РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии (Экономическая и социальная география мира) 10-11 класс. (Базовый уровень)
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа данного курса соответстует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_10-11_kl.doc | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
Класс 10-11
Срок реализации программ- 2 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии (Экономическая и социальная география мира)
10-11 класс. (Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью
реализует Федеральный компонент среднего образования по географии в 10-11 классах.
рабочая программа составлена на основе нормативно правовых документов:
- . Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 8-11 классов);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (ред. от 21.04.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»;
- Е.М. Домогацких. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. -2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
- Домогацких Е.М. «Программа по экономической и социальной географии мира» для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. -2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС» 2010.
Используемый УМК:
- Е.М. Домогацких. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. -2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
- Учебник. География: Экономическая и социальная география мира; ч.1 Общая характеристика мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домагацких, Н.И. Алексеевский, -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013
- Учебник. География: Экономическая и социальная география мира; ч.2 Региональный обзор мира: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домагацких, Н.И. Алексеевский, -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013
- Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского «География: Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч. 1 / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
- М.: ООО «Русское слово-контурные карты», 2015.
- Атлас. География, 10 класс. М.: ООО «Русское слово-атлас», 2015
2) Отличительные особенности программы:
Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей.
- Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
- Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так, в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее измучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».
Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс изучается в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.
Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.
В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.
Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.
Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений.
Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем и учащимся предлагается завершить учебный год в 10 классе защитой презентаций по одной из тем раскрывающей глобальные проблемы человечества.
Вторая часть (11 класс) открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.
Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов школы, которая изучается на базовом уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 68 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 34 часов учебного времени. По учебному плану ОО также выделено 34 часа (1 час в неделю) в 10 и 11 классах. Поэтому содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программе Е.М. Домогацких. Изменения касаются только часов из резерва, они добавлены для проведения урока обобщения в 10-11 классах и в 11 классе на практические работы.
10 класс: Часть 1. Общая характеристика мира
Тема/раздел. | Количество часов по программе Е.М. Домогацких. | Количество часов по рабочей программе | Обоснование |
Часть 1. Общая характеристика мира | 34 | 34 | |
Современная география. | 1 | 1 | |
Тема 1. Страны современного мира. | 2 | 2 | |
Тема 2. География населения мира |
5 | 5 | |
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. | 12 | 12 | |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 2 | 2 | |
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства | 10 | 10 | |
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь | 1 | 1 | |
Резерв: | 1 | 1 | 1 час на повторение курса. |
Итого: | 34 | 34 |
11 класс. ЧАСТЬ 2.Региональный обзор мира – 34 ч
Тема/раздел. | Количество часов по программе Е.М. Домогацких. | Количество часов по рабочей программе | Обоснование |
ЧАСТЬ 2.Региональный обзор мира. | 34 | 34 | |
ТЕМА 1. Политическая карта мира | 2 | 2 | |
ТЕМА 2. Зарубежная Европа. | 5 | 6 | 1 час выделен на практическую работу для знакомства со странами региона. Туристический маршрут. |
ТЕМА 3. Зарубежная Азия. | 8 | 9 | 1 час выделен на практическую работу для знакомства со странами региона. Туристический маршрут. |
ТЕМА 4. Северная Америка. | 3 | 3 | |
ТЕМА 5. Латинская Америка. | 4 | 4 | |
ТЕМА 6. Африка. | 4 | 5 | 1 час выделен на практическую работу для знакомства со странами региона. Туристический маршрут. |
ТЕМА 7. Австралия и Океания | 2 | 2 | |
ТЕМА 8. Россия в современном мире. | 2 | 2 | |
Резерв; | 4 | 1 | 1 час на повторение курса..(3 часа на ПР) |
Итого: | 34 | 34 |
3). Содержание учебного материала:
Часть 1. Общая характеристика мира. 10 класс.
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации»
Тема 2. География населения мира (5 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы: Практическая работа №1 «сравнительный анализ карт народов и мировых религий»
Практическая работа №2 «анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий»
Практическая работа №3 «Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран»,
Практическая работа №4 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе»
Практическая работа №5 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а). английский б) французский в) русский г). немецкий.
Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов».
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов».
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: Определение стран – экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа: Составление тест-опросника по теме.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» .
Резерв – 1 час.
Раздел 2. Региональный обзор мира. 11 класс.
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа: Классификация крупнейших государств мира: а) по форме правления. Б). по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (9 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
2. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: 1.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (5 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: 1.Оценка ресурсного потенциала по картам атласа.
2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа:Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практическая работа: Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России. Международные связи России.
Резерв – 1 час.
Формы организации учебной занятости, и основных видов учебной деятельности: Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Работа по тексту учебника, с терминологией и вопросами для обсуждения, анализ таблицы, беседа, сообщения, презентации. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, использование Интернет-ресурсов.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1.Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2.Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3.Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Формы промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГБОУ школа № 581 с углубленным изучением технологии в форме полугодовых оценок. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме консультаций, которые проводятся в индивидуально-групповом формате. Данные занятия предусматривают работу с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам, конкурсам), подготовка к ГИА, работа со слабоуспевающими обучающимися.
4.). Планируемые результаты освоения учебного предмета:
- Знать:
- -методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
- Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
Учебно-тематический план для 10 класса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки. | Практические Работы/часть уроков. | |||
Часть 1. Общая характеристика мира | 34 | |||
1 | Современная география. | 1 | 1 | - |
2 | Тема 1. Страны современного мира. | 2 | 2 | 1(фронтально оценочная на уроке) |
3 | Тема 2. География населения мира | 5 | 5 | 6(фронтально оценочная на уроке) |
4 | Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. | 12 | 12 | 1(фронтально оценочная на уроке) |
5 | Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 2 | 2 | 1(фронтально оценочная на уроке) |
6 | Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства | 10 | 10 | 1(фронтально оценочная на уроке) |
7 | Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь | 1 | 1 | 1(фронтально оценочная на уроке) |
8 | Резерв. | 1 | 1 | |
8 | Итого: | 34 | 34 | 11(фронтально оценочная на уроках) |
Кроме того, программой 10 класса предусмотрено проведение практических работ по темам:
Тема/раздел. | Количество практических работ. | Практическая работа. |
Часть 1. Общая характеристика мира | ||
Современная география. | 1 | Практическая работа №1 «составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации» |
Тема: 2 География населения мира | 6 | Практическая работа №1 «сравнительный анализ карт народов и мировых религий». Практическая работа №2 «анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий» Практическая работа №3 «Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран», Практическая работа №4 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе» Практическая работа № 5 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а). английский б) французский в) русский г). немецкий. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов». |
Тема 3 Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. | 1 | Практическая работа №1 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов». |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 1 | Практическая работа №1 «Определение стран – экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг». |
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства | 1 | Практическая работа №1 «Составление тест-опросника по теме» |
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь | 1 | Практическая работа №1 «Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» |
ИТОГО. | 11 |
Учебно-тематический план для 11 класса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки. | Практические Работы/часть уроков. | |||
ЧАСТЬ 2.Региональный обзор мира. | 34 | |||
1 | ТЕМА 1. Политическая карта мира | 2 | 2 | 1 (фронтально оценочная на уроке) |
2 | ТЕМА 2. Зарубежная Европа. | 6 | 5 | 2 (1 самостоятельный урок, 1 фронтально оценочная на уроке) |
3 | ТЕМА 3. Зарубежная Азия. | 9 | 8 | 3 (1 самостоятельный урок, 2 фронтально оценочная на уроке) |
4 | ТЕМА 4. Северная Америка. | 3 | 3 | 1 фронтально оценочная на уроке) |
5 | ТЕМА 5. Латинская Америка. | 4 | 4 | 2 фронтально оценочная на уроке. |
6 | ТЕМА 6. Африка. | 5 | 4 | 2 (1 самостоятельный урок, 1 фронтально оценочная на уроке) |
7 | ТЕМА 7. Австралия и Океания | 2 | 2 | 1 (фронтально оценочная на уроке) |
8 | ТЕМА 8. Россия в современном мире. | 2 | 2 | 1 (фронтально оценочная на уроке) |
9 | Резерв. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 30 | 12/4 отдельным уроком. |
В 11 классе по программе предусмотрено 12 практических работ по темам:
Тема. | Количество практических работ. | Практическая работа. |
ТЕМА 1. Политическая карта мира | 1 | Классификация крупнейших государств мира: а) по форме правления. Б). по государственному устройству. |
ТЕМА 2. Зарубежная Европа | 2 | 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. |
ТЕМА 3. Зарубежная Азия | 3 | 1.Обозначение на к/к границам субрегионов Азии. 2. Сравнительная характеристика ЭГП двух стран Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. |
ТЕМА 4. Северная Америка | 1 | Заполнение таблицы «Экономические районы США». |
ТЕМА 5. Латинская Америка | 2 | 1.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки. |
ТЕМА 6. Африка | 2 | 1.Оценка ресурсного потенциала по картам атласа. 2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. |
ТЕМА 7. Австралия и Океания. | 1 | Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. |
ТЕМА 8. Россия в современном мире | 1 | Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России. Международные связи России. |
ИТОГО. | 12 |
Приложение.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала остаётся отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных способностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ:
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
Примечание. По окончании устного ответа, обучающегося педагогом, даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможны привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка качества выполнения самостоятельных письменных работ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся: - выполнил работа без ошибок и недочётов; - допустил не более одного недочёта.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или не более двух недочётов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если ученик: - не приступал к выполнению работы; - правильно выполнил не более 10% всех заданий.
Примечание: учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа; - оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов: время 10-15 минут. | Отметка. | Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов: время выполнения работы – 30-40 мин. | Отметка. |
10 | 5 | 20-18 | 5 |
9-7 | 4 | 17-14 | 4 |
6-5 | 3 | 13-10 | 3 |
Менее 5 | 2 | Менее 10 | 2 |
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объёме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы потрачено много времени (можно дать возможность закончить работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2».Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать верных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов: самостоятельное выполнение и формулирование выводов; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Практические работы 10 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.
***
Задание учащимся.
- Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
- На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Практическая работа №2.
Тема. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.
Цель работы: закрепление знаний учащихся об основных типах вопсроизводства населения, различных в продолжительности жизни, половом и возрастном составе населения стран разных типов, закрепление навыков работы с половозрастными пирамидами.
***
Задание учащимся.1. Используя учебник (стр. 44 рис. 16), внимательно рассмотрите половозрастных пирамид разных стран. 2. Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношение мужского и женского населения и основных возрастных групп. 3. Назовите причины различий.
Практическая работа №.3, 4.
Тема: сравнительный анализ карт народов и мировых религий. Подбор примеров мононациональных и многонациональных сран.
Цель работы: Формирование представлений учащихся о типах стран с различным национальным и религиозным составом.
***
Задание учащимся. Используя тематические карты заполните таблицу.
Регионы. | Однонациональные страны. | Двунациональные страны. | Многонациональные страны. | |||
Страны. | Крупнейший народ. | Страны. | Крупнейший народ. | Страны. | Крупнейшие народы. | |
СНГ | ||||||
Зарубежная Европа. | ||||||
Зарубежная Азия. | ||||||
Африка. | ||||||
Северная Америка. | ||||||
Латинская Америка. | ||||||
Австралия и Океания. |
Сделайте вывод.
Практическая работа №5.
Тема. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а). английский б) французский в) русский г). немецкий.
Цель работы: Формирование представлений учащихся о распространении крупнейших языков мира, закрепление навыков составления таблиц и оформление контурных карт.
***
Задание учащимся. 1. Используя различные источники информации. Заполните таблицу.
Государственный язык. | Список стран. |
Английский. | |
Французский. | |
Русский. | |
Немецкий. |
На контурной карте нанесите страны с различными государственными языками.
Практическая работа №6.
Тема: Объяснение причин миграционных процессов в Европе.
Цель работы: Формирование представлений учащихся о современных миграционных процессах в Европе и их причинах.
***
Задание учащимся. Используя текст § 7 , рис.24 на стр.59 определите основные пути миграционных потоков региона. Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков в Европе.
Практическая работа №7
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов
Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.
***
Задание учащимся.
Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа №8
Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ход работы:
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | |||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | ||
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 |
|
|
| |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 |
|
|
| |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 |
|
|
| |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 |
|
|
| |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 |
|
|
| |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 |
|
|
| |
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 |
|
|
| |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 |
|
|
| |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 |
|
|
| |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 |
|
|
| |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
|
|
|
- Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
- выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
- сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Практическая работа №9
Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:
Страны-экспортеры основных видов сырья | Страны-экспортеры промышленной продукции | Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции |
Вывод:
Практическая работа №10.
Тема: Составление тест-опросника по теме «Общая характеристика современного мирового хозяйства».
Цель работы: формирование умений учащихся составлять тест- опросник по изученной теме.
***
Задание учащимся. Используя материал темы с § 29 по 31, задание на стр. 211 составьте тест – опросник.
Практическая работа №11.
Тема: Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем.
Цель работы: развитие и конкретизация знаний учащихся о глобальных проблемах человечества, формирование представлений о взаимосвязи глобальных проблем и их влияние друг на друга.
***
Задание учащимся. Используя текст § 32 выпишите название глобальных проблем человечества. Покажите стрелками связь общих проблем с другими, вдоль стрелок напишите, как они проявляются. Сделайте вывод о взаимосвязи глобальных проблем человечества, их комплексного решения.
Практические работы 11 класс.
Практическая работа № 1.
Составление таблицы” Классификация крупнейших стран мира”.
Ход работы:
Заполнить таблицы: а)” Государственный строй отдельных стран мира”.
Б) «форма правления»
Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством и формой правления.
Форма правления | Унитарные государства | Федеративные государство |
Президентская республика |
|
|
Парламентская республика |
|
|
Конституционная монархия |
|
|
Абсолютная монархия |
|
|
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
Государства Британского Содружества |
|
|
Зарубежная Европа. Азия
Практическая работа №
Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы, Азии..
Ход работы:
- Нанесите на контурную карту границы и подпишите названия субрегионов Зарубежной Европы.
- В каждом субрегионе выделите границы различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.
- В каждом субрегионе выделите границы различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии,
Практические работы по регионам.
Тема: Разработка маршрута туристической поездки по странам.
Ход урока:
1.На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;
2. Выберите вид (или виды) транспорта, на Вы предполагаете провести круиз;
3. Нанесите на карту маршрут Вашего международного круиза с посещением указанных Вами достопримечательностей;
4. Дайте обоснование выбора объектов, которые Вы предполагаете посетить и вида (видов) транспорта (т.е. проведите рекламную кампанию).
Вариант 1. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.
Вариант 2. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Азии.
Вариант 3. Составление туристического маршрута по странам Африки.
Вариант 4. Составление туристического маршрута по странам Латинской Америки.
Практическая работа.
Составление сравнительной экономико-географической положения двух стран Азии (КНР и Индии).
Ход работы:
Работа выполняется в письменном виде по типовому плану:
1). Положение по отношению к соседним государствам.
2). Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортными путям.
3). Положение по отношению к топливно-сырьевым базам.
4). Главные районы сбыта продукции.
5). Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Внимание! Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.
Северная Америка
Практическая работа.
Задание: заполните таблицу «Экономические районы США».
Ход работы:
- Используя § 17, рисунок 86 заполните таблицу: «Экономические районы США».
Экономические районы. | Отрасли хозяйства районов. |
Латинская Америка
Практическая работа.
Тема: Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
Ход работы:
1.Используя карты атласа, текст учебника §19 нанесите на контрарную карту границы субрегионов Латинской Америки, обозначьте природные ресурсы субрегионов.
2.Сделайте общий вывод об обеспеченности субрегионов природными ресурсами.
Африка, Австралия.
Практическая работа.
Тема: Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран.
Ход работы Используя карты атласа дайте оценку ресурсного потенциала ЮАР, Австралии.
Сделайте вывод об обеспеченности страны природными ресурсами.
Россия.
Практическая работа.
Тема: Анализ материалов. Опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном мире.
Задание: сделать подборку материалов из СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.
Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...
Рабочая программа по курсу "Экономическая и социальная география мира" /11 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы о...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (техн. труд) для 6- 8 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по технологии( техн. труд) для 6-8 классов(базовый уровень) на 2015-2016 уч.год....