РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности 5 класс
учебно-методический материал по географии (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности эколого-географического направления
"Юный географ - исследователь"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " НИЖНЕСМОРОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Поныровского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности эколого-географического направления
"Юный географ - исследователь"
Класс 5- (1час в неделю) 35 часов в год
выполнила: Золотухина Е.Н.
учитель географии, биологии, химии.
(контактный телефон 8-905-159-65-54).
с. Верхнесмородино 2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. Просвещение.2011- 2012
- Рабочие программы: География. Предметная линия учебников «ВЕНТАНА-ГРАФ» 5-9 классы; В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.2011г ФГОС
Положение о разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности в школе. Обеспечение единства учебной и внеурочной деятельности учащихся, позволяет удовлетворить их интересы и склонности, реализовать и совершенствовать личностные качества и способности, обеспечить более эффективное развитие и саморазвитие детей.
Актуальность программы определена и тем, что учащиеся 5-6 класса должны иметь мотивацию к обучению нового для них предмета - географии, стремиться развивать свои интеллектуальные и творческие возможности, развивать познавательный интерес и познавательную активность.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:
- знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;
- курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой
и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Курс рассчитан на 70 часов: 35 учебных часа в 5 и 35 в 6 классах (из расчёта 1 час в неделю). При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- создание простейших моделей географических приборов;
- определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- интерпретация результатов исследований;
подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
- Планируемые результаты изучения учебного курса внеурочной деятельности по географии.
5 класс.
Программа курса «Юный географ-исследователь» внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии.
- программы развития и формирования универсальных учебных действий.
-авторской программы под редакцией А. А. Летягина
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира ;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе материалов учебника рубрики «Школа географа-следопыта».
В течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку и многое другое.
Название темы | Количество часов | Планируемые результаты по каждой теме ( характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных). |
Введение Земля как планета Солнечной системы | 3 5 |
-осознавать целостность природы; -развивать познавательный интерес; овладевать практическими умениями по использованию приборов -самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат - устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации , анализировать и оценивать ее достоверность. - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. -будут сформированы: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. -измерение «земных окружностей» (экватора, двух противоположных меридианов) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли. -сравнение ее с формой Земли. Определение причин сплюснутости земли -организация проведения осенних фенологических наблюдений, подготовка «Календаря природы». -------изучение модели «Земля-Луна-Солнце». -демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращения вокруг земной оси.Работа с теллурием. Определение последствий вращения Земли. - самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно - устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами - будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ответственное отношение к учебе |
Внутреннее строение Земли | 7 | - описывать и объяснить признаки географических объектов -строить модель «твёрдой Земли». -создание модели литосферных плит, работа с конструктором литосферных плит. -создание модели вулкана; - создание коллекции горных пород своей местности. Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов (коллекция) -определение силы землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. -работать с топонимическим словарём. Определение происхождения названий географических объектов. Изучение и использование способов запоминания названий географических объектов. Создание картотеки географических названий -формировать представления о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени - использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни для объяснения образования горных пород. -овладевать практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты холма. - самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно - устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами - будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Атмосфера. | 5 | Уметь моделировать и владеть практическими умениями по Измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков - формирование умений и навыков использования метеорологических знаний в повседневной жизни для прогнозирование погоды .-самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. - устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами - будут сформированы: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению |
Водная оболочка Земли | 9 | -формировать представления о свойствах воды; -изучение и описание свойств воды, и круговорота воды в природе. Проведение опытов по изучению свойств воды. -формировать географических знаний о водопроницаемых и водоупорных слоях - уметь работать с различными источниками географической информации. -формировать представления о особенностях внутренних вод родного края. - самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. - устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами - будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению |
Биосфера | 6 | -формировать представления о разнообразии растительного мира тропических поясов. -формировать представления о разнообразии растительного мира умеренных поясов. -формировать представления о разнообразии растительного мира родного края. - формировать представления об особенностях природной среды и охраны природы; - самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; --осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно - устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками - будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, любовь к Родине |
- Содержание курса.
Введение
Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону
Земля как планета Солнечной системы
Почувствуйте себя географами- конструкторами. Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли. Почувствуйте себя географами- следопытами. Определение причины сплюснутости Земли. Рождение Земли
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Провести наблюдения за сроками цветения местных видов растений.
Почувствуйте себя Географами - конструктоами. Работа с теллурием
Осваиваем метод моделирования! Работа с моделью "Земля-Луна-Солнце". Определение последствий вращения Земли.
Внутренние строение Земли
Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли.
Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.
Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов
Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»
Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.
Почувствуйте себя топонимнстами! Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.
Атмосфера
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями ~ Доказать наличие атмосферного давления.
Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.
Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.
Водная оболочка земли.
Почувствуйте себя гидробиологами Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.
Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.
Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.
Биосфера
Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.
Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.
Знание редких растений своего района.
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | Введение. Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли Осваиваем метод моделирования! Изготовление гномона и знакомство с принципом его работы Земля как планета Солнечной системы Почувствуйте себя географами- конструкторами Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли Почувствуйте себя географами- следопытами Определение причины сплюснутости Земли. Рождение Земли Почувствуйте себя фенологами- наблюдателями! Географ - конструктор Работа с теллурием | 3 5 | Умение работать с географическими моделями и делать умозаключение о шарообразности Земли. Карта « Древнего Египта», (картон 20х60), деревянные палочки (2 шт., длиной 8-10 см), пластилин, линейка, карандаш, настольная лампа, дневник географа-следопыта Дневник географа-следопыта. Дневник географа-следопыта. Дневник географа-следопыта. Провести наблюдения за сроками цветения местных видов растений. | ||
8 | Осваиваем метод моделирования! Работа с моделью "Земля-Луна-Солнце" Определение последствий вращения Земли | Дневник географа-следопыта, теллурий. | |||
9 | Внутреннее строение Земли. Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит | 7 | Разноцветный пластилин, дощечка для лепки. Картон (например, гофрированная или упаковочная бумага), ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски, клей. | ||
10-11 | Почувствуйте себя геологами! Экскурсия "Изучение и сбор образцов горных пород своей местности". | Изучение образцов горных пород и их классификация. Коллекция горных пород Поход на местный песчаный карьер. Масштабы эксплуатации карьера в рамках области, влияние на окружающую среду. | |||
12 13-14 15 | Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Почувствуйте себя геодезистами. Изготовление простейшего нивелира.Измерение высоты холма на местности. Почувствуйте себя топонимистами! Определение происхождения названий географических объектов | Дневник географа - следопыта, нанесение на карту районов землетрясений и вулканов РФ. Изготовление самодельного нивелира, подготовка дневника географа-следопыта для проведения измерений. Работа на местности по измерению относительной высоты холма. Правильные способы распашки склонов холмов. Дневник географа-следопыта. Происхождение географических названий на карте Курской области.
| |||
16-17 | Атмосфера. Почувствуйте себя метеорологами Изготовление простейшего барометра. Измерение давления. | 5 | Дневник географа следопыта. | ||
18-19 20 | Почувствуйте себя метеорологами – синоптиками Почувствуйте себя метеорологами – синоптиками | Изготовление метеорологических приборов по планам. Измерение направления и скорости ветра, количества осадков, изменения температуры воздуха самодельными приборами: флюгером, дождемером, термометром. Дневник географа-следопыта. Составление прогноза погоды на осень и зиму по народным приметам | |||
21-23 | Водная оболочка Земли. Почувствуйте себя гидробиологами. Фильм "Вода на Земле" Эксперимент. Изучение свойств воды: вкус, цвет, запах; три состояния воды; плотность пресной воды; растворять соли и газы | 9 | Просмотр видеофильма "Вода на Земле". Изучение свойств воды:две бутылки с питьевой водой по 0,5 л, 3-4 столовые ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (1-ая - охлажденная, 2-ая -комнатной температуры). | ||
24 | Почувствуйте себя мореходами | Дневник географа следопыта, учебник, картон, цветные карандаши и др.Поиск происхождения географических названий из текста параграфов 1-10.Оформление результатов в таблицу. | |||
25-26 | Почувствуйте себя гидрологами.Экскурсия " Основные особенности р. Снова". | Дневник географа следопыта; описание основных особенностей равнинной реки, горной реки, порогов и водопадов. ". Определение скорости и направления течения реки. Выявление источников загрязнения. | |||
27 28-29 | Познакомимся с Принципом «работы» родников. Почувствуйте себя гидроэкологами. Акция "Живи родник" | Создание и работа с самодельной моделью родника. Просачивание воды в различных горных породах. Три воронки, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина и суглинок); Создание модели родника. Расчистка и облагораживание родника в окрестностях школы. Продолжение работы в летний период .Защита проекта в начале сентября. | |||
30-31 | Биосфера. Почувствуйте себя палеонтологами! Экскурсия в школьный краеведческий музей. | 6 | Дневник географа следопыта: изучение окаменелостей, отпечатков рисунков. | ||
32-33 | Почувствуйте себя биогеографами! Создание коллекции комнатных растений разных природных зон. | Дневник географа следопыта; Экскурсия " Растения, нуждающиеся в охране на территории Поныровского района" | |||
34 35 | Почувствуйте себя географами- исследователями Исследователь глубин океана Создание шкалы "Глубины Океана" Почувствуйте себя Экотуристами. Заочная экскурсия в Центрально- Чернозёмный биосферный заповедник им. Алёхина. | Дневник геолога -следопыта; Познавательная игра-путешествие по экологической тропе биосферного заповедника имени Алёхина. |
Методические особенности организации занятий
- Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
- Задания носят не оценочный, а обучающих и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
- Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую -формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Курс рассчитан на 35учебных часов (1 час в неделю)
Курс состоит из шести разделов:
-Введение;
-Земля как планета Солнечной системы
-Внутреннее строение Земли;
-Атмосфера;
- Водная оболочка Земли;
- Биосфера.
Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
•обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
-развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
- Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.
- Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
- Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
- Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
- Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
- Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.
- Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
- География. Начальный курс. 5–6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
- География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
География. Начальный курс. 5 класс. Географический атлас.
- Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
Видео - география (интернет ресурсы)
1.География — одна из наук о планете Земля
Эратосфен, директор Александрийской библиотеки, один из самых великих математиков, астрономов и географов в истории.
http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ
КОСМОС. 1 — Берега космического океана (3 из 4)
Научно-популярная передача про Вселенную почти на всех уровнях, а также про историю нашего знакомства с ней. 1980 г. Карл Саган, Энн Драйан и Стивен Сотер.
http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
2. Наблюдения — метод географической науки.
Небо в движении
Приведите небо в движение! Солнце, Луна и звёзды, движущиеся облака и другие интересные явления неба в динамике ускоренного времени.
http://www.theskyinmotion.com/
Движение Солнца на спутнике Юпитера — Ио
Свободный общедоступный планетарий на вашем компьютере позволит увидеть трёхмерное реалистичное небо.
http://www.youtube.com/watch?v=uc9E6JIjhzA
http://www.stellarium.org/
Земля как планета Солнечной системы
3.Земля среди других планет Солнечной системы
Дело о планете Земля. Рождение Земли
Наглядное путешествие во времени в сопровождении учёных. Земля — возможно единственная колыбель жизни во Вселенной. Отправившись на 4,5 млрд лет назад, когда Солнечная система только начинала формироваться, мы станем свидетелями всех ступеней эволюции жизни на Земле от первых бактерий до человека. В этом путешествии во времени нас будут сопровождать учёные, которые посвятили всю свою жизнь расследованию обстоятельств одного из самых великих чудес мироздания.
http://rutube.ru/tracks/2317444.html
Почемучка. Какие бывают планеты
Первое знакомство с планетами Солнечной системы.
http://video.mail.ru/mail/ilya_guzev/Pochemuchka/4559.html
4.Движение Земли по околосолнечной орбите
Земля на своей орбите
Круглогодичное путешествие Земли вокруг Солнца.
http://video.mail.ru/list/galaktika12/1068/1084.html
Земля — планета Солнечной системы
Фильм о планете Земля и ориентировании по Полярной звезде.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/10/#
Один год за 40 секунд
Смена времён года за 40 секунд.
http://www.youtube.com/watch?v=m-6JWLnGFLA&feature=related
5.Суточное вращение Земли
Смена дня и ночи
В учебном кинофрагменте показано видимое движение Солнца в течение дня. Почему происходит смена дня и ночи? О полюсах, земной оси и экваторе.
http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg&feature=related
Почемучка. Полярный день, полярная ночь
К,ж Земля освещается Солнцем. О полярном дне и полярной ночи.
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3171.html
Дневная и ночная стороны Земли
Кик им: мядят освещённая и теневая стороны Земли из космоса. Нпчш.н* о| ни городов мира.
http://www.youtube.com/watch?v=A2kam_4sids
Раздел II. Геосферы Земли
6.Слои «твёрдой» Земли
Почемучка. Строение Земли
Внутреннее строение нашей планеты и его изучение.
http://video.mail.ru/mail/ilya_guzev/Pochemuchka/4587.html
В недрах Земли
Виртуальное путешествие вглубь земной коры. Неизвестные факты о внутреннем строении земной коры, о жизни на глубине более 30 км.
http://rutube.ru/tracks/1702334.html
Как исследовали строение Земли
http://video.yandex.ru/users/lionheart-07/view/154/#
Изучение внутреннего строения Земли
http://www.youtube.com/watch?v=Z1VeTEKcdwc
7.Вулканы Земли
Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил
Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки и Курил. Извержение вулкана Алаид (Курильские острова) в 1972 г. и изучение его вулканологами. Долина гейзеров на Камчатке, гейзер Великан. Вулкан Узон на Камчатке. Хозяйственное использование термальных вод Камчатки.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/58/#
Почемучка. Вулканы и гейзеры
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3169.html
Извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль
Подлёдный вулкан на юге острова Исландия. Его извержение в 2010 г. сопровождалось выбросами больших объёмов вулканического пепла, что привело к закрытию воздушного пространства части Европы.
http://www.youtube.com/watch?v=Wf6smSH-huo&feature=related
Извержение вулкана Этна в 2006 году
http://www.youtube.com/watch?v=jIRLfxqjHks&feature=related
Извержение вулкана Килауэа (Гавайские острова)
Один из самых активных действующих вулканов на Земле.
http://www.youtube.com/watch?v=488BkTUsMa4&feature=related
Веб-камера в Долине гейзеров
В Кроноцком заповеднике на склоне реки Гейзерной в 2008 г. была установлена веб-камера (с наступлением зимнего периода, с ноября по апрель, не работает).
http://www.geocam.ru/view/cam1014x8881_geyser_valley_webcam.html
8.Из чего, состоит земная кора
Фантазия кристаллов
Знакомство с уникальными образцами минералов и горных пород из коллекции Музея землеведения МГУ.
http://www.russia.ru/video/mgu_6119/
Самоцветный край
Путешествие в уникальный по разнообразию минералов уголок природы — Ильменские горы, объявленные минералогическим заповедником в 1920 г.
http://www.youtube.com/watch?v=8m4df8ZkHEo
Про мрамор
http://video.mail.ru/mail/3832634/17810/18997.html
Познавательное о камнях
http://video.mail.ru/mail/3832634/17810/18029.html
9.Строение земной коры. Землетрясения
Литосфера и литосферные плиты
http://www.youtube.com/watch?v=PXmqQV3rsxY&feature=related
Горы и горообразование
http://www.youtube.com/user/Geografijatk#p/u/42/xO4jClewcQY
Образование складчатых гор
http://www.youtube.com/watch?v=n8uiDxDk4tQ&feature=related
Образование глыбовых гор
http://www.youtube.com/watch?v=654sirXQqOw&feature=related
Образование Гималаев и Тибета
http://www.youtube.com/watch?v=mcsLlnKssXw&feature=related
Примеры землетрясений
http://www.youtube.com/user/Geografijatk#p/u/44/Y-awbHsPNts
10. Рельеф земной поверхности
Основные формы рельефа
Горы и равнины.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/56/#
http://www.youtube.com/watch?v=hl211H4ERPw
Особенности рельефа Хибин
Презентация экспедиционного исследования «Особенности рельефа Хибин».
http://www.youtube.com/watch?v=cgtd866VnJc
Фалес Милетский
Фалес из Милета (ок. 625 до н. э. — ок. 545 до н. э.) — древнегреческий философ финикийского происхождения.
http://video.mail.ru/mail/irinaipoteka66/9437/9984.html
11.Человек и литосфера
Отдых в горах
Горнолыжный сезон в Приэльбрусье.
http://video.yandex.ru/users/travelmegaline/view/15/#
Снегоходы на Эльбрусе
Высочайшая вершина России — Эльбрус привлекает не только профессиональных альпинистов и скалолазов, но и всех любителей отдыха в горах. Кроме восхождения на Эльбрус, туристы могут прокатиться по заснеженным склонам на снегоходах.
http://video.mail.ru/mail/mountainriderstv/snowmobile/2.html
Скальные тренировки «Школы выживания» на Урале
http://rutube.ru/video/6a04bfa9c1d8c7ae82420c97177f77f8/
Путешествие по Карелии и Кольскому полуострову
Москва — Вологда — Кириллов — Вытегра — Медвежьегорск — Па-даны — р. Сонго — Сегежа — Кемь — Лоухи — р. Винча — Апатиты — Кандалакша — Умба — Терский берег — Варзуга — далее до Москвы со всеми остановками.
http://video.yandex.ru/users/kgdu1/collection/6/
Добыча нерудных полезных ископаемых
Учебный фильм рассказывает о добыче нефти, газа и торфа в нашей стране.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/23/#
Глина и её использование
Видеоэкскурсия на карьер, где добывают глину, и на кирпичный завод. Рассказ о том, как из белой глины изготавливают посуду.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/27/?cauthor=geolcom&cid=5
Добыча руд чёрных и цветных металлов
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/24/?cauthor=geolcom&cid=5
Добыча каменного угля
Во фрагменте рассказывается о добыче каменного угля, подчёркивается необходимость охраны недр в нашей стране, в качестве примера приводится рекультивация земель.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22/?cauthor=geolcom&cid=5
Атмосфера
12.Воздушная оболочка Земли — атмосфера
Почемучка. Из чего состоит воздух
Атмосфера. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы. Облака. Туман.
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html
Озоновый слой в атмосфере Земли
http://video.yandex.ru/users/olga-beznogowa/view/2/#
Почемучка. Что такое атмосферное давление
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3161.html
Полярное сияние в Мурманске 13 января 2011 г.
http://www.youtube.com/watch?v=Ju-_qVhrzwY&feature=related
13.Погода и метеорологические наблюдения
Почемучка. Как предсказать погоду
Изучение и предсказание погоды.
Для чего нужны метеостанции, что такое радиозонд, какая погода завтра ожидается в том или ином городе? Ответы на эти вопросы можно узнать из очередного выпуска программы «Почемучка».
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3163.html
Елецкая городская метеостанция
Автоматизированная метеостанция в городе Елец (Липецкая область),
http://www.youtube.com/watch?v=RdCLu2rW1nM&feature=related
Метеостанция на Станции юных натуралистов
http://www.youtube.com/watch?v=nur2ydLnkyk&feature=related
14. Человек и атмосфера
Почемучка. Как предсказать погоду
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3163.html
Почемучка. Гроза
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3167.html
Почемучка. Почему снежинки разные
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3168.html
Почемучка. Что такое радуга
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3162.html
Мираж в пустыне
Египет, по дороге к миражу.
http://www.youtube.com/watch?v=AkkY4iLq7fw&feature=related
Наводнение в Австралии (январь 2011 г.)
На северо-востоке Австралии от стихийного бедствия пострадали 200 000 человек.
http://www.youtube.com/watch?v=huyEdoavpm8&feature=related
Град размером с мяч для гольфа выпал в Австралии (март 2010 г.)
Дожди с градом обрушились на Австралию. Наводнения, вызванные ливнями, причинили ущерб в миллионы долларов.
http://www.youtube.com/watch?v=hP5KXa82vWQ&feature=related
Австралия: испытание огнём и водой
На западе страны бушуют лесные пожары, на восток обрушились наводнения. В окрестностях города Перт огненная стихия уничтожила несколько жилых домов.
http://www.youtube.com/watch?v=QjHmKeBkvgY&feature=related
Водная оболочка Земли
15. Вода на Земле
Почемучка. Гидросфера
Сколько на Земле океанов и какой из них самый большой? Где находятся самые большие запасы пресной воды? Что такое круговорот воды в природе?
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3160.html
Почемучка. Три состояния вещества
Почему одна и та же вода может быть льдом, водой и паром? Что происходит с молекулами воды, когда она замерзает? Какой самый тугоплавкий металл? Лена и Серёжа решили выяснить это у Компьютера.
http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3188.html
Вода в природе
В фильме рассказывается о трёх состояниях воды, её переходе из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе, значении воды в промышленности, строительстве, быту и сельском хозяйстве.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/84/?cauthor=geolcom&cid=5
Круговорот воды в природе
В учебном видеофрагменте с помощью мультипликации и примеров из жизни рассказывается о схеме круговорота воды в природе.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/90/#hg
16. Мировой океан — главная часть гидросферы
Морское наследие России. Музей Мирового океана
Фильм о морских музеях, мемориалах и подводном наследии России, об историческом и традиционном судостроении и судоходстве. Морские детские школы.
http://rutube.ru/tracks/2547228.html
Атлантический океан
http://myvi.ru/ru/videodetail.aspx?video=0815dc25a19442298831ccd6bb0c644b&ap=1
Индийский океан
http://myvi.ru/ru/videodetail.aspx?video=59b12f4f7e5246a5b86944cdc33309c4&ap=1
Южный океан
http://www.myvi.ru/watch/ef62aa9b-240d-4f7d-b6ce-24fde8b37477
Наука выживания. Арктика
Документальный фильм автора, режиссёра и сценариста Леса Страуда из цикла «Наука выживать» рассказывает о том, как можно выжить в самых неприспособленных уголках канадской Арктики. Мы окажемся в маленьком посёлке эскимосов, откуда Лес Страуд начнёт свой путь и куда должен будет вернуться через 7 дней.
http://video.mail.ru/mail/aleksandr- 200866/2046/2011.html
17. Воды суши. Реки
Источник. Река
Образование источника, ручья, реки. Равнинные реки и горные реки.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/?cauthor=geolcom&cid=7#hg
Россия. Река Лена
http://rutube.ru/tracks/2931055.html
Экспедиция «Великие реки России»
Цель экспедиции «Великие реки России» (2009 г.) — получение достоверных данных о загрязнении российских рек. http://www.youtube.com/watch?v=SlgWkC4TfxY
Фотопутешествиепо реке Дон
http://video.yandex.ru/users/oleg-ivanov1966/view/197/#hg
18. Озёра. Вода в «земных кладовых»
С точки зрения науки: Великие озера
http://rutube.ru/tracks/2141263.html
Озеро Байкал
http://www.youtube.com/watch?v=EvDjuXCsNWI
Священный Байкал
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/79/?cauthor=geolcom&cid=8#hg
Пульсирующие ледники
http://rutube.ru/tracks/3013091.html
Исландия. Страна ледников и вулканов
https://video.yandex.ru/users/bukvar1/view/319/
Экспедиция Гринпис на гренландский ледник Петерманн
http://www.youtube.com/watch?v=uw4nPgwXyWo
19. Человек и гидросфера
Роль воды в организме
http://video.mail.ru/mail/ira08_62/2/212.html
Первая ГЭС Франции
http://www.u-tube.ru/pages/video/73122
Карелия: Шлюзы Беломорканала
http://www.ivi.ru/video/view/?id=6728
Познавательные истории — GALILEO. Волны в аквапарке!
http://video.mail.ru/mail/3832634/-GALILEO/16607.html
Биосфера
20. Оболочка жизни
Биосфера. Час Осознания
Мысли В.И. Вернадского о возникновение и развитие жизни на Земле, влияние жизни, в первую очередь разумной, на планету. Великий русский учёный писал: «Мысль — явление планетарное. Жизнь породила мысль. Мысль изменяет жизнь, всю жизнь плане ты, её биосферу. Ноосфера мы, наш разум новая геологическая сила, как океан, как ветер, как солнце! Судьба жизни, судьба разума, судьба планеты — всё едино отныне!»
http://video.yandex.ru/users/diosa666/view/3/
Планета Земля
Миллионы лет усилия природы были направлены на то, чтобы здесь образовалась биосфера. Природа благотворно влияет на человека. А как влияет на природу человек?
http://www.youtube.com/watch?v=-KijoTIPIp0&feature=related
День, когда Земля чуть не погибла
Об одном из самых катастрофических вымираний животных в истрии Земли, которое произошло в конце Пермского период.) 250 млн лет назад.
http://rutube.ru/tracks/1339858.html
История Земли. Живая планета
Самое большое разнообразие жизни на Земле можно найти в пических лесах, например, в Юго-Восточной Азии.
http://www.u-tube.ru/pages/video/82683
21. Жизнь в тропическом поясе
Амазонская сельва
http://www.youtube.com/watch?v=up0dMhqg9tU
Амазония. Вокруг света
http://www.youtube.com/watch?v=sNDFMqZJyrw&feature=related
Магия приключений. Африка. Камерун. Пигмеи
http://video.yandex.ru/users/viza79/view/401/?cauthor=geolcom&cid=3#hg
Дом: История путешествия. Свидание с планетой
http://video.yandex.ru/users/alena-moreva/view/81/?cauthor=geolcom&cid=1#hg
Дикая Африка. Джунгли
http://video.yandex.ru/users/clansu-03/view/88/?cauthor=atis&cid=42
Дикая Африка. Саванны
http://video.yandex.ru/users/clansu-03/view/89/?cauthor=atis&cid=42
Дикая Африка. Пустыни
http://video.yandex.ru/users/clansu-03/view/86/?cauthor=atis&cid=42
22. Растительный и животный мир умеренных поясов
Дикая природа России
Уникальное кинопутешествие, поражающее богатством дикой природы, где можно увидеть огнедышащие кратеры вулканов и ледовые пустыни, встретить белого медведя и амурского тигра.
http://rutube.ru/tracks/3470758.html
Россия от края до края. Дальний Восток
http://video.yandex.ru/users/llionet/view/345/?cauthor=llionet&cid=16#hg
Россия от края до края. Урал
http://video.yandex.ru/users/llionet/view/354/?cauthor=llionet&cid=16#hg
Россия от края до края. Сибирь
http://video.yandex.ru/users/llionet/view/346/?cauthor=llionet&cid=16#hg
23. Жизнь в полярных поясах и в океане
Россия от края до края. Арктика
http://video.yandex.ru/users/llionet/view/344/?cauthor=llionet&cid=16#hg
Моя планета. Арктика
Русское географическое общество и «Моя планета» представляют путешествие по следам белых медведей.
http://video.yandex.ru/users/topeuro/view/40/#
Белые пятна Арктики
http://video.yandex.ru/users/arni-dok-video/view/25/#hg
Тундра
http://video.yandex.ru/users/vkempo/view/6810/#
Ловозёрские тундры — 2007
http://video.yandex.ru/users/strannic1959/view/16/#hg
Удивительное путешествие в тундру
Работа над картиной продолжалась в течение восьми лет. Сьёмочная группа провела не один месяц вместе с главными действующи ми лицами своей картины — ненцами. Герой фильма отправляем и на краешек земли в поисках счастья, знакомится с удивительном и самобытной культурой жителей сурового северного края.
http://video.yandex.ru/users/arni-dok-video/view/37/#hg
Большое путешествие в глубь океанов 30
http://video.yandex.ru/users/plazmonid/view/4/#
Погружение на дно океана
http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/1405/#
24. Природная среда. Охрана природы
Природная среда. Состояние и контроль
http://rutube.ru/tracks /3718636.html
На краю пропасти
http://rutube.ru/tracks /3389442.html
80 лет Лапландскому заповеднику
http://www.youtube.com/watch?v=a0l4vx8UzHM
Северный олень http://www.youtube.com/watch?v=eGGgEfH0M3g&feature=related
Заявка
на участие в региональном конкурсе программ внеурочной деятельности
по экологии
1. | ФИО автора программы | Золотухина Елена Николаевна |
2. | Название программы | "Юный географ - исследователь" |
3. | Образование автора | Высшее |
4. | Место работы | МКОУ "Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа" Курской области Поныровского района |
5. | Занимаемая должность | Учитель |
6. | Педагогический стаж | 25 лет |
7. | Контактный телефон (моб) | 8-905-159-65-54 |
8. | Электронный адрес | zolotuhinaen@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...