Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе
методическая разработка по географии

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

                 Оглавление

Ввеление………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………..10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_unt.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

IV республиканская  НПК «Бичелдеевские чтения»,

в рамках Республиканского года развития малых сел  

и Года добровольцев-волонтеров  в России

«Использование  элементов устного народного творчества при обучении географии в школе.»

 Монгуш Валентина Базыр-ооловна,

МБОУ Ийменская СОШ Дзун-Хемчикского кожууна РТ,

                                                                                                     учитель географии

с. Ийме, март 2018 год

                                           Оглавление

Ввеление………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………..10

Введение.

      Устное народное творчество: загадки,  пословицы, сказки, народные приметы, поговорки, былины и притчи - важнейшая  часть культуры любого народа. Для воспитания всесторонне развитой личности необходимо знакомить учеников с особенностями и спецификой разных народов, с их национальной культурой и традициями. Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную и выверенную форму. Знание  традиций не только своего, но и других народов страны  поможет понять общечеловеческие  ценности.

 Поговорки    разных народов часто звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл. На  примере пословиц  можно показать черты сходства между народами, выявить качества, объединяющие людей разных национальностей. Например: «Громада - великий человек» (украинская.)

 «Если вздохнуть всем народом - ветер дует» (русская)

 «Народ вздохнет  разом  – будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (китайская)

«Когда народ един, он горы сдвинет». (осетинская)

«У народа учись, из земли добывай» (тувинская)

«Путь народа широк» (тувинская)

«Одно полено - не костер, один человек - не народ» (тувинская).

«Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого» (осетинская).

Использование  элементов устного народного творчества при обучении географии в школе.

Знакомство с этносом позволит сформировать у учащихся представление о России как о многонациональной стране, объединяющей более ста наций и народностей. Следует отметить, что в учебно- воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употребления пропадет.  Кроме того, целесообразно рассказать и о некоторых народных обычаях и традициях, связанных с явлениями природы, например, «Масленица» - проводы зимы (русские) , «Акатуй» - праздник сева (чуваши), «Праздник цветов» (марийцы),  « Цаган caр»- первый день весны ( калмыки). «Сабантуй»- праздник песни и труда (у башкир и татар).

     Особенно ценно использовать в учебном процессе загадки, так как с их помощью совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается учеником в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки нацеливают мышление учащихся  как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность  ребенка. Они позволяют учителю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности и находчивости. Приведем примеры загадок:

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта.)

Без рук, без ног

Под окном стучится,

В избу просится. (ветер)

Север – 
Там, где много вьюг. 
Там, где жарко – 
Будет… 
(Юг.)

Шел долговяз

В землю увяз. (дождь)

Меня бьют, колят,

Ворочают, режут;

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас.) 
 

Лежал, лежал,

Да и в речку побежал. (Снег)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан.)

Свищет,

Воет

И ревёт,

И дубы

С корнями

Рвёт.

(Ураган)

Знает всякий: стар и молод, 
Что на карте точка – …
(Город.)

С городом этим

Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся … 
(Столица.)

 Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень, 
А вокруг всегда вода.
(Остров.)

 

   Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового материала, закрепление. Наиболее уместно они вписываются в раздел «Гидросфера». В процессе повторения материала на обобщающем занятии  по разделу «Атмосфера» по темам:  «Ветер», «Погода и климат». В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий, как виды осадков –дождь, снег, град, гром, гроза, ветер, радугу, облака и туман.

  • Много снега - много хлеба, много воды - много травы.(русская)
  • В пословицах нет лжи, в дождевой воде нет соли.(монгольская)
  • Где снег, там и след.(русская)
  • .  Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.(русская)
  • За молнией следует гром, за громом — дождь.(китайская).
  • Когда есть вода в больших реках, и маленькие реки полноводны.( китайская)
  • В ложке Волги не переедешь.(русская)
  • В поле за ветром не угоняешься.( русская)
  • Без ветра и трава не шелестит.(тувинская).
  • Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.(тувинская)
  • От искры - пожар, от дождя – наводнение.(тувинская)
  • Не увидев горы, не откидывай полы; не увидев воды, не снимай сапоги.(тувинская)
  • Тому, кто промок под дождем, роса не страшна.(африканская)
  • У каждого ветра своя погода.( русская).

На уроке по теме «Вода на Земле». Загадки и пословицы могут быть использованы  для объяснения нового материала. Ключевыми здесь являются понятия: река, болото, море, озёра. Пословицы, характеризующие море, в основном подчеркивают размеры моря, объясняют причину впадения рек в море. О болоте говорится как о топком месте.

Где нельзя ни ходить, ни ездить? (по болоту)

Что шумит без ветра? (вода)

Давай-ка слово назовём:
Большой природный водоём,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами.
(Озеро.)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро …
(Байкал.)

Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я...
(Река.)

Даже море меняет место.(осетинская)

С берега море красиво, а с моря - берег красив (датская)

Сотни рек начинаются от одного истока (вьетнамская).

У широкой реки и волны большие. (вьетнамская).

Вода может нести лодку, а может и перевернуть.(китайская).

У дерева есть корень, у реки — исток.

Если подождать, то и на море будет хорошая погода.(японская)

Река своего русла не теряет.( грузинская).

В полой воде нет рыбы, в пословицах нет лжи.(тувинская)

В утку промахнулся, зато в озеро попал.(тувинская)

Горы высоки, да разрушаются; море глубоко, да пересыхает.(тувинская)

В теме «Мировой круговорот воды » ученикам можно предложить самим найти пословицы, поговорки и загадки, связанные с работой воды в природе( паводок, половодье, наводнение.) Например : «Где много воды-там жди беды»,  «Половодье горы крушит».  «Не будет воды – не будет и травы».(таджикская). «Воды утекут, пески останутся».(грузинская). «Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня».(узбекская).

 На следующем уроке при проверке домашнего задания необходимо обратить внимание на соответствие подобранных поговорок и пословиц.

Заключение.

   Устное народное творчество,  являясь частью культуры данной нации, всегда оставалось и останется актуальным, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д.       Их собирают и передают из века в век как бесценные языковые единицы, отражающие культурные достижения и хранящие мудрые мысли народов.

Как показал наш опыт, использование элементов устного народного творчества  наиболее   высокоэффективно в среднем школьном возрасте. Использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса , осуществлению этического, патриотического воспитания подрастающего поколения.

                                     Список литературы:

1.Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.- Ростов- на- Дону: Феникс,2007.-220с.

 2. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- м. ТЦ          Сфера, 2004. – 240 с.

   3.Болотникова Н.В. Уроки- игры в средней школе.-Волгоград:Учитель,2007.-138с.

  4.География. У нас в гостях Япония: нестандартные уроки в школе. – Волгоград: Учитель, 2003. – 60с.

Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".

Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию....

Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе

Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...