Учеба как проект, или «гибкие» уроки
учебно-методический материал по географии (7 класс)

Бабина Наталья Ивановна

Обобщить особенности рельефа, климата и формирования внутренних вод и продолжить формирование  ключевых компетентностей:

  • Учебно-познавательных -  объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке, понимать и объяснять климатообразующие факторы, особенности климата,  формировании внутренних вод.
  • Информационных  развивать умение работать дополнительным материалом, контурными картами, сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний.
  • Ценностно-смысловых -  формирование ориентации в информационном потоке, познавательную активность, память, внимание,  стройное логическое мышление и эффективную речевую деятельность
  • Продолжить формирование нравственных качеств,  коммуникативных компетентностей. Воспитывать патриотизм, любовь к природе, эстетическое восприятие природных ландшафтов, стремление к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_tekst.doc939 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учеба как проект, или «гибкие» уроки

Какой представляется нам современная школа? В какой школе с удовольствием учились бы наши дети? В какой школе мечтает работать большинство из нас? Вот в такой. (слайд). А теперь вернемся в реальность. ФГОС ставит перед школой задачу за счет овладения универсальными действиями перейти к смысловому метапредметному познанию, а школа застряла, и в работе учителя с введением ФГОС мало что изменилось.

 А что нужно изменить, чтоб добиваться высокого качества  результатов освоение ФГОС? Мы считаем, что  изменения должны коснуться трех моментов. Первое – в изменении позиции ученика из объекта обучения в субъект, второе – пересмотр роли учителя (партнер и режиссер возможностей) и третье – использование современных практик и технологий.

И все эти изменения возможны при активном использовании проектной деятельности. Но!!!

Что мы понимаем под проектом? Принятое в международном сообществе определение, основываясь на котором учебу вполне можно рассматривать как проект.

Мы рассмотрим, как, основываясь на мировые практики Agile, а не на привычный всем и широко применяемый в школах классический «водопадный» метод управления проектами, преобразовать классно-урочную систему для достижения результатов ФГОС.

В основу данной модели были положены ценности манифеста Agile. Изначально они не были предназначены для образования, однако адаптировав его под цели образования, получили следующее (рис.1).

Рис 1. Схема-интерпретация ценностей манифеста Agile для образования

1. Учитель – мотиватор к познанию и навигатор. Учитель на уроке должен стать модератором, наставником, консультантом, а ведущая роль должна принадлежать ученику.

2. Компетенции важнее теоретических знаний. Результатом обучения являются знания и компетенции, приобретаемые ребенком. Это важно в контексте задач формирования так называемых мягких и цифровых компетенций (коммуникации, критическое и системное мышление, эмоциональный интеллект, самоорганизация …)

3. Коллаборации важнее правил внутреннего распорядка. Обучение на уроке должно строиться на основе сотрудничества “всех со всеми”: ученик-учитель, ученик-ученик, учитель -команда, команда-команда и т.д. Поэтому работа на уроке проходит в самоорганизующихся гетерогенных группах - командах

4. Компетентность получения новых компетентностей в изменяющемся мире. Основной компетентностью в изменяющемся мире становится - готовность всё время получать новые знания.

При построении модели за основу был взят инструментарий Scrum из гибких методологий управления проектной деятельностью. В качестве проекта принимается изучаемая тема по предмету. В качестве продукта выступают приобретённые учащимися знания, умения и компетенции.

Согласно Scrum, ключевые роли: владелец продукта, скрам-мастер, команда (группа учащихся).

Владелец продукта определяет требования к результатам проекта, их приоритизацию, контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В учебном процессе эту роль берет на себя учитель.

Скрам-мастер, участник команды. Его задача организовать деятельность учащихся внутри команды по реализации проекта, а так же отвечать за поддержание благоприятной атмосферы в команде.

Команда – группа учащихся 3-5 человек, которые объединяются вместе для достижения какой-либо учебной задачи. Состав команды меняется от темы к теме.

Артефакты – это инструменты, которые необходимы для работы. Основным инструментом является маршрутный лист (рис. 2) – он представляет собой список требований и заданий к изучению учебного материала школьного курса предмета, а также контрольные точки измерения качества изучения темы.

Рис.2 Пример маршрутного листа

Доска задач, или скрам - доска (рис.3) это инструмент визуализации работы команды. Доска задач представляет собой большой бумажный плакат, усыпанный стикерами, расчерченный рядами столбцов, где в следующей последовательности идут подзаголовки: «План», «В работе»,                        

                                                                                                        Рис.3 Доска задач                

  «Сделано». Учащиеся при планировании записывают реализуемые задачи на стикеры и вешают их в колонку «План». В процессе работы стикеры перемещаются по доске, сначала в колонку «В работе», а когда задача реализована – в «Сделано». Учитель наблюдает за ходом перемещения стикеров по доске и анализирует ситуацию. Если какая-либо задача задерживается в колонке «В работе», учитель подходит к этой группе, выясняет причину и оказывает необходимую помощь.

Работа школьников организуется короткими фиксированными итерациями – спринтами длительностью одна-две недели. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата – в самой разнообразной форме – тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др. Далее проводится рефлексия эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт. Таким образом, данная модель организации работы учащихся включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация (деятельностный), завершение (рефлексия).

На подготовительном этапе учитель формирует список требований к знаниям и компетенциям детей по выбранной теме, моделирует и проектирует деятельность учащихся, конструирует необходимые материалы для организации самостоятельной работы. Таким образом формируется маршрутный лист изучения темы. (Здесь можно поработать с раздаточным материалом)

На этапе планирования учащиеся организуются в группы, изучив маршрутный лист, планируют работу на первый спринт и приступают к реализации поставленных задач. Во время работы дети активно взаимодействуют, обсуждают проблемы, совместно находят решения. При этом в любой момент они могут обратиться за помощью к учителю. Каждый урок на данном этапе начинается с планерки (скрам-митинга). На котором каждый учащийся отчитывается мастеру (скрам-мастеру), что он сделал, что будет делать и какая помощь ему необходима. Скрам-мастер сообщает эту информацию учителю, и тот оказывает необходимую помощь.

Опыт проведения Scrum-уроков показал, что применение Agile для организации образовательного процесса при изучении самых разных предметов учебного плана позволяет сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса, способствует развитию мотивации у обучающихся и индивидуализации образовательного процесса.

Понятно, что сообщить за 15 минут и получить полную информацию по используемой нами методологии просто нереально. Советуем вам найти в интернете и прочесть литературу.

В заключение сообщаем, что в следующем учебном году наша школа планирует открывать методическую площадку по данному направлению, ждем на нее всех желающих. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема «Евразия. Природа  материка»,7 класс.

Цель: обобщить особенности рельефа, климата и формирования внутренних вод

Задачи:

продолжить формирование  ключевых компетентностей:

  • Учебно-познавательных -  объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке, понимать и объяснять климатообразующие факторы, особенности климата,  формировании внутренних вод.
  • Информационных  развивать умение работать дополнительным материалом, контурными картами, сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний.
  • Ценностно-смысловых -  формирование ориентации в информационном потоке, познавательную активность, память, внимание,  стройное логическое мышление и эффективную речевую деятельность
  • Продолжить формирование нравственных качеств,  коммуникативных компетентностей. Воспитывать патриотизм, любовь к природе, эстетическое восприятие природных ландшафтов, стремление к самообразованию.

Планирование:

Всего 5 уроков, из них:

1 Мотивация и Планирование изучения темы-11.04

3 уроков спринт с 12. 04 по17.04

1 урок Контроля +коррекции –18.04, 19.04

Спринт «Евразия. Природа  материка»

Истории:

1.Географическое положение . История исследования.

2.Рельеф и полезные ископаемые.

3.Климат .

4.Внутренние воды.

5.Природные зоны.

Урок Контроля и коррекции – 18.04  и 19.04

Маршрутный лист 1-го спринта «Евразия. Природа  материка»

Тема

теория

практика

План характеристик

Географических

объектов

Сравнить

Определить

Объяснить

Географическое положение . История исследования.

§.48

РТ стр.120 №5

РТ стр.118 №1,2,3,4

РТ стр.120  №6

План описание географического положения материка

(заполнить часть ментальной карты)

Рельеф и полезные ископаемые.

§.49

РТ стр.120  №7

РТ стр.120-121 №8,12

РТ стр.120-122 №9,10,11,13,14,15

План описания рельефа территории

(заполнить часть ментальной карты)

Климат .

§.50

Практическая работа №11

РТ стр.122 №16

РТ стр.124 №20

РТ стр.123 №18,19 РТ стр.124 №21,22 РТ стр.126 №25,26

План описания климата

(заполнить часть ментальной карты)

Внутренние воды.

§.51

РТ стр.126 №29

РТ стр.126 -127 №30.32

РТ стр.127 №31,32

План описания реки

 (заполнить часть ментальной карты)

Природные зоны.

§.52

Практическая работа №12

РТ стр.127 №33

РТ стр.128 №37.38,39

РТ стр.127 №34,36

План описания природной зоны

(заполнить часть ментальной карты)

Практическая работа №11Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата по климатограммам , оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Практическая работа №12  Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"

Педагогический проектНа тему: «Работа над народной игрушкой»  Руководитель проекта:  Выполнила: Риве Ю.Н.Учитель ИЗО.    г.о. Тольятти2012г. Проект...

Пример проекта учебной ситуации урока по математике.

Пример проекта учебной ситуации в соответствии с ФГО к  уроку по математике "Графическое решение квадратных уравнений"....

как провести урок-проект за один урок?

В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....