рабочая программа география 5 класс Домогацких
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
- программы курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Домогацких Е.М.
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы ООО ФГОС, образовательного стандарта ООО.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Содержание программы
Тема 1. Наука география
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Тема 2. Земля и её изображение
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Тема 3. История географических открытий
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Тема 4. Природа Земли
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Тема 5. Путешествие по планете Земля
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Тема 1. Введение (2 часа) | ||||||
1 | Что такое география | Урок освоения новых знаний | Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли; уметь организовывать наблюдения за погодой. Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы; | |||
2 | Методы географических исследований | Комбинированный урок | ||||
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов) | ||||||
3 | От плоской Земли к земному шару. | Урок освоения новых знаний | Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой. Уметь давать определение понятиям и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли. Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности; уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности. Формировать представления об ориентировании на местности; уметь пользоваться измерительными приборами. Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | |||
4 | Форма, размеры и движение Земли. | Комбинированный урок | ||||
5 | Глобус и карта. | Урок освоения новых знаний | ||||
6 | Ориентирование на местности. | Комбинированный урок | ||||
7 | Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение». | Урок развивающего контроля | ||||
Тема 3. История географических открытий (13 часов) | ||||||
8 | По следам путешественников каменного века | Урок освоения новых знаний | Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности, путешествий морскими народами, европейцами в Азию. Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина. Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли. Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки. Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия, открытия Южного материка, поиска Южной земли, открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками. Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой. | |||
9 | Путешественники древности | Комбинированный урок | ||||
10 | Путешествия морских народов. | Комбинированный урок | ||||
11 | Первые европейцы на краю Азии. | Комбинированный урок | ||||
12 | Хождение за три моря. | Комбинированный урок | ||||
13 | Морской путь в Индию. | Комбинированный урок | ||||
14 | Открытие Америки. | Комбинированный урок | ||||
15 | Первое кругосветное плавание. | Комбинированный урок | ||||
16 | Открытие Южного материка. | Комбинированный урок | ||||
17 | Поиски Южной земли продолжаются. | Комбинированный урок | ||||
18 | Русские путешественники. | Комбинированный урок | ||||
19 | Вокруг света под русским флагом. | Комбинированный урок | ||||
20 | Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий» | Урок развивающего контроля | Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | |||
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов) | ||||||
21 | Мировой океан и его части. | Урок освоения новых знаний | Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях, о живых организмах в Мировом океане и его значении. Учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. . | |||
22 | Значение Мирового океана для природы и человека. | Урок применнения знаний и умений деятельности | ||||
23 | Путешествие по Евразии. | Урок освоения новых знаний | ||||
24 | Путешествие по Африке | Комбинированный урок | ||||
25 | Путешествие по Северной Америке. | Комбинированный урок | ||||
26 | Путешествие по Южной Америке. | Комбинированный урок | ||||
27 | Путешествие по Австралии | Комбинированный урок | ||||
28 | Путешествие по Антарктиде. | Комбинированный урок | ||||
29 | Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля» | Урок развивающего контроля | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами | |||
30 | Урок коррекции знаний по теме раздела | Урок развивающего контроля | Коррекция навыков и умений обобщения теоретического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | |||
31 | Промежуточная аттестация | |||||
Тема 4. Природа Земли (2 часа) | ||||||
32 | Что такое природа | Урок освоения новых знаний | Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком. Раскрывать значение оболочек Земли. | |||
33 | Оболочки Земли | Комбинированный урок | ||||
34 | Итоговый урок за курс 5 класса. | Урок развивающего контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа география 7 класс (по по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского)
по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского...
Рабочая программа 5 класс (Домогацких Е.М.)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для уроков в 5 классе...
Рабочая программа "География. Введение в географию. 5 класс" к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова ФГОС
Данная Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику " География, Введение в географию. 5 класс" издательства "Русское слово" (базовый уровень). Написана она в...
Рабочая программа "География 5 класс" Домогацких Е.М.
Рабочая программа по УМК Домогацких, КТП, поояснительная записка, критерии оценивания, тесты....
Рабочая программа 11 класс. «Экономическая и социальная география мира. Базовый уровень.», 10-11 класс, 2 часть, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.; примерной программы для основного общего образования по географии. Сборник ...
Рабочая программа 8 класс Домогацких
Рабочая программа 8 класс ФГОС...