Рабочая программа по курсу "Экономическая и социальная география мира" /11 класс/
рабочая программа по географии (11 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы). Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_geografiya_2004.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
2.1. Статус документа.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы). Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Нормативно- правовое и инструктивно – методическое обеспечение:
- Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
- Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от16.06.11 №04-997);
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области; Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014–2015 учебном году;
- Школьный учебный план на 2014-2015 учебный год;
- Положение о рабочей программе ОУ
2.2. Выбор данной программы обоснован тем, что она полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. К данной программе имеется весь методический комплекс: учебник, который разработан в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии; методическое пособие /В.П. Максаковский/, оно содержит рекомендации и дополнительные материалы по темам курса; рабочие тетради; тестовые задания; дидактические карточки задания, мультимедийные средства обучения; атласы, контурные карты. Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления)
В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической.
Таким образом, рабочая программа по географии способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что соответствует образовательным задачам школы. Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; -познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
2.3. Место предмета в базисном учебном плане.
- В ФБУП определено количество учебных часов на изучение географии в 10 и 11- м классе - 70 ч.
- В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса географии в 11 классах определено 35 часов (1 часа в неделю).
- По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю.
Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:
№ | Тема (раздел курса) | Кол-во часов по Примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1. | Введение Многообразие стран на политической карте мира. (1 час) | 20 | 1 |
2. | Тема 6. Зарубежная Европа | 4 | |
3. | Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия | 5 | |
4. | Тема 8. Африка | 5 | |
5. | Тема 9. Северная Америка | 4 | |
6. | Тема 10. Латинская Америка | 4 | |
7. | Тема 11. Глобальные проблемы человечества | 5 | 6 |
8. | Тема 12. Россия в современном мире | 10 | 5 |
Итого | 35 | 34 (1 час резервный) |
Практические работы запланированы согласно методическим рекомендациям по проведению и оцениванию практических работ. Перечень и количество часов практических работ по рабочей программе соответствует перечню и количеству практических работ указанных в Примерной программе. Практические работы, подлежащие оцениванию, выделены курсивным начертанием в тексе.
Распределение часов практических работ:
№ урока | № п. р. | По Примерной программе | По рабочей программе |
5 | 1 | Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики. | Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки» |
8 | 2 | Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии |
10 | 3 | Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата | |
18 | 4 | Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем |
19 | 5 | Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. | Составление характеристики Канады |
23 | 6 | Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. | Сравнительная характеристика экономического развития стран Латинской Америки |
32 | 7 | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития |
2.4 Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента. Включение НРЭО обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области, региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знания и умений на практике.
Распределение НРЭО по урокам:
№ урока | № НРК | Содержание НРЭО |
3 | 1 | Южный Урал, Челябинская область, внешнеэкономические связи со странами Зарубежной Европы |
7 | 2 | Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Зарубежной Азии |
23 | 3 | Челябинская область. Стратегия партнерства со странами Южной Америки |
25 | 4 | Экологические проблемы Южного Урала |
32 | 5 | Роль и место Челябинской области в экономике России |
3. Календарно – тематический план
Дата | № урока | Раздел, тема учебных занятий | Кол-во часов | Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по географии (6-7-8-10-11кл.) 2004 г. | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор) | Содержание НРЭО | Практические работы | ЦОР | Формы контроля | |||
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ | Требования к уровню подготовки выпускников | |||||||||||
Региональная характеристика мира Тема 6 Зарубежная Европа | ||||||||||||
1 | Введение. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в наше время | 1 | Многообразие стран на политической карте мира. | знать/понимать: ∙особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; уметь: ∙ оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни знать/понимать: ∙особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; уметь: ∙ оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||||||||
2 | Многообразие стран современного мира их основные группировки. 6.1 Зарубежная Европа: Об общей характеристике региона. | 1 | Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы. | 6. Страноведение 6.4 Комплексная географическая характеристика Европы 6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира | М.А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экономические связи стр 303 «Южный Урал, Челябинская область, внешнеэкономические связи со странами Зарубежной Европы» | |||||||
3-4 | 6.2 Хозяйство и международные экономические связи. Субрегионы Зарубежной Европы. НРЭО | 2 | Зарубежная Европа .Образовательная коллекция 6-10 классы География Библиотека наглядных пособий Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ,2005 | |||||||||
5 | 6.3 Европейские страны «большой семёрки»: Франция, ФРГ. Великобритания, Италия П. работа № 1 | 1 | 1.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки» | |||||||||
6 | 6.4 Население и хозяйство региона. Повторение по теме «Зарубежной Европы». Зачёт по теме «Зарубежной Европы». | 1 | М.А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экономические связи стр. 303 | |||||||||
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия 5 часов | ||||||||||||
7 | 7.1 Зарубежная Азия, Австралия: Общая характеристика региона. Субрегионы Зарубежной Азии. КНР. НРЭО | 1 | Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран. Азия, Австралия | знать/понимать: ∙особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; уметь:∙оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; ∙сопоставлять географические карты различной тематики | 6. Страноведение 6.4 Комплексная географическая характеристика Азии, Австралии 6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира | «Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Зарубежной Азии» | Учебное электронное издательство. Экономическая и социальная география мира. Министерство образования РФ, ГУ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр,2003г. Зарубежная Азия, Австралия | |||||
8 | 7.2 Япония П. работа № 2 | 1 | 2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | |||||||||
9 | 7.3 Изучение Индии | 1 | ||||||||||
10. | 7.4 Австралия и Океания. П. работа № 3 | 1 | 3.Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза | |||||||||
11 | 7.5 Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Азия, Австралия» Тест по теме «Зарубежная Азия, Австралия» | 1 | Тест по теме «Зарубежная Азия, Австралия» | |||||||||
Тема 8. Африка 5 часов | ||||||||||||
12 | 8.1 Африка «Визитная карточка» региона | 1 | Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Африки | знать/понимать: ∙особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; уметь:∙оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; ∙сопоставлять географические карты различной тематики; | 6. Страноведение 6.4 Комплексная географическая характеристика Африки 6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира | |||||||
13 | 8.2 Деление Африки на субрегионы | 1 | ||||||||||
14 | 8.3 ЮАР. Природа. Население. Экономика. | 1 | ||||||||||
15 | Обобщающее повторение по теме «Африка»; Тест по теме «Африка» | 1 | Тест по теме «Африка» | |||||||||
16 | Повторение по теме «Зарубежной Европы». «Зарубежная Азия, Австралия», «Африка» | 1 | ||||||||||
Тема 9. Северная Америка 4 часа | ||||||||||||
17 | 9.1 Северная Америка «Визитная карточка» региона. | 1 | Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Северной Америки | знать/понимать: ∙особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; уметь:∙оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; ∙сопоставлять географические карты различной тематики; | 6. Страноведение 6.4 Комплексная географическая характеристика стран Северной Америки 6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира | «Челябинская область. Стратегия партнерства со странами Северной Америки» | Учебное электронное издательство. Экономическая и социальная география мира. Министерство образования РФ, ГУ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр,2003г. Северная Америка | |||||
18 | 9.2 США хозяйство макрорегиона. П. работа № 4 | 1 | 4.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем | |||||||||
19 | 9.3 Канада П. работа № 5 | 1 | 5.Составление характеристики Канады | |||||||||
20 | 9.4 Повторение по теме «Северная Америка» | 1 | ||||||||||
Тема 10. Латинская Америка 4 часа | ||||||||||||
21 | 10.1 Латинская Америка «Визитная карточка» | 1 | Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Латинской Америки | знать/понимать: ∙особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; уметь: ∙ оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; ∙составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 6. Страноведение 6.4 Комплексная географическая характеристика стран Латинской Америки 6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира | |||||||
22 | 10.2 Бразилия | 1 | ||||||||||
23 | 10.3 Аргентина. Мексика. П. работа № 6 НРЭО | 1 | «Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Латинской Америки» | 6. Сравнительная характеристика экономического развития стран Латинской Америки | ||||||||
24 | 10.4 Итоговый урок по теме «Латинская Америка» Тест. | 1 | Тест по теме «Латинская Америка» | |||||||||
Тема 11. Глобальные проблемы человечества 6 часов | ||||||||||||
25 | 11.1 Понятие о глобальных проблемах. НРЭО | 1 | Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. | знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; географические аспекты глобальных проблем человечества; уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернет | 5.Природопользование и геоэкология 5.4. Анализ геоэкологических ситуаций | «Экологические проблемы Южного Урала» М.А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экологические проблемы. стр. 305 | Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | |||||
26 | 11. 2 Взаимосвязь глобальных проблем. | 1 | ||||||||||
27 | 11.3 Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | 1 | ||||||||||
28 | 11.4 Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. | 1 | ||||||||||
29 | 11.5 Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | ||||||||||
30 | 11.6 Итоговый урок. Глобальные проблемы человечества | 1 | ||||||||||
Тема 12. Россия в современном мире 5 часов | ||||||||||||
31 | 12.1Россия на политической карте мира | 1 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа преобразования закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешне-торгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организация. Россия и страны СНГ. Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Сопоставлять географические карты различной тематики. Уметь находить применение географической информации, оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, и других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития. | 7.География России. 7.13. Россия в современном мире. | |||||||
32 | 12.2Россия в мировом хозяйстве и МГРТ. П. работа №7 НРЭО | 1 | Урок № 10. Внешние экономические связи Челябинской области. Маркова А.С. и др. Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс: пособие для учителей.-Челябинск: АБРИС, 2008.- 188с. –(Познай свой край) | 7.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и гео-экономического положения России, тенденций их возможного развития. | ||||||||
33 | 12.3Характеристика современного этапа преобразования современной экономики прошлого в открытую экономику будущего. | 1 | ||||||||||
34 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ. Участие России в международных социально-экономических и гео-экологических проектах. | 1 | Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. | |||||||||
35 | 12.5 Итоговый урок по курсу географии за 11 класс. Тест | 1 | Итоговый урок по курсу географии за 11 класс. Тест | |||||||||
|
4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:
- Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В. П.Максаковский.- 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. – 350с.: ил., карт.- (География).- ISBN 5-09-011932-5.
- Максаковский В. П. «Новое в мире. Цифры и факты». Дополнение глав к учебнику для 10 класса. - М.: «Дрофа», 2009 г.
- Максаковский В. П. «Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс». - М.: «Просвещение», 2009 г.
- В. П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений.- М.: «Просвещение» 2010.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт.- М. «Дрофа», 2012 г.
- Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.
НРЭО /Литература:
- «Краеведение. 8 класс» / ред. В.М.Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2010;
- «Краеведение. 9 класс» / ред. А.С.Маркова. - Челябинск: АБРИС, 2009;
- «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Вып. 1. - Челябинск: АБРИС, 2006;
- Книги для чтения «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2006;
- М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы..- Челябинск: Юж.Урал. кн. изд-во, 2002;
- «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия. Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты: «Варненский район» Авторы – составители М.С.Гитис, А.А.Кормилицин, А.П, Моисеев.- Челябинск: «АБРИС», 2008;
5. В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
∙ основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
∙ особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
∙ географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
∙ особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
∙ определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
∙ оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
∙ применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
∙ составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
∙ сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
∙ нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
∙ понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Контрольно – измерительный материал представлен в форме, отражающий специфику тестов в форме ЕГЭ (часть А, В, С). Предложенные материал можно использовать на любом этапе урока - при проверке домашнего задания, закреплении, повторении и систематизации изученного материала, контроле и оценке знаний. При организации контроля усвоения понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание понятий и их возможного применения. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Использовать письменные работы (в том числе и творческих) и взаимное рецензирование их учащимися.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Устный ответ
Оценка «5»
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал каждого из вопросов: правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты, знание географической номенклатуры; материал излагается самостоятельно, логично, доказательно на основе современного состояния географической наук.
Оценка «4»
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в использовании карт, других источников информации, в выводах и изложении основного географического материала, легко исправляемых по дополнительным вопросам учителя или учащихся.
Оценка «3»
В ответе имеются фактические ошибки, нечетко даются определения понятий, обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении закономерностей и взаимосвязей, непоследовательно и излагает материал, допускает ошибки в использовании карт.
Оценка «2»
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание географического материала, не даются ответы на дополнительные вопросы учителя или учащихся, грубые ошибки в определении понятий, допускает грубые ошибки в показе географических объектов.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате
90-100% – оценка «5»
70-89% - оценка «4»
50-69% - оценка «3»
0-49% - оценка «2»
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Оценка «5»
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Оценка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка «3»
Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Оценка «2».
Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах
- Каждую контурную карту подписывают. В определенной области титульного листа ученик ставит свою фамилию и класс;
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы;
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой (в начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки);
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра;
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
7. Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы: Из приложения к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.02.12 г. № 245135 «О преподавании учебного предмета «География» 2012-2013 учебном году»: рекомендовать ученикам пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru); сборники, содержащих КИМ, следует использовать пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки Челябинской области; Контрольные задания и упражнения по географии Л.М. Панчешникова-М.: Просвещение, 1982; Сборники КИМ-ов; методика подготовки к ЕГЭ; репетитор; тренировочные задания; сборники заданий; СD-диск «География. Подготовка к ЕГЭ». -М.: Просвещение, 2002.
- Задачи олимпиад по географии-95: Экспериментальное учебное пособие / под ред. А.С. Наумова. –М.: МИРОС, 1996.
- Задачи по географии / Под ред. А.С. Наумова М.: Мирос, 1993.
- Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
- География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов.- М.: Дрофа, 2011. – 316 с.
Ресурсы сети - в помощь учителю географии: (сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты):
- ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
- сетевые ресурсы (Гугл):
- карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
- Google планета Земля http://earth.google.com/
- блог ГЕО графиня http://www.geografinya.blogspot.com
- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
- сервис You Tube (видеоролики для уроков)
- среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- газета «География» http://geo. 1 september.ru/
- конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
- ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
- Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
- клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
- журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).Рабочая программа по географии со...
Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира 10 класс учебник В.П.Максаковский
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...