Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.
план-конспект урока по географии

Белявская Юлия Николаевна

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istochniki_zagryazneniya_vody.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Вода»

учителя географии МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»

Белявской Юлии Николаевны

Тема урока

Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Планируемый результат

Учащиеся осознают влияние человека на воду, возникновение экологических проблем.

Личностная значимость изученного для школьника

Если не я, то кто? (каждый человек должен охранять и беречь воду)

Методы обучения

Проблемный. Можно ли сохранить чистоту наших водных объектов?

Формы организации учебной деятельности.

Индивидуальная,  групповая.

Вид урока по форме проведения.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)

План урока

I   Изучение нового материала

II Обучение и закрепления материала

III Итоги урока

 Воде была дана волшебная

сила стать соком жизни на Земле

                            Леонардо да Винчи.

        

Ход урока

Учитель.                   Здравствуйте, ребята! Послушайте сказку о «нефтяной» рыбке и определите о чем мы будем говорить на нашем уроке.  

(звучит сказка на музыкальном фоне)

                          Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как-то раз дед в море невод – вытащил ржавые банки, битые бутылки и прочий мусор.

             Закинул во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.

              В третий раз – попалась старику рыбка золотая. И заговорила она человеческим голосом.

                    Но вот чудо: не стала золотая рыбка просить, мол, отпусти меня, старче, в море.

            А наоборот, стала молить: «Только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, - говорит, - сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!»

            Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостнее.

?              Действительно, в сказке все может быть. Почему это происходит?

Учащиеся         - самостоятельно определяют тему урока и записывают в тетрадь.

Учитель.           Наиболее распространенным и повсеместным загрязнителем  воды стали нефтепродукты. Этому способствует широкое применение нефти в различных отраслях хозяйства. Ежегодно в океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Крупным источником попадания нефти в океан являются потери с морских судов и на нефтепромыслах. Нередко происходят аварии танкеров. Так, после того, как американский танкер «Эссо Реттиеберг» сел на мель, на поверхность океана вылилось свыше полутора миллионов литров нефти, пятно ее покрыло около 5 кв. км.  воды.

?           Что происходит с нефтью при попадании ее в воду? Проведем опыт.

        

Учащиеся          

Опыт №1.

I и III гр       В высокую банку с заворачивающейся крышкой   наливается вода, затем добавляется немного растительного масла (оно заменит нефть). Дети наблюдают, что произошло с маслом. Закрыв банку, взбалтывают содержимое, затем рассматривают его на свет. Учащиеся видят, что масло остается на поверхности воды и покрывает ее тонкой пленкой.

?                    К каким последствиям приводит образование нефтяной пленки?

Учащиеся:      Уменьшает испарение → засуха →…………

  • Уменьшает поступление воздуха в воду → губит морские микроорганизмы, рыбу.

Опыт №2

II и IV гр     Дети рассматривают чистое перо птицы, обращают внимание на то, что бороздки соединены между собой и что перо очень легкое. Затем перо покрывают машинным маслом и обращают внимание  на то, как изменились внешний вид и масса?

?        А можно ли очистить перо?

        

                       ― пробуют это сделать с помощью чистой воды, воды со стиральным порошком. Учащиеся убеждаются, что очистить перо очень трудно и многие морские птицы погибают.

             -   Смогут ли люди купаться, отдыхать на пляже после аварии судна  или ловить в этом месте рыбу?

?            -  Какие вы можете назвать источники загрязнения воды?

        (по ходу диалога на доске вычерчивается схема)

Ученик        У всех людей одна планета

        И водам нет на ней границ

        Как нет границ потокам света

        И перелётам диких птиц

        И нам беречь планету надо

        Для тех, кто будет после нас

        А мы безумно сыплем яды

        И дом свой травим не скупясь.

                                               И.И. Ландо.

        

Анализ стихотворения:

        Единство вод. Охрана воды это дело каждого.

Учитель             Теперь познакомимся с водами нашего региона (учащиеся смотрят слайды)

        Река Онон – наша степная река. Богаты ее берега «Онон – хатан» - царицей – Онон издавна называют эту реку. В реке и ее притоках обитает различная рыба: сазаны, налимы, щуки, сомы. По берегам растут черёмуха, боярышник, шиповник, сосна.

        Здесь обитают дикие козы, заяц русак. Многие свободное время любят проводить на берегу реки, но в каком состоянии они оставляют места отдыха: пустые бутылки, банки, бумага, а все это загрязняет воду. Много у нас и других мелких рек – это Ага, Хила, Судунтуй, Куйтун и т.д.

        оз. Ножий (Ножиин нуур) – расположена в Кункурской степи. Оно неглубокое. По берегам озера растут соленосные  растения –

                   чий, солянка. Своё название озеро получила из-за камней во множестве находящихся вдоль берега. На озере много водоплавающих птиц.

                    Недра богаты подземными водами, как пресными, так и минеральными. Именно подземные пресные воды используются для водоснабжения населения поселков, сел, фермерских и животноводческих хозяйств.

(Демонстрируется минеральная вода в бутылках с этикеткой «Орловская»)

                       На наших минеральных водах по мнению врачей курортологов можно лечить всех нуждающихся в курортном лечении больных. В месторождениях Булакский, Судунтуйский, Орловский, Угсахайский, Зугалайский, Зымка и т.д.

                 На территории нашей страны располагается уникальное озеро Байкал – одно из неповторимых чудес планеты, по истине природная Святыня не только россиян, но всего человечества. Байкал – великан, богатырь, красавец. «Байгал – далай» - называют его буряты, что означает «Байкал – море». Нет на земле другого глубокого озера. Его максимальная глубина 1620 метров. Нет на земле другого столь древнего озера. Возраст 15-20 млн. лет, в то время как другим озерам не более 5-15 тыс. лет. Уникальна вода Байкала. По ее прозрачности Байкал превосходит альпийские озера.

                   Сооружения Иркутского ГЭС, Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске отрицательно влияют на природу Байкала.

!       Убеди себя в том, что необходимо охранять наши воды.

Учащиеся

                  Где нет воды, там нет и жизни. Вот почему сохранение и рациональной использование водных ресурсов является одной из важнейших проблем современности. Поэтому все люди независимо от возраста, профессии должны бережно к ней относится, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода самый ценный минерал нашей планеты.

?             Что же   можете сделать для сохранения воды вы конкретно?

Учащиеся предлагают:

  1. Экономить (закрывать краны; мыть посуду, полоскать белье не под струей воды, а набрав воду в таз; воды после принятия ванны можно использовать для мытья полов; при чистке зубов, использовать воду, набранную в стакан)
  2. Не загрязнять (не оставлять мусор на берегу и не выбрасывать в воду)
  3. Организовывать очистку берега.
  4. Вести пропаганду, направленную на сохранение  в чистоте водоемов.

Закончить урок я хочу стихотворением:

Пусть на Земле не умирают реки

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

                     Э. Огнецвет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....

Разработка урока по теме "Воды суши"

Конспект урока по теме ;Воды суши" для урока географии 6 класса, можно и для 5 класса...

Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"

Данный  урок  в образовательной программе 6 класса по географии входит  в  раздел «Гидросфера» и  является  первым  уроком. На данном этапе у у...

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды....

Кооперативное обучение. Разработка урока по теме Загрязнение окружающей среды

УМК: New Matrix Kathy Gude 10 класс Envirionmental pollutionТема урока:Environmental problems.Технология: Кооперативное обучение...