Рабочая программа "География 5 класс" Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по УМК Домогацких, КТП, поояснительная записка, критерии оценивания, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.rar | 684.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
для 5 класса общеобразовательных учреждений
Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Рабочая программа по географии для 5 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе рабочей программы по географии для 5-9 классов, разработанной авторским коллективом учителей МБОУ «Гимназия № 12» и принятой приказом по гимназии от 30.08.14 г. № 285.
Программа составлена на основании учебника - Домогацких Е.М., Введенский, А.А. Плешаков.-2-е изд. –М.ООО «Русское слово -учебник» , 2013.-160с.: ил.- ФГОС. Инновационная школа.
Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в образовательных организациях Белгородской области в 2016-2017учебном году»
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
- рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 класс , авторы-составители: Н.В.Болотникова, С.В. Банников– М.: Издательство «Русское слово» 2015 г.
Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Однако, согласно базисному плану - отводится 35 часов ( 1 час в неделю).
Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор;
• части Мирового океана;
• виды движения воды в океане;
• материки и океаны Земли;
• географические объекты, предусмотренные программой;
• маршруты географических исследований и путешествий.
2. Уметь:
• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
• описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
• приводить примеры географических объектов.
• проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
• различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
• формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ. 5 КЛАСС (35 ЧАСОВ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
1. Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5—6 классы.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
Количество часов: 35, в неделю — 1 час.
Практические работы
1. Составление схемы наук о природе.
2. Составление описания учебного кабинета географии.
3. Организация наблюдений за погодой.
4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.
7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
10. Организация фенологических наблюдений в природе.
Тематическое планирование Введение в географию. 5 класс (35 часов)
№ уро ка | Тема урока | Целевая уста новка урока | Понятия, но менклатура и персоналии | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата про веде ния план | Дата про веде ния факт | ||||||||||||||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||
5а | 5б | 5в | Примеч. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Наука география (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 | География как наука. Предмет географии. Вводный инструктаж по ТБ Практическая работа 1.Составле ние схемы наук о при роде | Формирование представлений о естественных науках, про цессах, объек тах и явлениях, изучением ко торых они за нимаются | География, на ука, Эратосфен | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе геогра фии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение рабо тать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познаватель- ный интерес к географии | 5/09 | |||||||||||||||||||||||||
2.2 | Методы географи ческих исследо ваний: описательный картографический. Космические методы. Источники географических знаний Практическая работа 2. Состав ление опи сания учеб ного кабинета географии. Практическая работа3. Органи зация на блюдений за погодой. | Изучение осо бенностей различных ме тодов исследо вания и правил их использова ния при изуче нии географи ческих объектов и яв лений. Форми рование и кор рекция навыков и уме ний обобще ния темати ческого материала, ра боты с различ ными конт- рольно-изме рительными материалами | Метод, описа тельный метод, картографи ческий метод, космический метод, источ ник географи ческих знаний, Генри Стенли | Давать определение понятию картогра фия. Называть методы географических ис следований Земли. Распознавать отли чии методов геогра фических исследо ваний. Выявлять источники геогра фических знаний. Выделять сущест венные признаки и особенности тема тического материа ла. Знать правила работы с контроль но-измерительными материалами по гео графии | Слуховое вос приятие текс тов. Умение ра ботать с различными источниками информации | Понимание значимости научного ис следования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и зна чения гео графических знаний | 12/09 | |||||||||||||||||||||||||
Тема: Земля и ее изображение (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 | Первые представления о форме Земли. Доказательство шарообразности. Опыт Эратосфена. Входной контроль | Формирование представлений о форме Земли | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволю цию знаний о фор ме Земли. Приво дить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации, структуриро вать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представле ний о форме Земли | 19/09 | |||||||||||||||||||||||||
4.2 | Форма, размеры и движения Земли | Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их гео графических следствиях | Эллипсоид, полярный ра диус, эквато риальный ра диус, суточное (осевое) дви жение Земли, годовое(орби- тальное) дви жение Земли, сутки, год, ви сокосный год, полюс, эква тор, Исаак Ньютон | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяс нять, в каких видах движения участвует Земля и каковы гео графические следс твия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и ка кой вклад в геогра фическую науку он внес. Знать разме ры Земли | Умение рабо тать с различ ными источ никами информации. Слуховое и ви зуальное вос приятие ин формации, умение выде лять главное в различных ис точниках ин формации | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | 26/09 | |||||||||||||||||||||||||
5.3 | Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Практическая работа4 Состав ление срав нительной характерис тики раз ных видов изображе ния земной поверхнос ти. | Формирование представлений об изображе ниях земной поверхности | Глобус, гео графическая карта, план местности, аэрофотосни мок, космичес кое изображе ние | Делать вывод об от личиях географи ческой карты от глобуса. Давать оп ределение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особен ности различных фотографических изображений повер хности Земли | Овладение уме нием читать изображения земной поверх ности, нахо дить черты их сходства и от личия | Осознание многообра зия видов изображения земной по верхности | 3/10 | |||||||||||||||||||||||||
6.4 | Компас. Ориенти рование на мест ности Практическая работа 5 Определе ние с помо щью ком паса сторон горизонта | Формирование представлений об ориентиро вании на мест ности, умений пользования измерительны ми приборами | Ориентирова ние, стороны горизонта, ос новные сторо ны горизонта, промежуточ ные стороны горизонта, румб, страны света, компас | Давать определение понятию: ориенти рование. Объяс нять, что такое сто роны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о на значении компаса. Формулировать ал горитм работы с ним | Умение рабо тать с измери тельными при борами | Понимание значения ориентиро вания для повседнев ной жизни и деятельности человека | 10/10 | |||||||||||||||||||||||||
7.5 | Урок обобще- ния, контроля и коррек ции зна ний по теме раз дела | Формирование навыков и уме ний обобще ния, работы с различными контрольно измерительны ми материала ми | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Выделять сущест венные признаки и особенности геогра фических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географи ческой карты и пла на местности, гео графические следствия вращений Земли. Определять отличительные осо бенности изображе ний земной поверх ности; направления на карте и плане, стороны горизонта | Умение рабо тать с различ ными конт- рольно-изме рительными материалами | Понимание роли и зна чения гео графических знаний | 17/10 | |||||||||||||||||||||||||
Тема: История географических открытий (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8.1 | Путешествие первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон Тики». | Формирование представлений о возможнос тях соверше ния путешест вий древними людьми | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Амери ка, Азия | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, а также влияние пу тешествий на разви тие географических знаний. Определять причины и следс твия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход пу тешествия | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации, выделять глав ное в тексте, структуриро вать учебный материал, гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 7/11 | |||||||||||||||||||||||||
9.2 | Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции Путешествие Пифея | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности | Африка, фини кийцы, Среди земное море, Ливия, Крас ное море, штиль, Геро дот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, ян тарь, Северное море, Атлан тический оке ан, Гибралтар ский пролив, Британские острова | Выявлять причины и следствия геогра фических путешест вий и открытий, умение работать с картографическими источниками гео графической ин формации. Описы вать ход путешествия фини кийцев. Составлять рассказ об основа теле географичес кой науки в древ ности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение рабо тать с различ ными источни ками информации, выделять глав ное в тексте, структуриро вать учебный материал, гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 14/11 | |||||||||||||||||||||||||
10.3 | Географические открытия викингов. | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими на родами | Викинги, нор манны, варяги, Европа, Скан динавский по луостров, драккар, остров Исландия, ост ров Гренлан дия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, а также влияние пу тешествий на разви тие географических знаний. Определять причины и следс твия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать геогра фические открытия, совершенные ви кингами. Выявлять особен ности природы, ха рактерные для Ис ландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не счита ют первооткрывате лями Америки | Ставить учеб ную задачу под руковод ством учителя. Планировать свою деятель ность под руко водством учи теля. Выявлять при- чинно-следс твенные связи. Определять критерии для сравнения фак тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать дру гого. Уметь вести диалог, выраба тывая общее решение | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 21|11 | |||||||||||||||||||||||||
11.4 | Путешествие Марко Поло. | Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию | Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. | Ставить учеб ную задачу под руковод ством учителя. Планировать свою деятель ность под руко водством учи теля. | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 28/11 | |||||||||||||||||||||||||
12.5 | Хождение за три мо ря | Формирование представлений о вкладе рус ских путешест венников в изучении реги онов мира на примере путе шествия Афа насия Никити на | Тверь, Афана сий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравий ское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря» | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и след ствия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со ставлять описание о жизни и деятель ности Афанасия Никитина. Выяв лять и показывать на карте географи ческие объекты, связанные с путе шествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афа насия Никитина в Индию | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации, выделять глав ное в тексте, структуриро вать учебный материал, гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 5|12 | |||||||||||||||||||||||||
13.6 | Жизнь и деятельность Христофора Колумба Практическая работа6 Обозначе ние на кон турной кар те маршрута путешест вия обозначе ние геогра фических объектов | Формирование представлений о причинах и следствиях от крытия Амери ки | Христофор Ко лумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлан тический оке ан, Азия, Япо ния, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан- Сальвадор, Америго Вес- пуччи, Новый Свет, индеец | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и след ствия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и наносить на карту маршруты пу тешествий Христо фора Колумба. Формулировать вы вод о значении от крытия Америки. Составлять описа ние жизни и де ятельности Христо фора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем ин дейцы отличаются от индийцев | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 12/12 | |||||||||||||||||||||||||
14.7 | Первое кругосвет ное плава ние | Формирование представлений о возможности совершения и о географичес ких следствиях первого круго светного путе шествия | Кругосветное плавание (пу тешествие), Карибское мо ре, Северная и Центральная Америка, Фер нан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Юж ное море(Ти- хий океан), Пролив всех святых (Магелланов пролив), Фи липпинские острова, Хуан Себастьян Элькано | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и след ствия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 19/12 | |||||||||||||||||||||||||
15.8 | Поиски неизвестной Южной Земли | Формирование представлений об открытии Австралии <Беллинсгаузен | Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голлан- дия,остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобрита ния, кенгуру, Австралия | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и след ствия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Фор мулировать выска зывания о причинах использования названия «Неизвест ная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описа ние открытия Авс тралии и особен ностей животного мира материка | Умение рабо тать с различ ными источни ками информации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 26/12 | |||||||||||||||||||||||||
16.9 | Поиски Южной земли продолжа ются | Формирование представлений об освоении и изучении Зем ли в XVII веке | Джеймс Кук, Австралия, Га вайские остро ва, Россия, Камчатка, Берингов про лив, Ледови тый океан | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и след ствия географичес ких путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со ставлять описание жизни и деятель ности Джеймса Ку ка. Объяснять причины невозможности до стижения Антарк тиды Джеймсом Ку ком. Формулировать вы сказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 23.01 | |||||||||||||||||||||||||
17.10 | Русские путешест венники и мореплаватели на северо-востоке Азии Практическая работа7 Составле ние свод ной табли цы «Имена русских первопро ходцев и мореплава телей на карте мира» | Формирование представлений о роли русских путешествен ников в освое нии и изуче нии территории Земли | Россия, Евро па, Азия,по- моры, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое мо ре, Северная Америка, Се верный Ледо витый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чири ков, мыс Севе ро-Восточный (Дежнева), по луостров Аляс ка, Алеутские острова, Ко мандорские острова | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических знаний. Определять причины и следствия геогра фических путешест вий и открытий. Оп ределять и показывать на карте маршруты путешест вий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описа ния территорий, от крытых русскими путешественниками. Составлять описа ние жизни и де ятельности Семена Дежнёва, Витуса Бе ринга и Алексея Чирикова | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции. Преобразовы вать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | . 30.01 | |||||||||||||||||||||||||
18.11 | Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды | Формирование представлений о роли русских путешествен ников в откры тии Антаркти ды | Антарктида, Иван Крузен штерн, Юрий Лисянский, Аляска, Кам чатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лаза рев, айсберг | Объяснять результа ты выдающихся гео графических откры тий и путешествий, влияние путешест вий на развитие гео графических зна ний. Определять причины и | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный | Понимание роли путе шествий в формирова нии знаний о Земле | 6.02 | |||||||||||||||||||||||||
19.12 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела История географических открытий | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа в контрольно-измерительными материалами | См. ур.8-19 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 13.02 | |||||||||||||||||||||||||
Тема: Путешествие по планете Земля (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
20.1 21. 2 | Мировой океан и его части Характеристика океанов. Моря и их виды. Движение воды в океане. Течения. | Формирование представлений о Мировом океане и его составных час тях | Мировой оке ан, Тихий оке ан, Атланти ческий океан, Индийский океан, Север ный Ледови тый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение | Объяснять геогра фические особен ности природы Ми рового океана. Определять специ фику природы Ми рового океана. Да вать определение понятий по теме урока. Выделять со ставные части Ми рового океана и оп ределять их отличительные чер ты. Показывать на карте составные час ти Мирового океана. Объяснять специ фику распределения солености, темпера туры поверхностных вод Мирового океа на. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане | Умение рабо тать с различ ными источни ками информации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких свойств Мирового океана и его составных частей | 20.02 27./02 | |||||||||||||||||||||||||
22.3 | Значение Мирового океана для природы и человека. Практическая работа8 Обозначе ние на кон турной карте мате риков и океанов | Формирование представлений о значении Мирового оке ана для приро ды и человека | Условия обита ния, живой мир | Объяснять особен ности взаимодейс твия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Опреде лять характер вза имного влияния | Умение рабо тать с различ ными источни ками информации. Выделять глав ное в тексте. | Осознание роли Миро вого океана для природы и человека | 6.03 | |||||||||||||||||||||||||
23.4 24. 5 | Особенности природы и населения материка Евразия Особенности природы и населения материка Евразия Практическая работа Обозначе ние на кон турной карте круп нейших государств материка | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Евра зии | Евразия, Евро па, Азия, Се верное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озе ро Байкал, Восточно-Ев ропейская рав нина, Альпы, Монблан, Ги малаи, Эве рест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озе ро, Онежское озеро, Запад но-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Ян цзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймя кон, Чера- пунджи, Ара вийский полу остров, Рос сия, Китай, Индия | Объяснять особен ности природы и населения Евразии. Определять специ фику природы и на селения Евразии по тексту и картам. На зывать и показывать на карте географи ческие объекты по теме урока. Обозна чать на контурной карте государства | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт природы и населения Евразии. Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 20/02 27\02 | |||||||||||||||||||||||||
25.6 | Особенности природы и населения материка Африка | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Евра зии | Замбези, Вик тория, Танга ньика, саван на, оазис | Определять специфику природы и на селения Африки по тексту и картам. На зывать и показывать на карте географи ческие объекты по теме урока. Выде лять специфические черты природы ма терика | Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции. Преобразовы вать текстовую информацию в табличную | Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 6/03 | |||||||||||||||||||||||||
26.7 | Особенности природы и населения материка Се верная Америка | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Север ной Америки | Северная Аме рика, Южная Америка, Па намский пере шеек, Мекси ка, тундра, степь, Аппала чи, Кордилье ры, землетря сение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой кань он, Ниагар ский водопад, секвойя, ин дейцы, эски мосы, ондатра | Объяснять особен ности природы и населения Северной Америки. Опреде лять специфику природы и населе ния Северной Аме рики по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 13/03 | |||||||||||||||||||||||||
27.8 | Особенности природы и населения материка Южная Америка | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Юж ной Америки | Южная Амери ка, Анды, Ама зонская низ менность, Амазонка, Па рана, Ориноко, Игуасу, Ан- хель, анаконда, капибара, ин дейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, ко либри | Объяснять особен ности природы и населения Южной Америки. Опреде лять специфику природы и населе ния Южной Амери ки по тексту и кар там. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 20/03 | |||||||||||||||||||||||||
28.9 | Особенности природы и населения материка Австралия | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Авс тралии | Австралия, Большая песча ная пустыня, Большая пус тыня Виктория, Большой Водо раздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кен гуру, коала, ли рохвост, эвка липт, ехидна, утконос, Авс тралийский Со юз | Объяснять особен ности природы и населения Австра лии. Определять специфику природы и населения Австра лии по тексту и кар там. Называть и по казывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной кар те природные гео графические объ екты | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт природы и населения Австралии. Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 3/04 | |||||||||||||||||||||||||
29.10 | Особенности природы и населения материка Антаркти да | Формирование представлений о специфичес ких чертах природы, насе ления и хо зяйства Антар ктиды | Антарктида, планктон, лед ник, пингвин, научно-иссле довательская станция | Объяснять особен ности природы и населения Антарк тиды. Определять специфику природы и населения Антар ктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции - | Понимание специфичес ких черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уни кальности природы и населения материка - | 10/04 | |||||||||||||||||||||||||
30.11 | Урок обобще ния и контроля знаний по теме Путешествие по планете Земля | Формирование навыков и уме ний обобще ния темати ческого мате риала, работы с различными контрольно измерительны ми материала ми | См. уроки 22-29 | Объяснять особен ности природы и населения матери ков. Определять специфику природы и населения мате риков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт природы и населения материков. Осознание причин уни кальности природы и населения материка | 17/04 | |||||||||||||||||||||||||
Тема. Природа Земли (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
31.1 | Что такое природа. Природные объекты. Практическая работа №10 Организа ция фено логических наблюде ний в при роде | Формирование представлений о многообра зии природы Земли и объек тов, ее состав ляющих | Природа, объ ект природы | Выделять, опреде лять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объ ектами природы и природными явле ниями (в том числе инструментальные) | Умение рабо тать с различ ными источни ками информации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции. Проводить наблюдения (в том числе инс- трументаль- ные) | Понимание специфичес ких черт природы и видового разнообра зия природ ных объек тов | 24/04 | |||||||||||||||||||||||||
32.2 | Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера. Итоговый контроль | Формирование первичных представлений об оболочках Земли. | Географичес кая оболочка, литосфера, ат мосфера, гид росфера, био сфера | Объяснять особен ности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Опреде лять отличия оболо чек Земли друг от друга. Выделять су щественные призна ки и особенности тематического мате риала. | Умение работать с раз личными ис точниками ин формации. Выделять глав ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото вить сообще ния и презента ции | Понимание специфичес ких черт оболочек Земли | 8/05 | |||||||||||||||||||||||||
33 | Урок обобще ния и контроля по курсу | Формирова ние навыков и умений обоб щения темати ческого мате риала, | См. уроки 1—33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | 15/05 | |||||||||||||||||||||||||
34 | Урок кор рекции знаний по курсу | Коррекция на выков и уме ний обобщения тематического материала, ра боты с различ ными конт- рольно-изме рительными материалами | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | 22\05 |
3 часа резервного времени распределены следующим образом:
В разделе «Путешествие по планете Земля»10 часов добавлен 1 час резервного времени- урок №30 Урок обобще ния и контроля знаний по теме «Путешествие по планете Земля»
2 часа резервного времени использую для контроля и коррекции знаний учащихся за курс 5 класса, урок №33 «Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела» и урок №34 «Урок кор рекции знаний по курсу географии»
На уроке № 2Методы географи ческих исследо ваний: описательный картографический. Космические методы. Источники географических знаний Практическая работа 2.Состав ление опи сания учеб ного кабинета географии. Практическая работа3. Органи зация на блюдений за погодой предусмотрено выполнение двух практических работ, причем практическая №3 , только организация наблюдений, ее невозможно оценить за один урок, так как наблюдения за погодой длительный процесс, поэтому результаты за 3 практическую работу будут выставлены на уроке №32 при изучении темы «Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера».
Содержание программы
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
Практические работы:
1.Составле ние схемы наук о при роде
2.Организация наблюдений за погодой.
3. Состав ление опи сания учеб ного кабинета географии.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- сравнение свойств географической карты и плана местности;
- определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
1. Состав ление срав нительной характерис тики раз ных видов изображе ния земной поверхнос ти.
2. Определе ние с помо щью ком паса сторон горизонта
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрута путешествия, обозначение географических объектов
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- понятие о географической оболочке Земли;
- определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
- Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
- Стенд для постоянных и временных экспозиций.
- Компьютер.
- Мультимедиа-проектор.
- Интерактивная доска.
- Коллекция медиаресурсов.
- Выход в Интернет.
- Учебная геоинформационная система.
- Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
- Справочно-информационная и научно-популярная литература.
- Глобус большой.
- Глобусы лабораторные.
- Физическая карта полушарий.
- Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
- Карта великих географических открытий.
- Карта Мирового океана.
- Измерительные приборы: компас, термометр, барометр.
- Календарь погоды.
- Коллекция горных пород
- Гербарий растений природных зон России
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Знать/ понимать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
Уметь
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях повседневной жизни;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений( в том числе инструментальных);
приводить примеры географических объектов;
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
различать и сравнивать географические объекты, процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений ( в том числе инструментальных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...