятельности |
1. | Введение. Программа факультатива | 1 ч | 1 | 1 | Беседа |
2. | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества | 6 ч. | 4 | 2 | Лекция Практикум . Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
3. | Путешествие по родному краю | 6 ч. | 4 | 2 | Лекция. Практикум.Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
4. | Загадки географических оболочек Земли. | 15 ч. | 8 | 7 | Практикум |
5. | Страны мира | 5 ч. | 3 | 2 | Практикум Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
6. | Итоговое занятие | 2 ч. |
| 1 | Итоговое тестирование. Защита проектов. |
| Итого | 35 | 20 | 15 |
|
Календарно-тематическое планирование.
«Занимательная география»
№ | Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты обучения | Методы | Оборудование | Виды деятельности | |
Введение. 1час | |||||||
1. | Этот загадочный мир природы. | Пробудить познавательный интерес к миру природы | Предметные: представление о природных условиях, о растительном и животном мире, умение наблюдать за окружающей природой. Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса. Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы. | Наблюдения | Спревочники, учебник географииатласы. |
| |
Источники географической информации. 6 час. | |||||||
2. | Основные источники географической информации. | Найти необходимую информацию с помощью географических источников. Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий. Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте. | Предметные: представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации. представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте, представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий. Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать , вносить коррекцию, развитие навыков Работы с различными источниками знаний. Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры. | Методы анализа и сравнения | Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников | Практикум Практикум | |
3. | Карта - величайшее творение человечества. | ||||||
4. | Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. | ||||||
5. | История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте | ||||||
6. | По следам великих географических открытий. Географические закрытия. | ||||||
7. | Приключения с географией.(История с географическими названиями) | ||||||
Путешествие по родному краю. 6 часов. | |||||||
8. | История заселения Якутии. | История заселения края древними племенами формирование народностей Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками, их вклад в историю края. | Предметные: умение овладевать картографическими знаниями Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края. Личностные: осознание своей этнической принадлежности. | Методы исследования. Метод проектирования. | Карта Курской области | Практикум Практикум | |
9. | Составление визитной карточки Якутска. | ||||||
10. | Регионы нашего края. | ||||||
11. | Обычаи и традиции Якутии. | ||||||
12. | Обычаи и традиции Якутии. | ||||||
13. | «И жизни след оставили свой…» | ||||||
Загадки географических оболочек Земли.15 часов. | |||||||
14. | Неразгаданные тайны глубин Земли. | Особенности рельефа Земли. Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека. Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. | Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, и силах формирующих рельеф планеты, умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана, сходство и различие географических объектов. Умение доказывать необходимость охраны природы. Универсальные: анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы). Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию. | Метод исследования и проектов. | Физические карты мира , России. | Практикум Практикум Практикум Защита проек тов Практикум Защита проек Тов Экскурсия | |
15. | Земля. Геологическое прошлое планеты. | ||||||
16. | Уникальные памятники, созданные природой. | ||||||
17 | Уникальные памятники, созданные природой | ||||||
18 | Загадки атмосферы. | ||||||
19 | Живые барометры. |
| |||||
20. | Защита проектов по темам. |
| |||||
21. | Аномальные зоны океанов. |
| |||||
22. | Атлас несуществующих земель. Топонимика. |
| |||||
23. | Биосфера. |
| |||||
24. | Эти удивительные растения. «Зеленая аптека». |
| |||||
25. | Защита проектов по теме «Лекарственные растения» |
| |||||
26 | Природные парки и заповедники. |
| |||||
27. | Парки и скверы города Томмот. Ландшафтный дизайн. |
| |||||
28. | Экскурсия по парку на левом берегу р. Алдан. |
| |||||
Страны мира.5 часов. | |||||||
29. | Путешествие по странам мира. | Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. Знакомство с обычаями и традициями народов мира. | Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные: умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков. Личностные: уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности. | Исследовательский. | Политическая карта мира и отдельных стран. | Защита проек тов Защита проек тов | |
30. | Различие стран по площади, положению на карте. |
| |||||
31. | Люди такие разные. Народы мира. |
| |||||
32. | Обычаи и традиции народов мира. |
| |||||
33. | Защита проектов. Презентации. |
| |||||
34 | Итоговое занятие.1ч. |
| Подведение итогов. Тестирование. |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение
Наименование программы факультатива | Литература для учащихся | Литература и пособия для учителя | Медиаресурсы |
«Занимательная география». 6 класс | -География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Лобжанидзе.Просвещение М. 2014.
| В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
| Ресурсы Интернета Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот»
МО «Алданский район» РС(Я)
УТВЕРЖДЕНА на заседании НМС: | УТВЕРЖДЕНА:_________________________ Директор МБОУ СОШ № 8: КАЗАКОВА Т.Н. Приказ № _______ от «___» ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
по географии
«Мой Край »
Класс 6А
количество часов: 34 часа 1час в неделю
Программу составила
Андреева Елизавета Афанасьевна
учитель высшей категории
2018-2019 учебный год г. Томмот
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»; - Приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ». - Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ №8 г. Томмот,
- Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2018 - 2019 учебный год
Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6А класса общеобразовательной школы. Рассчитана на 34 часа 1час в неделю.
Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволит усилить интерес учащихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением школьного образования. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: -«историческую преемственность поколений, - сохранение, распространение и развитие национальной культуры, - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового и демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.
Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира школьников и духовного развития в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Перефразируя слова М.В.Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, края.
Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. Чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где растут сегодняшние школьники, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.
Цель курса «Мой край» - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.
Задачи программы:
- овладение методами географического познания, умение работать с различными историческими источниками информации;
- формирование речевой культуры и культуры общения школьников;
- развитие умений рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках;
- давать описание исторических событий и памятников;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях);
- активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы;
- дальнейшее развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;
Программа рассчитана на 34 часа 1час в неделю, носит интегрированный характер, включает интеграцию знаний учащихся по трем учебным дисциплинам: истории, литературе и географии.
Курс состоит из трех разделов. Первый раздел «Мой край» знакомит учащихся с понятиями «малая родина», «патриот», «патриотизм», нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование целостной картины среды обитания.
Второй раздел «Страницы истории родного края» предусматривает глубокое изучение исторического прошлого своего края и организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов: работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы, материалы городского краеведческого музея, Интернет ресурсы), подготовка сообщений, докладов и выступлений, написание творческих и исследовательских работ, рефератов.
Третий раздел «Экскурсионный» предполагает проведение экскурсий в краеведческий музей, библиотеку. Образовательным результатом программы будет являться: - устойчивый интерес к истории своей малой Родины; - умение устанавливать связи между прошлым и современностью; - способность творчески мыслить и рассуждать; - способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита исследовательских творческих работ, выступление с сообщениями, написание рефератов.
Программа курса «Мой край», нацеленная на патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Содержание программы
I раздел «Мой край» (16 часов) Тема 1. Введение. (1 час) Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (город – район – республика). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм». Тема 2. Алданский район. (11 часов) Образование района. Границы с другими районами республики. Географическое положение и особенности рельефа. Речная система. Население. Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края. Памятники природы. Растительный и животный мир. Тема 4. Географический словарь района. (2 часа) Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, угодий. История их возникновения и происхождение названий. Тема 5. Сердцу милый уголок. (2 часа)
Рассказы и рисунки учащихся о родном крае. Сочинения «Мой любимый уголок земли».
II раздел «Страницы истории родного края» (14 часов)
Тема 1. С чего началась наша Малая Родина? (1 час) История заселения Якутии. Первые письменные источники по истории Якутии. Первые жители Якутии и Томмота. Этнический состав населения Якутии, Алданского района и Томмота. Тема 2. Город, в котором мы живем. (1 час) Происхождение названия. Основание населенного пункта. Тема 3. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (2 часа) Земляки – участники Великой Отечественной войны. Женщины – фронтовички. Труженики тыла. В тылу как на фронте. Дети военной поры. Боевые земляки - Герои Советского Союза. Ветераны войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Книга Памяти. Тема 4. Боевые традиции земляков. (4 часа) Связь поколений – продолжение боевых традиций дедов и отцов. Земляки – участники боевых действий в Афганистане. Их жизнь и судьба. Сбор материала. Встреча за круглым столом. (2 часа) Наши земляки – участники чеченских событий. Их жизнь и судьба. Сбор материала. Встреча за круглым столом. (2 часа) Тема 5. Летопись средней школы № 8 г. Томмот. (4 часа) История средней школы № 8 г. Томмот. Первые учителя и руководители школы, их судьбы. Учебные дисциплины, состав учеников, материальная база. География выпускников школы. Гордость школы – медалисты. Педагогический коллектив. Ветераны педагогического труда. Тема 6. Почетные жители города Томмот. (2 часа) Встреча со знаменитыми земляками, которые удостоены звания «Почетный житель города Томмот» III раздел «Экскурсионный» (4 часов) Тема 1. Томмотская городская библиотека. (1 час) История создания городской библиотеки. Библиотечные фонды: художественная литература, научно-публицистическая, справочная, детский фонд. Обзор литературы. Краеведческие материалы. Музей старины при библиотеке. Просветительская и организаторская деятельность библиотеки. Профессия библиотекарь. Тема 2. Городской краеведческий музей. (1 час) Музей – хранилище исторической памяти. История создания музея. Знакомство с экспозициями и фондами музея. Экскурсия по музею. Профессии работников музея. оИтоговое обобщающее занятие . (2 часа) Представление и защита творческих и исследовательских работ.
Темы творческих работ: Мой любимый уголок земли. Люди нашего города. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Географический словарь района.Кроссворд «Родная сторона» Викторина «Моя школа» Примерные темы исследовательских работ: 1.Наш город: прошлое и настоящее. 2. Боевые традиции земляков. 3.Природные богатства Алданского района. 4. Алданский район: прошлое и настоящее.
Учебно-тематический план
№п/п Дата | Название темы | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
I раздел «Мой край» 16 часов | ||||
1. 7.09 | Введение.1час. Мой край. Моя Малая Родина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Распределение тем сообщений, докладов |
2 14.09 | Алданский район. 13часов. Образование района. Географическое положение. Границы с другими районами республики. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с картой. | Работа с контурной картой |
3 21.09 | Особенности рельефа. Речная система. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с картой | Работа с контурной картой |
4 28.09 | Неповторимость и своеобразие родной природы. | 1 | Творческие работы ребят: доклады, сообщения, презентации, интернет ресурсы. | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
5 5.10 | Природные ресурсы и экология | 1 | Творческие работы ребят: доклады, сообщения, презентации, интернет ресурсы. | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
6 12.10 | Памятники природы Алданского района | 1 | Творческие работы ребят: доклады, сообщения, презентации. Интернет ресурсы | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
7 19.10 | Растительный и животный мир Алданского района. | 1 | Творческие работы ребят: доклады, сообщения, презентации. Интернет ресурсы | Защита творческих работ: доклады, презентации |
8 26.10 | Население. Численность . Естественный прирост. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с картой. | Работа с картой |
9 2.11 | Национальный состав Алданского района. Языковые семьи и группы | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с атласами. | Работа с атласами. |
10 16.11 | Городские и сельские поселения Алданского района. | 1 | Рассказ с элементами беседы. Сообщения, презентации. | Защита творческих работ: доклады, презентации |
11 23.11 | Историческое прошлое народов, обычаи и традиции | 1 | Работа с интернет ресурсами, материалами периодической печати | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
12 30.11 | Историческое прошлое народов, обычаи и традиции | 1 | Работа с интернет ресурсами, материалами периодической печати | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
13 7.12 | Географический словарь района. 2часа Топонимика района. | 1 | Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, угодий. | Работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы, материалы городского краеведческого музея, Интернет ресурсы) |
14 21.12 | Географический словарь района. Топонимика района. | 1 | Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, угодий. История их возникновения и происхождение названий. | Защита творческих работ: доклады, презентации |
15 28.12 | Сердцу милый уголок. 2ч | 1 | Конкурс сочинений о родном крае. Рассказы и рисунки учащихся о родном крае. | Сочинение, рассказ «Мой любимый уголок земли». Конкурс рисунков |
16 | Сердцу милый уголок | 1 | Конкурс сочинений о родном крае. Рассказы и рисунки учащихся о родном крае. | Сочинение, рассказ «Мой любимый уголок земли». Конкурс рисунков |
II раздел «Страницы истории родного края» 14 часов | ||||
17 | С чего началась наша родина? | 1 | Беседа, работа и историческими источниками | Составление плана по данной теме |
18 | Город, в котором мы живем | 1 | Лекция с элементами беседы | Работа с материалами периодической печати, воспоминания, документы, материалы городского краеведческого музея |
19 | Город, в котором мы живем | 1 | Составление исторической летописи Томмота | Краткая летопись города Томмот. |
20 | Этапы становления города Томмот | 1 | Практикум | Хронологическая таблица «Этапы становления Томмота» |
21 | Этапы становления города Томмот | 1 | Практикум | Хронологическая таблица «Этапы становления Томмота» |
22 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | Подготовка к семинару. | Сбор материала об участниках войны, о тружениках тыла, о земляках – героях Советского Союза |
23 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | Семинар | Творческий отчет: презентации, доклад об участниках ВОВ, о тружениках тыла, о земляках – героях Советского Союза |
24 | Боевые традиции земляков | 1 | Подготовка к круглому столу. | Подготовка выступлений о земляках-участниках афганских и чеченских событий |
25 | Боевые традиции земляков | 1 | Круглый стол. Приглашение в гости участников афганских и чеченских событий | Творческий отчет: презентации, доклад о земляках-участниках афганских и чеченских событий |
26. | Летопись средней школы № 8 г. Томмот | 1 | Самостоятельная работа с историческими источниками | Составление викторины «Моя школа» |
27 | Летопись средней школы № 8 г. Томмот | 1 | Работа с историческими документами. | Оформление фотоальбома «Ветераны педагогического труда» |
28 | Выпускники СОШ № 8- учителя | 1 | Встреча с учителями, окончившие школу № 8 | Оформление видео ролика « Учителя – выпускники 8 школы» |
29-30 | Почетные жители города Томмот | 2 | Устный журнал «Знатные люди города». Встреча с почетными гостями. | Коллективный проект «Люди города» |
III раздел. «Экскурсионный» 4 часа | ||||
1. | Томмотская городская библиотека. | 1 | Экскурсия «У книжной полки» | Отзыв об экскурсии |
2. | Городской краеведческий музей | 1 | Экскурсия | Оформление материалов для музея |
| Итоговое обобщающее занятие | 2 | Конференция | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Программа внеурочной деятельности (научно-познавательное направление) «Компьютерный гений»
рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образо...