Разработка урока "Климат, внутренние воды и природные зоны Австралии"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Разработка урока по географии для 7 класса, с высокой степенью подготовленности по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_kategoriyu_2012g.docx | 79.49 КБ |
Предварительный просмотр:
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Проводит физорг)
Я по Австралии иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
прыгает то здесь, то там
рыжий, рыжий кенгуру(прыгают)
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
эвкалипт шуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтоб коалу увидать.
Вот акация, турист (руки поочередно вытягивают встороны):
крона-зонтик, ребром лист (руки в стороны).
Тут немного поспешим(бег на месте)
И в пустыню угодим,(жарко, пот со лба)
рядом скрэб- непроходим(плечи вверх-удивление)
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
“ГеомячУчитель кидает мяч и называет объект, любой ученик из группы ловит мяч и говорит все, что знает об этом объекте. Другие учащиеся дополняют сведения.
Цели урока:
Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира.
Развивающая цель: развивать умения работать с различными источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию критического мышления.
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог: Торопылина Татьяна Геннадиевна
Предмет: география Класс: 7
Тема урока: Климат. Внутренние воды Природные зоны. Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.
Учебник: География.Материки, океаны, народы и страны.7класс. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев «Дрофа», Учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронова
Приложение №1
Задание 1
1группа задание №1
Найдите «Четвертый лишний» - Мыс.Байрон, мыс.Йорк, климат, мыс.Стип-Пойнт
Объясните, что лишнее и почему?
2группа задание №1
Игра «Восстанови слово»
Реки, озера, подземные воды это вн-тр-нн-- в-д-.
3группа задание №1
Игра «Восстанови слово»
Животные, растения материка это –рг-н-ч-ск-- м-р.
4группа задание №1
Найдите «Четвертый лишний» - Западно-Австралийское плоскогорье, Центральная низменность, природные зоны, Большой Водораздельный хребет.
Объясните, что лишнее и почему?
5группа задание №1
Игра «Восстанови слово»
Природа, истребление животных, растения материка, загрязнение это –к-л-г - - .
ЗАДАНИЕ №2 КЛИМАТОЛОГИ ( Климатология-наука об атмосфере Земли, изучающая динамику изменения средних характеристик атмосферы за какой-либо период.)
Австралия– самый сухой материк Земли. |
Докажите, что это утверждение является верным.
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Вспомните климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Австралии(УСТНО)
Климатообразующий фактор | Какова роль фактора | Влияние на климат Австралии |
Географическаяширота | Чем дальше от экватора, тем … | Расположена в теплых широтах |
Высотанадуровнемморя | Чемвыше, тем … | |
Господствующиеветры | Пассаты с океана приносят весь год … | Господствуют пассаты. Муссоны летом |
Направлениегорныххребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах | |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то… Если у берега проходит холодное течение, то…. |
– Выясните, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температуры , осадки по материку.
Заполните таблицу, используя материал учебника п №28, климатограммы( рис69, стр126), карты атласа
Название климатического пояса, его географическое положение | Воздушные массы и их характеристика | t июля tянваря | Количество осадков, Режим выпадения | Другие особенности, влияющие на климат |
«Климатологи»- (доп литература)
Австралия пересекается южным тропиком, большая часть материка лежит в тропическом климатическом поясе. На формирование климата оказывает влияние близость океанов (пассат. Муссон с Т.О.), но из-за большой протяжённости с запада на восток(+ барьерная функция гор) влияние Тихого океана уменьшается.
Большой Водораздельный хребет задерживает влагу, поступающую с Тихого океана с ЮВ пассатами.
Север Австралии расположен в субэкваториальном поясе (летом ЭВ, tя +24°С влажно, осадков 1000-2000 мм зимой сухо, господствует ТВ, tи +24°С; tмакс. +41°С; tмин. +10°С; самое влажное место – Кэрнс – 2243 мм).
Большая часть материка расположена в тропическом поясе (tя +24°С, в центральной части +32°С , tи+16°С. Господствуют ТВ, ЮВ пассаты. Две климатические области: тропический влажный климат(побережье То) (1000-2000 мм) и тропический пустынный (250мм и менее))
На юге Австралии субтропический пояс, где выделяют три сектора: на ЮВ материка – субтропический с равномерным увлажнением (муссонный) (летом tz +16°С господствует морской ТВ, зимой мВУШ, tи +8°С; осадков – 500-1000 мм); в центральной части – континентальный, сказывается удалённость от океана (лето жаркое, сухое tz +24°С, осадков 250 мм и менее); западный сектор – средиземноморский климат (лето жаркое сухое, tz +24°С господствует ТВ, зима дождливая и ветреная, мВУШ приносит 500-1000 мм осадков).
Юг острова Тасмания лежит в умеренном климатическом поясе.УВМ весь год,действие океана
Год в Австралии наоборот, поэтому декабрь первый месяц лета. Процветают сады. Наоборот- чем ближе к югу, тем холоднее
На рис. 69 изображены климатограммы:
- Тропическогопустынногоклимата.
- Субтропическогомуссонногоклимата.
- Субэкваториальногоклимата.
В Австралии по сравнению с южной Африкой температуры выше, осадков меньше, меньше влияние океана и формирование на материке ТВ жаркого и сухого. Меньше высота над уровнем моря.
Вывод: Австралия – самый сухой материк.
ЗАДАНИЕ №2 гидрологи
Вспомните виды внутренних вод, понятия исток, устье, питание рек, бассейн
Бассейны каких океанов представлены на материке?
Влияние внешних факторов на реки:
А)Рельеф ----------- характер течения, наличие порогов и водопадов, направление течения
Б)Климат ---------- зависимость, многоводность, питание, режим
заполните таблицу
Внутренние воды | Бассейн | Исток | Устье | Направление | Питание | Режим | Хозяйственное использование |
Муррей | |||||||
Эйр | |||||||
Подземные воды |
Крики-СЕТЬ ВРЕМЕННЫХ ПЕРЕСЕКАЮЩИХ РЕК
ОЗЁРА – ???Уникальность Эйр,подземные воды ???
«Гидрологи»- (доп литература)
Реки Австралии маловодны. Во внутренних пустынных районах пересыхают. Пересыхающие русла рек носят названия – крики. Реки восточной части материка полноводны в течении года. Реки субэкваториального климата имеют летнее половодье. Реки субтропического пояса – зимнее половодье. Питание рек дождевое и подземными водами. Большая территория находится в сухом климате,
поэтому велика территория внутреннего стока.
Речная система Муррей – Дарлинг – самая большая речная система Австралии. Главная река – Муррей (2570 км). Дарлинг (2740 км) – главный приток Муррея. Реки берут начало на Большом Водораздельном хребте. Сильно изменяется уровень воды в Муррее. Река имеет зимнее половодье, так как находится в субтропическом поясе. Она судоходна, ходят туристические суда. Вода используется для орошения полей, на реке построены водохранилища.
Озёра засолены, бессточные. Самое крупное озеро – оз. Эйр, лежит ниже уровня океана на 16м S = 8800 км2 – 15000 км2, глубина 20м.
В Австралии большие запасы подземных вод в артезианских бассейнах. Большой Артезианский бассейн S = 2 млн. км2 Воды содержат много соли, серу, могут использоваться только для технических нужд. С глубины 2000м имеют t = +80°С
Вывод: Австралия вследствие сухости климата бедна речным стоком, но богата подземными водами.
Наоборот –бедна речным стоком
ЗАДАНИЕ № 2Биогеографы
(Биогеография-наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флорыотдельных территорий.Биогеография разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений)).
- В чём особенность органического мира Австралии?
- Ботаническиередкости.
- В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чемэтоможнообъяснить?
- Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира.
Используя полученные знания составьте опорную схему, таблицу, кластер, отражающий ключевые моменты по заданной теме. Составьте синквейн
«Биогеографы» - (доп литература)
Особенность растительного мира Австралии – 75% видов растений встречается только в Австралии. Ботанические редкости: эвкалипты, казуарины.
Из растений изготавливают эвкалиптовое масло, дубильные вещества, ценную древесину.
- Кого запомнили?
В Австралии водятся животные давно вымершие на других материках, что объясняется особенностью континента, так как он раньше других отделился от гондванны, развивался обособленно тектонически спокойный, даже нет действующих вулканов!!!
75% растительного мира и 95% животного мира являются эндемиками.
В Австралии встречаются 162 вида сумчатых. Не встречаются обезьяны и копытные. Не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного животного или растения.
Только в Австралии и больше нигде встречаются примитивные животные, которые выводят детёнышей из яиц, а выкармливают их молоком. Здесь растёт самое высокое дерево эвкалипт, и оно является одним из быстро растущих растений
В семейство кенгуру входят 52 вида, 17 родов. Большие кенгуру могут развивать скорость – 20 км/ч, некоторые живут до 20 лет, но обычно 7 лет
Наоборот - Органический мир своеобразен и неповторим (эндемичный органический мир).. Не встречаются обезьяны и копытные. Не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного животного или растения.Только в Австралии и больше нигде встречаются примитивные животные(яйцекладущие млекопитающие)
Синквейн кластер
- Органический мир (1 существительное)
2. Неповторимый, необыкновенный. (2 прилагательных)
3. Обитают, исчезают, привлекают. (3 глагола)
4. Австралию называют уникальным эндемичным заповедником.( предложение)
5. Флора и фауна (существительное)
Задание №2 «Ландшафтоведы»:
- Какие природные зоны встречаются на материке?
- В чём особенность (зависимость) размещения природных зон?
Изучите материал учебника, атласа и заполните таблицу
Название природной зоны | Климатический пояс | почвы | Растительный мир | Животный мир |
экваториальные и субэкваториальные лес | ||||
саванны | ||||
тропические пустыни и полупустыни (скрэб) | ||||
влажные тропические леса | ||||
субтропические леса |
«Ландшафтоведы»- (доп литература)
Анализ карты стр. 17 атласа. В Австралии хорошо выражена широтная зональность, но есть изменения природных зон с востока на запад, что вызвано неравномерным поступлением влаги. Большую площадь занимает зона пустынь и полупустынь, но в отличие от пустынь Африки пустыни Австралии не выглядят такими безжизненными. Так же здесь нет и оазисов. В тропических пустынях и полупустынях Австралии на бурых почвах растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс – злак с острыми и колючими листьями . Заросли кустарников и низкорослых деревьев труднопроходимые, они носят название скрэб. Здесь обитают кенгуру, дикая собака динго, плащеносная ящерица, ядовитые змеи. Одно из самых сухих и бесплодных мест Австралии – окрестности озера Эйр, это «мёртвое сердце Австралии.
В субэкваториальном и субтропическом климате на красных ферраллитных и красно-бурых почвах расположены саванны. Из растений можно встретить акации, эвкалипты, казуарины, бутылочное дерево. Из животных в этих зонах обитают вомбат, ехидна, термиты.
А влажные места на севере континента и на восточном побережье занимают экваториальные и субэкваториальные леса из высоких пальм, фикусов, эвкалиптов. Нижний ярус занимают бамбуки, древовидные папоротники.Почвы красно-желтые ферраллитные
Восточные склоны гор и прибрежная полоса покрыты влажными тропическими лесами, где произрастают разные виды эвкалиптов, есть древовидные папоротники, лианы и эпифиты. Из животных можно встретить здесь древесных кенгуру, по берегам рек утконоса, много птиц.почвы красно-желтые ферраллитные
На юго-востоке и юго-западе материка расположены субтропические лесана красно-бурых и бурых почвах. На юго-востоке вечнозелёные леса и кустарники из акации, эвкалиптов, казуарины, а юго-западе растут огромные эвкалипты, травяное дерево с невысоким толстым стволом и длинными, узкими, как трава, листьями, из волокон которого делают верёвки и ткани, а почки и корни употребляют в пищу.
Вывод: Взаимосвязь компонентов природы привело к образованию крупных ПК – природных зон с неповторимым органическим миром. Австралия – родина эвкалиптов
Задание№2 «Экологов»:
- Какие экологические проблемы характерны для Австралии? (анализ рис.74 на стр.133)
- Что предпринимается австралийцами, чтобы сохранить уникальность и эндемичность органического мира?
- Заполните таблицу:
Природная зона | Экологические проблемы | Пути решения |
экваториальные и субэкваториальные леса | ||
саванны | ||
тропические пустыни и полупустыни | ||
влажные тропические леса | ||
субтропические леса |
«Экологи»Со времён колонизации сильно изменилась природа Австралии. Многие животные истреблены, исчезли некоторые виды кенгуру, на грани вымирания сумчатый волк, отдельные виды вомбатов (анализ рис. 56 учебника). Сократилась площадь тропических лесов, появились большие площади опустынивания. В крупных городах загрязнён воздух. В южной и западной частях континента – радиоактивное загрязнение.
Чтобы сохранить уникальность органического мира австралийцы создают национальные парки (нац. парк Рудалл-Ривер), заповедники (Большая пустыня Виктория, Танами-Дезерт), принимаются законы, запрещающие ввоз и вывоз редких местных видов.
Вывод: Австралийцы стремятся сохранить уникальность органического мира, создают национальные парки, заповедники. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны. Ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.
Природная зона | Экологические проблемы | Пути решения |
экваториальные и субэкваториальные леса | Сведение лесов в результатехозяйственной деятельности | принимаются законы создают национальные парки заповедники |
саванны | Сведение естественной растительности,перевыпас скота, Опустынивание, истребление животных | Ограничение хозяйственной деятельности |
тропические пустыни и полупустыни | Лучшие участки для выпаса, опустынивание, истребление животных | Ограничение хозяйственной деятельности |
влажные тропические леса | Сведение лесов в результате хозяйственной деятельности | Ограничение хозяйственной деятельности |
субтропические леса | Сведение лесов в результате хозяйственной деятельности | Ограничение хозяйственной деятельности |
Итоговая сводная таблица для заполнения всеми обучающимися
Типы климатических поясов и областей | Внутренние воды | Природные зоны | Почвы | Органический мир | Растительный мир | Животный мир | Экология |
Субэквк.п. | Реки Озера | экваториальные и субэкваториальные леса, саванны | красно-желтые ферраллитные, и красно-бурые | Неповторимый, необыкновенный | пальм, фикусов, эвкалиптов встретить акации, эвкалипты, казуарины, бутылочное дерево в | вомбат, ехидна, термиты | Сведение лесов Ограничение хозяйственной деятельности |
Ткп:сухой и влажный (Т.о.) | Крики, Оз Эйр-соленое. Артезианские воды | тропические пустыни и полупустыни, влажные тропические леса | бурые | Неповторимый, необыкновенный | растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс эвкалипты | кенгуру, дикая собака динго, плащеносная ящерица, ядовитые змеи. древесных кенгуру, по берегам рек утконоса, много птиц | Сведение лесов Опустынивани, Ограничение хозяйственной деятельности |
Субтроп.к.п.(средиземноморский, континентальный, муссонный) | Муррей | Саванны,субтропические леса | красных ферраллитных и красно-бурых почвах | Неповторимый, необыкновенный | растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс эвкалипты, травяное дерево. | древесных кенгуру, по берегам рек утконос, много птиц | опустынивание, Ограничение хозяйственной деятельности |
УКП | Реки Озера | широколиственный лес | Красноземы, желтоземы | Неповторимый, необыкновенный | Голубой эвкалипт | Тасманский сумчатый волк(нет) | Сведение лесов |
Вывод: |
Итоговый тест
- Большую часть Австралии занимает климатический пояс:
А) субэкваториальны
Б ) субтропический,
В) тропический.
2 . На наветренных склонах Большого Водораздельного хребта осадки выпадают:
А) в основном зимой.
Б)в основном летом.
В) в течение всего года.
3. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
А) На большей части материка расположены пустыни.3
Б) Горы задерживают влажные воздушные массы с океана.1
В) Выпадает мало осадков.2
4. К сумчатым животным относятся:
А) утконос и кенгуру.
Б ) кенгуру и коала.
В) коала и ехидна.
5. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия:
А) самый сухой материк,
Б) давно отделилась от других материков и располагается изолированно,
В) не имеет ледников и действующих вулканов.
«Климатологи»
«Гидрологи»
«Биогеографы»
«Ландшафтоведы»
«Экологи»
Урок по теме: «Австралия - Климат. Внутренние воды Природные зоны». Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира. стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач. , формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка. природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию формирования ключевых компетентностей Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронова)
Примеры синквейнов
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Природные зоны Австралии".
На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:- Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных- Продолжить знакомство с работой с р...
Природные зоны Австралии
Урок обобщения и систематизации знаний . Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растений и животных материка....
Природные зоны Австралии"Презентация к уроку "
Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растительного и животного мира материка....
Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"
Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....
Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»
Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...
Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»
Разработка урока поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....
Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"
формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....