Учеба как проект, или «гибкие» уроки
учебно-методический материал по географии (7 класс)
Обобщить особенности рельефа, климата и формирования внутренних вод и продолжить формирование ключевых компетентностей:
- Учебно-познавательных - объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке, понимать и объяснять климатообразующие факторы, особенности климата, формировании внутренних вод.
- Информационных развивать умение работать дополнительным материалом, контурными картами, сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний.
- Ценностно-смысловых - формирование ориентации в информационном потоке, познавательную активность, память, внимание, стройное логическое мышление и эффективную речевую деятельность
- Продолжить формирование нравственных качеств, коммуникативных компетентностей. Воспитывать патриотизм, любовь к природе, эстетическое восприятие природных ландшафтов, стремление к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tekst.doc | 939 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Учеба как проект, или «гибкие» уроки
Какой представляется нам современная школа? В какой школе с удовольствием учились бы наши дети? В какой школе мечтает работать большинство из нас? Вот в такой. (слайд). А теперь вернемся в реальность. ФГОС ставит перед школой задачу за счет овладения универсальными действиями перейти к смысловому метапредметному познанию, а школа застряла, и в работе учителя с введением ФГОС мало что изменилось.
А что нужно изменить, чтоб добиваться высокого качества результатов освоение ФГОС? Мы считаем, что изменения должны коснуться трех моментов. Первое – в изменении позиции ученика из объекта обучения в субъект, второе – пересмотр роли учителя (партнер и режиссер возможностей) и третье – использование современных практик и технологий.
И все эти изменения возможны при активном использовании проектной деятельности. Но!!!
Что мы понимаем под проектом? Принятое в международном сообществе определение, основываясь на котором учебу вполне можно рассматривать как проект.
Мы рассмотрим, как, основываясь на мировые практики Agile, а не на привычный всем и широко применяемый в школах классический «водопадный» метод управления проектами, преобразовать классно-урочную систему для достижения результатов ФГОС.
В основу данной модели были положены ценности манифеста Agile. Изначально они не были предназначены для образования, однако адаптировав его под цели образования, получили следующее (рис.1).
Рис 1. Схема-интерпретация ценностей манифеста Agile для образования
1. Учитель – мотиватор к познанию и навигатор. Учитель на уроке должен стать модератором, наставником, консультантом, а ведущая роль должна принадлежать ученику.
2. Компетенции важнее теоретических знаний. Результатом обучения являются знания и компетенции, приобретаемые ребенком. Это важно в контексте задач формирования так называемых мягких и цифровых компетенций (коммуникации, критическое и системное мышление, эмоциональный интеллект, самоорганизация …)
3. Коллаборации важнее правил внутреннего распорядка. Обучение на уроке должно строиться на основе сотрудничества “всех со всеми”: ученик-учитель, ученик-ученик, учитель -команда, команда-команда и т.д. Поэтому работа на уроке проходит в самоорганизующихся гетерогенных группах - командах
4. Компетентность получения новых компетентностей в изменяющемся мире. Основной компетентностью в изменяющемся мире становится - готовность всё время получать новые знания.
При построении модели за основу был взят инструментарий Scrum из гибких методологий управления проектной деятельностью. В качестве проекта принимается изучаемая тема по предмету. В качестве продукта выступают приобретённые учащимися знания, умения и компетенции.
Согласно Scrum, ключевые роли: владелец продукта, скрам-мастер, команда (группа учащихся).
Владелец продукта определяет требования к результатам проекта, их приоритизацию, контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В учебном процессе эту роль берет на себя учитель.
Скрам-мастер, участник команды. Его задача организовать деятельность учащихся внутри команды по реализации проекта, а так же отвечать за поддержание благоприятной атмосферы в команде.
Команда – группа учащихся 3-5 человек, которые объединяются вместе для достижения какой-либо учебной задачи. Состав команды меняется от темы к теме.
Артефакты – это инструменты, которые необходимы для работы. Основным инструментом является маршрутный лист (рис. 2) – он представляет собой список требований и заданий к изучению учебного материала школьного курса предмета, а также контрольные точки измерения качества изучения темы.
Рис.2 Пример маршрутного листа
Доска задач, или скрам - доска (рис.3) это инструмент визуализации работы команды. Доска задач представляет собой большой бумажный плакат, усыпанный стикерами, расчерченный рядами столбцов, где в следующей последовательности идут подзаголовки: «План», «В работе»,
Рис.3 Доска задач
«Сделано». Учащиеся при планировании записывают реализуемые задачи на стикеры и вешают их в колонку «План». В процессе работы стикеры перемещаются по доске, сначала в колонку «В работе», а когда задача реализована – в «Сделано». Учитель наблюдает за ходом перемещения стикеров по доске и анализирует ситуацию. Если какая-либо задача задерживается в колонке «В работе», учитель подходит к этой группе, выясняет причину и оказывает необходимую помощь.
Работа школьников организуется короткими фиксированными итерациями – спринтами длительностью одна-две недели. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата – в самой разнообразной форме – тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др. Далее проводится рефлексия эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт. Таким образом, данная модель организации работы учащихся включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация (деятельностный), завершение (рефлексия).
На подготовительном этапе учитель формирует список требований к знаниям и компетенциям детей по выбранной теме, моделирует и проектирует деятельность учащихся, конструирует необходимые материалы для организации самостоятельной работы. Таким образом формируется маршрутный лист изучения темы. (Здесь можно поработать с раздаточным материалом)
На этапе планирования учащиеся организуются в группы, изучив маршрутный лист, планируют работу на первый спринт и приступают к реализации поставленных задач. Во время работы дети активно взаимодействуют, обсуждают проблемы, совместно находят решения. При этом в любой момент они могут обратиться за помощью к учителю. Каждый урок на данном этапе начинается с планерки (скрам-митинга). На котором каждый учащийся отчитывается мастеру (скрам-мастеру), что он сделал, что будет делать и какая помощь ему необходима. Скрам-мастер сообщает эту информацию учителю, и тот оказывает необходимую помощь.
Опыт проведения Scrum-уроков показал, что применение Agile для организации образовательного процесса при изучении самых разных предметов учебного плана позволяет сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса, способствует развитию мотивации у обучающихся и индивидуализации образовательного процесса.
Понятно, что сообщить за 15 минут и получить полную информацию по используемой нами методологии просто нереально. Советуем вам найти в интернете и прочесть литературу.
В заключение сообщаем, что в следующем учебном году наша школа планирует открывать методическую площадку по данному направлению, ждем на нее всех желающих. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема «Евразия. Природа материка»,7 класс.
Цель: обобщить особенности рельефа, климата и формирования внутренних вод
Задачи:
продолжить формирование ключевых компетентностей:
- Учебно-познавательных - объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке, понимать и объяснять климатообразующие факторы, особенности климата, формировании внутренних вод.
- Информационных развивать умение работать дополнительным материалом, контурными картами, сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний.
- Ценностно-смысловых - формирование ориентации в информационном потоке, познавательную активность, память, внимание, стройное логическое мышление и эффективную речевую деятельность
- Продолжить формирование нравственных качеств, коммуникативных компетентностей. Воспитывать патриотизм, любовь к природе, эстетическое восприятие природных ландшафтов, стремление к самообразованию.
Планирование:
Всего 5 уроков, из них:
1 Мотивация и Планирование изучения темы-11.04
3 уроков спринт с 12. 04 по17.04
1 урок Контроля +коррекции –18.04, 19.04
Спринт «Евразия. Природа материка»
Истории:
1.Географическое положение . История исследования.
2.Рельеф и полезные ископаемые.
3.Климат .
4.Внутренние воды.
5.Природные зоны.
Урок Контроля и коррекции – 18.04 и 19.04
Маршрутный лист 1-го спринта «Евразия. Природа материка»
Тема | теория | практика | План характеристик Географических объектов | ||
Сравнить | Определить | Объяснить | |||
Географическое положение . История исследования. | §.48 | РТ стр.120 №5 | РТ стр.118 №1,2,3,4 | РТ стр.120 №6 | План описание географического положения материка (заполнить часть ментальной карты) |
Рельеф и полезные ископаемые. | §.49 | РТ стр.120 №7 | РТ стр.120-121 №8,12 | РТ стр.120-122 №9,10,11,13,14,15 | План описания рельефа территории (заполнить часть ментальной карты) |
Климат . | §.50 | Практическая работа №11 | РТ стр.122 №16 РТ стр.124 №20 | РТ стр.123 №18,19 РТ стр.124 №21,22 РТ стр.126 №25,26 | План описания климата (заполнить часть ментальной карты) |
Внутренние воды. | §.51 | РТ стр.126 №29 | РТ стр.126 -127 №30.32 | РТ стр.127 №31,32 | План описания реки (заполнить часть ментальной карты) |
Природные зоны. | §.52 | Практическая работа №12 | РТ стр.127 №33 РТ стр.128 №37.38,39 | РТ стр.127 №34,36 | План описания природной зоны (заполнить часть ментальной карты) |
Практическая работа №11Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата по климатограммам , оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
Практическая работа №12 Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Тренінг для вчителів "Метод проектів на уроках та у позакласних заходах"
Тренінгові вправи у формі презентацій...
Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"
Педагогический проектНа тему: «Работа над народной игрушкой» Руководитель проекта: Выполнила: Риве Ю.Н.Учитель ИЗО. г.о. Тольятти2012г. Проект...
Пример проекта учебной ситуации урока по математике.
Пример проекта учебной ситуации в соответствии с ФГО к уроку по математике "Графическое решение квадратных уравнений"....
Проект поурочного планирования уроков физической культуры на II четверть с учетом формирования универсальных учебных действий
Планирование уроков физкультуры с учетом формирования УУД...
как провести урок-проект за один урок?
В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».
Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....