Разработка урока "Климат, внутренние воды и природные зоны Австралии"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока по географии для 7 класса, с высокой степенью подготовленности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_kategoriyu_2012g.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Проводит физорг)

Я по  Австралии иду (ходьба на месте),            
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав

прыгает то здесь, то там

рыжий, рыжий  кенгуру(прыгают)
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
эвкалипт  шуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтоб коалу увидать.
Вот акация, турист (руки поочередно вытягивают встороны):
крона-зонтик, ребром лист (руки в стороны).

Тут немного поспешим(бег на месте)

И в пустыню угодим,(жарко, пот со лба)

 рядом скрэб- непроходим(плечи вверх-удивление)
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

“ГеомячУчитель кидает мяч и называет объект, любой ученик из группы ловит мяч и говорит все, что знает об этом объекте. Другие учащиеся дополняют сведения.

Цели урока:

Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира.


Развивающая цель: развивать умения работать с различными источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.


Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка.


Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию критического мышления.

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог:    Торопылина Татьяна Геннадиевна

Предмет:  география                       Класс:  7

Тема урока:  Климат. Внутренние воды Природные зоны. Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.

 Учебник: География.Материки, океаны, народы и страны.7класс. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев  «Дрофа», Учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронова

Этапы работы

Содержаниеэтапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся: настроиться на активную творческую работу

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, конкретизировать изучаемый материал

Задачи: создать атмосферу доброжелательности на уроке, придать уверенность в своих силах.

Применяемые методы:

словесный  - беседа, наглядный

Критерий достижения цели: положительный настрой обучающихся к работе, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации.

Донесение до учеников критериев оценки на уроке

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада приветствовать вас в нашем специализированном турагентстве «Путешествуя - исследуй». Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Всем хочется вступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами открытий берег.
( чтение отрывка)

Р. Рождественский писал:

«Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
 Наше агентство поможет вам совершить воображаемое путешествие в любой уголок нашей планеты. Сегодня специалисты нашего агентства вернутся из путешествия  и привезут интересные и содержательные материалы о … чем?    (Слайд №1)             Конечно же об Австралии! (Слайд №2)  

 Это и будет объект нашего путешествия  и  научного  исследования! Но что же мы будем исследовать и как мы будем исследовать и кто будет исследовать? Путешественники-исследователи это  вы ребята, ну а  директор агенства- это я.

 Агентством  направлены пять групп путешественников  - специалистов.

Все задания для исследования  а также  листысомооценки лежат у вас на столе.
– Что мы будем исследовать?

По ответам задания №1 определим тему урока и исследования каждой группы специалистов. Ребята выполняют задание и ответом формулируют тему урока (Слайд №4)  

Как, с помощью чего мы будем  проводить свое исследование?

Посмотрите на свои столы, что вы видите? (учебник, карты атласа, дополнительная литература, таблицы)Это все поможет вам достичь цели. 
  Здесь хочется вспомнить удивительно точные слова Н.Корочанцева: «Географ должен воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами. В пустыне он видит гряды барханов, слышит звон цикад, осязает ступней сыпучий песок, чувствует запах полыни и ощущает во рту ее горечь». Этисловабудутэпиграфомнашегоурока. (Слайд №5)  
 

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:

- объяснять;показывать

- приводить примеры;

- анализировать и сравнивать.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

проверить, насколько глубоко усвоен заданный на дом материал, выявить характерные недостатки в знаниях, их причины, ликвидировать обнаруженные недочеты,

организовать и направить обучающихся к постановке цели нового урока.

Применяемые методы:

Метод беседы, иллюстрации, стимулирования, похвала.

Формы работы на данном этапе:

Метод постановки проблемных вопросов; диалог, подводящий к открытию знаний, правильные ответы на вопросы, оценка проделанной работы, самоконтроль

  Перед тем как отправиться в путешествие, не забудьте, что настоящие географы  как разведчики прокладывают себе маршрут.

Вопросы учителя (фронтальный опрос ) ,  прием «ГЕОМЯЧ» :

  • Что вы знаете об открытии Австралии?
  • Где расположен материк?(показ по карте)
  • Какие карты нужны для изучения рельефа?
  • Покажите основные формы рельефа?
  • Богата ли полезными ископаемыми?

Обучающиеся  отвечают на вопросы

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели, которые должны быть достигнуты обучающимися: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности климата, вод, органического мира.

 сравнивать типы КП по заданному алгоритму; отработать умения работать с различными источниками географической информации, научится  работать в группах.

 Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний;

организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

Метод работы на данном этапе: метод самостоятельной работы, где каждый проявляет себя и как слушатель, и собеседник, и оппонент, и наставник,анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.

Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:Взаимооценка,самооценка ответа, самостоятельная постановка и решение задач с высокой степенью свободы и ответственности, взаимоподдержка

  • Достаточна ли база знаний для дальнейшего путешествия? Тогда, перед!

Только осталось определить цель вашего путешествия.

  • Как вы думаете, что вам предстоит исследовать?

«Климатологи» – выявить особенности климата Австралии.

«Гидрологи» – раскрыть особенности внутренних вод материка.

«Биогеографы» – изучить растительный животный мир континента..

«Ландшафтоведы» – выявить закономерности в распространении природных зон Австралии

«Экологи» – определить, как влияет деятельность людей на природу.

 (ученики самостоятельно формулируют цели, учитель корректирует)

 Учитель: « Общей целью путешествия стало собрать и исследовать материал об Австралии и представить его в агенство для  составления дальнейших экскурсионных туров.
Но, ребята, Австралию называют  страной наоборот. Чтобы это значило? Как такое может быть? Подтвердить или опровергнуть это, вам поможет  ваше исследование.

Ну а теперь  познакомьтесь  с  заданиями №2.

 (Учитель комментирует выполнение задания.)

Время ответа 2мин

Во время ответа вы ребята,  представляете свои работы, и на интерактивной  доске заполняете вашу часть сводной таблицы (на доске и в тетради)

Ну, что мои хорошие, в путь. Обычно путешественники берут с собой различное снаряжение. Мы же с вами возьмем с собой знания, умения, навыки и конечно дружбу и взаимовыручку, т.е, то, что нам очень понадобится.(звучит музыка)
Закройте глаза и представьте, мы уже в пути. Красивый, белоснежный теплоход уносит нас к берегам Австралии. Располагайтесь поудобней на палубе. Над нами голубое небо, свежий ветер и плеск волн за кормой.

В добрый путь, исследователи!»

4.

Закрепление учебного материала

Цель для обучающихся:

  классифицируют, анализируют полученные знания, делают выводы

Цель, которую ставит перед собой учитель:

- закрепить полученные знания по данному материалу,

выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины;

-создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный объект (текст);

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог:

 создание ситуации успеха, метод дифференцированной работы, метод контроля и самоконтроля, метод проверки и оценки знаний и умений, метод закрепления изучаемого материала, беседа, работа с картой.

Рефлексия.

  • Цель: осознание обучающимися своей УД, самооценки результатов деятельности своей и класса.

Учитель: «Устали? Проведем физкультминтку.»Флэшмоб «Я по Австралии иду»

Предоставляет слово группам для защиты своей работы
Учитель корректирует и дополняет схемы совместно с детьми.

Во время ответа  обучающиеся заполняют  обобщающую таблицу:

Типы климатических поясов и областей

Внутренние воды

Природные зоны

Почвы

Органический мир

Растительный мир

Животный мир

экология

Вывод:

Рефлексия: Учитель предлагает учащимся сравнить результат своей работы на уроке с поставленными к уроку целями.

Учащиеся делают вывод о степени достижения целей урока в процессе их работы над изучаемой темой.

- Вот так, не покидая класса, на основании учебно-методического комплекса по географии, вы смогли правильно исследовать неповторимую природу континента и помогли турагенству для составления новых туров .

Сдают листы самоконтроля

ВЫВОД: на конец этапа у всех обучающихся заполнена обобщающая таблица по теме урока.

5.

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

закрепить полученные знания на уроке

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание

на дом: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, творческий подход

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:

разъяснить методику выполнения домашнего задания, стимулировать на работу с дополнительной литературой

§28

На контурных картах обозначьте и подпишите климатические пояса

( выделить и подписать климатические области)

Представьте себе, что Вы менеджер нашей туристической фирмы. Составьте длянаших клиентов «Памятку, отправляющемуся в Австралию», в которой вы предлагаете посетить самые достопримечательные природные места.( задания выше стандарта, которые выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно, направленные на дифференцированный подход к обучающимся)


Ребята! Все сегодня замечательно, плодотворно поработали!

Спасибо всем! До свидания!

Приложение №1

Задание 1

  1группа                                                   задание №1

  Найдите «Четвертый лишний» - Мыс.Байрон, мыс.Йорк, климат, мыс.Стип-Пойнт

Объясните, что лишнее и почему?

2группа                                                   задание №1

  Игра «Восстанови слово»

Реки, озера, подземные воды  это   вн-тр-нн--  в-д-.

3группа                                                   задание №1

  Игра «Восстанови слово»

Животные, растения материка это    –рг-н-ч-ск--  м-р.

4группа                                                   задание №1

 Найдите «Четвертый лишний» - Западно-Австралийское плоскогорье, Центральная низменность, природные зоны, Большой Водораздельный хребет.

 Объясните, что лишнее и почему?

5группа                                                   задание №1

 Игра «Восстанови слово»

Природа, истребление животных, растения материка, загрязнение  это    –к-л-г  - -        .

ЗАДАНИЕ №2    КЛИМАТОЛОГИ         ( Климатология-наука об атмосфере Земли, изучающая динамику изменения средних характеристик атмосферы за какой-либо период.)

Австралия– самый сухой материк Земли.

Докажите, что это утверждение является верным.

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Вспомните климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Австралии(УСТНО)

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Австралии

Географическаяширота

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах

Высотанадуровнемморя

Чемвыше, тем …

Господствующиеветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты.

Муссоны летом

Направлениегорныххребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то…

Если у берега проходит холодное течение, то….

– Выясните, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температуры , осадки по материку.

Заполните таблицу, используя материал учебника п №28, климатограммы( рис69, стр126), карты атласа

Название климатического пояса, его географическое положение

Воздушные массы и их характеристика

t июля

tянваря

Количество осадков,

Режим выпадения

Другие особенности, влияющие на климат

«Климатологи»- (доп литература)

Австралия пересекается южным тропиком, большая часть материка лежит в тропическом климатическом поясе. На формирование климата оказывает влияние близость океанов (пассат. Муссон с Т.О.), но из-за большой протяжённости с запада на восток(+ барьерная функция гор) влияние Тихого океана уменьшается.

Большой Водораздельный хребет задерживает влагу, поступающую с Тихого океана с ЮВ пассатами.

 Север Австралии расположен в субэкваториальном поясе (летом ЭВ, tя +24°С влажно, осадков 1000-2000 мм зимой сухо, господствует ТВ, tи +24°С; tмакс. +41°С; tмин. +10°С; самое влажное место – Кэрнс – 2243 мм).

Большая часть материка расположена в тропическом поясе (tя +24°С, в центральной части +32°С , tи+16°С. Господствуют ТВ, ЮВ пассаты. Две климатические области: тропический влажный климат(побережье То) (1000-2000 мм) и тропический пустынный (250мм и менее))

На юге Австралии субтропический пояс, где выделяют три сектора: на ЮВ материка – субтропический с равномерным увлажнением (муссонный) (летом t+16°С господствует морской ТВ, зимой мВУШ, tи +8°С; осадков – 500-1000 мм); в центральной части – континентальный, сказывается удалённость от океана (лето жаркое, сухое tz +24°С, осадков 250 мм и менее); западный сектор – средиземноморский климат (лето жаркое сухое, t+24°С господствует ТВ, зима дождливая и ветреная, мВУШ приносит 500-1000 мм осадков).

Юг острова Тасмания лежит в умеренном климатическом поясе.УВМ весь год,действие океана

Год в Австралии наоборот, поэтому декабрь первый месяц лета. Процветают сады. Наоборот- чем ближе к югу, тем холоднее

На рис. 69 изображены климатограммы:

  1. Тропическогопустынногоклимата.
  2. Субтропическогомуссонногоклимата.
  3. Субэкваториальногоклимата.

В Австралии по сравнению с южной Африкой температуры выше, осадков меньше, меньше влияние океана и формирование на материке ТВ жаркого и сухого. Меньше высота над уровнем моря.

Вывод: Австралия – самый сухой материк.

ЗАДАНИЕ №2    гидрологи

Вспомните виды внутренних вод, понятия исток, устье, питание рек, бассейн

Бассейны каких океанов представлены на материке?

Влияние внешних факторов на реки:  

А)Рельеф -----------  характер течения, наличие порогов и водопадов, направление течения

Б)Климат ---------- зависимость, многоводность, питание, режим

заполните таблицу

Внутренние воды

Бассейн

Исток

Устье

Направление

Питание

Режим

Хозяйственное использование

Муррей

Эйр

Подземные воды

Крики-СЕТЬ ВРЕМЕННЫХ ПЕРЕСЕКАЮЩИХ РЕК

ОЗЁРА – ???Уникальность Эйр,подземные воды ???

«Гидрологи»- (доп литература)

Реки Австралии маловодны. Во внутренних пустынных районах пересыхают. Пересыхающие русла рек носят названия – крики. Реки восточной части материка полноводны в течении года. Реки субэкваториального климата имеют летнее половодье. Реки субтропического пояса – зимнее половодье. Питание рек дождевое и подземными водами. Большая территория находится в сухом климате,

поэтому велика территория внутреннего стока.

Речная система Муррей – Дарлинг – самая большая речная система Австралии. Главная река – Муррей (2570 км). Дарлинг (2740 км) – главный приток Муррея. Реки берут начало на Большом Водораздельном хребте. Сильно изменяется уровень воды в Муррее. Река имеет зимнее половодье, так как находится в субтропическом поясе. Она судоходна, ходят туристические суда. Вода используется для орошения полей, на реке построены водохранилища.

Озёра засолены, бессточные. Самое крупное озеро – оз. Эйр, лежит ниже уровня океана на 16м S = 8800 км2 – 15000 км2, глубина 20м.

В Австралии большие запасы подземных вод в артезианских бассейнах. Большой Артезианский бассейн S = 2 млн. км2 Воды содержат много соли, серу, могут использоваться только для технических нужд. С глубины 2000м имеют t = +80°С

Вывод: Австралия вследствие сухости климата бедна речным стоком, но богата подземными водами.

Наоборот –бедна речным стоком

ЗАДАНИЕ № 2Биогеографы

(Биогеография-наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флорыотдельных территорий.Биогеография разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений)).

  1. В чём особенность органического мира Австралии?
  2. Ботаническиередкости.
  3. В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чемэтоможнообъяснить?
  4. Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира.

Используя полученные знания составьте опорную схему, таблицу, кластер, отражающий ключевые моменты по заданной теме. Составьте синквейн

«Биогеографы»      - (доп литература)

Особенность растительного мира Австралии – 75% видов растений встречается только в Австралии. Ботанические редкости: эвкалипты, казуарины.

Из растений изготавливают эвкалиптовое масло, дубильные вещества, ценную древесину.

- Кого запомнили?

В Австралии водятся животные давно вымершие на других материках, что объясняется особенностью континента, так как он раньше других отделился от гондванны, развивался обособленно тектонически спокойный, даже нет действующих вулканов!!!

75% растительного мира и 95% животного мира являются эндемиками.

В Австралии встречаются 162 вида сумчатых. Не встречаются обезьяны и копытные. Не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного животного или растения.

 Только в Австралии и больше нигде встречаются примитивные животные, которые выводят детёнышей из яиц, а выкармливают их молоком. Здесь растёт самое высокое дерево эвкалипт, и оно является одним из быстро растущих растений

В семейство кенгуру входят 52 вида, 17 родов. Большие кенгуру могут развивать скорость – 20 км/ч, некоторые живут до 20 лет, но обычно 7 лет

 Наоборот - Органический мир своеобразен и неповторим (эндемичный органический мир).. Не встречаются обезьяны и копытные. Не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного животного или растения.Только в Австралии и больше нигде встречаются примитивные животные(яйцекладущие млекопитающие)

Синквейн кластер

  1. Органический мир (1 существительное)

    2. Неповторимый, необыкновенный. (2 прилагательных)

    3. Обитают, исчезают, привлекают. (3 глагола)

    4. Австралию называют уникальным  эндемичным заповедником.( предложение)

    5. Флора и фауна (существительное)

Задание №2  «Ландшафтоведы»:

  1. Какие природные зоны встречаются на материке?
  2. В чём особенность (зависимость) размещения природных зон?

Изучите материал учебника, атласа и заполните таблицу

Название природной зоны

Климатический пояс

почвы

Растительный мир

Животный мир

экваториальные и субэкваториальные лес

саванны

тропические пустыни и полупустыни (скрэб)

влажные тропические леса

субтропические леса

«Ландшафтоведы»- (доп литература)

Анализ карты стр. 17 атласа. В Австралии хорошо выражена широтная зональность, но есть изменения природных зон с востока на запад, что вызвано неравномерным поступлением влаги. Большую площадь занимает зона пустынь и полупустынь, но в отличие от пустынь Африки пустыни Австралии не выглядят такими безжизненными. Так же здесь нет и оазисов. В тропических пустынях и полупустынях Австралии на бурых почвах  растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс – злак с острыми и колючими листьями . Заросли кустарников и низкорослых деревьев труднопроходимые, они носят название скрэб. Здесь обитают кенгуру, дикая собака динго, плащеносная ящерица, ядовитые змеи. Одно из самых сухих и бесплодных мест Австралии – окрестности озера Эйр, это «мёртвое сердце Австралии.

В субэкваториальном и субтропическом климате на красных ферраллитных и красно-бурых почвах расположены саванны. Из растений можно встретить акации, эвкалипты, казуарины, бутылочное дерево. Из животных в этих зонах обитают вомбат, ехидна, термиты.

А влажные места на севере континента и на восточном побережье занимают экваториальные и субэкваториальные леса из высоких пальм, фикусов, эвкалиптов. Нижний ярус занимают бамбуки, древовидные папоротники.Почвы  красно-желтые ферраллитные

Восточные склоны гор и прибрежная полоса покрыты влажными тропическими лесами, где произрастают разные виды эвкалиптов, есть древовидные папоротники, лианы и эпифиты. Из животных можно встретить здесь древесных кенгуру, по берегам рек утконоса, много птиц.почвы красно-желтые ферраллитные

На юго-востоке и юго-западе материка расположены субтропические лесана красно-бурых и бурых почвах. На юго-востоке вечнозелёные леса и кустарники из акации, эвкалиптов, казуарины, а юго-западе растут огромные эвкалипты, травяное дерево с невысоким толстым стволом и длинными, узкими, как трава, листьями, из волокон которого делают верёвки и ткани, а почки и корни употребляют в пищу.

Вывод: Взаимосвязь компонентов природы привело к образованию крупных ПК – природных зон с неповторимым органическим миром. Австралия – родина эвкалиптов

Задание№2 «Экологов»:

  1. Какие  экологические проблемы характерны для Австралии? (анализ рис.74 на стр.133)

  1. Что предпринимается австралийцами, чтобы сохранить уникальность и эндемичность органического мира?

  1. Заполните таблицу:

Природная зона

Экологические проблемы

Пути решения

 экваториальные и субэкваториальные леса

 саванны

тропические пустыни и полупустыни

влажные тропические леса

 субтропические леса

«Экологи»Со времён колонизации сильно изменилась природа Австралии. Многие животные истреблены, исчезли некоторые виды кенгуру, на грани вымирания сумчатый волк, отдельные виды вомбатов (анализ рис. 56 учебника). Сократилась площадь тропических лесов, появились большие площади опустынивания. В крупных городах загрязнён воздух. В южной и западной частях континента – радиоактивное загрязнение.

Чтобы сохранить уникальность органического мира австралийцы создают национальные парки (нац. парк Рудалл-Ривер), заповедники (Большая пустыня Виктория, Танами-Дезерт), принимаются законы, запрещающие ввоз и вывоз редких местных видов.

Вывод: Австралийцы стремятся сохранить уникальность органического мира, создают национальные парки,  заповедники. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны. Ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.

Природная зона

Экологические проблемы

Пути решения

 экваториальные и субэкваториальные леса

Сведение лесов в результатехозяйственной деятельности

принимаются законы

 создают национальные парки заповедники

 саванны

Сведение естественной растительности,перевыпас скота,

Опустынивание, истребление животных

Ограничение хозяйственной деятельности

тропические пустыни и полупустыни

 Лучшие участки для выпаса, опустынивание,  истребление животных

Ограничение хозяйственной деятельности

влажные тропические леса

Сведение лесов в результате хозяйственной деятельности

Ограничение хозяйственной деятельности

 субтропические леса

Сведение лесов в результате хозяйственной деятельности

Ограничение хозяйственной деятельности

Итоговая сводная таблица для заполнения всеми обучающимися

Типы климатических поясов

и областей

Внутренние воды

Природные зоны

Почвы

Органический мир

Растительный мир

Животный мир

Экология

Субэквк.п.  

Реки

Озера

экваториальные и субэкваториальные леса,

саванны

  красно-желтые ферраллитные, и красно-бурые

Неповторимый, необыкновенный

пальм, фикусов, эвкалиптов

встретить акации, эвкалипты, казуарины, бутылочное дерево в

вомбат, ехидна, термиты

Сведение лесов

Ограничение хозяйственной деятельности

Ткп:сухой и влажный (Т.о.)

Крики, Оз Эйр-соленое. Артезианские воды

тропические пустыни и полупустыни, влажные тропические леса

бурые

Неповторимый, необыкновенный

растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс

эвкалипты

кенгуру, дикая собака динго, плащеносная ящерица, ядовитые змеи.

древесных кенгуру, по берегам рек утконоса, много птиц

Сведение лесов

Опустынивани,  Ограничение хозяйственной деятельности

Субтроп.к.п.(средиземноморский, континентальный, муссонный)

Муррей

Саванны,субтропические леса

красных ферраллитных и красно-бурых почвах

Неповторимый, необыкновенный

растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс

 эвкалипты, травяное дерево.

древесных кенгуру, по берегам рек утконос, много птиц

опустынивание,  Ограничение хозяйственной деятельности

УКП

Реки

Озера

широколиственный лес

Красноземы, желтоземы

Неповторимый, необыкновенный

Голубой эвкалипт

Тасманский сумчатый волк(нет)

Сведение лесов

Вывод:

Итоговый   тест

  1. Большую часть Австралии занимает климатический пояс:

    А) субэкваториальны
    Б ) субтропический, 
    В) тропический.
    2 . На наветренных склонах Большого Водораздельного хребта осадки выпадают:

    А) в основном зимой.
    Б)в основном летом.
    В)  в течение всего года.
    3. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

    А) На большей части материка расположены пустыни.3
    Б) Горы задерживают влажные воздушные массы с океана.1
    В) Выпадает мало осадков.2

    4. К сумчатым животным относятся:
    А) утконос и кенгуру.
    Б ) кенгуру и коала.
    В) коала и ехидна.
    5. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия:
    А) самый сухой материк,
    Б) давно отделилась от других материков и располагается изолированно,
    В) не имеет ледников и действующих вулканов.

«Климатологи» 

«Гидрологи»

«Биогеографы»

«Ландшафтоведы» 

«Экологи» 

Урок по теме: «Австралия - Климат. Внутренние воды Природные зоны».  
Цели урока:

Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка;

выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира.
Развивающая цель: развивать умения работать с различными источниками географической информации,

 стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах

, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении

 природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию формирования

ключевых компетентностей
Тип урока: урок изучения нового материала,  урок-исследование, заочная экспедиция на материк.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Приёмы: опережающие задания, чтение с маркировкой, работа в группах, составление структурно-логической схемы, синквейна.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор, интерактивная доска 
-Карта «Австралия»
-Раздаточный материал 
-Учебник (география 7 класс,  Материки, океаны, народы и страны. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев  «Дрофа», Учебник для

общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронова)


Формируемые компетентности на уроке по теме: Австралия. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. 


Ключевая компетенция 


Информационная

Учебно-познавательная


Коммуникативная 


Ценностно-смысловая


Предметная компетенция


Получение знаний из реальной действительности (использование карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся)


Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации


Владение коммуникативными навыками работы.


Формирование способности самооценки 
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.


Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция


тематические данные, учебник, другие источники географических знаний


Действияучащихся  


группа, класс, общество. 


материк


Для чего компетенция необходима социуму

Для овладения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков.
Для овладения способами передачи информации.

 Для овладения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков..


Дляовладениянавыкамиобщения.


Для понимания значимости уникальности Австралии как одной из составляющих целостной картины мира.


Личностнаязначимостькомпетенции

Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умения ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно о результатах своей работы


Получение практического опыта, развитие мотивации к изучению предмета


Социализация в обществе


Умение характеризовать и описывать изучаемый материк с помощью географических источников(карт, диаграмм, графиков, таблиц)


Переченьзнаний, составляющихкомпетенцию


Умение пользоваться картой и типовым планом, устанавливать причинно-следственные связи в природе и природных явлениях.


Получение и осмысление информации о природе Австралии и её уникальности.


Правиладемократическоготипаобщения.


Истинное богатство области, истинное богатство человека.


Умения и навыки, относящиеся к компетенции


Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение делать выводы.


Анализ, установление причинно-следственных связей


Умение общаться в гуппе, в классе, умение представлять собственные результаты работы


Умение принимать решения, брать на себя ответственность за последствия своих действий, выбор целевых и смысловых установок - ориентация своего поведения в окружающей действительности (самоопределение личности).


Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов


Умение работать с текстом, картой, дополнительными источниками информации.


Выражение собственной точки зрения по проблеме экологической ответственности перед потомками


Обсуждение собственных точек зрения по проблеме экологической ответственности перед потомками с другими учащимися, корректировка знаний


Рефлексия способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.




Подготовительный этап.
1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки
2.В каждой группе назначается групорг, которому поясняются его функции.
3.Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание.
4.Учитель распечатывает раздаточный материал.
5.Перед уроком на доске  вычерчивается ( для дальнейшего заполнения) сводная обобщающая таблица для записи в тетради.
6.Учитель готовит оценочные листы.


Технологическая карта


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Организационный


Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.


Ученики проверяют готовность к уроку.


1 этап «Вызов» или «Побуждение»



Учащимся предлагаются вводные вопросы по определению темы урока


1. На основе выполнения задания№1 учащиеся определяют изучаемый обьект,  тему, формулируют цель, вспоминая типовой план изучения материка .


2 этап «Осмысление» или  «Познание»


1 группа-5 группа( раздаточный материал №2)

Процесс изучения и осмысления осуществляется на основе  учебно-методического комплекса по географии

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
( они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи, 
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять, не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…(Г.Усова).



1 группа; изучение  климата;
2 группа – изучение водных ресурсов
3 группа – изучение органического мира;
4 группа – Изучение природных зон материка
5 группа- изучает особенности  экологии материка.


Каждая группа получает карточку-задание №2, определяет свою задачу, изучает текст учебника, выделяя основополагающие моменты ( чтение с маркировкой), а затем на черновике вычерчивает таблицу, схему, кластер( по выбору учащихся). Затем определяются учащиеся, которые будут защищать свой ответ при обсуждении и заполнять таблицу на интерактивной доске..

физпауза

Учитель или учащийся предлагает схему физкультминутки.

Учащиесявыполняютпредложенныеупражнения


3 этап «Размышление» или «Ответ»

 «Рефлексия»


-Предоставляет слово группам для защиты своей работы.
Учитель корректирует и дополняет схемы совместно с детьми.

-. сравните результат своей работы на уроке с поставленными к уроку целями.что смогли, что было непонято?

 Учитель  собирает    оценочные листы.


-Каждая группа защищает свою проделанную работу с демонстрацией структурно-логических схем, таблиц.
В тетрадь заносится опорная обобщающая таблица по каждому пункту плана, делают общий вывод

Учащиеся делают вывод о степени достижения целей урока в процессе их работы над изучаемой темой, что смогли, что было непонято.

Сдают листы самоконтроля


Домашнеезадание:


1 базовый уровень.
Прочитайте параграфы 28, выполните все задания в контурной карте
2 высокий уровень.
Представьте себе, что Вы менеджер туристической фирмы. Составьте для своих клиентов «Памятку, отправляющемуся в Австралию», в которой вы предлагаете посетить самые достопримечательные места. 








Примеры синквейнов


1 группа


2 группа


3 группа


4 группа


1. Рельеф.

2. Равнинный, горный.

3. Формируется, изменяется, влияет.

4. Нетземлетрясений и действующихвулканов.

5. Неровность.


1. Климат.

2. Сухой, жаркий.

3.Формируется, 

изменяется, влияет.

4.На большейчаститропическийклимат.

5. Режим.


1. Воды.

2. Бедные, исчезающие.

3. Пересыхают, мелеют, используются.

4. Малорек и озёр.

5. Вещество. 


1. Органический мир

2. Неповторимый, необыкновенный.

3. Обитают, исчезают, привлекают.

4. Австралию называют эндемичным заповедником.

5. Флора и фауна.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природные зоны Австралии".

На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:-  Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных-  Продолжить знакомство с работой с р...

Природные зоны Австралии

Урок обобщения и систематизации знаний . Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растений и животных материка....

Природные зоны Австралии"Презентация к уроку "

Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растительного и животного мира материка....

Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"

Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....

Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»

Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...

Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»

Разработка урока  поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....