Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе
методическая разработка по географии
Оглавление
Ввеление………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………..10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_unt.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
IV республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,
в рамках Республиканского года развития малых сел
и Года добровольцев-волонтеров в России
«Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе.»
Монгуш Валентина Базыр-ооловна,
МБОУ Ийменская СОШ Дзун-Хемчикского кожууна РТ,
учитель географии
с. Ийме, март 2018 год
Оглавление
Ввеление………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………..10
Введение.
Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки, народные приметы, поговорки, былины и притчи - важнейшая часть культуры любого народа. Для воспитания всесторонне развитой личности необходимо знакомить учеников с особенностями и спецификой разных народов, с их национальной культурой и традициями. Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную и выверенную форму. Знание традиций не только своего, но и других народов страны поможет понять общечеловеческие ценности.
Поговорки разных народов часто звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл. На примере пословиц можно показать черты сходства между народами, выявить качества, объединяющие людей разных национальностей. Например: «Громада - великий человек» (украинская.)
«Если вздохнуть всем народом - ветер дует» (русская)
«Народ вздохнет разом – будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (китайская)
«Когда народ един, он горы сдвинет». (осетинская)
«У народа учись, из земли добывай» (тувинская)
«Путь народа широк» (тувинская)
«Одно полено - не костер, один человек - не народ» (тувинская).
«Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого» (осетинская).
Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе.
Знакомство с этносом позволит сформировать у учащихся представление о России как о многонациональной стране, объединяющей более ста наций и народностей. Следует отметить, что в учебно- воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употребления пропадет. Кроме того, целесообразно рассказать и о некоторых народных обычаях и традициях, связанных с явлениями природы, например, «Масленица» - проводы зимы (русские) , «Акатуй» - праздник сева (чуваши), «Праздник цветов» (марийцы), « Цаган caр»- первый день весны ( калмыки). «Сабантуй»- праздник песни и труда (у башкир и татар).
Особенно ценно использовать в учебном процессе загадки, так как с их помощью совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается учеником в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки нацеливают мышление учащихся как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка. Они позволяют учителю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности и находчивости. Приведем примеры загадок:
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта.)
Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (ветер)
Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг.)
Шел долговяз
В землю увяз. (дождь)
Меня бьют, колят,
Ворочают, режут;
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас.)
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан.)
Свищет,
Воет
И ревёт,
И дубы
С корнями
Рвёт.
(Ураган)
Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город.)
С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся …
(Столица.)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров.)
Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового материала, закрепление. Наиболее уместно они вписываются в раздел «Гидросфера». В процессе повторения материала на обобщающем занятии по разделу «Атмосфера» по темам: «Ветер», «Погода и климат». В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий, как виды осадков –дождь, снег, град, гром, гроза, ветер, радугу, облака и туман.
- Много снега - много хлеба, много воды - много травы.(русская)
- В пословицах нет лжи, в дождевой воде нет соли.(монгольская)
- Где снег, там и след.(русская)
- . Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.(русская)
- За молнией следует гром, за громом — дождь.(китайская).
- Когда есть вода в больших реках, и маленькие реки полноводны.( китайская)
- В ложке Волги не переедешь.(русская)
- В поле за ветром не угоняешься.( русская)
- Без ветра и трава не шелестит.(тувинская).
- Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.(тувинская)
- От искры - пожар, от дождя – наводнение.(тувинская)
- Не увидев горы, не откидывай полы; не увидев воды, не снимай сапоги.(тувинская)
- Тому, кто промок под дождем, роса не страшна.(африканская)
- У каждого ветра своя погода.( русская).
На уроке по теме «Вода на Земле». Загадки и пословицы могут быть использованы для объяснения нового материала. Ключевыми здесь являются понятия: река, болото, море, озёра. Пословицы, характеризующие море, в основном подчеркивают размеры моря, объясняют причину впадения рек в море. О болоте говорится как о топком месте.
Где нельзя ни ходить, ни ездить? (по болоту)
Что шумит без ветра? (вода)
Давай-ка слово назовём:
Большой природный водоём,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами.
(Озеро.)
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро …
(Байкал.)
Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я...
(Река.)
Даже море меняет место.(осетинская)
С берега море красиво, а с моря - берег красив (датская)
Сотни рек начинаются от одного истока (вьетнамская).
У широкой реки и волны большие. (вьетнамская).
Вода может нести лодку, а может и перевернуть.(китайская).
У дерева есть корень, у реки — исток.
Если подождать, то и на море будет хорошая погода.(японская)
Река своего русла не теряет.( грузинская).
В полой воде нет рыбы, в пословицах нет лжи.(тувинская)
В утку промахнулся, зато в озеро попал.(тувинская)
Горы высоки, да разрушаются; море глубоко, да пересыхает.(тувинская)
В теме «Мировой круговорот воды » ученикам можно предложить самим найти пословицы, поговорки и загадки, связанные с работой воды в природе( паводок, половодье, наводнение.) Например : «Где много воды-там жди беды», «Половодье горы крушит». «Не будет воды – не будет и травы».(таджикская). «Воды утекут, пески останутся».(грузинская). «Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня».(узбекская).
На следующем уроке при проверке домашнего задания необходимо обратить внимание на соответствие подобранных поговорок и пословиц.
Заключение.
Устное народное творчество, являясь частью культуры данной нации, всегда оставалось и останется актуальным, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. Их собирают и передают из века в век как бесценные языковые единицы, отражающие культурные достижения и хранящие мудрые мысли народов.
Как показал наш опыт, использование элементов устного народного творчества наиболее высокоэффективно в среднем школьном возрасте. Использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса , осуществлению этического, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы:
1.Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.- Ростов- на- Дону: Феникс,2007.-220с.
2. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- м. ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
3.Болотникова Н.В. Уроки- игры в средней школе.-Волгоград:Учитель,2007.-138с.
4.География. У нас в гостях Япония: нестандартные уроки в школе. – Волгоград: Учитель, 2003. – 60с.
Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".
Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию....
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...