Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс) по теме
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УНТ. Частушки и предания. | 2.84 МБ |
Конспект урока | 26.27 КБ |
Карточки для СР | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Работа по карточкам (3 варианта)
Частушки Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?
«Сибирские летописи» (предания) п овести о завоевании Сибири Ермаком ; литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане . Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан ( Старорусенников )
Предание « О покорении Сибири Ермаком» Выразительное чтение предания (с.14-16). Каким народ представляет себе Ермака? Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895
К эпохе чьего царствования относится это предание? Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами). К ак проявляется в предании отношение народа к Ермаку?
Русская литература 2-й пол. 18 века Сообщение о бурном подъёме крестьянского движения. 1773–1775 гг. - крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны.
Предание «О Пугачёве» Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника). Что вы знаете о Пугачёве , о восстании под его предводительством?
Ч то вы узнали нового о Пугачёве из предания? К аким народ представляет себе Пугачёва? Ч то общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве?
Художественные особенности предания наличие диалогов; сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки»; л ексика предания приземлённая: «сошёлся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился»; обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачёв- то был- то был», «в конце- то концов», « ну вот », « мол », достоверность, которая подчёркивается: « это всё точно было ».
Итоги Какой из текстов преданий вам понравился больше? В чём сходство и различие преданий и народных сказок?
Домашнее задание Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...» Чтение преданий «П ё тр и плотник», «Царь Пётр и солдат». Подготовить пересказ предания «О покорении С ибири Е рмаком», включив характерную для этого предания лексику. В спомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам
Интернет - ресурсы Рабочие материалы : http ://tak-to-ent.net/load/225 Картины художников: http ://yandex.ru/search/?lr=10747&msid=1471011390.27303.22904.722&text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&suggest_reqid=266729914146566434814111335062899&csg=2180%2C10709%2C30%2C30%2C0%2C1%2C0&redircnt=1471011408.1
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество.
Урок 3. Частушки и предания. Предания «О покорении Сибири Ермаком» и «О Пугачёве». Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Цели:
- Отметить своеобразие жанра частушек.
- Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке;
- Повторить исторические песни о Пугачёве.
- Уметь определять жанр произведения.
- Развивать умения выразительного чтения и анализа произведения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно.
- Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).
– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
– Как в частушках отражается время?
Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить?
(6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.)
- Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия.
III. Изучение новой темы.
- Сообщение темы и целей урока. Работа с термином «предание».
Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме.
- Что вы знаете о Ермаке?
Сообщение: В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.
Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане (Старорусенникове). Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.
- Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео.
- Беседа по тексту.
- К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного)
– Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.)
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)
- Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.)
Учитель:
Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».
- Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.
- Что изображено на картине?
- Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
- Слово учителя (или подготовленного ученика)о литературе второй половины XVIII века.
- Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся)
С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом (так, в 1775 году Емельян Пугачёв был казнён) на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины».
Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)
– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Учитель:
В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.
10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.
- Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника).
- Что вы узнали нового о Пугачёве из предания?
- Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.)
- Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)
- В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? (Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)
IV. Подведение итогов урока.
– Какой из текстов преданий вам понравился больше?
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?
Домашнее задание:
- Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...»
- Чтение преданий «Пётр и плотник», «Царь Пётр и солдат».
- Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.
- Вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.
Используемый ресурс:
Предварительный просмотр:
Карточка 1
(для слабого ученика)
- Что мы называем песней? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.)
- Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)
Карточка 2.
- Какие песни можно назвать народными лирическими? (Песни, которые исполнялись для удовольствия и служили народу для выражения своих мыслей и чувств).
- В чем их своеобразие? Чему они посвящались? (В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)
Карточка 3
(для сильного ученика)
- Какие песни можно назвать народными историческими? (Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.)
- Каковы особенности исторических песен? (См. ст. учебника)
- Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны? (Циклы песен об Иване Грозном и Ермаке (16 век), о Степане Разине (2-я пол. 17 в.), о Пугачёве.
Карточка 1.
- Что мы называем песней?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие виды фольклорных песен вы знаете?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
- Какие песни можно назвать народными лирическими?
______________________________________________________________________________________________________________________
- В чем их своеобразие? Чему они посвящались?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3.
- Какие песни можно назвать народными историческими?
__________________________________________________________________________________________________________________________2. Каковы особенности исторических песен?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны? _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс по учебнику Коровиной В. Я. "Покорение Сибири Ермаком". Предание
Урок изучения предания сопровождается презентацией с картиной и эскизами В. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", что даёт представление учащимся о Ермаке и исторической эпохи....
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком...
Проект «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»
Востребованность и актуальность проекта «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях» продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жиз...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."
Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...
Устное народное творчество. Предания.
Конспект урока "Устное народное творчество. Предания"...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...