Открытый урок по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Зайцева Юлия Юрьевна

Конспект урока и презентация по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии в 5 класса

 «Стороны горизонта. Ориентирование».

Цель урока:

Содержательная:

формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности с помощью компаса.

Деятельностная :

-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон;

- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые образовательные результаты.

уметь объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»;

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса.

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения

  1. Организационный этап (1 минута)

Учитель:

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки-палочкой красиво,

На друг друга посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Ну –ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

 Все ль в порядке

Ручка, книга и тетрадка?

Все готово?

За работу  в добрый час!

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Учитель: Ребята, скажите, а кто как понимает самое главное дело в своей жизни на данный момент?

Ответы обучающихся

Учитель: вот сейчас я вам задала вопрос, который когда-то прозвучал из уст одного царя в одной из притч.

 А ведь притча всегда бывает с каким-то глубоким смыслом. С таким, которым нас учит жить. Так вот притча отвечает на вопрос так: самый главный момент в моей жизни – это этот момент, в котором  я сейчас нахожусь. Самый главный человек моей жизни, это тот, который около меня сейчас, и самая главная  тема в моей жизни это, что я могу сделать хорошего для мира сейчас.

Что мы сегодня с вами сможем делать, что бы добавить радости в жизни?

 Ответы обучающихся

Учитель: для начала можем улыбнуться и провести этот урок так, что бы и вы и окружающие нас сегодня люди добавили себе в жизненную копилку что- то ценное.

  1. Целеполагание, постановка проблемы (3 минуты)

Учитель: Теперь настрой у нас с вами есть. Начнем!

Посмотрите внимательно следующее видео, подумайте, как данный видео-фрагмент относится к нашему сегодняшнему уроку, как связан с географией?

 Просмотр видео-фрагмента «Алеша Попович и Тугарин Змей перед указательным камнем»

Учитель:  Ребята, озвучьте, пожалуйста, свои догадки по поводу темы нашего сегодняшнего урока?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: Стороны горизонта. Ориентирование

 Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Открываем наши рабочие тетради, записываем дату, сегодня 16 февраля. Тема нашего урока «Стороны горизонта. Ориентирование».

Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь

Учитель: Ребята, как тема нашего урока связана с  нашей жизнью? Для чего нам необходимо это знать?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: необходимость умения ориентироваться на местности, для того что бы не заблудиться в природе.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, что узнаем нового?

 Ответы обучающихся

  1. Поиск путей решения проблем, решение проблемы.

Учитель:   В теме нашего урока прозвучало такое слово, как горизонт, давайте, выясним что это такое? Есть предположения?

Предположения обуающихся

Учитель: откройте учебники. Пользуясь материалом учебника стр.78-79, найдите ответ на данный вопрос – что такое горизонт?

Запишите определение в тетрадь

Обучающиеся выполняют задание, а также читают определение термина вслух.

Учитель: Молодцы! А теперь послушайте, внимательно, загадку.

                Это линия все время

                Между небом и землей.

                Хоть весь год к ней прошагаем,

                А на месте мы с тобой?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: линия горизонта

Учитель: Молодцы! Еще оно слово, которое прозвучало в теме нашего сегодняшнего урока, это ориентирование.

Давайте с вами вспомним из курса окружающего мира начальной школы, что это такое ?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: ориентирование- это умение находить свое положение  в пространстве.

Учитель: Верно! Умницы!

Итак, снова внимание на экран, посмотрите внимательно видео-фрагмент из сказки «Алладин».

Видео-фрагмент из сказки «Алладин»

Учитель: Про какие четыре стороны говорит Джин?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: Эти четыре стороны- стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

Учитель: Верно! Молодцы! У вас на партах лежит карточка с ситуацией и вопросы  к этой ситуации. Пожалуйста, объединившись  с соседом по парте, прочитайте карточку и ответьте на вопросы. А работу вам дается 3 минуты.

Ситуация: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил т в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, когда пошел рано утром из деревн  в лес, солнце ему жгло спину.

Проблемные вопросы:

1. Скажите почему мальчик не смог вернуться сам домой (предполагаемый ответ: мальчик не умел ориентироваться в лесу);

2. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации (предполагаемый ответ: страх и паника, которая мешает вспомнит имеющиеся знания и быть внимательным, поэтому заблудившись в лесу, не стоит поддаваться паники);

 3. Что нужно знать для того, что бы  ориентироваться на местности? (предполагаемый ответ: нужно знать какие стороны горизонта существуют, уметь определять стороны горизонта на местности.)

Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось.

Работа с классом по данной ситуации

Учитель: действительно, необходимо знать стороны горизонта и уметь определять их на местности.

Что вы уже знаете о сторонах горизонта.

Ответы обучающихся

Учитель:  перед вами 4 стрелки, надо правильно расставить название сторон горизонта. Может кто-нибудь это сделать?

Скажите, а если взять любую карту? Верхняя рамка карты, это какая сторона горизонта? А нижняя рамка карты? Левая рамка? Правая рамка?

Запомните это!

Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!

Учитель:  почему остались лишние буквы?

Ответы обучающихся

Учитель: Действительно, есть основные стороны горизонта, а есть промежуточные.

Кто сможет дорисовать рисунок?

Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!

Учитель:  Молодцы, проверим вашу внимательность. Выполним небольшое графическое задание. Кто же сможет справиться с этим заданием?

Учитель:  Поставьте точку посередине листа. Проведите без отрыва: 4 клетки на запад, 4 клетки на север, 2 клетки на северо-восток по диагонали 2 клетки на юго-восток, 4 клетки на запад.

Какой рисунок у нас получился?

Ответы обучающихся

Учитель:  Правильно, желаю всегда возвращаться домой, какие бы трудности не встретились на вашем пути.

Физкультминутка

Итак, что необходимо знать, что бы ориентироваться?

Предполагаемый ответ: необходимо знать стороны горизонта.

С помощью чего можно определить на местности стороны горизонта?

Предполагаемый ответ: определить стороны горизонта на местности с помощью компаса

Учитель:  Правильно, ориентирование на местности на нахождение сторон горизонта можно с помощью специального прибора – компаса.

Посмотрите видео, ответьте на вопросы где и когда впервые был изобретен компас

Просмотр видео «Фиксики.Компас»

Простотр и ответы на вопросы обучающимися

Учитель:  Молодцы. Вновь объединимся. Возьмите карточку-памятку «Как работать с компасом». Познакомьтесь с правилами работы компаса, сам компас также лежит перед вами. Также выполните практическую работу на карточках в группах. На работу 5 минут.

Правила работы с микроскопом

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
  2. Проворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква N ) совпадет с красным концом магнитной  стрелки.
  3. В этом положении стрелка компаса показывает направление на север.

 В парах выполняют практическую работу на карточках

Установите компас по направлению север-юг. Пользуясь компасом определите:

Точка А (внутренний шкаф, на котором расположено расписание работы кабинета)

Северное направление

Точка В (информационная доска ОГЭ и ЕГЭ)

Восточное направление

Точка С (между 1 и 2 окном)

Западное направление

Точка D (второй шкаф от окна)

Южное направление

Обучающиеся выполняют практическую работу

 Учитель:  Давайте проверим себя, сравните ваши ответы с таблицей на слайде.

Обучающиеся выполняют проверку

5.Рефлексия

Учитель:  какую проблему мы сегодня решили?

С помощью чего можно ориентироваться на местности?

Что можно определить с помощью этого прибора?

Для чего это нужно знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Ответы обучающихся

Учитель:  на ваших партах лежат человечки.

Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое, вам было все понятно и интересно, то приклеиваете человека на солнечную полянку.

Если же вам что-то было непонятно, но вы справились с этими трудностями, приклейте человека на берегу чистой голубой реки, олицетворяющей стремление к знаниям.

Если вы сегодня заблудились в дремучем лесу новых знаний и не нашли путь к солнечной полянке, приклейте человека налес.

Обучающиеся выполняют задание

  1. Домашнее задание

Учитель:   Карточка с домашним заданием лежит у вас на парте. Прочитайте, есть ли вопросы по домашнему заданию?

Стр.78-81 учить

Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

- подготовить сообщение по теме:

а) Появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам.

- нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.

Учитель:  урок окончен. До свидание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

16.02.2018 г. Тема урока: «Стороны горизонта. Ориентирование»

Слайд 3

Что такое горизонт? Материла учебника стр.78-79 Горизонт – это (от греческого слова « горизон » - ограничивающий) видимое глазом пространство

Слайд 4

Загадка Это линия все время Между небом и землей. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой! Линия горизонта

Слайд 5

Что такое ориентирование? Ориентирование – это умение определять свое местоположение

Слайд 6

О каких четырех сторонах идет речь в видеофрагменте?

Слайд 7

Работа в парах Ситуация: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошел рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло в спину . Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой? 2. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? 3.Что нужно знать для того, что бы ориентироваться на местности?

Слайд 8

С Ю З В С-З С-В Ю-З Ю-В

Слайд 11

С помощью чего можно определить стороны горизонта на местности? КОМПАС

Слайд 12

Практическая работа Цель: определить в какой стороне горизонта, располагаются данные точки Установите компас перед собой по направлению север-юг. Определите: Точка А (внутренний шкаф, на котором расположено расписание работы кабинета) Точка В (информационная доска ОГЭ и ЕГЭ) Точка С (между 1 и 2 окном) Точка D (второй шкаф от окна) Северное направление Восточное направление Западное направление Южное направление

Слайд 13

Вопросы Какую проблему мы сегодня решили? 2. С помощью чего можно ориентироваться на местности? 3. Что можно определить с помощью этого прибора? 4. Для чего это нужно знать и почему? 5. Что вы не знали до начала урока? 6. Что нового узнали на уроке? 7. Чему научились на уроке?

Слайд 14

Домашнее задание Стр.78-81 учить Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием): - подготовить сообщение по теме: а) Появление компаса и его устройство; б) Ориентирование на местности по местным признакам. - нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...

Разработка урока по теме: Стороны горизонта. Ориентирование.

Урок усвоение нового материала с мастер-классом по ориентированию....

Презентация по теме: Стороны горизонта. Ориентирование.

Презентация по сторонам горизонта и ориентированию...

Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",

Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года....

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Стороны горизонта.Ориентирование"

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Стороны горизонта.Ориентирование"...