Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.
план-конспект урока по географии
Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_zagryazneniya_vody.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Вода»
учителя географии МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»
Белявской Юлии Николаевны
Тема урока | Источники загрязнения воды. Охрана вод. |
Планируемый результат | Учащиеся осознают влияние человека на воду, возникновение экологических проблем. |
Личностная значимость изученного для школьника | Если не я, то кто? (каждый человек должен охранять и беречь воду) |
Методы обучения | Проблемный. Можно ли сохранить чистоту наших водных объектов? |
Формы организации учебной деятельности. | Индивидуальная, групповая. |
Вид урока по форме проведения. | Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга) |
План урока | I Изучение нового материала II Обучение и закрепления материала III Итоги урока |
Воде была дана волшебная
сила стать соком жизни на Земле
Леонардо да Винчи.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Послушайте сказку о «нефтяной» рыбке и определите о чем мы будем говорить на нашем уроке.
(звучит сказка на музыкальном фоне)
Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как-то раз дед в море невод – вытащил ржавые банки, битые бутылки и прочий мусор.
Закинул во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.
В третий раз – попалась старику рыбка золотая. И заговорила она человеческим голосом.
Но вот чудо: не стала золотая рыбка просить, мол, отпусти меня, старче, в море.
А наоборот, стала молить: «Только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, - говорит, - сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!»
Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостнее.
? Действительно, в сказке все может быть. Почему это происходит?
Учащиеся - самостоятельно определяют тему урока и записывают в тетрадь.
Учитель. Наиболее распространенным и повсеместным загрязнителем воды стали нефтепродукты. Этому способствует широкое применение нефти в различных отраслях хозяйства. Ежегодно в океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Крупным источником попадания нефти в океан являются потери с морских судов и на нефтепромыслах. Нередко происходят аварии танкеров. Так, после того, как американский танкер «Эссо Реттиеберг» сел на мель, на поверхность океана вылилось свыше полутора миллионов литров нефти, пятно ее покрыло около 5 кв. км. воды.
? Что происходит с нефтью при попадании ее в воду? Проведем опыт.
Учащиеся
Опыт №1.
I и III гр В высокую банку с заворачивающейся крышкой наливается вода, затем добавляется немного растительного масла (оно заменит нефть). Дети наблюдают, что произошло с маслом. Закрыв банку, взбалтывают содержимое, затем рассматривают его на свет. Учащиеся видят, что масло остается на поверхности воды и покрывает ее тонкой пленкой.
? К каким последствиям приводит образование нефтяной пленки?
Учащиеся: Уменьшает испарение → засуха →…………
- Уменьшает поступление воздуха в воду → губит морские микроорганизмы, рыбу.
Опыт №2
II и IV гр Дети рассматривают чистое перо птицы, обращают внимание на то, что бороздки соединены между собой и что перо очень легкое. Затем перо покрывают машинным маслом и обращают внимание на то, как изменились внешний вид и масса?
? А можно ли очистить перо?
― пробуют это сделать с помощью чистой воды, воды со стиральным порошком. Учащиеся убеждаются, что очистить перо очень трудно и многие морские птицы погибают.
- Смогут ли люди купаться, отдыхать на пляже после аварии судна или ловить в этом месте рыбу?
? - Какие вы можете назвать источники загрязнения воды?
(по ходу диалога на доске вычерчивается схема)
Ученик У всех людей одна планета
И водам нет на ней границ
Как нет границ потокам света
И перелётам диких птиц
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
И.И. Ландо.
Анализ стихотворения:
Единство вод. Охрана воды это дело каждого.
Учитель Теперь познакомимся с водами нашего региона (учащиеся смотрят слайды)
Река Онон – наша степная река. Богаты ее берега «Онон – хатан» - царицей – Онон издавна называют эту реку. В реке и ее притоках обитает различная рыба: сазаны, налимы, щуки, сомы. По берегам растут черёмуха, боярышник, шиповник, сосна.
Здесь обитают дикие козы, заяц русак. Многие свободное время любят проводить на берегу реки, но в каком состоянии они оставляют места отдыха: пустые бутылки, банки, бумага, а все это загрязняет воду. Много у нас и других мелких рек – это Ага, Хила, Судунтуй, Куйтун и т.д.
оз. Ножий (Ножиин нуур) – расположена в Кункурской степи. Оно неглубокое. По берегам озера растут соленосные растения –
чий, солянка. Своё название озеро получила из-за камней во множестве находящихся вдоль берега. На озере много водоплавающих птиц.
Недра богаты подземными водами, как пресными, так и минеральными. Именно подземные пресные воды используются для водоснабжения населения поселков, сел, фермерских и животноводческих хозяйств.
(Демонстрируется минеральная вода в бутылках с этикеткой «Орловская»)
На наших минеральных водах по мнению врачей курортологов можно лечить всех нуждающихся в курортном лечении больных. В месторождениях Булакский, Судунтуйский, Орловский, Угсахайский, Зугалайский, Зымка и т.д.
На территории нашей страны располагается уникальное озеро Байкал – одно из неповторимых чудес планеты, по истине природная Святыня не только россиян, но всего человечества. Байкал – великан, богатырь, красавец. «Байгал – далай» - называют его буряты, что означает «Байкал – море». Нет на земле другого глубокого озера. Его максимальная глубина 1620 метров. Нет на земле другого столь древнего озера. Возраст 15-20 млн. лет, в то время как другим озерам не более 5-15 тыс. лет. Уникальна вода Байкала. По ее прозрачности Байкал превосходит альпийские озера.
Сооружения Иркутского ГЭС, Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске отрицательно влияют на природу Байкала.
! Убеди себя в том, что необходимо охранять наши воды.
Учащиеся
Где нет воды, там нет и жизни. Вот почему сохранение и рациональной использование водных ресурсов является одной из важнейших проблем современности. Поэтому все люди независимо от возраста, профессии должны бережно к ней относится, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода самый ценный минерал нашей планеты.
? Что же можете сделать для сохранения воды вы конкретно?
Учащиеся предлагают:
- Экономить (закрывать краны; мыть посуду, полоскать белье не под струей воды, а набрав воду в таз; воды после принятия ванны можно использовать для мытья полов; при чистке зубов, использовать воду, набранную в стакан)
- Не загрязнять (не оставлять мусор на берегу и не выбрасывать в воду)
- Организовывать очистку берега.
- Вести пропаганду, направленную на сохранение в чистоте водоемов.
Закончить урок я хочу стихотворением:
Пусть на Земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода.
Э. Огнецвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"
Разработка урока географии( с практическим заданием)...
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....
Разработка урока по теме "Воды суши"
Конспект урока по теме ;Воды суши" для урока географии 6 класса, можно и для 5 класса...
Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"
Данный урок в образовательной программе 6 класса по географии входит в раздел «Гидросфера» и является первым уроком. На данном этапе у у...
Конспект урока по географии по теме : "Природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды".
Урок предназначен для 10 класса...
Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."
Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды....
Кооперативное обучение. Разработка урока по теме Загрязнение окружающей среды
УМК: New Matrix Kathy Gude 10 класс Envirionmental pollutionТема урока:Environmental problems.Технология: Кооперативное обучение...