Технологическая карта урока географии 8 класс "Реки- продукт климата"
методическая разработка по географии (8 класс)

Запривода Анна Юрьевна

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.

Задачи:

Обучающая

·      ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки»;

формирование практических умений.

Развивающая

Развитие универсальных учебных действий:

·      умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;

·      умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку;

·      умения работать с различными информационными источниками;

·      способствовать развитию навыков публичного выступления.

Воспитательная

·      способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Класс: 8

Тема урока: Реки – продукт климата

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.

Задачи:

Обучающая

  • ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки»;

формирование практических умений.

Развивающая

Развитие универсальных учебных действий:

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку;
  • умения работать с различными информационными источниками;
  • способствовать развитию навыков публичного выступления.

Воспитательная

  • способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.

Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС ООО):

Предметные

- знать понятия: режим и питание реки;

- определять зависимость речной системы от климата;

- применять полученные знания в различных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность,

- определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 

- оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательные:

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.

Личностные

- понимание значимости знаний о режиме и питании рек;

-  развитие познавательных мотивов;

- умение уважительно относиться к мнению одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения: частично – поисковый

Методы познания: частично – поисковый, анализ и самоанализ знаний

Межпредметные связи: ОБЖ, литература

Средства обучения: Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова,  физическая карта России, мультимедийный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс», атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор, ноутбук для работы в группе.


п/п

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемый

результат

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

1 мин

Включение учащихся в учебную деятельность урока.

Внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Учитель концентрирует внимание школьников. Включение в деловой ритм, настраивает на успех.

 Настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места.

Организовывают рабочее место, настраиваются на работу.

2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

5 мин

Введение  в  тему  урока  и  создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала.

Создаёт учебную ситуацию через показ видеофрагмента и фотографий рек.

- Сегодняшний урок я хочу начать  со слов Виктора Гюго. А вы догадайтесь, о чём идёт речь.  «Они, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».

- А теперь вашему вниманию  представлю небольшой ролик.

(Приложение №1)

- Какое явление вы увидели в ролике?

- Как вы думаете, почему происходят наводнения?

- В какое время года бывают наводнения?

- От чего это зависит?

- А теперь обратите внимание на фотографии рек в различное время года. Как вы думаете, чем отличаются эти реки? Когда реки находятся в таком состоянии? Какой компонент природы повлиял на состояние рек? (Приложение №2

Презентация, слайд 2)

Отвечают на вопросы учителя.

-  о реках

-наводнение

- климат

Познавательные:

Формируют познавательные интересы

Личностные:

Осознают ценность географических знаний

Коммуникативные:

Формулируют и аргументируют своё мнение.

Высказывают суждения, подтверждая их фактами.

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3 мин

Подготовка учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.

Направляет деятельность учащихся.

Предлагает сформулировать тему урока.

- Предлагаю записать тему урока словами выдающегося русского географа – климатолога Александра Ивановича Воейкова «Реки – продукт климата».

(слайд 3)

- По видеоролику и фотографиям вы догадались, что климат – это тот природный компонент, который влияет на речную систему и мы с вами попробуем доказать, так ли это на самом деле.

Ставят цели урока.

- Перед вами термины, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться на уроке: ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, режим и питание реки.

- Как вы думаете, все ли эти термины связаны с рекой и все ли они являются продуктом климата? (слайд 4)

- А правы вы или нет, мы узнаем в ходе нашего урока.

Формулируют тему, планируют задачи урока,

Тема урока «Реки – продукт климата».

Цели урока:

  1. Определить зависимость речной системы от климата
  2. Уметь применять данные знания в практических целях.

Работают с основными географическими понятиями: ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, режим и питание реки.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной

полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

20 мин

Организовать деятельность учащихся по изучению нового знания и способам действий.

Направляет деятельность учащихся.

- Для того чтобы определить зависимость речной системы от климата, что в первую очередь мы с вами должны вспомнить?

- В каких климатических поясах расположена наша страна?

- В какой части нашей страны самая густая речная сеть? А почему?

- Следующие доказательство вы будете выводить самостоятельно, используя различные источники информации.

- Задание для 1 группы. 

Используя мультимедийный учебник, составить схему «Источники питания рек», приведя примеры речных систем. Сформулируйте понятие «Питание реки» и докажите, что источники питания рек зависят от климата.

- Задание для 2 группы. 

Используя учебник (стр.112 – 114) и ноутбук, где вам предлагается  выйти по ссылке в сети Интернет

http://worldofscience.ru/geografija-mira/8217-reki-pitanie-i-rezhim-rek.html,

сформулируйте понятие «Режим реки» и докажите, что режим рек зависит от климата, используя климатические карты атласа.

Сформулируйте понятия: ледостав, ледоход, межень, паводок, половодье, наводнение.

Работают в группах с текстом учебника, с мультимедийным учебником, с интерактивной картой, с ресурсами Интернет

Отвечают на вопросы учителя, делают первое заключение и записывают в тетрадь:

Реки – продукт климата, потому что от климата зависит густота сети рек.

Работа в группах

1 группа доказывает, как климатические условия влияют на питание реки.  

Делают второе заключение: Климат определяет тип питания рек.

2 группа представляет поведение реки в течение года.

Формулируют понятия: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. (слайд 5, 6)

Дополнительное сообщение  учащегося с презентацией «Причины наводнений» (подготовленного за ранее Приложение №3) (слайд 7-11)

Делают третье заключение:

От климата зависит режим рек.

Познавательные:

Уметь анализировать, делать выводы, определять понятия.

Уметь  классифицировать информацию по заданным признакам.

Уметь работать с источниками информации, вести поиск и отбор информации.

Регулятивные:

Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов.

Коммуникативные:

Умение работать в группах.

Уметь с достаточной

полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

4.

Первичное закрепление и осмысление учебного материала.

10 мин

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий.

- Ребята, иллюстрацию к какому произведению вы видите на слайде? (слайд 12)

- Как вы думаете, во время половодья или паводка дед Мазай сапасал зайцев? Почему?

- А теперь я предлагаю вам послушать отрывок из поэмы А.С. Пушкина. «Медный всадник».

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решёткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружён.

- Как вы думаете, какое явление описал в своей поэме поэт? (слайд 13)

А.С. Пушкин описал Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

Наводнение – это поистине стихийное явление. Чаще всего люди бывают к нему не готовы, поэтому нередко бывают и жертвы. Я предлагаю посмотреть вам небольшой ролик, снятый службой спасения, который ещё раз напоминает как себя вести во время наводнения. (Приложение №4) 

- А какое поведение в течение года характерно для нашей реки Лытки? Используя климатическую карту, определите,  когда на нашей реке  бывает ледостав, ледоход, половодье. Может ли на нашей реке быть паводок? А почему для нашей реки характерен такой  режим и смешанное питание с преобладанием снегового? (слайд 14)

- Ребята, а для чего нам нужно знать о питании и режиме реки?

- Предлагаю вернуться к терминам, с которыми мы работали в течение урока. Все ли эти они связаны с рекой? Все ли термины являются продуктом климата? (слайд 15)

- Организует проверочную работу в форме «Географического диктанта» на знание терминов.

Отвечают на вопросы учителя.

- Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

- Половодье (приводят доказательства)

- Наводнение

Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства

Работают с климатическими картами

Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства

Познавательные:

Контролируют и оценивают процесс и результаты работы.

Регулятивные:

Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов.

5.

Информация о домашнем задании

1 мин

Нацелить на осознанное выполнение домашнего задания, записать.

Предлагает использовать  информационный сайт о реках http://vsereki.ru и найти 10 интересных фактов о реках, которые вас удивили.

§23, задание № 6, стр. 114 (слайд 17)

Записывают д/з.

6.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

 

5 мин

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

-Получилось ли сегодня на уроке определить зависимость речной системы от климата? Что нам с вами удалось доказать?

  1. От климата зависит густота сети рек
  2. Климат определяет тип питания рек
  3. От климата зависит режим рек

- Можно ли считать, что «Реки – продукт климата»?

Тогда я зачитаю продолжение высказывания А.И. Воейкова «При прочих равных условиях страна будет тем богаче текучими водами, чем обильнее осадки и чем менее испарение как с поверхности почвы и вод, так и растений. Таким образом, реки можно рассматривать как продукт климата». (слайд 18)

- Что для вас сегодня на уроке было открытием?

- Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни.

-Оцените результаты своей деятельности на уроке в листе самооценки. 

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Анализируют свою работу на уроке.

Определяют уровень достижений своих результатов.

Оценивают свою работу на уроке по «Листу самооценки».

Личностные:

Осознают ценность географических знаний.

Адекватно понимать причины успеха-неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

Регулятивные:

Умение анализировать свои действия, определять уровень достижений своих результатов (самооценка).


Приложение №3

Сопровождение к слайдам (7 – 11) презентации

«Причины наводнений»

7 слайд

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

По данным МЧС России, наводнения занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения  угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов.

8 Слайд «Причины наводнений»

Возникают наводнения вследствие обильного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор).

9 Слайд  

 В зависимости от этих причин различают несколько видов наводнений.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.

10 Слайд  

Наводнения, формируемые за счет паводка.

Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. Значительный паводок может вызвать наводнение.

Одно из самых катастрофических наводнений 2015 года в России произошло  25 июня 2015 года в связи с ливневыми дождями и, как следствие, повышением уровня воды в близлежащих реках.

В первых числах сентября 2015 года произошло крупное наводнение в Уссурийском крае. Причиной стал тайфун "Гони".

11 Слайд

Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки.

Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.

Затор - это скопление льда в русле реки, ограничивающее ее течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).

Зажор - это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъем уровня воды в реке вверху по ее течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева.

Литература

  1. География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2014.

  1. География России: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2010.

  1. Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Причины, влияющие на климат"

Технологическая карта составлена к уроку географии 6 класс с учетом ФГОС. Учебник Т. П. Герасимова...

Технологическая карта урока географии в 6 классе на тему: «Погода. Климат»

Урок позволяет сформировать представление о погоде, климате....

Технологическая карта урока географии.Влияние климата на жизнь и здоровье человека. 8 класс

Обобщающий урок в разделе «Климат и погода» (6 урок в разделе)...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме: "Погода и климат"

Урок комбинированного типа  для  учащихся 6 класса.  Учебный материал ориентирован на использование учебника географии авторов Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой....

Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)

Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...