Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе
статья по литературе на тему
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя. | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная педагогическая мастерская
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе.
Подготовила Чернова Ирина Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
МОБУ «Ленинская СОШ №2
им. А.В.Чихирева»
г.Тула
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи. Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Еще в 1968 году в фильме «Доживем до понедельника» имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него».
Прошло время, а проблема осталась. В связи с этим тема нашей педагогической мастерской приобретает особую актуальность.
Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Таким образом, речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.
Что же такое Культура речи?
Однозначного понимания термина не существует. Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи» – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
А для того, чтобы это «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» было сформировано у учащихся, и вошло прочно в их повседневную речь, учителю необходимо вести системную, кропотливую работу в этом направлении и на уроках литературы, и на уроках русского языка, и , по возможности, на уроках риторики и элективных курсах. И поэтапно, шаг за шагом от первого знакомства с тем или иным выразительным средством, до умения видеть его в произведении, сопоставлять и анализировать воспитывать личность ученика, обладающего грамотной, образной и выразительной речью. А начинать эту работу надо, безусловно, с изучения произведений русского устного народного творчества. И стандарты основного (общего) образования по литературе ныне действующие, 2004г., и стандарты нового поколения предусматривают изучение фольклорных произведений разных жанров. Фольклор самоценен; обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух своего народа, его миросозерцание, культуру, историю. Но, помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает словарный запас учеников, совершенствует их речь.
Программа по литературе в основной школе вводит понятие об устном народном творчестве (УНТ), жанрах УНТ в 5 классе. Переходной ступенью к изучению поэтических произведений УНТ является знакомство с эпическим жанром – русской народной сказкой, хотя некоторые сведения о нём учащиеся уже получили в начальной школе. Литературный курс V - IX классов не может быть усвоен без освоения понятия о русской народной сказке. Основным теоретико-литературным понятием, формируемым в 5 классе, является понятие о жанре и, в частности, о сказке. Именно в 5 классе закладываются основы литературной грамотности, и от прочности знаний, умений, полученных в среднем звене, зависят успехи учащихся при изучении историко-литературного курса в старших классах. Важно показать детям, как построена сказка, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе. Необходимо рассматривать нравственную сторону содержания сказки (победа добра над злом, прославление доброты, трудолюбия, верности), роль волшебного начала, специфические сказочные приемы повествования (наличие зачина, концовки, устойчивых оборотов), отличительные особенности видов сказок (волшебные, бытовые и сказки о животных).
УСТНАЯ НАРОДНАЯ ПРОЗА (ЭПОС)
Сказочная (установка на вымысел) |
Сказка - занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
|
Волшебные сказки (по конфликту):
- героические (герой борется с волшебной силой);
- социально-классовые (герой борется с царем, барином);
- семейные (педагогические) (конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер).
Общие особенности волшебных сказок:
- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда;
- столкновение с волшебной силой;
- наличие волшебных персонажей, предметов;
- осложненная композиция; расширенный набор изобразительно-выразительных средств;
- описание доминирует над диалогом;
- многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).
Сказки о животных (по конфликту):
- борьба хищников между собой;
- борьба слабого зверя с хищником;
- борьба человека со зверем
Общие особенности сказок о животных:
- специфический состав действующих лиц (сказочные образы - традиционные типы: лиса - хитрая, волк - глупый и т.д.);
- антропоморфизм;
- конфликты отражают реальные жизненные отношения людей;
- широкое использование диалога;
- обилие глаголов;
-облегченная композиция; суженный набор изобразительно-выразительных средств;
- малоэпизодность, быстродействие;
- введение малых фольклорных форм (пословиц и поговорок)..
Бытовые (новеллистические) сказки:
- анекдотические;
- сатирические: антибарские, антицарские, антирелигиозные;
Также бытовые сказки могут делиться на сказки-состязания и сказки-насмешки.
Общие особенности бытовых (новеллистических) сказок:
- в основе сюжета - необычайное проишествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика, практически, отсутствует; имеет место чудесное допущение типа гиперболы); вместо волшебства используется смекалка;
- реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение (реализм условен);
- действующие персонажи - антагонисты;
- положительный герой - иронический удачник;
- широкое использование диалога;
- обилие глаголов;
- смысловой акцент приходится на развязку.
При анализе сказок особое внимание следует уделять системе выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке.
Система выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке.
Композиционные:
- антитеза - прием, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой - “лжегерои”; герой - злонамеренные представители иномира и т.п.);
- ретардация (замедление действия методом многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определенном моменте);
- троичность (субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил - 2:1);
- художественные формулы - поэтические штампы (общие места),
сказочные формулы: | - начальные (присказка, зачин) “На море-окияне, на островеБуяне, стоит дуб-златы маковки. На том дубе - цепь, а по цепи ходит кот: направо идет - песню поет, налево - сказку сказывает...” “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...” - конечные (концовка) “Стали они жить-поживать, да добра наживать...” “Вот двор. На двору - кол. На колу - мочало. Не сказать ли сказку с начала?” - срединные: формулы оповещения (кличи, предсказания) формулы обращения добрый молодец, красна девица “Встань передо мной, как лист перед травой” “Избушка! Стань ко мне передом, к лесу - задом” формулы пространства и времени Долго ль, коротко ль; далеко ли - близко; высоко - низко |
Стилистические:
- параллелизмы (долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли... ; “Старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын - совсем дурак...”)
- символика (невеста-лебедь);
- гиперболы (и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом , да дворец с крыльцом)
- художественные и синтаксические инверсии;
- тавтологии (диво-дивное; чудо-чудное);
- сросшиеся синонимы (грусть-тоска; путь-дорога);
- постоянные эпитеты (серый волк, белокаменные палаты, буланый меч, красна девица, добрый молодец);
- повторные приставки (затужили-загоревали, повыжжено-поломано);
- уменьшительные и увеличительные суффиксы (головушка, избушка, глазищи).
Для того, чтобы научить детей видеть в тексте сказки эти выразительные средства, понимать их природу, даю детям задания (индивидуальные или в группах):
- В сказках «Бой на Калиновом мосту», «Белая уточка», «Царевна-лягушка»,»Каша из топора», «Кот и лиса» найти выразительные средства.
- С какой целью использованы эти выразительные средства?
- Найти в сказках устаревшие слова и историзмы.
-Какие выразительные средства встречаются в сказках чаще всего( на основе всех ранее прочитанных русских народных сказок?
-Используя приём словесного рисования, нарисовать портрет героя сказки и лжегероя.
-Составить толковый словарь постоянных эпитетов, используемых в русском фольклоре.
“Толковый словарь постоянных эпитетов”
1. Туча черная - густое облако тёмного цвета, предвещающая беду.
2. Гроза страшная - непогода, гроза с великими громом и молнией.
3. Ясен сокол - птица(сокол), слово ясен имеет нравственный смысл.
4. Зеленый сад - сад, в котором растут вечно зеленые, красивые деревья.
5. Войско великое - войско храброе, многочисленное и хорошо оснащенное.
6. Прекрасная королевна - очень красивая девушка королевского рода.
7. Страшным вихрем - вихрем быстрым, молниеносным.
8. Чудесный дворец - очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.
9. Горькие слезы - слезы, которые проливает герой из-за большого горя.
10. Старая кляча - старой клячей называют коня отрицательные герои.
11. Добрый конь - конь, который верно служит своему хозяину.
12. Какая невзгода - невзгода, которую помогает решить помощник.
13. Живая вода - вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».
14. Мёртвая вода - вода, которая залечивает любые раны.
15. Добрая минута - минута отдыха или удачи.
16. Некоторое время - неопределенный, короткий промежуток времени.
17. Добрая воля - герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.
18. Глухая полночь - полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.
19. Чудесный конь - конь, обладающий сверхъестественными свойствами.
20. Уста сахарные - уста прекрасной героини (героя).
21. Сизокрылый орёл - очень могучая и зоркая птица.
22. Красное солнышко - 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.
23. Красота ненаглядная - красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).
24. Добрый молодец – молодой человек, с хорошими намерениями.
На основе проведенного анализа выявлены следующие изобразительно-выразительные средства, которые используются в русских волшебных сказках, а именно: постоянный эпитет, повтор, гипербола, сравнение, параллелизм, антитеза, олицетворение, метафора, образный эпитет, риторическое восклицание.
Наиболее частотными из них являются постоянные эпитеты.
Анализ функций, которые выполняют изобразительно-выразительные средства в сказках, показывает что используются они для описания природы, людей, зданий, государств, предметов быта. Постоянные эпитеты используются для создания образов. Повторы привлекают внимание читателя, некоторые из них носят эмоциональный характер. Гиперболы делают более ярким качества героя или события, все гиперболы в русских волшебных сказках носят эмоциональный характер. Сравнения употребляются в свойствах, характерных для этого тропа, для построения композиции. Параллелизм является важным элементом композиции русских волшебных сказок. Антитеза является и фигурой мысли, и идеей сказки. Олицетворения помогают создать яркие образы мира вещей, окружающих героев. Метафора используется для придания большей образности тексту русской волшебной сказки. Образные эпитеты выполняют описательную функцию. Риторические восклицания используются для создания образа настоящего героя, борца с нечистой силой, делают этот образ более эмоциональным.
Таким образом, в русских волшебных сказках наблюдается использование широкого круга изобразительно-выразительных средств, создающих неповторимый образ русского героя, русской природы и мира, который окружает героев. В заключении предлагаю детям самим сочинить сказку, используя все характерные для русской народной сказки приёмы, а также изобразительно-выразительные средства.
Малыми поэтическими фольклорными жанрами являются небылицы, потешки, загадки, пословицы и поговорки.
Одним из средств развития речи школьника, его образного мышления, чувства юмора являются потешки и небылицы. В них проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка.
Что же это за жанр? Какова его задача? Такие вопросы были поставлены перед учащимися на уроке по теме: « Структура жанра ПОТЕШКА». Чтобы ответить на эти вопросы, ученики сначала познакомились с предлагаемыми им текстами, а потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь понять, зачем люди придумали ту или иную из них. Так, например, по прочтении потешки «Ладушки» ребята не только сумели объяснить, что потешку придумали для того, чтобы играть с малышом, но и показали, как должна проходить игра.
И именно эти практические действия вновь помогли ученикам понять задачу кажущейся простой потешки: понимать человеческую речь.
Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через конкретные задачи отдельных потешек вышли на общую задачу всего жанра – весело учить ребенка жестам, движениям, учить понимать человеческую речь и выполнять команды «слова».
Хочу привести слова М.Горького: « Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Дальнейшее знакомство учеников со структурой жанра – «потешки» происходит во внеурочное время, во время подготовки к внеклассным мероприятиям «Зимние посиделки» и « В светлый праздник Рождества», «Проводы Масленицы», где были использованы малые жанры русского фольклора: потешки, небывальщины, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, калядки и частушки.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей школьного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». В работе над загадками предлагаю пятиклассникам в качестве домашней работы подобрать как можно больше загадок, систематизировать их по темам (например: предметы, овощи, явления природы и т.п.), а затем на следующем уроке ученики загадывают друг другу приготовленные загадки. Находят в них использованные выразительные средства. Речь – доказательство, требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно школьники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Чтобы вызвать интерес у детей и потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна .Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речи – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа (Расписное коромысло над городом повисло). Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций (Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита – параллелизм, антитеза; сидит девица в темнице, а коса на улице – олицетворение, противопоставление; висит
груша – нельзя скушать – метафора и т.д.). В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.
«В простоте слова — самая великая мудрость, — писал М. Горький,- пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». О великой ценности пословиц писал в 1968г. Ушинский: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем…» Пословицы складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.
Но кроме нравственных и этических норм поведения пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Внутренняя рифма созвучия помогают запомнить норму.
Вместе то(шн)о, порознь ску(шн)о.
Один бу(льё)н поедим и опять до(льё)м.
У фашистов ши(н*э)ли не по русской метели.
Слова в пословицах подобраны не только по смыслу, но и по звучанию. Гласные и согласные звуки повторяются, связывают предложения:
Я не я и лошадь не моя, я и не изво(щ)ик.
Не разбивши яиц, не сделаешь яи(шн)ицы.
Поэтому, работая с пословицами, следует обращать внимание учащихся на произношение гласных и согласных звуков, производить элементарный орфоэпический разбор общеупотребительных слов.
Как (ш)или, так и износим.
Кабы свинье рога, всех бы со свету (ж)ила.
Сперва ты меня повози, а там и я на тебе поезжу (ж и доп. ж).
Огнем огня не сжечь(ж* и доп.ж).
Всяк своего (щ*)астья кузнец.
Гость хозяину не ука(щ*)ик.
Ску(ш)ен день до вечера, коли делать нечего.
Серде(ш)ный друг не родиится вдруг.
Ле(хг)ую вину прощают.
Ле(хч*)е друга потерять, чем найти.
Мя(хк)ое слово кости не ломит.
Родная земля мя(хч*)е чужой перины.
Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения.
Иногда ударение в словах определяется рифмой.
Был бы досуг, будет и друг.
Огонь да берёсту не клади в одно место.
Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть.
Голова завита, да не делом занята.
Иного употчуешь кусом, а другого не употчуешь и гусем.
Хоть на хвое, да на своей воле.
Может «подсказать» ударение и ритмическое построение пословиц.
Бела береста_ _/__
да деготь чёрен._ _/_ _
Обучая детей акцентологическим нормам, можно обратить внимание и на разнообразные формы сравнений.
Сравнение выражено посредством союзов.
Богатый в деньгах, что мышь в крупе.
Сказал – как ножницами отрезал.
Вертится, как береста в огне.
Сравнение выражено бессоюзной формой ( сравнение_- образец).
Клей да рубанок столяру отцу родные.
Царская работа – одна зевота.
Избалуется овца – хуже козы станет.
В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки.
Не убил рябчика, ешь свёклу.
От плохого человека вред семи кварталам.
Одну туфлю нашел, а праздник устраивает.
Ломоту хромотою исцеляют.
В дремоте чудится, в снах видится.
Чаще встречаются слова с подвижным ударением.
Не положил – не ищи.
Жить не с деньгами, а с добрыми людьми.
Долгая стоянка балует солдата.
Про него в Москве в лапти звонят.
Кто много ест, всегда голоден.
Не все, что кисло, щавель.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Капля по капле камень долбит.
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Например:
Мал золотник, да дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублем.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит и дело портит.
Ты ему по секрету, а он по всему свету.
Задания могут быть и такими:
1. Прочитай одно (по выбору) предложение – пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
2. Отталкиваясь от данного предложения «разверни» свою мысль, в письменной форме ( от 5 до 15 предложений). Помни , что предложение- опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения и текста- рассуждения. Так постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.
Вот что получилось у ученицы 5 класса Сенчуковой Д.:
Ты ему по секрету, а он по всему свету.
Мне кажется, эта пословица учит хранить чужие секреты, быть верным другом. Ведь рассказывают о самом сокровенном только близким людям, и будет очень обидно, если о твоей тайне узнают посторонние люди.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Программа по литературе предусматривает в 6 классе изучение такого фольклорного жанра, как былина. Первый урок по этой теме следует начать с определения основных понятий:
I.БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
Основные былинные герои – богатыри, наделённые необыкновенной силой, в которых воплотились мечты народа о защитнике родной земли. Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»). На уроке по данной теме ставлю следующие цели:
повторить, закрепить и расширить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;
развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;
осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины.
Для реализации этих целей провожу такие виды работы:
II. Беседа - актуализация знаний.
-Что такое былина?
-Чем былина отличается от сказки?
-Как связана былина с реальными историческими событиями?
-Кто является персонажами былины?
-Каких богатырей вы знаете? (Дети называют Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Святогора, Микулу Селяниновича).
-Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
-Что вы знаете об особенностях былины? (Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):
“Илья Муромец и Калин-царь”;
“Алёша Попович и Тугарин”;
“Добрыня Никитич и Змей!
-Что такое речитатив?
- Как исполнялись былины? (Под звуки гуслей гуслярами, отсюда и напевность звучания).
III. Проверка домашнего задания.
Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.
По ходу - вопросы учителя:
О чем былина? Понравилась вам?
Кто из героев запомнился? Почему?
Какие герои вступают в противоборство?
IV. Особенности изображения былинного героя.
1. Беседа.
Как обычно называют былинных героев?
Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
За что и с кем сражаются богатыри?
2. Викторина “Узнай героя”
1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.
(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)
2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.
(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)
3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он млады их змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских
(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)
4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.
(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)
5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь
(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )
V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий.
В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:
зачин;
завязка действия;
развитие действия;
кульминация;
развязка
В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. Предлагаю учащимся на примере былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» найти все компоненты композиции.
Далее проводим анализ выразительных средств былины:
-Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. (Учащиеся находят повторы в тексте былины).
-В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).
-Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).
-Гипербола – главный художественный приём в былине.
Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.
-Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Постоянные эпитеты: чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные - делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми. Сравнения: Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц - передают психическое состояние героев).
VI. Обобщение
Назовите художественные особенности былины.
Для чего они используются в былине?
Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
Кто такие богатыри?
Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.
VII. Домашнее задание
На выбор учащихся:
Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
Составить кроссворд или викторину по теме: “Былины”.
Принцип игры с текстом, словом должен стать главным при изучении фольклора в средних классах. На одном из уроков по былинам после знакомства с термином «постоянный эпитет» можно предложить ученикам такую игру: составить предложение, в котором было бы употреблено как можно больше постоянных эпитетов. Естественно, что все должно быть «обставлено» как соревнование: и фиксированное время для работы, и чтение своих предложений вслух, и определение победителей, и, возможно, дальнейшее оформление проекта. Вот некоторые примеры, которые получились у ребят: «Поехал в чисто поле да на коне богатырском добрый молодец, да поехал за наливным яблочком для красной девицы, что в стольном Киеве-граде живет, да устами сахарными сладки речи говорит».
«Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял его конь добрый и устами сахарными съел».
Для закрепления понятия «гипербола» можно предложить ребятам продолжить, используя гиперболы, предложения типа:
- Конь Ильи Муромца был таким тяжелым, что, когда он скакал, казалось, что ….
-Добрыня Никитич так яростно нападал на врагов, что им казалось, что ….
Побеждает самый остроумный.
Конечно, это игровая форма, но она помогает детям в полной мере освоить важнейшие стилевые моменты былин. Не просто узнать, познакомиться с ними, а именно усвоить, сделать своими, пропустить через себя. Логическим итогом такого разговора о былинах станет сочинение собственных былин (естественно, это домашнее задание, его может выполнить и один ученик, и группа учащихся). С точки зрения «строгой» фольклористики сочинять фольклор нельзя, но это удобный способа собрать воедино полученные о жанре знания. Ребятам придется провести достаточно сложную работу по стилизации, соблюсти все каноны – это ли не лучшая проверка усвоенности материала? К тому же в процессе такой работы, в общем-то, далекий от современного ребёнка жанр былин как бы приближается к нему – ведь очень интересно и весело писать, а потом читать в классе былину на актуальный сюжет из окружающей жизни.
В 8 классе на уроках литературы проходит знакомство с таким фольклорным жанром, как народные песни. Песней сопровождалась вся жизнь человека от рождения до смерти. В песне выражается душа народа. Даже пословицы свидетельствуют об этом: «Не пой худой песни при добрых людях. Чьим умом живешь, того и песню поёшь». У фольклорного слова есть образовательный аспект. Народно-песенная речь – хранительница и эталон языка. В русских фольклорных песнях язык народа таков, каков он есть в своей сущности, каков должен быть, со всеми своими природными особенностями, ему лишь свойственными оборотами речи. Они привлекают к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова народной песни, становится немного художником, досоздающим художественный образ в своём воображении.
Среди народных песен особое место занимают исторические и лирические песни. И здесь важно, чтобы дети уяснили отличие исторических песен от былин. Проблемные вопросы помогут найти общие и отличительные черты:
- Чем, по-вашему, отличаются исторические песни от былин? (Композиционное построение, герои, события).
- А в чём сходство (в частности, в особенностях стихотворной речи)?
(Особая ритмичность, напевность:
Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь».
Как на Волге, да на Камышинке,
Казаки живут, люди вольные,
У казаков был атаманушка,
Ермаком звали Тимофеичем.
Использование сходных выразительных средств: эпитеты, метафоры, инверсия, единоначалие, повторы, антитеза, наличие диалога, создающего впечатление достоверности).
- Найдите в песнях о Ермаке и Емельяне Пугачёве эти выразительные средства, с какой целью они употреблены?
-В песнях о Ермаке и Петре Первом найдите общие образные выражения. («Не злата труба вострубила им…» Песня о Ермаке.
«Как не золотая трубонька вострубила…» Песня о Петре Первом.
«Царю белому православному…» Песня о Ермаке.
«…Наш батюшка православный царь…» Песня о Петре Первом.)
Такие устоявшиеся поэтические формулы – одна из особенностей УНТ.
Характерная особенность лирических народных песен – сопоставление душевных переживаний человека с явлениями природы (параллелизм).
- Найдите в лирических песнях примеры параллелизма.
(«Ты о чём, горькая кукушечка,
О чём ты кукуешь?»-
Как же мне, горькой кукушечке,
Как мне не куковати?
Что один, один-то был зелёный сад,
И тот засыхает!
Что один-то во саду был соловьюшка,
И тот вылетает!»
«Ты о чём, красна девушка,
О чём тужишь, плачешь?»
«Ну и как же мне, красной девушке,
Не тужить, не плакать?
Что один-то, один разлюбезный был,
И тот покидает!»)
-Задушевность лирическим песням придают слова с уменьшительными ласкательными суффиксами. Найдите в тексте песен такие примеры. (Кукушечка, соловьюшка, молодёшенька, дороженька, батюшка, матушка и др.)
Таким образом, русский фольклор представляет собой культурный феномен.
Изучение произведений УНТ способствует формированию общекультурной и социокультурной компетенций, развитию интереса учащихся к народной культуре, воспитанию любви к литературе и искусству своего народа.
Литература многим обязана фольклору. Исторически он «старше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения (на русской почве это XI-XII вв.) в фольклоре уже сложилась система жанров, изобразительных средств, символов. Естественно, что литература во многом ориентирована на фольклор, обогащалась в этом взаимодействии. Древнерусская литература вся построена на «диалоге» с фольклором, они как бы прорастают друг в друга. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве» – этот своеобразный «синтез героической песни и плача». Из фольклора заимствуются сюжеты, образы, жанры – вспомним хотя бы Жуковского. В XIX в. нет практически ни одного крупного писателя, творчество которого не было связано с фольклором. Пушкинские «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»; «Песнь про купца Калашникова» Лермонтова; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя; стихотворение «Косарь» Кольцова; лирика Некрасова; сказки Салтыкова-Щедрина – примеры можно множить.
Но на примере произведений УНТ решается важная задача – формирование культуры речи учащихся. И важная, направляющая роль здесь отводится учителю. Перед учителем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по произведениям устного народного творчества
Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"
Цель урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...
Презентация "Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе"
Презентация содержит описание системы работы учителя по формированию навыков культуры речи учащихся на уроках литературы при изучении УНТ....
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе.
Данная работа рассказывает о роли культуры речи учителя при формировании речевых навыков учащихся на уроках литературы при изучении произведений УНТ....
Произведения устного народного творчества.
Данная презентация будет интересна учителям....