Проблемы охраны и преобразование природы Московской области и своего края.
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Бабина Наталья Ивановна

Получение учащимися «готовых» знаний о ситуации в различных функциональных зонах (экологической ,техногенной, рекреационной и промышленной), состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, проблемой утилизации отходов производства и потребления городского округа Балашиха как современного промышленного центра Подмосковья, привить чувство ответственности  и любви к родному краю.

а) обозначить  проблемы Подмосковья на примере городов и их функциональных зон;

б) выявить и собрать информацию о мероприятиях, осуществляемыми государственными органами в области охраны окружающей среды и экономики Подмосковья;

в)создать таблицу сравнительной характеристики районов Подмосковья;

г) направить и продолжить формировать у школьников мировозренческой,нравственной,экономической,социальной,политической,экологической культуры;

д) развивать познавательный интерес учащихся к природе и чувство ответственности за сохранность природных объектов родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.plankonspekt.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проблемы охраны и преобразование природы  Московской области и своего края.

Цель занятия: получение учащимися «готовых» знаний о ситуации в различных функциональных зонах (экологической ,техногенной, рекреационной и промышленной), состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, проблемой утилизации отходов производства и потребления городского округа Балашиха как современного промышленного центра Подмосковья, привить чувство ответственности  и любви к родному краю.

Задачи занятия:

а) обозначить  проблемы Подмосковья на примере городов и их функциональных зон;

б) выявить и собрать информацию о мероприятиях, осуществляемыми государственными органами в области охраны окружающей среды и экономики Подмосковья;

в)создать таблицу сравнительной характеристики районов Подмосковья;

г) направить и продолжить формировать у школьников мировозренческой,нравственной,экономической,социальной,политической,экологической культуры;

д) развивать познавательный интерес учащихся к природе и чувство ответственности за сохранность природных объектов родного края.

Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран для видеопроектора, презентация к уроку, учебные материалы по географии Москвы и Московской области, атлас Московской области, ватман ,ножницы ,клей, цветные маркеры, магниты, местная газета.

План проведения занятия:

1) Вступительное слово учителя (1 мин);

2)Работа с таблицами в группах(5 мин) ;

3) Выводы групп(10 мин);

4) Подготовка групп к мини-проектам (2 мин);

5) Работа над созданием мини-проекта «Большая Балашиха»(~ 15 мин);

6) Обсуждение мини-проектов  учащихся (10 мин);

7) Рефлексия   (3 мин).

1)Вступительное слово учителя:

В Московской области все комплексы испытали антропогенное воздействие. Но одни в большей , другие в меньшей степени. Современное их состояние можно охарактеризовать по разной степени  их измененности . Естественно предложить ,что чем гуще расположены населенные пункты и больше плотность населения, чем больше построено дорог ,чем дольше существуют поля и огороды, тем сильнее изменен ландшафт. Где же комплексы изменены сильнее, а где слабее? И что с ними происходит сейчас?

Для решения этой проблемы делимся на  4 группы: 

1.Северная часть            2.Южная часть                        3.Западная часть                   4.Восточная часть

В каждой группе рассмотрим  -1.Экологическую ситуацию  2 Техногенную  нагрузку .

                         3. Рекреационные  ресурсы          4. Промышленность вашего района.

2) Работа с таблицами в группах:

Раздаются таблицы по группам и приступают к заполнению.

3)Выводы групп

4) Подготовка групп к мини-проектам:

Учитель: Мы с вами  рассмотрели в Московской области ситуации с промышленностью , экологией, техногенной нагрузкой и увидели, что существуем масса проблем  ,которые необходимо решать. Хотели бы вы   оставаться жить в своем городе? И что с ним будет происходить в будущем с такой антропогенной нагрузкой?

Государственная власть в Москве и Московской области  (мы уже знаем с вами ветки власти Московской области –это Московская областная Дума, Правительство Московской области ,Губернатор  Московской области) постоянно решают  эти проблемы , но только ли они должны выделять и принимать решение об улучшении  состояния атмосферного воздуха и водных объектов, проблемой утилизации отходов производства и потребления? Можем ли мы с вами- жители Подмосковья, городского округа  Балашиха, население повлиять на данную ситуацию?

Начнём работать  по группам используя материал местной газеты «Большая Балашиха» и представим все в виде мини-проекта . На своих столах найдите алгоритм оформления мини-проекта , выделите  в нем : тему , проблему, цель, задачи .

Давайте подумаем как будет звучать тема нашего мини- проекта : «Проблемы охраны и преобразования природы г.о. Балашиха», «Балашиха и её экология сегодня» и т.д.

Проблема –как привлечь население к решению экологических проблем нашего городского округа ?

5) Работа над созданием мини-проекта «Большая Балашиха»

Раздаются: ватманы, газеты ,ножницы, клей ,фломастеры, алгоритм оформления мини- проекта.

6) представление мини-проектов одной из групп учащихся и её обсуждение, а другие группы внимательно слушают и дополняют если есть .что дополнить.   (10 мин); 

Учитель: Экологические проблемы, вне сомнения, являются актуальными для любого человека. Что именно может сделать каждый из вас для защиты окружающей природной среды?

Предполагаемый ответ учащегося: Каждый человек может посадить дерево для увеличения численности зеленых насаждений на улице или вырастить живые растения в горшках у себя дома для улучшения экологии в квартире. Если возможно, то летом минимизируют использование кондиционера и применяют традиционное проветривание помещения. Это позволяет снизить потребление электроэнергии и не применять фреон. В зимнее время года нужно обеспечить герметичность жилого помещения, чтобы не возникало излишней траты энергии на обогрев квартиры или дома. Нужно следить за рациональным использованием воды в быту, исключить протечки водопроводного крана. Если необходимо переместиться на небольшое расстояние по городу, то можно запланировать полезную для здоровья пешую прогулку вместо поездки на автомобиле, который выбрасывает в атмосферу вредные газы. По мере возможности часть пищевых бытовых отходов применять в сельскохозяйственной деятельности на даче или огороде, бумажный или металлический мусор, батареи и аккумуляторы с истекшим сроком годности сдавать в соответствующие пункты переработки вторичного сырья и т.д.

Делаем вывод: 

Что мы узнали сегодня на уроке?

Московский регион по существу, можно отнести к зоне экологического бедствия. В особенности водная, воздушная и почвенная среды региона испытывают предельные антропогенные перегрузки. То же самое можно сказать и о других экосистемах Подмосковья, в частности, лесных массивах и водоемах, подвергающихся хищническому наступлению в угоду особнякам и целым поместьям. 

Что поняли ,и какие можем сделать выводы?

Сегодня мы познакомились с локальными и глобальными экологическими проблемами воздушной и водной среды, рассмотрели проблему утилизации промышленных и бытовых отходов, наметили способы улучшения экологической обстановки и поняли ,что можем сами  изменить ситуацию к лучшему.

Занятие окончено. Большое всем спасибо за подготовку и проведение открытого занятия!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знаешь ли ты свой город, свой край"

Классный час о родном крае в 6 классе....

Викторина о Краснодарском крае "Знай и люби свой край!"

Викторина проведена в рамках Единого Всекубанского урока "Земля отцов - моя земля!"...

Урок-экспертиза "Проблемы охраны и преобразования природы родного края"

Конспект урока-экспертизы "Проблемы охраны и преобразования природы родного края" 8-9 класс с использованием регионального компонента...

урок - конференция "Охрана и преобразование природы Брянской области"8 класс

Урок - конференция "Охрана и преобразование природы Брянской области "  в курсе География Родного края - это итог исследовательской работы, которую я провела в содружестве с моими учениками 8 кла...

Орхидные во флоре Кемеровской области. Проблемы охраны.

Исследовательская работа по биологии....

Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».

Внеурочное мероприятие  форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края  и возможные пути их решения»....

Практическая работа №3 "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы" (Тамбовская область)

Данная практическая работа выполняется при изучении темы "Гидросфера". Представлены водные объекты Тамбовской области....