Технологическая карта урока географии 8 класс "Реки- продукт климата"
методическая разработка по географии (8 класс)
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.
Задачи:
Обучающая
· ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки»;
формирование практических умений.
Развивающая
Развитие универсальных учебных действий:
· умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
· умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку;
· умения работать с различными информационными источниками;
· способствовать развитию навыков публичного выступления.
Воспитательная
· способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_reki-produkt_klimata_geografiya_8_klass.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Класс: 8
Тема урока: Реки – продукт климата
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.
Задачи:
Обучающая
- ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки»;
формирование практических умений.
Развивающая
Развитие универсальных учебных действий:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку;
- умения работать с различными информационными источниками;
- способствовать развитию навыков публичного выступления.
Воспитательная
- способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.
Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС ООО):
Предметные
- знать понятия: режим и питание реки;
- определять зависимость речной системы от климата;
- применять полученные знания в различных ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение организовывать свою деятельность,
- определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- оценивать результаты учебной деятельности.
Познавательные:
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.
Личностные
- понимание значимости знаний о режиме и питании рек;
- развитие познавательных мотивов;
- умение уважительно относиться к мнению одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: частично – поисковый
Методы познания: частично – поисковый, анализ и самоанализ знаний
Межпредметные связи: ОБЖ, литература
Средства обучения: Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, физическая карта России, мультимедийный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс», атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор, ноутбук для работы в группе.
п/п | Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | 1 мин | Включение учащихся в учебную деятельность урока. Внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Учитель концентрирует внимание школьников. Включение в деловой ритм, настраивает на успех. | Настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места. | Организовывают рабочее место, настраиваются на работу. |
2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 5 мин | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Создаёт учебную ситуацию через показ видеофрагмента и фотографий рек. - Сегодняшний урок я хочу начать со слов Виктора Гюго. А вы догадайтесь, о чём идёт речь. «Они, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей». - А теперь вашему вниманию представлю небольшой ролик. (Приложение №1) - Какое явление вы увидели в ролике? - Как вы думаете, почему происходят наводнения? - В какое время года бывают наводнения? - От чего это зависит? - А теперь обратите внимание на фотографии рек в различное время года. Как вы думаете, чем отличаются эти реки? Когда реки находятся в таком состоянии? Какой компонент природы повлиял на состояние рек? (Приложение №2 Презентация, слайд 2) | Отвечают на вопросы учителя. - о реках -наводнение - климат | Познавательные: Формируют познавательные интересы Личностные: Осознают ценность географических знаний Коммуникативные: Формулируют и аргументируют своё мнение. Высказывают суждения, подтверждая их фактами. |
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 3 мин | Подготовка учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения. | Направляет деятельность учащихся. Предлагает сформулировать тему урока. - Предлагаю записать тему урока словами выдающегося русского географа – климатолога Александра Ивановича Воейкова «Реки – продукт климата». (слайд 3) - По видеоролику и фотографиям вы догадались, что климат – это тот природный компонент, который влияет на речную систему и мы с вами попробуем доказать, так ли это на самом деле. Ставят цели урока. - Перед вами термины, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться на уроке: ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, режим и питание реки. - Как вы думаете, все ли эти термины связаны с рекой и все ли они являются продуктом климата? (слайд 4) - А правы вы или нет, мы узнаем в ходе нашего урока. | Формулируют тему, планируют задачи урока, Тема урока «Реки – продукт климата». Цели урока:
Работают с основными географическими понятиями: ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, режим и питание реки. | Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. | 20 мин | Организовать деятельность учащихся по изучению нового знания и способам действий. | Направляет деятельность учащихся. - Для того чтобы определить зависимость речной системы от климата, что в первую очередь мы с вами должны вспомнить? - В каких климатических поясах расположена наша страна? - В какой части нашей страны самая густая речная сеть? А почему? - Следующие доказательство вы будете выводить самостоятельно, используя различные источники информации. - Задание для 1 группы. Используя мультимедийный учебник, составить схему «Источники питания рек», приведя примеры речных систем. Сформулируйте понятие «Питание реки» и докажите, что источники питания рек зависят от климата. - Задание для 2 группы. Используя учебник (стр.112 – 114) и ноутбук, где вам предлагается выйти по ссылке в сети Интернет http://worldofscience.ru/geografija-mira/8217-reki-pitanie-i-rezhim-rek.html, сформулируйте понятие «Режим реки» и докажите, что режим рек зависит от климата, используя климатические карты атласа. Сформулируйте понятия: ледостав, ледоход, межень, паводок, половодье, наводнение. | Работают в группах с текстом учебника, с мультимедийным учебником, с интерактивной картой, с ресурсами Интернет Отвечают на вопросы учителя, делают первое заключение и записывают в тетрадь: Реки – продукт климата, потому что от климата зависит густота сети рек. Работа в группах 1 группа доказывает, как климатические условия влияют на питание реки. Делают второе заключение: Климат определяет тип питания рек. 2 группа представляет поведение реки в течение года. Формулируют понятия: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. (слайд 5, 6) Дополнительное сообщение учащегося с презентацией «Причины наводнений» (подготовленного за ранее Приложение №3) (слайд 7-11) Делают третье заключение: От климата зависит режим рек. | Познавательные: Уметь анализировать, делать выводы, определять понятия. Уметь классифицировать информацию по заданным признакам. Уметь работать с источниками информации, вести поиск и отбор информации. Регулятивные: Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов. Коммуникативные: Умение работать в группах. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. |
4. | Первичное закрепление и осмысление учебного материала. | 10 мин | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий. | - Ребята, иллюстрацию к какому произведению вы видите на слайде? (слайд 12) - Как вы думаете, во время половодья или паводка дед Мазай сапасал зайцев? Почему? - А теперь я предлагаю вам послушать отрывок из поэмы А.С. Пушкина. «Медный всадник». Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружён. - Как вы думаете, какое явление описал в своей поэме поэт? (слайд 13) А.С. Пушкин описал Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Наводнение – это поистине стихийное явление. Чаще всего люди бывают к нему не готовы, поэтому нередко бывают и жертвы. Я предлагаю посмотреть вам небольшой ролик, снятый службой спасения, который ещё раз напоминает как себя вести во время наводнения. (Приложение №4) - А какое поведение в течение года характерно для нашей реки Лытки? Используя климатическую карту, определите, когда на нашей реке бывает ледостав, ледоход, половодье. Может ли на нашей реке быть паводок? А почему для нашей реки характерен такой режим и смешанное питание с преобладанием снегового? (слайд 14) - Ребята, а для чего нам нужно знать о питании и режиме реки? - Предлагаю вернуться к терминам, с которыми мы работали в течение урока. Все ли эти они связаны с рекой? Все ли термины являются продуктом климата? (слайд 15) - Организует проверочную работу в форме «Географического диктанта» на знание терминов. | Отвечают на вопросы учителя. - Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». - Половодье (приводят доказательства) - Наводнение Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства Работают с климатическими картами Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства | Познавательные: Контролируют и оценивают процесс и результаты работы. Регулятивные: Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов. |
5. | Информация о домашнем задании | 1 мин | Нацелить на осознанное выполнение домашнего задания, записать. | Предлагает использовать информационный сайт о реках http://vsereki.ru и найти 10 интересных фактов о реках, которые вас удивили. §23, задание № 6, стр. 114 (слайд 17) | Записывают д/з. | |
6. | Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.
| 5 мин | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | -Получилось ли сегодня на уроке определить зависимость речной системы от климата? Что нам с вами удалось доказать?
- Можно ли считать, что «Реки – продукт климата»? Тогда я зачитаю продолжение высказывания А.И. Воейкова «При прочих равных условиях страна будет тем богаче текучими водами, чем обильнее осадки и чем менее испарение как с поверхности почвы и вод, так и растений. Таким образом, реки можно рассматривать как продукт климата». (слайд 18) - Что для вас сегодня на уроке было открытием? - Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни. -Оцените результаты своей деятельности на уроке в листе самооценки. - Спасибо за работу. Урок окончен. | Анализируют свою работу на уроке. Определяют уровень достижений своих результатов. Оценивают свою работу на уроке по «Листу самооценки». | Личностные: Осознают ценность географических знаний. Адекватно понимать причины успеха-неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Регулятивные: Умение анализировать свои действия, определять уровень достижений своих результатов (самооценка). |
Приложение №3
Сопровождение к слайдам (7 – 11) презентации
«Причины наводнений»
7 слайд
Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.
По данным МЧС России, наводнения занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.
На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов.
8 Слайд «Причины наводнений»
Возникают наводнения вследствие обильного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор).
9 Слайд
В зависимости от этих причин различают несколько видов наводнений.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.
Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.
10 Слайд
Наводнения, формируемые за счет паводка.
Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. Значительный паводок может вызвать наводнение.
Одно из самых катастрофических наводнений 2015 года в России произошло 25 июня 2015 года в связи с ливневыми дождями и, как следствие, повышением уровня воды в близлежащих реках.
В первых числах сентября 2015 года произошло крупное наводнение в Уссурийском крае. Причиной стал тайфун "Гони".
11 Слайд
Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки.
Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.
Затор - это скопление льда в русле реки, ограничивающее ее течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).
Зажор - это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъем уровня воды в реке вверху по ее течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева.
Литература
- География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2014.
- География России: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2010.
- Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Причины, влияющие на климат"
Технологическая карта составлена к уроку географии 6 класс с учетом ФГОС. Учебник Т. П. Герасимова...
Технологическая карта урока географии в 6 классе на тему: «Погода. Климат»
Урок позволяет сформировать представление о погоде, климате....
Технологическая карта урока географии.Влияние климата на жизнь и здоровье человека. 8 класс
Обобщающий урок в разделе «Климат и погода» (6 урок в разделе)...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме: "Погода и климат"
Урок комбинированного типа для учащихся 6 класса. Учебный материал ориентирован на использование учебника географии авторов Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой....
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)
Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки"
Урок по химии. 10 класс...
Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)
Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...