Иду на урок
план-конспект урока по географии

Левина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

,

                                   План конспект урока по природоведению

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Класс: 5 класс.

Тема: Что мы узнали о жизни на Земле?

Цель:

Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе.

 Задачи:

Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Способствовать воспитанию самостоятельности в ходе  работы.

Оборудование:

1)таблицы: Клетки живых организмов; Многообразие организмов;

Строение семени фасоли; Природное сообщество.

2)презентация к уроку.

Тип урока: обобщающий, с элементами исследовательской деятельности..

Ход урока:                                                                                                                                                                     I. Организационный момент.                                         Проверка готовности детей к уроку.

II. Постановка познавательных задач к уроку.                                                работа с темой

Что такое жизнь? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что будем изучать? Повторять? Обобщать?

О чем будете рассказывать?

Запись темы урока на доске и в тетради.

I.Закончите предложение:

1.Все живые организмы состоят из?        ...........                 клеток                                 таблица

Как мы с вами это узнали?                                                     Повторяем строение микроскопа

а)1. С листа сняли кожицу - тонкую, бесцветную,

Положили кожицу на стекло предметное.

Микроскоп поставили, препарат – на столик

Объектив направили, глядь, а лист -  из долек!

                                                                                                 Готовим препарат кожицы лука,            объясняем ход работы

б) Клетки у растения – типичного строения,

Есть ядро и цитоплазма, оболочка, хлоропласты.

Объясняем по слайду  презентации : различия между растительной и животной клеткой.

 II. Расставьте по порядку слова и объясните свою точку зрения:

ткани - клетки   – организм - органы.                                                       Схема на доске

Клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – организм.

III. Ответьте на вопрос:

А какие бывают организмы?                                                            Беседа у доски по таблице.

Организмы бывают: одноклеточные и многоклеточные.             Таблица на доске

Какие организмы называют одноклеточными? А  какие – многоклеточными?

Объясняем по слайду презентации свой выбор.

Приведите примеры.

IV. Литературная страничка.

Найдите лишнее  слово:                                  

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

VI. Ответьте на поставленный вопрос:

Новый живой организм возникает из клеток.

Как образуется новый организм? Из чего он  развивается?.......................................................

Из зародыша, которому необходимы    питательные вещества.

В результате какого процесса образуется новый организм? ………………….размножение

Какие типы  размножения вы знаете?           Объясняем по слайду презентации свой выбор.    

VII. О чём идёт речь?

 У меня в руке будущая жизнь.

Будущий побег и могучий корень

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

Я поражаюсь мужеству ростка

И исполинской силе первоцвета,

Что самым первым многие века

Идет навстречу солнечному свету.

Схема строения семени фасоли на доске.

Подписать схему. Самостоятельная работа в тетрадях.

VIII. Назовите  признаки  живой клетки,  живого организма.

Какие процессы жизнедеятельности осуществляет живой организм?                                    

Решаем задачу в тетради и комментируем её:                                                                                              1.Один цветок гороха после опыления может дать 10 семян. Какое  потомство может оставить семя гороха, если на одном растении за год может распуститься до 30 цветков?                                                                  2.А какое потомство могут оставить эти живые существа?                                                                                            ( На слайде: кошка,   лягушка, одуванчик)   Объясняем по слайду презентации свой выбор, распределяем по местам. Делаем вывод.

IХ. Отгадайте загадки.                              

ФИЗКУЛЬМИНУТКА  С  ПОКАЗОМ  ОТГАДОК.

1. Я стою и расту –                                                                                         Я - РАСТЕНИЕ.

2. Я стою, и расту, и  хожу-                                                         Я - ЖИВОТНОЕ.

3. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю –                                                         Я - ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами,                                            ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Х. Составить пищевую цепь. Записать её в тетрадь. Указать место человека в пищевой цепи. Устно сделать вывод:

 Человек должен жить в «согласии» с другими живыми организмами нашей планеты.

ХI.Итог урока.

 Краток будет сей Указ:

Любить Природу вам наказ.

И помните всегда о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши –

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

и помни истину простую –

Нас много, а она одна.

XII. Домашнее задание: § 50, рисунок «Берегите планету» в тетради.

Сдать тетради на проверку.

XIII.Доброе слово хищникам -                                  СЛОВО РОДИТЕЛЯМ                                                 Творческие задания

1. Определить микропрепарат клеток растительного и животного организма. Объяснить, как определили (по каким признакам).                                                                                                                  2. Из предложенных изображений живых организмов выбрать одноклеточных и многоклеточных. Пояснить.                                                                                                                                   3. Из предложенных изображений живых организмов выбрать размножающихся бесполым и половым путем. Пояснить.                                                                                                                                                 4. Составить пищевую цепь. Объяснить условия составления пищевой цепи.                                                       5. Объяснить какие взаимоотношения живых организмов показаны на картинках.

 



Предварительный просмотр:

Урок №28 Мировой океан и его  части .(§ 20) 

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Тип учебного занятия – урок- игра

Оборудование: учебникТ.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова,  География. Начальный курс .М.,  « Дрофа», 2017,рабочая тетрадь, атлас «Физическая карта полушарий» ,  глобус, видеофрагменты, интернет-ресурсы.

Базовое содержание урока

Деятельный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?

2. Назовите и покажите на физической к арте полушарий (с.18-19 атласа) известные вам океаны.Перечислите материки Земли и океаны, омывающие их.

3.  Как вы думаете, какая тема урока? Что станет предметом изучения?

4.  Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана?

1. Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на воды океана (около 96% от общего объема вод планеты).

2.  Называют и показывают на физической карте полушарий известные им материки и океаны.

3.  Определяют предмет изучения – Мировой океан и тему урока: «Мировой океан – главная часть гидросферы».

4.  Высказывают различные предположения

Формулируют тему урока

Определяют значение темы.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1. Посмотрите видеофрагмент: (http://www.youtube.com/watch?feature= player_detailpage&v=HzuRpUQGgyQ). Подумайте над его названием. Предложите свое название.

2. Насколько, по вашему мнению, изучен Мировой океан?Почему? Сформулируйте цель урока.

1.  Просматривают видеофрагмент. Предлагают название фильма: «Мировой океан»,  «Удивительный Мировой океан», «Огромный Мировой океан» и т.д.).

2. Говорят о слабой изученности Мирового океана.                                               3.Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана

Формулируют тему урока.

Формулирование задач урока

1. Подумайте, что нужно сделать, чтобы выяснить  особенности Мирового океана.

1.Формируют основные задачи урока:

-Изучить строение Мирового океана

-Установить отличительные особенности различных частей океана.

Определяют основные задачи урока

2. Процессуально-содержательный этап урока

1. Размеры Мирового океана

1.  Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли.

2. Найдите в тексте § 20, п.1 соотношение поверхности суши Мирового океана?

3.  На основе полученных данных сформулируйте вывод о том, справедливо ли  нашу планету называют Землёй. Запишите вывод в рабочую тетрадь.

1. Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли.

2. Читают текст учебника. Определяют соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана: 1/3 и2 /3т.е. 1 к 3. Сравнивают объём нашей планеты и объём вод Мирового океана (Мировой океан составляет 1/800 часть от объема Земли).

3. Формулируют вывод и записывают его втетрадь.

4.Знакомятся картой. Делают вывод. Записывают его в тетрадь.

Осознают соотношение размеров суши и воды

2. Части Мирового океана

1.  Используя физическую карту полушарий (с.18 – 19 атласа), попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к Печоре. Что вы можете наблюдать?

2.  Какие вы знаете части Мирового океана?

3.  Работа  с картой (4 группы по количеству океанов, один отвечающий от каждой).

1.  Определяют, что Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружают материки и острова.

2.  Называют Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны. (Говорят о том, что океанологи выделяют также Южный океан.)

3.Выделяют части океанов, используя данные, представленные в учебнике и в атласе.

4 Вспоминают ранее изученный материал Пример:

Тихий океан.

1)Фернан Магеллан назвал его Тихим, так как в течение всего времени плавания путешественника стояла спокойная погода.

2) Он самый большой по площади среди океанов Земли.

3) Омывает Евразию,Австралию, Северную и Южную Америку, Антарктиду.

4) Средняя глубина – 3 980 м (Самый глубокий океан Земли..

5) Максимальная глубина – 11 022 м (Марианский желоб)

4. Составляют рейтинги океанов.

По площади:

1) Тихий;

2) Атлантический;

3) Индийский;

4) Северный Ледовитый.

По глубине:

1) Тихий;

2) Индийский;

3) Атлантический;

4) Северный Ледовитый.

Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана, Дают определениеМирового океана.

3. Береговая линия

1. Посмотрите на физическую карту полушарий (с.18 – 19 атласа). Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько сильно изрезана береговая линия материка. (Проведите указкой вдоль побережья Африки и назовите встречающиеся вам элементы береговой линии.)

2. Посмотрите на физическую карту полушарий (с.18 – 19 атласа). Приведите примеры морей, найдите и покажите их на карте.

3.Даём определение моря. Назовите общие и отличительные особенности морей.

Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (с.75). Устано-вите, какие отличительные особенности вы не указали.

4.Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (с.75). Устано-вите, какие отличительные особенности вы не указали.

5.Чем моря отличаются от заливов, проливов?В учебнике найдите определения таких частей Мирового океана, как залив и пролив. В чем их различия? Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте.

1. Определяют, что слабая изрезанность берегов – одна из характерных особенностей африканского континента. Называют следующие элементы береговой линии: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, полуостров Сомали, Мозамбикский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.

2. Приводят примеры морей: Красное, Аравийское, Карибское, Средиземное, Черной, Баренцево и т.д. Показывают их на карте.

3.Называют общую особенность – они являются частью океана.Составляют определение: море – часть океана, обособленная участками суши или поднятием дна.

4.Дополняют составленное определение:

море – часть  океана,  обособленная участками суши или  поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.

5. Делят моря на группы: внутренние и окраинные. Показывают их на карте, подписывают в контурной карте.Высказывают различные предполо-жения. Опираясь на карту и текст учебника, выделяют два вида морей: внутренние и окраинные. Приводят примеры внутренних: (Средиземное, Черное, Балтийское, Красное и др.) и окраинных морей (Баренцево, Берингово, Карское и др.) Показывают их на карте.

1.Называют отличие морей от заливов и проливов: обособленность от океана участками суши (заливы и проливы свободно сообщаются с основной частью водоема).

2.Зачитывают определения в тексте учебника( с.76) Указывают, что залив – это участок водной поверхности океана, моря, озера, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема, а пролив – это узкое водное пространство, ограниченное сушей с двух сторон. Приводят примеры заливов: Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский – проливов: Берингов, Моге-лланов, Мозамбикский, Гибралтарский и т.д. Показывают их на карте, подписывают в контурной карте..

3.Вставляют пропущенные слова в определение «Мировой океан» и заполняют схему «Части Мирового океана»

Выделяют признаки, отличающие моря внутренние и окраинные друг от друга.

Составляют определение понятия «море»

Составляют определение понятия « залив», «пролив».

4. Суша в океане

1.Работа с картой («Физическая карта полу-шарий», (с.18 – 19 атласа).

1.1. Как называется участок материка или острова, глубоко впадающий в океан (море)?

1.2.Опираясь на физическую карту полушарий, составьте определение понятия «полуостров». 1.3.Найдите и покажите на карте полуострова. 1.4.Определите, какой полуостров является крупнейшим на Земле. Как он называется? Частью какого материка является?

2. Найдите на карте небольшие по размеру изолированные участки суши в океане.                                     2.1Как они называются?                                                     2.2.Найдите и покажите на карте острова. 2.3.Какой остров является крупнейшим на Земле?

3. Опираясь на текст учебника (с.74), выделите виды островов. Найдите и покажите на карте острова различных видов.

4. Найдите на карте группы островов, располо-женных близко к друг другу.                                                        4.1 Как называется такое скопление островов?4.2.Приведите примеры архипелагов и покажите их на карте.

4.3.. Задайте вопросы об островах, которые вы хотели бы получить ответ..

1.Высказывают свои предположения.

2. Называют: полуостров. Составляют определение: полуостров – участок материка или острова, окруженный с трех сторон водой, а четвертой стороной соединенный сушей. Находят полуост-рова на карте, называют их:Сомали, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, и др.                                                                                3.Определяют, что крупнейший полу-остров на Земле, Аравийский, является частью материка Евразия.

1. Говорят об островах. Находят острова на карте и показывают их: Мадагаскар, Новая Гвинея, Суматра, Калимантан, Тасмания, Куба и др. Определяют, что крупнейшим островом является Гренландия.

3. Выделяют материковые, океанические, а также коралловые острова. Приводят примеры: Гренландия, Мадагаскар – материковые, Азорские и Гавайские ост-рова – океанические, Большой Барьерный риф – коралловый. Показывают острова на карте.

4. Определяют, что группа островов - архипелаг. Называют и показывают на карте Японские острова, Филиппинские острова, Новую Зеландию, Большие Антильские острова, Франца – Иосифа, Гавайские острова и др.

5. Определяют острова по их контурам. Заполняют таблицу «Виды островов». Составляют вопросы.

 1) Каким по происхождению является о. Гренландия?

2) Каким проливом отделен о.Мадагаскар от Африки?

3) К какому архипелагу относится о.Калимантан?

4) Какой остров является вторым по величине на Земле?

Осознают  целостность Мирового океана с крупными                     (континентами)

и мелкими(островами) элементами суши

Составляют вопросы об островах

5. Свойства океанической воды.(Школа географа – следопыта)

5.Ознакомьтесь с текстом учебника (с.76-78). Задайте вопрос одноклассникам:

5.1.Разделитесь на команды. Выбрав карточку, прочитайте текст, определите название географического объекта и покажите его на физической карте полушарий.

Примеры карточек.Александр Македонский в IV веке до н.э. называл этот океан Индикон – Пелагос   - «Индийское море». У арабов он известен как Бахр-эль-Хинд

Происхождение названия этого океана связано с мифом от Атланте – титане, державшем на своих плечах небесный свод. Греки считали, что его местопребыванием является крайний запад Средиземноморья

Этот океан получил свое название из-за спокойной погоды, господствовавшей в течении трех месяцев плавания португальского мореплавателя Фернана Магеллана (который и дал название океану) от Огненной Земли до Филиппинских остовов в 1520 – 1521 годах. На русских картах до 1917 года употреблялось название Восточный океан.

1.Задают вопросы:                                                             а) Почему вода в океане соленая и горькая? б) Что такое солёность? в) Чем пресная вода отличается от солёной? г) Как меняется температура в океане?

Отвечают на вопросы в карточкахдля игры. По описанию определяют географический объект и показывают его на карте.По контуру  « узнают» острова и полуострова.

Выделяют свойства вод Мирового океана

Задают вопросы о свойствах воды

3. Этап закрепления и первичной проверки

6. Первичная проверка знаний

Тестирование.

1. Какое из перечисленных морей омывает берега России?

А. Белое                              В. Средиземное

Б. Аравийское                     Г. Красное

2. Какие из перечисленных морей относятся к окраинным?

А. Баренцево                      В. Азовское

Б. Красное             Г. Карское

3. Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их площади.

А. Индийский

Б. Тихий

В.Северный Ледовитый

Г.Атлантический

4.Установите соответствие между частью Мирового океана и ее названием.

А. Гвинейский               1.Канал

Б. Панамский                 2. Пролив

В. Дрейка                       3. Залив

Выбирают правильные ответы:

1. А

 2. А, Г

3. БГАВ

4. А – 3, Б –1, В – 2

Осуществляют самоконтроль

7. Закрепление полученных знаний

Найдите ошибки в предложенной схеме и исправьте их.

Указывают на наличие в схеме частей суши, а не океана (острова, полуострова, архипелаги)

8. Закрепление географических умений

Игра «Географическая почта».

На доске представлены четыре почтовых ящика: «Тихий океан», «Атлантический океан», «Индийский океан», «Северный Ледовитый океан». Ниже -  расположены названия морей, заливов, островов, архипелагов.

Моря:                                         Заливы:

Саргассово                               Бенгальский

Росса                                         Гвинейский

Южно-Китайское                    Аляска  

Средиземное                            Гудзонов

Аравийское                              Бискайский

Баренцево                                 Большой Австра-

лийский

Острова:                               Архипелаги:

Мадагаскар                     Филиппинские острова    

Великобритания             Земля-Франца-Иосифа

Врангеля                         Японские острова

Новая Гвинея                  Кергелен

Куба                                 Большие Антильские

Шри-Ланка острова

Шпицберегн

Перенесите название географического объекта в соответствующий почтовый ящик. При необходимости воспользуйтесь физической картой полушарий (с. 18 – 19 атласа).

Подготовьте свои варианты игры по теме «Мировой океан»

Распределяют географические объекты по соответствующим ящикам.

Тихий океан: Южно-Китайское море; залив Аляска; о.Новая Гвинея; Японские о-ва, Филиппинские о-ва.

Атлантический океан: Саргассово море, Средиземное море; Бискайский залив, Гвинейский залив; о.Великобритания, о.Куба; Большие Антильские о-ва.

Индийский океан: Аравийское море; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив; о.Мадагаскар, о.Шри-Ланка; архипелаг Кергелен.

Северный Ледовитый океан: Баренцево море; Гудзонов залив; о.Врангеля; архипелаг Шпицберген

Составляют свои варианты игры по теме

4. Объяснение домашнего задания

9.Домашнее задание

1. Используя интернет – ресурсы, а также энциклопедии и географические словари, выясните происхождение названий интересующих вас географических объектов – частей Мирового океана, участков суши в океане.

2. Ответьте на вопросы №1 – 4  после § 21.

3.В контурной карте обозначьтегеографические названия, которые используются в тексте § 20, узнайте  о происхождении этих названий

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Проговаривают домашнее задание

10.Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

1. Составьте маршрут морского путешествия из Тихого океана в Атлантический, используя карты атласа. Какие интересные объекты вы встретили по пути? Подберите фотографии этих мест и сделайте фотоколлаж.

Изучают физическую карту полушарий, энциклопедии, географические словари и интернет-ресурсы

Составляют маршрут путешествия. Подготавливают фотоколлаж.

11.Задание для удовольствия(по желанию и по выбору).

1. Прочитайте один из романов Ж.Верна («20 тысяч лье под водой» или «Таинственный остров»). На основе содержания одного из романов составьте рассказ о своих морских путешествиях.

Изучают физическую карту полушарий, энциклопедии, географические словари используют художественную литературу,интернет-ресурсы

Составляют рассказ о морских приключениях.

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Закончи фразу».

1. На уроке я работал (активно/не активно).

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3. Урок мне показался (коротким/длинным).

4. Материал урока мне был (понятен/не понятен, интересен/не интересен).

5. Мое настроение в течении урока (улучшилось/ухудшилось)

Выражают свое мнение об уроке письменно (в тетради изображают в виде смайликов на полях).

Выражают свое отношение к работе на уроке.



Предварительный просмотр:

План конспект урока по географии в 6 классе

 по теме: "Азимут ".

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Учебник Т.П.Герасиова, Н.П.Неклюкова. –География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2016.

Тема  урока:  «Ориентирование. Азимут»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные – сформировать умение работать с компасом; выяснить для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве.

Развивающие – развивать логическое мышление на основе наблюдений в окружающей среде.

Воспитательные – раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Используемые технологии:  - ИКТ

                                                 - Личностно-ориентированное обучение

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Форма организации: фронтальная беседа с элементами практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебный компас – 15 шт, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Ведущие понятия урока: ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку,  создание доброжелательной атмосферы.

  1. Проверка домашнего задания.(слайд №1, 2, 3,4).
  2. Изучение нового материала.

Перед изучением темы «Азимут» учитель обращает внимание учащихся на картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №5).

- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. Сегодня мы научимся определять стороны горизонта, чтобы знать своё местоположение в пространстве. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Ориентирование. Азимут» (слайд №6).

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).(слайд №7)

- Что мы можем нового  узнать на уроке? (слайд №8)

  • Что такое ориентирование.
  • Для чего и как можно ориентироваться в  пространстве.
  • Научимся работать с компасом.
  • Научимся определять азимут.

 - В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов,присматривались к предметам, запоминали  обратную дорогу по звёздам.оставляли зарубки на деревьях. Этимиспособами  вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности.(слайд № 9).

У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Так что же такое «ориентирование»?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- Ориентирование  -  это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Слайд №10)

Слово  «ориентир»  означает «восток»,  отсюда  и произошло  слово  «ориентирование». Как вы думаете, почему в древности именно «восток» был основным ориентиром?

 (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- Ребята, важно не просто ориентироваться относительно объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.  В настоящее время главным ориентиром является направление на север.  Давайте вместе со мной начертим  направления сторон горизонта. (Слайд № 11)

(Учащиеся в тетрадях чертят направления сторон горизонта: основные и промежуточные)

- Потренируемся определять стороны горизонта по слайду(Слайд № 11,12,13) , рис 8  на странице 17 в учебнике. Определение направления движения знаков вопроса.

(Дети работают с рис 8  в учебнике и слайдами (Слайд №13,14,15 в презентации)

-  Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек.                                                                                                          - Существует специальный прибор для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?(Слайд № 16,)

 (Компас)

- Компас – это прибор, который служит для  определения сторон горизонта. (Слайд №17)

Компас был изобретён в Китае  около 4000 лет назад.  Спустя 1000 лет компас попал в Европу.

- Посмотрите, как выглядели первые компасы. (Слайд №18,19)

 Так выглядит современный компас (Слайд №20). У вас на парте лежит компас. Давайте посмотрим, как он устроен (слайд №20)и как с ним работать.

(Под комментарии учителя учащиеся знакомятся с устройством компаса, готовят компас к работе и определяют стороны горизонта.А также тренируются в определении некоторых предметов в классе по сторонам горизонта).

(Учащиеся пытаются решить проблемный вопрос: Как определить положение  объектов, если он располагается между промежуточными сторонами горизонта)(Слайд №20)

Учитель вводит новое понятие: - Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по ходу часовой  стрелки. (Слайд №21)

Определите азимут на дом, берёзу,колодец,мост через реку на рис 9 стр17 в учебнике.

(Учащиеся работают по рис в учебнике)

- Потренируемся определять азимут на предметы в классе. (Учащиеся определяют азимут на разные предметы в классе, учитель контролирует работу, помогает освоить материал более слабым детям)

- Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности,как определять стороны горизонта.

В конце урока учитель подводит итоги:  Закончите предложение-это умение определять своё  местоположение относительно сторон горизонта.(слайд №24).

-   это прибор для нахождения сторон горизонта.(слайд №25).

- это угол между направлением на север  и направлением на предмет по часовой стрелке.(слайд №26).

- Ориентироваться   можно по …

  1. Закрепление изученного материала.

(Дети выбирают вопросы и отвечают.В процессе закрепления учитель одобряет правильные ответы учащихся и ещё раз прорабатывает ошибочные ответы).                       (Слайд №27)

             - тень в полдень показывает на …..

             - в 7 ч утра солнце находится на ….

             - полярная звезда указывает направление на …

             - для ориентирования по солнцу и часам в первую очередь нужно направить на солнце …(Слайд №28)

  - если встать лицом на север, то слева будет….

             - в 16 ч дня солнце примерно находится на …

             - пологая часть муравейника расположена …

             - ягоды быстрее созревают…

             - полярная звезда находится …..

             - смола на деревьях больше выделяется…

  1. Домашнее задание. (Слайд №29).

-  Параграф №5.

-  Задания на стр. 9,10 в Рабочей тетради письменно.

Учитель комментирует домашнее задание, работу учащихся на уроке и наиболее активным детям ставит оценки.

                                                             (Слайд №30)



Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/562502/03.gif



Предварительный просмотр:

Приложение 3.3.9  

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс)

Вариант 1

Часть А

 Выберите верный ответ

  1. Площадь Африки составляет

а) 30,3 тыс. км2

б) 30,3 млн. км2

в) 303 млн. км2

  1. Крайней северной точкой материка является мыс

а) Рас-Хафун

б) Рас-Энгела

в) Альмади

  1. Большая часть территории Африки находится между

а) экватором и северным тропиком

б) экватором и южным тропиком

в) северным и южным тропиками

  1. Пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези

а) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) Н.И. Вавилов

  1. Горы Атлас расположены

а) на древней платформе

б) в области новой складчатости

в) в области древней складчатости

  1. В рельефе Африки преобладают

а) низменности

б) возвышенности и плоскогорья

в) горы

  1. Высочайшая вершина Африки

а) г. Кения

б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

  1. Самая высокая tº  на Земле (+58º С) зарегистрирована в

а) Триполи

б) Каире

в) Алжире

  1. Образование береговой пустыни Намиб связано

а) с горным рельефом на побережье

б) с влиянием Антарктиды

в) с холодным Бенгельским течением

  1. Самая длинная река Африки

а) Конго

б) Нил

в) Нигер

  1. Самое длинное из пресноводных озер мира

а) Виктория

б) Ньяса

в) Танганьика

  1. Природная зона, занимающая 40% площади материка

а) экваториальные леса

б) саванны

в) пустыни

  1. Наиболее изменены  хозяйственной деятельностью человека

а) пустыни

б) экваториальные леса

в) саванны

  1. Самая большая по площади страна Африки

а) Алжир

б) Египет

в) Судан

  1. Пигмеи, нилоты, тутси относятся к расе

а) европеоидной

б) экваториальной

в) промежуточной

Часть В

  1. Установите соответствие

Природная зона                                Растения и животные

1. Экваториальные леса                        а) травы, баобабы, жирафы, слоны

2. Саванны                                        б) пальмы, фикусы, лианы, гориллы, окапи,                        3. Пустыни                                        в) колючие кустарники, ящерицы, змеи, скорпионы

  1. Установите соответствие

Климатический пояс                Особенности климата

1. Экваториальный                        а) смена ТВМ и УВМ, жаркое сухое лето и влажная зима

2. Тропический                        б) теплый и влажный в течение всего года                                     3. Субтропический                        в) жаркий, сухой, господство ТВМ

  1. Дайте определения

Климат – это…

Заповедник – это…

Часть С

Определите протяженность Африки с запада на восток по экватору.                         

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс)

Вариант 2

Часть А - Выберите верный ответ

  1. По размерам территории Африка уступает

а) Евразии

б) Северной Америке

в) Южной Америке

  1. Крайней восточной точкой материка является мыс

а) Рас-Энгела

б) Рас-Хафун

в) Игольный

  1. В отличие от других материков Африка пересекается

а) южным полярным кругом

б) нулевым меридианом

в) почти посередине экватором

  1. Обогнул Южную Африку, открыл морской путь в Индию

а) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

  1. В основании большей части материка лежит

а) область древнейшей складчатости

б) область новой складчатости

в) древняя платформа

  1. Приподняты на высоту более 1000 м

а) Северная и Южная Африка

б) Южная и Восточная Африка

в) Северная и Западная Африка

  1. Наиболее высокими горами являются

а) Капские

б) Драконовы

в) Атлас

  1. На большей части Африки среднегодовая tº  воздуха

а) от 10 до 20º С

б) ниже 10º С

в) выше 20º С

  1. Максимальное количество  осадков выпадает

а) на Эфиопском нагорье

б) на юго-западных склонах горы Камерун

в) в бассейне реки Конго

  1. Самая полноводная река Африки

а) Замбези

б) Конго

в) Нил

  1. Самое большое по площади озеро

а) Виктория

б) Чад

в) Танганьика

  1. Природная зона, занимающая 30% площади  материка

а) экваториальные леса

б) саванны

в) пустыни

  1. Самое губительное стихийное бедствие для Африки

а) засухи

б) наводнения

в) землетрясения

  1. Самая крупная страна по населению

а) Египет

б) Нигерия

в) ЮАР

  1. Арабы, египтяне, ливийцы относятся к расе

а) европеоидной

б) экваториальной

в) промежуточной

Часть В

  1. Установите соответствие

Природная зона                                Растения, животные

1. Экваториальные леса                         а) алоэ, молочай, шакалы, гиены

2. Саванны                                        б) пальмы, эбеновое дерево, окапи, шимпанзе

3. Пустыни                                        в) травы, зонтичные акации, зебры, бегемоты

  1. Установите соответствие

Климатический пояс                        Особенности климата

1. Экваториальный                        а) 2 сезона: сухая зима и влажное лето, смена ЭВМ и ТВМ

2. Субэкваториальный                б) постоянство, высокие tº, большая влажность

3. Тропический                          в) жаркий, сухой, большая суточная  амплитуда tº

  1. Дайте определения

Рельеф – это…

Пустыня – это…

Часть С

Определите протяженность Африки с севера на юг по 20º в.д.

Ключи (Африка)

Вариант I

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

б

в

б

б

б

в

а

в

б

в

б

в

в

б

Часть В

  1.           1-б;    2-а;    3-в                  
  2.           1-б;    2-в;    3-а

3.     Климат – многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

       Заповедник – территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.

Часть С

43о - 9о = 34о

34о * 111.3 км = 3784,2 км

Вариант II

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

в

а

в

б

в

а

б

б

а

в

а

б

а

Часть В

  1. 1-б;     2-в;     3-а                  
  2. 1-б;     2-а;     3-в
  3. Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по         размерам, происхождению и возрасту.

           Пустыня – природная зона, где выпадает крайне мало осадков, растительность        встречается очень редко или вовсе отсутствует.

Часть С

32о + 35о = 67о

67о  * 111,3 км = 7457,1 км

Нормы оценок

В части А за каждый верный ответ ставится 1 балл (максимум 15 баллов).

В части В в 1 и 2 заданиях за каждое верно установленное соответствие – 1 балл; в 3 задании за каждое определение – 2 балла (максимум 10 баллов).

За часть С – 3 балла.

«5» - 26 – 28 баллов

«4» - 22 – 25 баллов

«3» - 18 – 21 балл

«2» - 17 и менее баллов



Предварительный просмотр:

учитель: Левина Татьяна Николаевна

План конспект урока

Тема: Географическое положение.  История открытия и исследование Австралии. Рельеф и полезные ископаемые.  

Предмет: география

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Австралия; №1

Дидактическая цель: создание условий для изучения и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления,  ИКТ и ГСО с ориентацией на формирование метапредметных,  предметных и личностных результатов с применением ЭОР.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

     1. образовательная  – рассмотреть особенности географического положения Австралии (выделить уникальность и особенность материка), познакомится с основными этапами открытия Австралии. Продолжить формирование страноведческих знаний:

 Создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия.

  2.развивающая – продолжить обучение методом географических исследований: исторический подход – изучение прошлого Австралии; картографический - использование карт для изучения географического положения Австралии, работать с текстом, развивать познавательный интерес к географии.

3.воспитательная -  способствовать умению достигать поставленные цели, прививать чувство ответственности за результаты своего труда.

Методы обучения с использованием ЭОР: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы деятельности учащихся:  индивидуальная и фронтальная.

Средства обучения:

1) География материков и океанов.7 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений  / под ред. В.А. Коринской – М. Просвещение, 2013,  

 2) рабочая тетрадь ученика с комплектом контурных карт.

 3) физическая карта Мира.

4) физическая карта Австралии.

 5) атлас для 7 класса

6) раздаточный материал для учащихся.

7) ТСО (ПК, проектор, мультимедиа

8) презентация к уроку: разработанная учителем или готовая  презентация с сайта. Режим доступа:http:ppt4www.ru/geografia/juzhnaja-amerika-geograficheskoe-polozhenie-geograficheskie-otkrytia-issledovanija.html.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.  

1 мин

2

Проверка д/з

Предлагает учащимся выполнить проверочный тест по теме «Африка» (приложение 1)

Выполняют, проверяют, выставляют оценки

5 мин

3

Целеполагание и мотивация

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Какие материки и океаны мы с вами изучили? Покажите их на карте и назовите уникальность каждого.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся еще с одним южным материком. А что же это за материк? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Австралия?

Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием

«Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.

Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот…»

С чего мы начинаем изучение материка? Почему с ГП?

Тема нашего урока

«Географическое положение.  Открытие и исследование Австралии».

Что вы уже знаете об этом материке? На какие вопросы хотите найти ответ?

 Сегодня на уроке мы познакомимся: с Г.П., историей открытия и исследования материка, рельефом. Вспомним закономерности размещения полезных ископаемых.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

3мин

4

Актуализация

(стадия вызова)

Австралия так не похожа на другие материки, что невольно возникает вопрос: А почему?

 Давайте выделим главные признаки материка (на доске по мере поступления ответов появляются признаки). По ходу изучения материала мы выявим отличительные  признаки материка и выясним, какие острова преобладают у его берегов.

Отвечают на вопросы учителя, выделяют признаки.

2мин.

5

Изучение нового материала (стадия осмысления)

(Стадия размышления)

Сейчас мы  все отправляемся в экспедицию. Задание – «проплыть» вокруг Австралии и собрать сведения о ГП Австралии. Сведения нанести на к/к. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов.

Предлагает,  используя план описания ГП материка, описать ГП Австралии и занести полученную информацию в кластер с ключевым словом «Австралия».

АВСТРАЛИЯ

Особенности географического положения материка:

Самый маленький

Одинокий

Часть света

Одно государство

Расположен в южном полушарии.

История открытия:

17 век – голландцы А.Тасман

18 век- англичане Джеймс Кук

Позже других была заселена и освоена европейцами.

Расположена в 3 - х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический).                                                                                                                                     Австралия – материк, через который проходит южный тропик.

Самостоятельно описывают ГП.

Заполняют кластер, работают в контурной карте.

Проверяют, дополняют.

Выполняют упражнения для глаз

Читают с использованием метода «Инсерт»

Слушают и отвечают

5 мин

6.

Физкультминутка

Физкультминутка
Вот я вижу вы слегка устали,

Может быть, пора вам отдохнуть.

Попрошу, чтоб тихо все вы встали,

Чтобы грусть и лень с себя стряхнуть.

            Для начала встанем мы со стула,

            Разведем руками шире плеч,

            Изогнемся, как в воде акулы.

            Можете на парты приналечь.

Сделайте круги руками,

 Поднимите их над головой,

Опустите, а теперь кистями

 Начертите круг один, другой.

           Встаньте прямо, чуть нагнитесь,

          Три шага на месте: раз, два, три.

          Три прыжка, теперь прошу, садитесь,

          Думаю, что лень прогнать смогли.

Выполняют упражнения

3мин

7

Организация первичного закрепления

Фронтальный опрос:

В чем уникальность географического положения Австралии?

Задание  в рабочей тетради стр. 45(нанести крайние точки, береговую линию: моря, заливы, острова  на контурную карту)Комментарий учителя. Австралия — это огромная страна, простирающаяся с запада на восток почти на 4000 км, а с севера на юг — на 3700 км. Длина береговой линии Австралии составляет 59 736 км (из них материковой части — 35 877 км, островной — 23 859 км), а площадь исключительной экономической зоны — 8 148 250 км².

Отвечают.

Выполняют: Один из учеников у доски ( физическая карта на доске)  Северное и восточное побережья Австралии омывают моря Тихого океана: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское моря; западное и южное — Индийский океан. Крупные острова Новая Гвинея и Тасмания, Большой Барьерный риф.      Второй из учеников у доски: Определяет координаты крайних точек Австралии. Проверяют  правильность выполнения задания  на экране.

5мин

8

Изучение нового материала (стадия осмысления)

(Стадия размышления)

Предлагает прочитать п. «Открытие и исследование  Австралии» с использованием метода «Инсерт» стр.149.

Карта путешествий на слайде.

Рассказ учителя об открытии и исследовании материка. При изучении материка путешественники и исследователи сталкивались с разными преградами… Какие из них помешали бы вам в исследовании материка?

Рассуждают, работают в контурной карте.

Смотрят маршруты экспедиций на слайдах презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

4мин

9

Изучение нового материала (стадия осмысления)

Работа по вопросам:  Карта на экране и в атласе.

  1. Перечислите основные  черты  рельефа Австралии.
  2. Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
  3. Какую часть материка занимают древнейшие участки суши и как это отражается в рельефе?
  4. Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки?

Рельеф (Дополнение учителя)

Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. ( А почему?) На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г.Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность.

Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м; Таунсенд, 2209 м). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие. Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения.

Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км².

Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. Высшая точка страны (вулкан Моусон) находится на субантарктическом острове Херд.

Дополнение учителя

Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У северо-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.

Самые большие в Австралии залежи железной руды, которые начали разрабатываться с 60-х годов XX век.

Крупные месторождения полиметаллов (свинец, цинк с примесью серебра и меди) находятся в западной пустынной части штата Новый Южный Уэльс. Основные запасы золота сосредоточены в выступах докембрийского фундамента и на юго-западе материка.

Основные залежи каменного угля расположены в восточной части материка.

Геологическими изысканиями установлено, что в недрах Австралийского материка и на шельфе у его берегов находятся большие месторождения нефти и природного газа. Нефть найдена и добывается в штате Квинсленд. Залежи газа (крупнейшее месторождение Ранкен) и нефти обнаружены также на шельфе у северо-западных берегов материка.

Австралия богата различными полезными ископаемыми: железными, алюминивыми, свинцово – цинковыми, никелевыми, медными, оловянными рудами, каменным и  бурым углем, нефтью, газом, фосфоритами, золотом, платиной и т.д.  Разделите указанные полезные ископаемые на  две группы в соответствии с их происхождением.

Осадочные:_________________________________________

Магматические и метаморфические:_____________________________________

- Каковы закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории Австралии?

- Вот и подошло наше путешествие к концу…

        

Смотрят фотографии рельефа на слайдах презентации. Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают зависимость между размещением полезных ископаемых и рельефом.

Слушают учителя. Называют полезные ископаемые по картам атласа. Выполняют задание учителя .

Отвечают на вопросы учителя.

5мин

9

Рефлексия

Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.

Отмечаю « активных ребят».

Оцените свою работу на уроке.( Надевают бусы на куклу-аборигена: Красные бусины-я всё понял, было интересно; белые бусины-кое-что не успел, надо поработать дома; чёрные бусины-мне было многое непонятно)

Оценивают свою работу  

2мин

10

Д/З.

  • Домашнее задание: п. 35, задание № 2, № 3.
  •  Завершите работу в  к/карте.
  • Подготовьте сообщение о путешественниках.

«Задание для души» составить кроссворд, используя изученный материал или сообщение о представителях животного мира Австралии.

Записывают в дневник домашнее задание.

1мин




Предварительный просмотр:

 Практическая работа « Характеристика природной зоны» (25 мин)

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Цель работы:

  • Формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами в природной зоне.
  • Выявление влияния рельефа, географического положения, климата на компоненты природной зоны.  
  • Описание изучаемого комплекса.
  • Проверка умения применять знания и навыки на практике.

III-й уровень Оценка «3»

II-й уровень Оценка «4»

I-й уровень  Оценка «5»

Задания повышенной трудности

1. Географическое положение (в какой части Казахстана, в каком поясе).

1. Географическое положение

 

1. Географическое положение, рельеф.

1. Географическое положение, рельеф, горные породы, климат, подземные и поверхностные воды   природной зоны.

2. Рельеф (горы или равнины)

2. Рельеф.

2. Влияние климата, подземных и  поверхностных вод  на природную зону.

 2. Почвы, растения и животные и природные ресурсы природной зоны.

3. Влияние климата на природную зону (какие зима и лето).

3. Влияние климата на природный комплекс.

3. Почвы, растения и животные природной зоны

3. Влияние человека на природную зону.

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону (какие реки и озера есть, используют ли люди для своей деятельности подземную воду)

4. Влияние подземных и  поверхностных вод на природную зону.

 

4. Какими природными ресурсами богата природная зона.

4. Экологические проблемы.

5. Описание почв.

5. Почвы, растения и животные природной зоны

 

5. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека.

5. Составить розу ветров природной зоны (за ноябрь).

6. Растения и животные природной зоны.

6. Какими природными ресурсами богата природная зона.

6. На сколько человек изменил

6. Составить график среднегодовых температур по природной зоне

7. Какими природными ресурсами богат комплекс.

7. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека.

природную зону.

7. Экологические проблемы природной зоны.

своего края.

  1. 8.Определение  условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

8.Оценка благоприятности условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

8.Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

8.Оценка условий , определение перспектив для жизни и хозяйственной деятельности человека.

9.Вывод: ( на сколько зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

Вывод: ( как зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

Вывод: (в какой степени зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

Вывод: ( как и в какой степени зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

Работа выполняется по плану (план у каждого обучающегося на столе).

План:

1.Географическое положение зоны.

  1. Рельеф.
  2. Климат (зима, лето, увлажнение).
  3. Подземные воды.
  4. Почвы (плодородие).
  5. Типичные растения  и их черты приспособленности к условиям обитания.
  6. Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.
  7. Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.
  8. Выводы: общие черты и различия их причины.



Предварительный просмотр:

План конспект урока географии

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Тема: Дальний Восток: Особенности   развития. ЭГП, природные ресурсы, население.                                         

Класс: 9

Предмет: география

Цель: показать влияние особенностей экономико-географического положения на развитие экономики района.                                                                                                                                  Дидактическая цель урока:                                                                                                                                                     создать условия для практикума по теме «Природа и население Дальнего Востока» на основе технологий ИКТ,  уровневой дифференциации, элементов проблемного обучения в форме заочного путешествия с ориентацией формирования метапредметных, предметных личностных результатов.                                                                                                                                               Задачи:

1.Повторитьпонятия «ФГП», «ЭГП» района.

2. Вспомнить историю заселения, географические исследования, особенности природы и населения (численность, естественный прирост, миграция, специфика расселения, традиции и культура, качество жизни населения).

3.Находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.                                                                                                                             4.Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе Родины, раскрыть мировоззренческую идею взаимосвязи компонентов природы на примере Дальнего Востока                                                                                           Тип урока: Урок систематизации  и обобщение способов деятельности в форме практикума.                                                                                                                              Формы работы. Урок – заочное путешествие                                                                              Методы познания: картографический, исторический, практический, проблемный, исследовательский.                                                                                                                         Оборудование: учебник, презентации, настенные карты, ЭОР: school-collection. ; fcior. проектор, контурные карты,  атласы, физическая карта России , презентация.                                      Урок первоначального изучения нового материала с использованием ресурсов интернета.                                    

Ход урока                                                                                                                                                              Оргмомент:                                                                                                                                              1Вступительное слово учителя. Проверка готовности к уроку школьных принадлежностей.  Психологический настрой на урок.                                                                                                                                 2.Работа в парах.                                                                                                                                                                 2.1.Оценка ЭГП района.                                                                                                                                           2.2.Сообщения учащихся  о природных ресурсах района.( краеведческий материал).                2.3.Решение учебно-географической задачи.                                                                                                 2.4.Выводы по уроку, оценка работы учащихся                                                                                            Учитель желает детям быть активными, упорными, целеустремленными в достижении цели.  – 

 -Упорными                                                                                                                                                                      - Мудрыми                                                                                                                                                                  - Настойчивыми                                                                                                                                                                       - Искателями                                                                                                                                                                       - Целеустремлёнными                                                                                                                                                           - Активными                                                                                                                                                                    - Мыслящими                                                                                                                                                                            - Интересующимися
Учитель: Знакомство с Восточной экономической зоной мы завершаем характеристикой последнего экономического района - это Дальним Востоком .Наша задача дать оценку ЭГП района, но более подробно мы остановимся на оценке природных ресурсов Дальнего Востока.                                                                                                                                                                                      Почему? В конце урока нам предстоит решить учебно-географическую задачу.                                                                               После оценки ЭГП и природных ресурсов Дальнего Востока, вы должны представить, что являетесь членами комитета по государственной безопасности при президенте РФ. Оценив ресурсный потенциал Дальнего Востока, ответьте на вопрос: возможно ли обособление данного округа. Выводы, свои аргументы по данному вопросу выскажет экспертная комиссия.                                                                                                                                                               Итак, перед нами Восточный  форпост России.                                                                                                            Чаще всего этот округ называют Дальним Востоком, хотя выражение « дальность» и «удалённость», не всегда вызывают положительные эмоции. Для жителя Москвы  этот район где-то очень далеко на востоке, но мы также можем сказать, что москвичи живут на дальнем западе. Как вы думаете, логичнее было бы как назвать Дальний Восток? (Тихоокеанский) Работа в парах: С какими географическими объектами связано у вас восприятие Дальнего Востока? Подумайте и запишите принадлежность. (не менее 3 объектов)                                                                                                                  
Работа в парах: Оценка ЭГП района по плану.                                                                                                             1.Положение района. (окраинное, пограничное). Доказать?                                                                                  2. Состав района. ( Работа с контурной картой . Нанести субъекты в составе района.)                                      Учитель: Вы видите, что помимо материковой части в состав Дальнего Востока входит полуостровная и островная часть .                                                                                                                         Работа в парах: «Историческая страничка»                                                                                                                                                           У вас есть карточки с фамилиями землепроходцев исследовавших Дальний Восток.

1.Кто первым обогнул на парусном судне Чукотку? (Семён Дежнёв).

2.Кто впервые достиг берегов Охотского моря? (Иван Москвитин.)

3.Кто по Амуру вышел к Охотскому морю? (Василий Поярков.)

  4. Исследовал Сахалин, открыл Татарский пролив? (Григорий Невельской.)                                                                                                                                                        Ученики по очереди прикрепляют карточки к нужным объектам.                                                                                             Учитель: Продолжаем изучать и оценивать ЭГП и ТГП  района. Попробуйте самостоятельно дать оценку транспортной системе Дальнего Востока.                                                                                                          Учитель: Осваивать столь редко заселённый округ с его экстремальными природными условиями без развитого транспорта невозможно. Юг региона, включая Сахалин, обслуживают:  Транссибирская ж.д. магистраль и сооружённая в хх веке - БАМ протяжённостью 3000 т. км. ( работа с атласом и контурной картой).                                                                                                                                                Учитель: Специалисты говорят о необходимости  продолжения  БАМА до Якутска, а возможно и до Магадана,  впоследствии с выходом к портам Тихого океана.

Учитель: Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные  стороны такого строительства, группы № 2, 4- отрицательные  стороны.                                                                                                                Учитель: Дальний Восток имеет огромную по протяжённости береговую линию .Какие виды транспорта можно развивать и использовать в этом районе учитывая особенности географического положения? Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные  стороны развития морского транспорта, группы № 2, 4- отрицательные  стороны развития морского транспорта.                                                                                                                Назовите крупные порты.                                                                                                                                                              В бухте Врангеля сооружён крупный глубоководный порт Восточный  ( рассчитанный на оживление навигации на Северном морском пути)                                                                                                                                                    Учитель: Дальний Восток удалён от Европейской части нашей страны. Какие виды транспорта можно ещё развивать и использовать в этом районе ,чтобы приблизить его к  « Большой земле»? (Ответы детей).                                                                      Авиационный  транспорт  незаменим. Он сокращает большие расстояния при перевозке пассажиров , почты при оказании срочной медицинской помощи и т.д.                                                                                            Учитель: Вспомните, какие новые  виды транспорта помогут Дальнему Востоку перевозить необычные товары? (Ответы детей). Трубопроводный:  начинает своё развитие.( Примеры строительства трубопроводов) Каковы перспективы развития этого вида транспорта?(сколько проложено ,куда в дальнейшем будет проложен нефтепровод). Природные ресурсы изучены ещё недостаточно , но они явно велики и составляют богатство будущих поколений.                                                                                                                                 (Сообщения учащихся: Оценка минерально - сырьевой базы Дальнего Востока.)                                      Вывод:  Природные ресурсы Дальнего Востока богатейшие, особенно рыбные и минеральные (золото, нефть , природный газ, алмазы.)                                                                                                  Решение задачи поставленной в начале урока.                                                                                               Оценив природные ресурсы региона, экспертная комиссия должна высказать своё мнение о возможности обособления Дальнего Востока. (Ребята  комиссии в начале урока сидят за отдельным столом и дают оценку выступлениям групп).                                                                                  Выступление экспертов.                                                                                                                                            1 ученик.  Я считаю, что Дальний Восток , имея большие запасы золота, нефти , природного газа, алмазов может выжить самостоятельно.                                                                                                                2 ученик. Но этого не достаточно. Газа, нефти мало. Даже тот запас нефти , который сейчас есть - он идёт, в основном, на экспорт.                                                                                                                                   3 ученик.  В регионе огромные запасы леса. Ведь экспорт леса приносит реальные доходы. Продукцию лесной промышленности район поставляет в Центральную Россию.                                                                                                                                        4 ученик. Трудно сказать сможет ли Дальний Восток выжить самостоятельно, но мы все понимаем, что экономика России пострадает.                                                                                                                                    5 ученик. В последние годы регион сократил экономические связи с европейской частью России, так как нам сейчас выгоднее закупать  товар в Китае, Японии, США и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.                                                                                                                             Вопрос от экспертов : Так может ли этот регион развиваться  обособлено от России?                           Ответ: Соседи, с которыми мы поддерживаем тесные экономические связи, для нас и являются основной угрозой. Китай считает Приамурье своей территорией. Япония до сих пор претендует на группу Курильских островов.
Китайцев на Дальнем Востоке уже больше, чем русских. Мы думаем, что окраинное положение района,  удалённость от центра России, пограничное положение -  всё это говорит о том , что выжить и в дальнейшем благополучно развиваться, район сможет и при тесном сотрудничестве и при поддержке  нашей родины России.                                                                                                            
Работая с картой атласа « Политико-административная карта России» (стр. 10-11), 1.закрепляем знания субъектов Федерации. В рабочей тетради и синхронно на доске слева появляются записи:                                                                                                                        6 млн. 216 тыс.
более 1/3
состав территории                                                                                                                                                                          2.Население Дальнего Востока размещается по территории крайне неравномерно. Работаем с картой атласа «Плотность населения» (стр. 12) « Размещение населения». 7 млн.150 тыс. чел.
более 50 чел/км.кв.
0,1-0,5 чел./км.кв.
1,2 чел./км.кв.                                                                                                                                                      3) Работая с картами атласа, выявляем « Закономерности размещения населения»,                  
(« Доля района в территории и населении России». Обучающиеся делают выводы по стат. материалам:. 5,4 %,,90%)                                                                                                                          Учитель: « При абсолютном преобладании  русскозычного населения (около 90 %) , на территории района проживает более десятка т.н. « малых народов Севера», в той или иной степени сохранивших свои национальные языки, обычаи и традиции. Национальный состав коренных народов отличается относительной пестротой»                                                                                                                                                                    Работа с картой народов России (атлас, стр.13)  составляем « Схему народов Дальнего Востока».                                                                                                                                                                         Один из учеников, подготовивших опережающее задание, выступает у карты с сообщением о малых народах. В тетради записываем:                                                                                                         1.Алтайская языковая семья
2.(тюркская группа; тунгусо-манчжурская группа)
3.Палеоазиатские народы                                                                                                                                                                       Учитель: «Работая с таблицей учебника на стр.57, текстом параграфа, приведите примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока».                                                                                                                              Работа в группах.                                                                                                                                                                                                            Группа № 1:«Особенности современного населения». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод.                                                                                                                                                Группа №2. « Как расположены города Дальнего Востока». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод.                                                                                                                                    Группа № 3 « Крупные города Дальнего Востока».                                                                                                  Ученики анализируют карту атласа, делают вывод.                                                                  Группа № 4 Дальневосточный регион имеет свои особенности и проблемы.                                   Группа № 5  « Специфические особенности Дальнего Востока». Запись в тетради                                              Первичное закрепление: Учитель предлагает детям продолжить фразы, школьники делают это по цепочке. Затем выполняется самостоятельная работа и сдается для проверки.                                                                                                                            
Задание на дом.§ 59, подготовить сообщение по выбору.                                  Закрепление пройденного :- Мы заканчиваем изучать географические районы России. Сегодня на уроке познакомимся с последним географическим районом. Но сначала давайте вспомним те районы, которые уже изучили.                

– Перечислите географические районы европейской части и азиатской части . (перечисляют)

 - На что указывается в названиях этих районов? (указывается их положение на карте нашей страны)                                                                                              

Подведение итогов урока: -Урок успешно завершён, благодарю вас за ответы, за старание. Надеюсь, каждый из вас смог на нём пополнить свои знания. Поработали вы дружно. Вам сказать « спасибо» нужно, и представить Вашему вниманию – оценки за старание.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме:  Дальний Восток.( 2 урок)

1.В состав Дальнего Востока не входит:

А) Красноярский край    Б) Приморский край     В) Магаданская область

2.Напишите формулу экономического района.

3.Дальний Восток омывается морями:

А)  Беринговым    Б)  Чукотским    В) Балтийским    Г) Чёрным

4.Рельеф Дальнего Востока:

А) Равнинный                       Б) Горный                       В) Равнинный и горный

5.В каких природных зонах не расположен район?  

А) Тундра и тайга        Б) Высотная поясность и степь    В)  Тайга и степь

6.Коренные народы Дальнего Востока принадлежат к какой семье?

А) Индоевропейской   Б) Алтайской   В) Тунгусо -  маньчжурской

7.На Дальнем  Востоке преобладает население:

А) Сельское             Б) Городское            В) Коренное       Г) Русскоязычное

8.Основными минеральными ресурсами Дальнего Востока являются:

А) Уголь       Б) Газ     В) Железная руда     Г) Нефть       Д) Нефть       Е) Соя

9. Дальний Восток богат природными ресурсами:                                                                             А) Почвенными                        Б)  Комплексными                       В) Водными                              Г) Агроклиматическими         Д) Рудными                                   Е) Ваш вариант

10.Портовые города Дальнего Востока:

А) Мурманск    Б) Владивосток    В) Норильск     Г) Находка       Д)  Дудинка

11.Наибольшая плотность населения Дальнего Востока характерна для :

А) Чукотского АО             Б) Магаданской обл.         В) Приморского  края    

Г) Еврейской АО              Д) Амурской обл.               Е) Сахалинской обл.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии

учитель: Левина Татьяна Николаевна

Предмет

География.  Население и хозяйство России. – 9 кл.

Ученики

9« а»  класс. Класс, в котором проходил урок, имеет следующие особенности: учащиеся имеют различный уровень основных (базовых) географических знаний по данному району (в 8 классе изучается тема «Дальний Восток: природные комплексы, природные уникумы, природные ресурсы»);у учащихся в классе разный темп учебной деятельности; большинство учащихся имеют среднюю учебную мотивацию. С учетом перечисленных особенностей был определен тип урока и методы  обучения. Основной акцент  делался на картографический, исторический, практический, проблемный, исследовательский            методы, так как они (применительно к данному уроку) позволяют:учить школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания особенностей ДВЭР,постепенно приобщать учащихся к творческой деятельности, учат вести поиск новых знаний самостоятельно.

Учитель

Левина Т.Н., учитель географии  Моу « СОШ № 3»

г.Печора

Дата

Апрель 2016 г.

Тема урока:

Дальний Восток: Особенности   развития. ЭГП, природные ресурсы, население.

Цель урока:

Показать влияние особенностей экономико-географического положения на развитие экономики района.                                                                                                                                  

Образовательно-воспитательные задачи.

1.Повторитьпонятия «ФГП», «ЭГП» района.

2.Вспомнить историю заселения, географические исследования, особенности природы и населения (численность, естественный прирост, миграция, специфика расселения, традиции и культура, качество жизни населения).

3.Находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.                                                                                                                             4.Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе Родины, раскрыть мировоззренческую идею взаимосвязи компонентов природы на примере Дальнего Востока

Средства обучения.

Средства обучения на уроке: во время урока использовались следующие средства обучения: слово учителя (в форме рассказа, беседы, объяснения);карты (настенная, в атласах);контурные карты; текст учебника, диаграммы, таблицы,  презентация, ЭОР: school-collection. ; проектор.

Методы.

Картографический, исторический, практический, проблемный, исследовательский.                                                                                                                        

Форма урока.

Урок – заочное путешествие  

Тип урока.

Урок систематизации  и обобщение способов деятельности в форме практикума.                                                                                                                                                                            

Деятельность ученика.

Выступление по теме. Ответы на вопросы Работа с картами атласа, решение практических задач. Работа в парах.                                                                                                                                                                 2.1.Оценка ЭГП района.                                                                                                                                           2.2.Сообщения учащихся  о природных ресурсах района.                                    ( краеведческий и справочный материал).                                                                                                                            2.3.Решение учебно-географической задачи.                                                                                                 2.4.Выводы по уроку, оценка работы.                                                                                            

Деятельность учителя.

- Целеполагание. Установка мотивации и задач данного урока.

-. Знакомство с Восточной экономической зоной;

-Характеристика  Дальнего Востока.

- Вопросы к выступлениям учащихся.

- Работа с группами.

- Иллюстрации к уроку, комментарии.

- Домашнее задание. Инструктаж. Выбор тем домашнего задания.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков.

Контроль осуществлялся в форме представлений , докладов и контурных карт от каждой группы, что в свою очередь это способствовало формированию коммуникативных навыков, умению слушать других, умению вести беседу.

Работоспособность учащихся и психологическая атмосфера общения.

Работоспособность учащихся (с учетом особенностей класса) оценивается как высокая, которая обеспечивалась за счет: создания доброжелательной атмосферы на протяжении всего урока, воздействия на пассивных учащихся, подробного пояснения и коррекции действий учащихся.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась с помощью: намеренного обращения внимания учеников на нестандартность урока («Воображаемое путешествие»),ненавязчивости действий учителя, разноуровневых заданий.

Вывод.

Поставленные цели удалось полностью реализовать.

Результаты рефлексии.

1.Что удалось сделать самому на уроке? Оформить карту

Написать текст, выбрать данные, оформить записи в тетради.

2.Что на уроке вызвало затруднение?

Организованность, работа с картой, мало времени, писать, ничего, не знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...