Рабочая программа 5 класс (Домогацких Е.М.)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для уроков в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_domogatskih_e.m.docx91.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. География. Введение

(5 класс, 35 часoв)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,

Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную  рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения  по количеству часов  по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

          Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • уметь составлять схему наук о природе;
  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;
  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  • уметь организовывать наблюдение за погодой;

  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
  • уметь составлять  план кабинета географии;
  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  • уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  • уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе;
  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

   Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета.

     Географическое образование школьников формируется на основе взаимодействия следующих подходов:

  • Компетентностный подход основан на современных достижениях географической науки и интеграции ее с различными научными областями (историей, экологией, биологией и др.); раскрытии становления и развития научных идей; поисках в разрешении проблемы; показе различных аспектов географической науки; знакомстве с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI  в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, своя страна, свой населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются понятия, закономерности, факты. 
  •    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.
  • Гуманистический подход ориентирует на раскрытие значимости человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения человека, жизни населения, ориентирует на содействие в становлении духовно-нравственных норм, поведение во благо (добро). 
  • Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой. Основными идеями аксиологического подхода являются раскрытие универсальной ценности и самоценности природы и человека, осознание ответственности каждым живущим на Земле за сохранение жизни как в целом на Земле, так и в ближайшем окружении, позитивном настрое географии. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что в свою очередь способствует эстетическому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
  • Культурологический подход обеспечивает возможность раскрыть географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет учитывать, что феномен культуры (в том числе географической) обусловлен тем, что она выступает ареной жизни (средой), реальностью мира человека, созидательной его сферой. Культурологический подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое, созидательное познание географии, позволяет знакомить учащихся с особенностями национальных норм, традиций, жизни человека. 
  • Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъектного опыта учеников, в разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу, способствует развитию механизмов самореализации учащихся при разрешении различных ситуаций, созидательной деятельности в своем регионе. Данный подход обеспечивает привязку учебного материала к жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение школьной географии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
  • Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход дает возможность включить учащихся в разрешение возникающих противоречий в форме географических проблем, показывает их сущность и пути решения.
  • Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов, как особый подход в курсе, позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, целостный образ земного шара как планеты людей, а также отдельные территории (от планеты Земля до своей страны и ближайшего окружения — своего города, района). Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческой составляющей, характерной для своего региона, обеспечивающей глубокое изучение своей местности как ближайшего географического окружения.

Указанные подходы реализуются через концептуальные ниши в содержании:

  • Глобальность — рассмотрение географических вопросов «на мировом фоне».
  • Антропоцентричность — рассмотрение большинства тем с точки зрения человека, его жизни, жизни населения.
  •  Разноаспектность — рассмотрение изучаемых явлений в экологическом, социальном, культурном и практическом аспектах.
  • Разномасштабность — рассмотрение объектов изучения в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д., вплоть до городского квартала.
  • Историзм — рассмотрение сегодняшнего состояния лишь как «мига между прошлым и будущим» и как результата длительного развития.
  • Комплексность — упор на раскрытие всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов. 
  • Позитивный настрой — упор на положительные примеры деятельности человека.
  • Созидательность — самостоятельная творческая деятельность учащихся при изучении географии. 

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: 

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на     уроках.
  4. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:  

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;
  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Составление схемы наук о природе
  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:  путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:   

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;
  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:  

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Характеристика методов контроля и основные формы контроля

По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

По способу организации контроля: автоматический (машинный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.         

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).

Формы контроля

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

По способу оценивания используется традиционная т.е. «отметочная» технология.

Критерии оценки.

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и  доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося  педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работ

   Для получения объективной картины уровня обученности в качестве формы контроля используются проверочные тесты открытого и закрытого типов.

    Тест – это инструмент, состоящий из выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

    Преимущества технологии тестирования:

  1. Тесты являются значительно более качественным и объективным способом оценивания.
  2. Они более емкий инструмент - показатели тестов ориентированы на измерение степени, усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний.
  3. Объемный инструмент - используются знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.
  4. Мягкий инструмент -  все школьники в равных условиях, используется единая процедура и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
  5. Широкий инструмент – с точки зрения интервала оценивания. Это дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.
  6. Гуманизм тестирования, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

     Тематическим планирование предусмотрены проектные (индивидуальные и групповые) виды деятельности, творческие работы.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках

  1. Организация наблюдений за погодой
  2. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
  3. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
  4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
  5. Составление плана кабинета географии

  1. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  1. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

  1. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
  2. Организация фенологических наблюдений в природе
  3. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
  4. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
  5. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
  6. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
  7. Составление перечня научно-исследовательских  антарктических станций

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
  2.  Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4.  Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  6. Компьютер.
  7. Мультимедиа-проектор.
  8. Интерактивная доска.
  9. Коллекция медиаресурсов.
  10. Выход в Интернет.
  11. Учебная геоинформационная система.
  12. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  13. Глобус  большой.
  14. Физическая карта полушарий.
  15. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
  16. Карта великих географических открытий.
  17. Карта Мирового океана.
  18. Компасы.
  19. Календарь погоды.

   УМК включает:

  • программу курса «География 5-9 классы», изданную «Русским словом» в 2012 год, программа имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;
  • учебник 5 класса «География. Введение в географию»\ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 год, имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;
  • географический атлас с комплектом контурных карт для изучения начального курса физической географии.

     Учебник представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Прошел экспертизу в 2011 году и включен в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения в гимназиях.

   Отличительная особенность -  преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Из определения здоровьесберегающих технологий видно, что важнейшей целью внедрения данных технологий в образовательный процесс является не только сохранение и укрепление здоровья, но и формирование культуры самого здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии обеспечивают надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями различных нормативных документов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие учеников, а именно на закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом  как  частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету  и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курса   «Безопасность   жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии подразделяются на  три подгруппы:

  • -организационно-педагогические технологии способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  • -психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
  • -учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. 

Перед  учителем,  готовым использовать в  своей  работе здоровьесберегающие  образовательные  технологии,   на  первом  этапе стоят следующие задачи:

  • объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
    профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);
  • пройти  необходимое  повышение  квалификации  по  вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических   приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных  занятий  и  внешкольной  работы, с  учащимися,   отслеживая получаемые  результаты   как   по   собственным   ощущениям,   так   и   с помощью объективных методов оценки;
  • содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей  образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Учителя не имеют вредных привычек, стараются разнообразить свой пищевой рацион, планируют свой рабочий день и отдых для того, чтобы не допускать перегрузок организма. Свободное время учителя естествознания посвящают туризму, активному отдыху, а также занятиям спортом (беговые лыжи, коньки, подвижные игры, велосипедные прогулки). Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Рекомендуемая дополнительная литература.

  1. Поурочные разработки по географии, 5 класс, Н.А.Никитина, М., Вако, 2004г.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 5 класс – М.: Дрофа, 2012.
  3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
  4. О.В. Чичерина «Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии»
  5. Н.Н. Ладилова «Дидактические материалы пор физической географии», Москва Изд-во «Просвещение», 1998 г.
  6. Н.А. Максимов «За страницами учебника географии», Москва Изд-во «Просвещение», 1988 г.
  7. Т.Н. Воробцова «Поурочные планы – 6 класс», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2002 г.
  8. О.А. Бахчиева «Начальный курс географии (методическое пособие)», Москва Изд-во «Дрофа», 2004 г.
  9. Н.С. Румынина, Н.С. Сапроненкова «Практические работы по географии 6-10 классы»
  10. М.К. Куприянов «Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов».    

Интернет – ресурсы:

  1. Мультимедийное пособие География 6-10 класс.
  2. Электронное картографическое пособие «Мир». Издательство «Просвещение», 2000 год.    
  3. Электронный учебник «Начальный курс физической географии».
  4. Сайты Интеренет.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания)

Результаты

Домашнее задание/

примечание

Дата проведения

Личностные

метапредметные

предметные

5 А

5 Б

5 В

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Что такое география?

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;

уметь организовыватьнаблюдение  за погодой

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи

формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

2.

Методы географических исследований

Комбинированный

Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.

Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;

уметь организовывать аблюдена за погодой.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;

уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

§2. Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой.

.

3.

От плоской Земли к земному шару.

Урок изучения нового материала

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид,полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать аблюдена за погодой

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой

4.

Форма, размеры и движение Земли.

Урок формирования умений и навыков

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

 Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать аблюдена за погодой

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Давать определения понятиям: полюс, экватор.  Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

§4.  Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.

Вести дневник наблюдений за погодой.

5.

Глобус и карта.

Урок формирования умений и навыков

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать аблюдена за погодой.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических  изображений поверхности Земли.

§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.

Вести дневник наблюдений за погодой.

6.

Ориентирование на местности.

Урок формирования умений и навыков

Компас. Ориентирование на местности.

Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.  Уметь организовывать аблюдена за погодой.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Умение работать с измерительными  приборами.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают.  Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.

7.

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Формировать навыки и умения обобщений,  работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать наблюдена за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять  особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

Вести дневник наблюдений за погодой.

.

8.

По следам путешественников каменного века

Урок изучения нового материала

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности, ;уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

§7.  Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.

Вести дневник наблюдений за погодой.

9.

Путешественники древности

Урок формирования умений и навыков

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.

Вести дневник наблюдений за погодой.

10.

Путешествия морских народов.

Урок формирования умений и навыков

Географические открытия викингов.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

§9 Составить простой план параграфа.

Вести дневник наблюдений за погодой.

11.

Первые европейцы на краю Азии.

Урок формирования умений и навыков

Путешествие Марко Поло.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.

Вести дневник наблюдений за погодой.

12.

Хождение за три моря.

Урок формирования умений и навыков

Хождение за три моря.

Формировать  представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина;

уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов  и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.

13.

Морской путь в Индию.

Урок формирования умений и навыков

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.

§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой.

14.

Открытие Америки.

Урок формирования умений и навыков

Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Формировать представления о причинах  и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?

Вести дневник наблюдений за погодой.

15.

Первое кругосветное плавание.

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения кругосветного путешествия Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§14  По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.Вести дневник наблюдений за погодой.

16.

Открытие Южного материка.

Урок формирования умений и навыков

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.Вести дневник наблюдений за погодой.

17.

Поиски Южной земли продолжаются.

Урок формирования умений и навыков

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§16

Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.

Вести дневник наблюдений за погодой.

18.

Русские путешественники.

Урок формирования умений и навыков

Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой.

19.

Вокруг света под русским флагом.

Урок формирования умений и навыков

Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 17. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.

20.

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

Урок повторения и обобщения

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Формировать навыки и умения обобщений,  работы с различными контрольно-измерительными материалами. уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Вести дневник наблюдений за погодой.

21.

Мировой океан и его части.

Урок изучения нового материала

Формирование понятий Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

§19, ответы на вопросы с.102.

Вести дневник наблюдений за погодой.

22.

Значение Мирового океана для природы и человека.

Урок формирования умений и навыков

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.

§20, ответы на вопросы с.106.

Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.

Вести дневник наблюдений за погодой.

23.

Путешествие по Евразии.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры  природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических  черт природы  и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять  специфику природы и населения Евразии  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа в контурной карте – нанести крупные государства.

Вести дневник наблюдений за погодой.

24.

Путешествие по Африке.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры  природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять  специфику природы и населения Африки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

§22, ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу по живым организмам.

Вести дневник наблюдений за погодой.

25.

Путешествие по Северной Америке.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы  и хозяйственной деятельности населения материка.

Понимание специфических  черт природы  и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять  специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства

§23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на контурную карту государства Северной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

26.

Путешествие по Южной Америке.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

Понимание специфических  черт природы  и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять  специфику природы и населения Южной Америки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.

§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на контурную карту государства Южной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

27.

Путешествие по Австралии.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Австралии.

Понимание специфических  черт природы  и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять  специфику природы и населения Австралии  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на контурной карте  природные географические объекты.

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на контурной карте  природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

28.

Путешествие по Антарктиде.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

Понимание специфических  черт природы  и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять  специфику природы и населения Антарктиды  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на контурной карте  природные географические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на контурной карте  природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

29.

Путешествие по Антарктиде.

Урок формирования умений и навыков

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

Понимание специфических  черт природы  и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять  специфику природы и населения Антарктиды  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на контурной карте  природные географические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на контурной карте  природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой .

30.

Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

Урок повторение изученного материала

См. уроки 21-30

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Понимание специфических  черт природы  и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения материков.

Вести дневник наблюдений за погодой.

31.

Что такое природа

Урок изучения нового материала

Понятие природа, «объект» природы,  отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

Осознание роли природы в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

Вести дневник наблюдений за погодой.

32.

Оболочки Земли

Урок формирования умений и навыков

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

33.

Оболочки Земли.

Урок формирования умений и навыков

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

34.

См. разделы курса

Урок обобщающего повторения

См. разделы курса Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Работа с КИМ

35.

См. разделы курса

Урок обобщающего повторения

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Работа с КИМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

рабочие программы по географии 6-9 классы, 10-11 классы по линии Домогацких

надеюсь,что данные материалы помогут коллегам в работе...

Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких

В программпе  имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочая программа по предмету "География" 8 класс на основе ФГОС, авторской программы: Домогацких Е.М.

I. Пояснительная записка                   Нормативно-правовые документы, на основе, которой разработана рабоч...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...