Рабочая программа для 8-9 классов "География Бурятии"
рабочая программа по географии (8, 9 класс)
Необходимость составления моей рабочей программы по курсу «География Бурятии» связана с развитием интересов учащихся в области краеведения. Чем глубже будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважением к традициям своего народа, патриотизма.
Знания географии родного края - непременное условие для решения новых экономических проблем суверенной республики Бурятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rb.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование образовательного учреждения
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МАОУ «СОШ 8 г.Улан-Удэ»
_______________________
«___» ____________ 200____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ГЕОГРАФИЯ_БУРЯТИИ
КЛАСС ____8-9____
КОЛ-ВО ЧАСОВ ___ 31_____
Ф.И.О. БАЛДАНОВА БАЯРМА БОРИСОВНА
Раздел 1
Пояснительная записка
Инвариантный курс географии Бурятии изучаем в 8-9 классах:
Физическая география Бурятии в течение 13 часов при изучении темы «Горы юга Сибири»
(8 класс)
Социально-экономическую географию Бурятии в течение 18 часов при изучении Восточно-
Сибирского района.
Целесообразно было бы изучать географию Бурятии в 9 классе в течение 34 часов.
Необходимость составления моей рабочей программы по курсу «География Бурятии» связана с развитием интересов учащихся в области краеведения. Чем глубже будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважением к традициям своего народа, патриотизма.
Знания географии родного края - непременное условие для решения новых экономических проблем суверенной республики Бурятия.
Цели курса: расширение и обобщение знаний по географии своего региона; гуманизация географического знания через наблюдение и описание своей территории; продолжение развития интереса к истории и географии своего города.
Задачи курса: овладение системой комплексных географических знаний на основе наблюдений, описаний, картирование своей местности; формирование умений оценивать природные условия и ресурсы своего края с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности, оценивать экологическую ситуацию и экономическую в своем крае, понимать тенденции ее развития и возможные пути решения возникающих проблем; научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;
Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе географическим явлениям и процессом; овладение культурой поведения в природе; научить быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
Цели и задачи этого курса определяют главные принципы содержания и определения структуры.
Принцип гуманизации курса- переход от «бесчеловечной» географии к географии «человечной». Принцип гуманизации предусматривает значительное увеличение в курсе разнообразных знаний из ряда наук (истории, этнографии, литературы, демографии, социологии, политологии и др.) имеющих географическую значимость.
Территориальный принцип- рассматриваем природу, население, хозяйство в их взаимосвязи, комплексе, изменение их от места к месту. В результате получаем характеристику территории, которая по-своему уникальна и неповторима.
Принцип проблемности. Территория должна изучаться с учетом деятельности человека и проблем, возникающих (с учетом деятельности) в результате этой деятельности.
Принцип интегративности. География имеет широкие возможности меж предметных связей, интеграция между различными областями знаний (геология, биология, история, литература, музыка, этнография и др.) Показ проявления такой интеграции на конкретной территории своего региона способствует формированию общей культуры школьников.
Принцип историзма. Помогает увидеть и понять особенности развития и становления региона. Без поиска исторических корней современных особенностей региона невозможно ярко показать его специфику, образ, сравнить с другими территориями.
Принцип практичности. Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть в последствии использованы ими во всех сферах своей будущей деятельности.
Основной путь реализации всех принципов - отход от пересказа учителем содержания курса и последующей его репродукции учеником.
Реализация регионального компонента ориентирует преподавателя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Поэтому самостоятельные работы учащихся поискового, исследовательского характера , ролевая игра, географическая экспертиза, дискуссия, игровое моделирование и прогнозирование, практическая работа – важнейшие методические приёмы, предусмотренные в курсе,
При оценке знаний, умений и навыков целесообразно проводить дифференцированные зачеты по разделам программы. Итоговая оценка выставляется с учетом конкретного участия каждого в исследовательской работе и качества выполнения практических заданий, по результатам сдачи зачётов.
Физическая география
Бурятии (8 класс)
Введение. (1ч.)
Географическое положение Бурятии.
Практическая работа №1.
Самостоятельное определение географического положения Бурятии.
Определение часового пояса Бурятии.
Раздел 1. «Общая характеристика природы»
Тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (2ч.)
Положение территории Бурятии на литосферной плите. Определение возраста территории республики по геохронологической таблице, геологической, тектонической картам.
Бурятия – район частых землетрясений, причины, меры защиты зданий от землетрясений.
Характеристика рельефа Бурятии.
Важнейшие месторождения полезных ископаемых. Влияние рельефа и ресурсов недр на жизнь и деятельность человека.
Практическая работа №2.
Определение возраста территории Бурятии по геохронологической таблице, геологической, тектонической картам.
Изучение размещение минеральных ресурсов.
Творческая работа.
Составление коллекции местных полезных ископаемых. Художественно – Научное описание гор.
Требование к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
зависимость рельефа территории Бурятии от тектонического строения и действия внешних процессов;
основание формы рельефа; виды горных пород Бурятии по происхождению; основные месторождения.
Учащиеся должны уметь:
показывать на карте:
Восточные Саяны, Тункинские гольцы, Окинское плоскогорье, Тункинскую котловину, г. Мунку – Сардык, байкальский, баргузинский, икатский хребты, баргузинскую котловину.
Северо – Байкальское, Становое нагорье; хребты Верхне – Ангарский, Северо – Муйский, Южно – Муйский, котловины Верхне – Ангарская и Муйская.
Селенгинское среднегорье. Хребты Хамар – Дабан, Улан – Бургасы, Джидинский, Малханский, Кударинская равнина.
Витимское плоскогорье.
Основные месторождения полезных ископаемых.
Тема: «Климат»
Климатообразующие факторы. Преобладание антициклональной погоды.
Определение суммарной радиации и радиационного баланса Бурятии на карте.
Климатические показатели республики (средние температуры января и июля, среднее годовое количество осадков, годовая величина испарения и испаряемости, высота снежного покрова, господствующие воздушные массы и фронты) определение типа климата Бурятии.
Практическая работа №3.
Характеристика климата Бурятии, оценка климатических условий для жизни и деятельности населения
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
климатические показатели края; преобладающие типы погод; характеристику своей местности;
факторы, влияющие на формирование климата республики;(климатический пояс, преобладающие воздушные массы)
Учащиеся должны уметь:
пользоваться оборудованием для наблюдения за погодой своей местности;
определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата, области.
Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы»
Внутренние воды Бурятии, своего района.
Важнейшие озера: Байкал.
Болота в Бурятии, их роль в природе.
Подземные, минеральные. Термальные воды Бурятии, их значение.
Снежный покров, многолетняя мерзлота на территории республики: их распространение, влияние на природу и хозяйственную деятельность.
Охрана водных ресурсов от загрязнения, проблемы рационального использования поверхностных и подземных вод родного края.
Практическая работа № 4
Описание самой крупной реки Бурятии – Селенги: падение, уклон, режим, величина и особенности годового стока, расход воды, источники питания, возможности хозяйственного использования. Показ на карте речной системы и бассейна р.Селенги.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
реки и озера республики;
режим рек и хозяйственное использование вод в республике; систему мер по охране вод;
образование подземных вод, источников и их использование;
происхождение озер Бурятии.
Учащиеся должны уметь:
показывать на карте:
Реки: Селенга, Чикой, Хилок, Уда, Итанца, Джида, Темник, Оронгой, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Витим, Иркут.
Озёра пресные: Байкал и Котокель,
Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино – Убукунская,
Соленые озера: Алкинское (в Баргузинской котловине), Селенгинское(в Гусино – Убукунской группе), Киражское (в долине р. Чикой) .
Минеральные воды: Аршан, Туранский ( Нилова пустынь), Горячинский, Питателевский, Гаргинский, Аллинский.
описывать воды своей местности .
Тема: «Почвы и почвенно – земельные ресурсы»
Особенности почвообразующих факторов на территории Бурятии.
Основные виды почв, оценка их плодородия.
Виды миллиорации и охрана почв в республике.
Практическая работа №5.
Изучение размещения типов почв Бурятии и своей местности;
Знакомство с образцами почв своей территории (по монолитам)
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
основные типы почв, их размещение, меры по охране.
Учащиеся должны уметь:
оценивать почвенные ресурсы республики для прогнозирования рационального природопользования.
Тема: «Растительный и животный мир»
Растительный мир, типы растительности Бурятии. Растительные ресурсы Бурятии. Животный мир, наиболее характерные животные Бурятии. Охрана и восстановление растительного и животного мира. Красная книга Бурятии, особо охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки.
Практическая работа №6.
Составление заказников, национальных парков Бурятии, памятников природы.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
типичные виды растений и животных Бурятии;
редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные, ядовитые, дикорастущие, съедобные растения республики;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Раздел 2.«Природные комплексы»
Тема: «Природное районирование»
Природные зоны, высотная поясность Бурятии. Особенности природы, влияние их на жизнь и деятельность человека. Конкретные примеры влияния деятельности человека на природную зону своей деятельности.
Практическая работа №7.
Характеристика условий работы и быта человека на примере своей территории.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
связь видов сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Учащиеся должны уметь:
выявлять по картам и другим источникам знаний основные черты компонентов природы, природных комплексов Бурятии;
устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека на примере конкретных территорий;
выявлять особенности условий работы и быта человека для конкретных территорий Бурятии.
Раздел 3. «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»
Бурятия – территория с экстремальными условиями. Стихийные природные явления на территории Бурятии и их причины. Меры борьбы со стихийными природными явлениями в своей местности.
Рациональное использование минеральных, земельных, лесных и водных ресурсов.
Экологические проблемы. Меры во избежание ухудшения экологической ситуации.
Практическая работа №8.
Описание основных источников и видов загрязнения окружающей среды в микрорайоне школы. Оценка влияния транспортного узла на окружающую среду. Природоохранная деятельность учащихся, участие в экологических десантах.
Требования к умениям и знаниям.
Учащиеся должны знать:
значение понятия «природопользование»;
проблемы природопользования в Бурятии.
Учащиеся должны уметь:
описывать основные источники и виды загрязнений окружающей среды;
вести экологическое наблюдение и участвовать в природоохранной деятельности.
Социально-экономическая география Бурятии.
Введение.
Геополитическое и ЭГП республики.
Практическая работа № 1
- На к/к нанесите границы республик и соседних областей, административные центры.
- Влияние соседних экономически развитых территорий, транспортных средств на характер развития хозяйства республики.
Раздел 1. Население.
Национальный состав, численность, состав, размещение населения Бурятии , динамика городского и сельского населения. Миграции. Соотношение населения: женского и мужского пола. Социальный состав. Обычаи, традиции, религии, их влияние на культуры поселения.
Города республики Бурятия.
Практическая работа № 2
- Нанесение на к/к райцентров, городов, п.г.т
- Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения республики Бурятия. Сопоставление со средними показателями по стране.
- Анализ таблиц и составление графиков динамики численности населения республики Бурятия.
Творческая работа.
- Информация о топонимах РБ.
- Составление сообщения, о каком – либо народе своего края, о его национальных обычаях, традициях, современных проблемах.
Требование к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Особенности ЭГП республики; численность населения республики, административных районов и городов; особенности размещения городского и сельского населения; средняя плотность населения; районы максимальной и минимальной плотности населения;
Народы Бурятии, их принадлежность к расам, языковым семьям, религиям.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на карте границы РБ, границы адм. районов и их центры, города;
Анализировать таблицы и графики динамики численности населения и сопоставлять с динамикой численности населения России, других регионов; устанавливать зависимость природных условий, культурно- исторических навыков населения и плотности населения.
Раздел 2. Общая характеристика народного хозяйства.
Особенности и место экономики РБ в хозяйстве всей страны (специализация)
Отраслевая и территориальная структура хозяйства РБ.
Природно-ресурсный потенциал.
Проблемы преобразования экономики РБ.
Практическая работа №3
- Анализ экономической карты; статистических материалов.
- Охарактеризовать природно-ресурсный потенциал РБ
Раздел 3. География важнейших межотраслевых комплексов и отраслей.
Минерально-сырьевой комплекс;
Топливно-энергетический комплекс;
Машиностроительный комплекс;
Лесопромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс
Производственная инфраструктура;
Социальная инфраструктура
Научный и информационный комплекс.
Практическая работа № 4.
- Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану
- Вычерчивание схемы производственных связей хозяйств своей республики.
- Изучение проблем транспортного обслуживания населения своего микрорайона.
Творческая работа.
Составление картосхемы микрорайона с указанием всех улиц, по которым проложены маршруты общественного транспорта.
Учащиеся должны знать:
Отраслевую и территориальную структуру хозяйства РБ.
Специализацию. Основные факторы специализации; характер производственных связей; промышленные центры; основные транспортные магистрали; виды природных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать индивидуальность специализации РБ; анализировать по картам и статистическим источникам экономику республики;
Показывать на карте: промышленные центры; транспортные магистрали, крупнейшие курорты Бурятии; культурно- исторические центры;
Оценивать природные условия и ресурсы;
Объяснять причины размещения отдельных предприятий;
Составлять характеристику одного из местных предприятий.
Раздел 4. Характеристика районов Бурятии.
Улан-Удэ- столица Бурятии. Улан-Удэ- старый и новый. Культура и архитектура города. Образовательные и культурные учреждения. Инфраструктура, транспорт и связь города. Экологическая ситуация и проблемы города.
Практическая работа № 5.
Экскурсия в краеведческий музей, на художественные выставки, к памятникам архитектуры и т.д.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Раздел, тема, № уроков, кол-во уроков. | Умения | Практ. работа. |
Введение (1ч.) Урок 1. Географическое положение Бурятии. Раздел 1 Общая характеристика природы. Тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (2ч.) Урок 1. Геологическое строение. Рельеф. 2. полезные ископаемые. Тема : «Климат.» (2ч.) Урок 1. Климатообразующие факторы Урок 2. Определение типа климата. Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы» (2ч.) Урок 1. Внутренние воды республики. Урок 2. Внутренние воды и человек. Тема: «Почвы и почвенные ресурсы» (1ч.) Тема: «Растительный животный мир» (1) Раздел 2. «Природные комплексы» Тема: «природное районирование Урок 1. Природные зоны и высотная поясность. Урок2. Байкал Раздел 3. рациональное использование природных ресурсов и охрана природы Урок1. Рациональное использование минеральных, земельных, лесных и водных ресурсов. Урок2. Экономические проблемы. | Называть и показывать крайние точки территории РБ.
Называть геологический возраст и основные тектонические структуры территории РБ на тектонической и геологической картах. Называть и показывать на карте положение основных форм рельефа Основные месторождения ископаемых. Определять по климатической карте, графикам, диаграммам основные черты климата Бурятии. Показывать на карте основные водные артерии РБ. Описывать воды своей местности. Оценивать почвенные ресурсы республики для прогнозирования рационального природопользования. Выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека на примере конкретных территорий; Выявлять особенности условий работы и быта человека на коммерческих территориях. Описывать основные источники и виды загрязнения окружающей среды. Вести экологическое наблюдение и участвовать в природоохранной деятельности. | Пр/p№1 Пр/p№2 Пр/р№3 Пр/p№4 Пр/p№5 Пр/p№6 Пр/p№7 Пр/p№8 |
Исторические особенности старого и нового Улан-Удэ; культурно-исторические достопримечательности города; транспортные особенности города; экологическая ситуация города.
Учащиеся должны уметь:
Выделять историко-географические особенности города; ориентироваться по плану города и выделять промышленные, культурно-исторические, научно- образовательные и жилые районы города; оценивать экологическую обстановку в городе, пригородной зоне.
Раздел 5. Внешнеэкономические и межрайонные связи РБ.
Связь РБ с промышленными, сельскохозяйственными, научными и рекреационными центрами мира (совместные предприятия, сотрудничество в науке, участие в мирных инициативах)
Связь РБ – межрайонная.
Практическая работа №6:
Составление схем внешнеэкономических и межрайонных связей на основе стат. материалов.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Сотрудничество ближнего и дальнего зарубежья; организации – участников мирных инициатив; внутрирайонные связи.
Учащиеся должны уметь:
Работать с статистическими материалами и информационной печатью.
Раздел 6. Проблемы и перспективы развития народного хозяйства Бурятии.
Проблемы преобразования экономики.
Учащиеся должны знать:
Проблемы развития основных отраслей промышленности и АПК Бурятии. Влияние основных факторов на размещение этих отраслей.
Учащиеся должны уметь:
Прогнозировать тенденции развития республики
Раздел, тема, № уроков, кол-во часов | Умения | Практ. работы |
Введение: Геополитическое ЭГП республики. Раздел 1. население Бурятии Урок 1. Население РБ. Урок 2. обычаи, традиции, религии, их влияние на культуру и поселение. Раздел 2. Общая характеристика народного хозяйства РБ. Урок 1. Экономика Бурятии. Раздел 3. География важнейших межотраслевых комплексов и отраслей. Урок 1. Минерально-сырьевой комплекс Урок 2. топливно-энергетический комплекс. Урок 3. Машиностроительный комплекс. Урок 4. Лесопромышленный комплекс. Урок 5. АПК. Урок 6. Инфраструктура. Урок 7. Транспортный комплекс. Урок 8. Экскурсия. Раздел 4: Характеристика районов Бурятии. Урок 1. Районы Бурятии. Урок 2. Улан-Удэ столица РБ. Урок 3. Экскурсия в краеведческий музей. Раздел 5. Внешнеэкономические и межрайонные связи РБ.(1ч.) Урок 1. Экономические связи РБ. Раздел 6. проблемы и перспективы развития народного хозяйства РБ (1) Урок-зачет. | Показывать на карте границы РБ, границы административных районов и их центры, города. Анализировать таблицы и графики, динамики численности населения РБ и сопоставлять их с динамикой численности населения России, других регионов; Устанавливать зависимость природных условий, культурно – исторических навыков населения и плотности населения Характеризовать индивидуальность специализации РБ; анализировать по картам и стат. источникам экономику Бурятии. Показывать на карте: Промышленные центры, транспортные магистрали, крупнейшие курорты Бурятии; Культурно – исторические центры; Оценивать природные условия и ресурсы; объяснять причины размещения отдельных предприятий; Составлять характеристику одного из местных предприятий. Выделять историко-географические особенности города; Ориентироваться по плану города и выделять промышленные, культурно-исторические особенности города; Оценивать экологическую обстановку в городе, природной зоне. Составление схем внешнеэкономических и межрайонных и связей на основе стат. материалов Прогнозировать тенденции развития РБ. | Пр/p№1 Пр\р№2 Пр\р№3 Пр\р№4 Пр\р№5. Пр\р№6 |
Тематическое планирование.
Физическая география Бурятии.
Социальная и экономическая география Бурятии (9класс)
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Среднего (полного) образования. Проект. Образовательная область «Земля». География и геоэкология.
- Национально – регионального компонента стандарта базового географического образования в РБ.
- Методических рекомендаций по введению национально – регионального компонента стандарта образования РБ при изучении географии в школе. Пшеничникова – методист.
- Программы базового содержание географического образования в VIII – IX классах общеобразовательных учреждений» (Т.П. Герасимова) 1997 год.
- Учебного пособия для 8-9 классов. «География Бурятии» М.О. Эрдынеева.
- Сборника авторских программ для средних общеобразовательных учреждений Российской федерации. Москва «Просвещение» 1995 г.
- Рекомендаций по составлению рабочей программы. Школа №33. 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"
Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...
Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по истории Бурятии
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю....
Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы
Рабочая программа по литературе Бурятии...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...