Рабочая программа по курсу "Экономическая и социальная география мира" /11 класс/
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

        Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы).  Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_geografiya_2004.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

            2. Пояснительная записка

2.1. Статус документа.

        Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы).  Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Нормативно- правовое и инструктивно – методическое обеспечение:

  • Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г.  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  • Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
  • Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от16.06.11 №04-997);
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404  «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области; Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г.  № 01-1006);
  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.     № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  • О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014–2015 учебном году;
  • Школьный учебный план на 2014-2015 учебный год;
  • Положение о рабочей программе ОУ

2.2. Выбор данной программы обоснован тем,  что она  полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.                    По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. К данной программе имеется весь методический комплекс: учебник, который  разработан в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии; методическое  пособие /В.П. Максаковский/, оно содержит рекомендации и дополнительные материалы по темам курса; рабочие тетради; тестовые задания;  дидактические карточки задания, мультимедийные средства обучения; атласы, контурные карты. Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии  имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления)

В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической.

Таким образом,   рабочая  программа  по географии способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что  соответствует образовательным задачам школы.                                                                                      Целями изучения географии в основной школе являются:                
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;                                                                                          -познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

           Задачи:

-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

2.3.   Место предмета в базисном учебном плане.

  • В  ФБУП определено количество учебных часов на изучение географии в 10 и 11- м классе - 70 ч.
  • В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса географии   в  11 классах определено 35 часов (1 часа в неделю).
  • По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю.

Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:

Тема (раздел курса)

Кол-во часов по Примерной

программе

Кол-во часов по рабочей программе

1.

Введение Многообразие стран на политической карте мира. (1 час)

20

1

2.

Тема 6.  Зарубежная Европа

4

3.

Тема 7.  Зарубежная Азия. Австралия

5

4.

Тема 8.  Африка

5

5.

Тема 9.  Северная Америка

4

6.

Тема 10. Латинская Америка

4

7.

Тема 11.  Глобальные проблемы человечества

5

6

8.

Тема 12. Россия в современном мире

10

5

Итого

35

34 (1 час резервный)

       Практические  работы запланированы согласно методическим рекомендациям по проведению и оцениванию  практических работ. Перечень и количество часов практических работ по рабочей  программе соответствует перечню и количеству практических работ  указанных в Примерной программе. Практические работы,  подлежащие оцениванию,  выделены  курсивным начертанием в тексе.

Распределение часов практических работ:

№ урока

п. р.

По  Примерной программе

По   рабочей программе

5

1

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки»

8

2

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии

10

3

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

18

4

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем

19

5

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление характеристики Канады

23

6

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Сравнительная характеристика экономического развития стран Латинской Америки

32

7

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития

2.4 Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента. Включение НРЭО обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области, региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знания и умений на практике.

Распределение НРЭО по урокам:

№ урока

№ НРК

Содержание                       НРЭО

3

1

Южный Урал, Челябинская область, внешнеэкономические связи со странами Зарубежной Европы

7

2

Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Зарубежной Азии

23

3

Челябинская область. Стратегия партнерства со странами Южной  Америки

25

4

Экологические проблемы Южного Урала

32

5

Роль и место Челябинской области в экономике России

3. Календарно – тематический план

Дата

урока

Раздел,

тема учебных занятий

Кол-во часов

Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по географии (6-7-8-10-11кл.) 2004 г.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор)

Содержание

                      НРЭО

Практические работы

ЦОР

Формы контроля

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Требования к уровню подготовки выпускников

Региональная характеристика мира

Тема 6 Зарубежная Европа

1

Введение. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира  в наше время

1

Многообразие стран на политической карте мира.

знать/понимать:

особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения;

уметь:

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни знать/понимать:

особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения;

уметь:

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

Многообразие стран современного мира их основные группировки. 6.1 Зарубежная Европа:

 Об общей характеристике региона.

1

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы;

Понятие о географическом регионе.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы.

6. Страноведение

6.4 Комплексная географическая характеристика Европы

6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира

М.А. Андреева, А.С. Маркова

География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экономические связи

стр 303

«Южный Урал, Челябинская область, внешнеэкономические связи со странами Зарубежной Европы»

3-4

6.2 Хозяйство и международные экономические связи. Субрегионы Зарубежной Европы.                      НРЭО

2

Зарубежная Европа

.Образовательная коллекция 6-10 классы

География

Библиотека наглядных пособий

Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ,2005 

5

6.3 Европейские страны «большой семёрки»: Франция, ФРГ. Великобритания, Италия

П. работа № 1

1

1.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки»

6

6.4 Население и хозяйство региона.

Повторение  по теме  «Зарубежной Европы».

Зачёт по теме «Зарубежной Европы».

1

М.А. Андреева, А.С. Маркова

География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экономические связи

стр. 303

Тема 7.  Зарубежная Азия. Австралия 5 часов

7

7.1 Зарубежная Азия, Австралия:  Общая характеристика

региона. Субрегионы Зарубежной Азии. КНР.

                      НРЭО

1

Многообразие стран на политической карте мира.

 Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран. Азия, Австралия

знать/понимать:

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

уметь:оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

сопоставлять географические карты различной тематики

6. Страноведение

6.4 Комплексная географическая характеристика Азии, Австралии

6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира

«Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Зарубежной Азии»

Учебное электронное издательство. Экономическая и социальная география мира.

Министерство образования РФ, ГУ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр,2003г.

Зарубежная Азия, Австралия 

8

7.2 Япония

П. работа № 2

1

2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.  

9

7.3 Изучение  Индии

1

10.

7.4 Австралия и Океания.

П. работа № 3

1

3.Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза

11

7.5 Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Азия, Австралия»

Тест  по теме «Зарубежная Азия, Австралия»

1

Тест  по теме «Зарубежная Азия, Австралия»

Тема 8.  Африка 5 часов

12

8.1

Африка «Визитная карточка» региона

1

Многообразие стран на политической карте мира.

 Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Африки

знать/понимать:

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

уметь:оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; сопоставлять географические карты различной тематики;

6. Страноведение

6.4 Комплексная географическая характеристика Африки

6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира

13

8.2

Деление Африки на субрегионы

1

14

8.3

ЮАР. Природа. Население. Экономика.

1

15

Обобщающее повторение по теме «Африка»;

Тест по теме «Африка»

1

Тест по теме «Африка»

16

Повторение  по теме  «Зарубежной Европы». «Зарубежная Азия, Австралия», «Африка»

1

Тема 9.  Северная Америка 4 часа

17

9.1 Северная Америка «Визитная карточка» региона.                     

1

Понятие о географическом регионе.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Северной Америки

знать/понимать:

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

уметь:оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; сопоставлять географические карты различной тематики;

6. Страноведение

6.4 Комплексная географическая характеристика стран Северной Америки

6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира

«Челябинская область. Стратегия партнерства со странами Северной Америки»

Учебное электронное издательство. Экономическая и социальная география мира.

Министерство образования РФ, ГУ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр,2003г.

Северная Америка

18

9.2

США хозяйство макрорегиона.

П. работа № 4

1

4.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем

19

9.3 Канада

П. работа № 5

1

5.Составление характеристики Канады

20

9.4 Повторение по  теме «Северная Америка»

1

Тема 10. Латинская Америка 4 часа

21

10.1

Латинская Америка «Визитная карточка»

1

Понятие о географическом регионе.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Латинской  Америки

знать/понимать:

особенности численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения;

уметь:

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

6. Страноведение

6.4 Комплексная географическая характеристика стран Латинской  Америки

6.5 Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира

22

10.2 Бразилия

1

23

10.3 Аргентина. Мексика.

П. работа № 6

                      НРЭО

1

«Внешнеэкономические связи Челябинской области со странами Латинской Америки»

6. Сравнительная характеристика экономического развития стран Латинской Америки

24

10.4

Итоговый  урок по теме «Латинская

Америка» Тест.

1

Тест по теме «Латинская

Америка» 

Тема 11.  Глобальные проблемы человечества 6 часов

25

11.1

Понятие о глобальных проблемах.                      НРЭО

1

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

географические аспекты глобальных проблем человечества; уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернет

5.Природопользование и геоэкология

5.4. Анализ геоэкологических ситуаций

«Экологические проблемы Южного Урала»

М.А. Андреева, А.С. Маркова

География Челябинской области. - Челябинск: Юж.-Урал.,2002. Экологические проблемы. стр. 305

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

26

11. 2 Взаимосвязь глобальных проблем.

1

27

11.3 Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.

1

28

11.4 Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

1

29

11.5 Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

1

30

11.6 Итоговый урок. Глобальные проблемы человечества

1

Тема 12. Россия в современном мире 5 часов

31

12.1Россия на политической карте мира

1

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа преобразования закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешне-торгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организация. Россия и страны СНГ. Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Сопоставлять географические карты различной тематики. Уметь находить применение географической информации, оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, и других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития.

7.География России.

7.13. Россия в современном мире.

32

12.2Россия в мировом хозяйстве и МГРТ.                  П. работа №7

                      НРЭО

1

Урок № 10. Внешние экономические связи Челябинской области. Маркова А.С. и др. Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс: пособие для учителей.-Челябинск: АБРИС, 2008.- 188с. –(Познай свой край)

7.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического  и гео-экономического положения России, тенденций их возможного развития.

33

12.3Характеристика современного этапа преобразования современной экономики прошлого в открытую экономику будущего.

1

34

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ. Участие России в международных социально-экономических и гео-экологических проектах.

1

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

35

12.5

Итоговый урок по курсу географии за 11 класс. Тест

1

Итоговый урок по курсу географии за 11 класс. Тест

 

4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:

  • Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В. П.Максаковский.- 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. – 350с.: ил., карт.- (География).- ISBN 5-09-011932-5.
  • Максаковский В. П. «Новое в мире. Цифры и факты». Дополнение глав к учебнику для 10 класса. - М.: «Дрофа», 2009 г.
  • Максаковский В. П. «Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс». - М.: «Просвещение», 2009 г.
  • В. П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений.-  М.: «Просвещение» 2010.
  • Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт.- М. «Дрофа», 2012 г.
  • Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.

                      НРЭО /Литература:

  • «Краеведение. 8 класс» / ред. В.М.Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2010;
  • «Краеведение. 9 класс» / ред. А.С.Маркова. - Челябинск: АБРИС, 2009;
  • «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Вып. 1. - Челябинск: АБРИС, 2006;
  • Книги для чтения «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2006;
  • М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы..- Челябинск: Юж.Урал. кн. изд-во, 2002;
  • «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия. Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты: «Варненский район» Авторы – составители  М.С.Гитис,  А.А.Кормилицин, А.П, Моисеев.-  Челябинск: «АБРИС», 2008;

5. В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

 сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

                             

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов 

Контрольно – измерительный материал представлен в форме, отражающий специфику тестов в форме ЕГЭ (часть А, В, С). Предложенные материал можно использовать на любом этапе урока - при проверке домашнего задания, закреплении, повторении и систематизации изученного материала, контроле и оценке знаний. При организации контроля усвоения понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание понятий и их возможного применения. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Использовать письменные работы (в том числе и творческих) и взаимное рецензирование их учащимися.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Устный ответ

Оценка «5» 

Ответ полный,  правильный, отражающий основной материал каждого из вопросов: правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты, знание  географической номенклатуры; материал излагается самостоятельно, логично, доказательно на основе современного состояния географической наук.

Оценка «4»

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в использовании карт, других источников информации, в выводах и изложении основного географического  материала, легко исправляемых по дополнительным вопросам учителя или учащихся.

Оценка «3»

В ответе имеются фактические ошибки, нечетко даются определения понятий, обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении закономерностей и взаимосвязей, непоследовательно и излагает материал, допускает ошибки в использовании карт.

 Оценка «2»

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание географического материала, не даются ответы на дополнительные вопросы учителя или учащихся, грубые ошибки в определении понятий, допускает грубые ошибки в показе географических объектов.

Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате

90-100%                                                     – оценка «5»

70-89%                                                        - оценка «4»

50-69%                                                        - оценка «3»

0-49%                                                          - оценка «2»

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Оценка «5»

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»

 Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Оценка «2».

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Требования к работе в контурных картах

  1. Каждую контурную карту подписывают. В определенной области титульного листа ученик ставит свою фамилию и класс;
  2. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы;
  3.  Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой (в начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки);
  4.  Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра;
  5.  Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

7. Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы:                              Из приложения к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.02.12 г. № 245135 «О преподавании учебного предмета «География» 2012-2013 учебном году»: рекомендовать ученикам  пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru); сборники, содержащих КИМ, следует использовать пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки Челябинской области; Контрольные задания и упражнения по географии Л.М. Панчешникова-М.: Просвещение, 1982; Сборники КИМ-ов; методика подготовки к ЕГЭ; репетитор; тренировочные задания; сборники заданий; СD-диск «География. Подготовка к ЕГЭ». -М.: Просвещение, 2002.       

  •  Задачи олимпиад по географии-95: Экспериментальное учебное пособие / под ред. А.С. Наумова. –М.: МИРОС, 1996.
  • Задачи по географии / Под ред. А.С. Наумова М.: Мирос, 1993.
  • Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
  • География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов.- М.: Дрофа, 2011. – 316 с.

Ресурсы сети - в помощь учителю географии: (сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...