Задачи этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап |
Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность
| 1 мин
| Приветствует учеников, настраивает на работу - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рад видеть вас на своем уроке.
| Готовятся к уроку, включаются в деловой ритм | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
| 2 мин
| Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами. - Каждый урок мы с вами убеждаемся в том, что Природа изобретательна. У природы еще очень много тайн, о которых вы пока не знаете. Мы продолжим познавать их. Я предлагаю сегодня на уроке продолжить раскрывать тайны природы. Согласны? Тогда отправляемся в новое путешествие. Покажите мне, с каким настроением мы отправляемся в путешествие. Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1) | Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Этап актуализации знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий | 5 мин
| - Но, что нам нужно сделать прежде, чем мы отправимся в путь? (Приобрести «проездной билет»). 1. Хитрый вопрос. Учащиеся задают друг другу вопрос, который они придумали дома. 2. Индивидуальная работа. «Разгадай кроссворд».
- Разность между самой высокой и самой низкой температурой.
- Ветер, резко меняющий свое направление по сезонам.
- Прибор, который измеряет направление ветра.
- Скопление водяных капель или кристаллов льда, находящихся на значительной высоте над поверхностью Земли.
- Вода в жидком или в твердом состоянии, выпавшая на землю.
- Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела.
Взаимопроверка. -Оцените работу по следующим критериям: 6 правильно угаданных слов - «5»; 4-5 слов - «4»; 3 слова - «3»; 1-2 слова - «2» Молодцы! Проездной билет мы заработали. Вперед! |
Решают кроссворд.
Выполняют задания Участвуют в беседе по повторению | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). |
4. Этап целеполагания |
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока | 3 мин
| Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы. - Откройте секретные ящички, посмотрите, что в них. - Как вы думаете, почему эти предметы (термометр, барометр) сегодня у нас на уроке? Зачем нам они могут понадобиться? (Версии учащихся).
- О чем пойдет сегодня речь на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема урока «Погода и климат» Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях. Какова цель нашего урока? Цель: изучить погоду и климат. Чтобы достичь цели нужно определить …? (Задачи)
- Опишите погоду сегодняшнего дня по вашему календарю погоды. (Дают описание погоды). - Кто-нибудь слушал прогноз погоды на сегодняшний день? Совпадает ли ваше описание погоды и прогноз погоды? - Как вы думаете, почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой? (Версии учащихся). - А вам интересно об этом узнать? Тогда нам сегодня предстоит ответить на много вопросов: - Что такое погода и климат? Связаны ли эти понятия между собой? - От чего зависит погода и климат? - Кто и как предсказывает погоду? Почему нас интересует, какая будет погода? Давайте сформулируем задачи нашего урока (версии учащихся). Задачи: 1. Дать определение понятиям «погода» и «климат». 2. Выяснить причины изменения погоды и климата. 3. Выяснить из каких элементов состоит прогноз погоды. 4. Научиться давать характеристику погоды и климата своей местности. 5. Выяснить влияние климата на природу и жизнь человека. Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, отметьте, на каком уровне сейчас ваши знания по этой теме. - Хотите узнать ещё больше? (да). Тогда за дело. | Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по географии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами | Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
|
5. Этап открытия новых знаний и способов действий |
Организация работы по поиску и обработке информации
| 7 мин | Сейчас вы поработаете в парах. Возьмите рабочие карты. Выполните задания. Задание . 1. Прочитайте текст на стр. 125 – 126 §30. 2. Найдите новые понятия. Найдите их определение. Запишите эти определения в рабочую тетрадь. 3. Приём «Инсерт». В тексте простым карандашом помечайте символами нужную информацию. !- определение понятия «погода»; ∆ - элементы погоды; ☼ - свойства погоды; ∞ - причины изменения погоды. Используя расставленные в тексте символы, заполните таблицу. Погода и её свойства Сделайте выводы о свойствах погоды. 4. Заполните схему «Воздушные массы и их свойства», используя текст на стр.126. Эту работу выполните индивидуально. Затем обменяйтесь рабочими картами и проверьте друг друга. Воздушные массы
В зависимости от широты
Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга воздушные массы?
В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы. Учитель предлагает сверить с шаблоном.
- Откуда мы обычно узнаем о предстоящей погоде? (Версии учащихся). Сейчас мы прослушаем прогноз погоды, используя аудиозапись. Перед каждым из вас карточка с элементами погоды. Ваша задача: на карточке отметить плюсами элементы погоды, о которых будет идти речь. Эту работу выполняете индивидуально. Будьте внимательны!
-Итак, о каких элементах погоды шла речь? Перечислите. О каких элементах погоды не было сказано?
-Ребята, а знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды? (Версии учащихся). - Может ли предсказать погоду не специалист? Например, ученик 6 класса? (Версии учащихся). | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют решение учебных задач. Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в рабочих картах свое «открытие», изучают рисунки, схемы, готовят выступление. Осуществляют самопроверку.
| Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять и принимать цели и задачи урока, рефлексия своих действий Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, осознанно строят речевые высказывания
|
6. Этап первичной проверки понимания изученного |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 5 мин
| Сейчас мы проверим, достаточно ли у нас знаний и умений, чтобы предсказывать и описывать погоду. Работа в парах. Задание 1. Сравните данные метеослужбы для г. Мглин на 15 февраля 2017 и 2018 годов. В 4-ом столбике + отметьте изменения, если они произошли; знаком –, если изменений нет. Элементы погоды | 15 февраля 2017 г. | 15 февраля 2018 г. | Измене-ния +/- | Температура воздуха | −3.1°C | −4.4°C |
| Облачность |
|
|
| Атмосферное давление | 756мм. рт.ст. | 756мм. рт.ст. |
| Влажность | 82% | 89% |
| Скорость ветра | 4.8м/с | 3.2м/с |
| Направление ветра | С | В |
| Осадки |
|
|
|
Почему прогнозы погоды, составленные для одного города в один и тот же календарный день, но в разные годы не совпадают? Задание 2. Работа с синоптической картой. Представьте, что вы группа синоптиков. Используя синоптическую карту, вам нужно описать погоду в конкретном городе. (Для каждой пары учащихся – свой город). Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, ознакомьтесь с легендой карты: какие знаки и что обозначают на карте?
В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы. Учитель предлагает сверить с шаблоном. | Работают с таблицами. Самостоятельно работают с синоптической картой. Дают пояснения и комментарии.
| Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели, осуществлять самоконтроль Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
7. Физкультминутка |
| 1 мин
| Организует проведение физкультминутки - Ребята, вы помните, что погоду можно предсказать, используя народные приметы. Я буду называть приметы погоды. Если примета предвещает солнечную погоду, то поднимите руки вверх к солнышку, если – дождливую, то присядьте, спрячьтесь от дождя. Итак, начнем. Облака плывут быстро и высоко (к солнечной). Птицы низко летают (к дождливой). Комары вечером вьются столбом (к солнечной). Цветы издают сильный запах (к дождливой). Вечером сильно стрекочут кузнечики (к солнечной). На небе мало звезд видно (к дождливой). Жуки летают вечером (к солнечной). | Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
8. Этап открытия новых знаний и способов действий |
Организация работы по поиску и обработке информации
| 5 мин
| Организует работу в группе с учебником. Задание в рабочей карте: Найдите в учебнике на стр. 127-128 информацию о климате. Ответьте на вопросы: 1. Что называют «климатом»? Дайте определение понятию. Запишите это определение в тетради. 2. Различается ли климат в каждой местности земного шара? Приведите аргументы. 3. Какие сведения нужны для того, чтобы дать характеристику климата конкретной местности? 4. Оказывает ли влияние климат на природу и жизнь человека? Приведите примеры.
В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы. Учитель предлагает сверить с шаблоном. | Работают в группе с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы.
| Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о географических объектах; приобретение опыта использования методов географической науки |
9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций, построение ориентированной основы нового способа действия.
| 5 мин
| Организует работу в группе 1. Используя информацию учебника и дополнительные источники информации, составьте описание климата нашей местности. Продемонстрируйте ваше описание с помощью предложенных табличек, закрепив их на доске. (Представители от группы выполняют задание у доски). - Молодцы! Прекрасно поработали. Итак, исследовательская часть закончена. | Работают в группе с учебником. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Докладывают о результатах работы.
| Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать информацию, проводить исследование Предметные результаты: приобретение опыта использования методов географической науки в повседневной жизни
|
10. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону |
Определить уровень усвоения учащимися знаний | 5 мин | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили тему. Возьмите карточку с итоговой работой. Выполните работу. Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексте: Характерные свойства погоды – это _______________ и _______________. Основные элементы погоды: _______________ ______________, ________________ _________________, ____________, _______________ и ________________ ___________. Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение _______________ __________. Воздушные массы отличаются друг от друга главным образом ________________ и ________________. Многолетний режим погоды называют _______________________________.
Далее организуется взаимопроверка по эталону.
-Давайте проверим, что у вас получилось. -Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Молодцы! -Те из вас, кто испытал трудности во время изучения данной темы, уделите больше внимания при подготовке Д/З. Задание 2. Составьте фрагмент синоптической карты, используя приведенные описания. 1. Стояла пасмурная погода. Облака были кучевые. Ветер северо-западный. Его скорость 9-11 метров в секунду. Шел дождь. Атмосферное давление составляло 740 мм. ртутного столба. Температура воздуха была 15 С. 2. Стояла ясная погода. Облака были высококучевые. Ветер юго-западный. Его скорость 4-6 метров в секунду. В низинах стояли туманы. Атмосферное давление составляло 1018 мм. ртутного столба. Температура воздуха была 22̊ С. Далее организуется взаимопроверка по эталону. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Молодцы!
Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты. - Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне. Покажите мне свою итоговую оценку за урок. (Поднимают сигнальные карточки разного цвета). Учитель оценивает учащихся. | Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону
Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. | Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
11. Домашнее задание |
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | 3 мин | Задает домашнее задание, комментируя его. Всем: Ответить на вопросы в конце п. 30 устно. На выбор: придумать меры, которые нужно соблюдать при штормовом ветре. Оформить в виде памятки.
| Учащиеся записывают задание, прослушивают инструктаж | Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
12. Этап рефлексии учебной деятельности |
Рефлексия | 3 мин | Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? | Участвуют в беседе с учителем. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|