Разработка урока на тему "Внутренние воды Тувы"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шадып Шенне Михайловна


Разработка урока на тему: Внутренние воды Тувы". Разработка урока на изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutr.vody_tuvy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему: «Реки Тувы»

Цель урока: Знакомство с крупными реками Тувы, определить их зависимость от климата и рельефа.

Задачи урока:

  • Образовательные: Изучить крупные реки Тувы, определить их зависимость от климата, направление от рельефа, объяснить особенности питания и режима рек.
  •  Воспитательные: формирование чувства любви и красоты к родной природе.
  • Развивающие: развивать  и углубить навыки работы с картами,  справочным и публицистическим материалами.

Оборудование: компьютер, экран, учебник «География Тувы», физические  и контурные карты Тувы, картины и рисунки рек .

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ребята! перед изучением новой темы давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”? (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).

  Сегодня мы посвятим наш урок самому используемому компоненту внутренних вод – это реки. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

1) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.

2) Как называется начало реки – исток.

3) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.

4) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.

5) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.

6) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.

7) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.

8) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.

9) Самая длинная река в мире - Нил

10)Самая полноводная река России Енисей

     Запишите тему урока: “Реки Тувы”

III. Изучение нового материала

Вводное слово учителя.

      Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Наша республика богата реками, озерами и подземными водами. Реки нашей республики принадлежит к бассейну Северно-Ледовитого океана и к бессточным впадинам Центральной Азии.

  Большая часть рек относится к бассейну верхнего Енисея, зарождающегося в горно-таежной восточной части Тувы. Многочисленные ручьи и речки собирают воду в один мощный поток Енисей, который до устья р. Хемчик имеет местное название Улуг-Хем. Енисей из гор в самом центре Азии прорывается, через Саянское ущелье и несет свои бурные воды к Северно-Ледовитому океану прорезая почти строго по меридиану всю северную половину.

           Енисей образуется слиянием 2-х рек - Бий-Хема и Каа-Хема, длина 3354км.

    Ниже с. Чаа-Холь р.Улуг-Хем выходит за пределы Тувы прорезая южные отроги Западного Саяна.  Улуг-Хем на на своем пути принимает ряд притоков: левые: Элегест, Торгалыг, Чаа-Холь и Хемчик и правые притоки Улуг-Хема менее полноводные-Ээрбек, Баян-Кол и др.

           2.Река Бий-Хем начинается на –юго-западном склоне Восточного Саяна двумя быстрыми ручьями, впадающими в небольшое, озеро Кара-Балык.

            Из озера Кара-Балык, с высоты 1579м над уровнем моря. Бий-хем вытекает бурным горным потоком, образуя пороги и водопады.

         Выйдя в Тоджинскую котловину, Бий-Хем разбивается на рукава. Течение становится спокойным. Ниже впадения р. Сыстых-Хем Бий-Хем разбивается на многочисленные рукава и протоки, между которыми разбросаны  десятки поросших лесом живописных островов. Население называет этот участок реки «Сорок Енисеев».

Ниже устья правого притока  р.Севи долина Бий-Хема сужается. Берега скалисты и отвесны, скорость течения доходит ло 15 км в час. И, наконец, прорывая осевую часть хребта Таскыл, Бий-Хем образует живописный труднопроходимый Хутинский порог.

        Бий-Хем имеет много притоков.  Особенно многочисленны и моногводны его правые притоки, стекающие с южных склонов Восточного и Западного Саяна: Тора-Хем, Хамсара, Сыстыг-Хем, Харал, Тапса и другие берут начало на склонах хр.Академика Обручева.

       

 3. Каа-Хем –вторая река, составляющая Енисей. Она образуется от слияния 2-х рек Правая –Кызыл-Хем берет свое начало на территории Монголии, где называется Шишхид-Хол. Левая –Балыктыг-Хем стекает с северных склонов хр.Сангилен.

Наиболее крупные притоки Каа-Хема: слева-Сизим, Бурен; справа-Ужеп, Дерзиг, Мерген.

  Бий-Хем и Каа-Хем сливаясь , сливаясь дают начало р. Улуг-Хем .

   

4. А.П.Чехов писал о Енисее, предвидя его будущее:

       « Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью…

На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. В берегах Енисея тесно. Невысокие волны обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным , что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна … Я стоял и думал: какая полная и смела жизнь осветит со временем эти берега!».

5.Река  Хемчик занимает всю западную часть Тувы, это типичная горная река. Хемчик самый крупный из притоков Улуг-Хема. Хемчик  берет начало на северо-восточном склоне Шапшальского хребта,  вытекая на Хемчикскую котловину принимает равнинный характер, образует рукава и острова и отмели часто меняет русло.

 6.Река Тес-Хем  течет на юге  Тувы, берет начало в Монголии общая длина 770 км в пределах , а    в пределах  Тувы находится 375 км, принимает только правые притоки , стекающие с хр. Сангилен и Тану-Ола. Крупнейший из них –р.Эрзин .    

   Прошу открыть физические и контурные карты Тувы, познакомимся с крупными реками Тувы. Внимательно  изучите карты и информацию о местонахождении рек  – отмечайте реки на контурной карте, ознакомьтесь с режимом рек.

    После того, как отмечены реки: Енисей, Бий-Хем, Каа-Хем, Хемчик, Тес-хем, Эрзин.

 IV  Закрепление

Учитель задает вопросы:

-   Какое питание характерно для рек нашей республики – смешанное (снеговое, дождевое –осенью, подземное).

-  Какой тип климата  характерно для Тувы? – резко-континентальный.

- В какое время реки покрываются льдом? С наступлением холодов  с октября по апрель месяцы.

-А что такое половодье?

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

-А что такое Паводок ?

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

-Какой режим рек преобладает на территории Тувы? – реки с весенним половодьем.

-Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.

- Каково влияние рельефа на реки?  В рельефе в основном преобладает горы, поэтому все большинство рек горные.

   -Что такое падение реки?

Падение – превышение истока реки над устьем (м).

-Что такое уклон реки?

Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км).

     Со значением рек знакомятся  помощью творческой проектной работы “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение )

   Вывод: Реки горные, питание рек смешанное, с октября по апрель месяцы все реки покрываются льдом, на режим рек большое влияние оказывает климат Тувы.

Крупные реки Улуг-Хем, Каа-Хем, Бий-Хем используются для судоходства и лесосплава, плавание на байдарках, средние и малые реки для рыболовства, орошения и места отдыха населением.

IV. Домашнее задание: Составить кроссворды и задания по теме «Реки Тувы».

Использованная литература

1.В.А Гребнева «География Тувинской АССР».

2.Емельянов А.Ф., Козлова С.В., Емельянов К.А. «Есть у души свои законы». Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2010.

3.К.О Шактаржик, А.Ч Кылгыдай, О.С Тамдын

 «География Республики Тыва». Тув. книжное издательство Кызыл 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество"

Конспект урока + презентация к уроку "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество" предназначены для учащихся 8 класса. Учащиесы на уроке узнают о воде как уникальном веществе на Земле, сравни...

Разработка урока по теме "Воды суши"

Конспект урока по теме ;Воды суши" для урока географии 6 класса, можно и для 5 класса...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Разработка урока "Климат, внутренние воды и природные зоны Австралии"

Разработка урока по географии для 7 класса, с высокой степенью подготовленности по предмету....

Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...