План-конспект урока. Тема. Пространство Северо-Запада
план-конспект урока по географии (9 класс)

Дубас Инна Петровна

Урок проводится в общеобразовательном классе. На данную тему отводится 1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prostranstvo_severo_-_zapada.docx222.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по географии 9 класс

Учитель Дубас Инна Петровна

Дата ___________

Урок № 24

Тема урока. Пространство Северо-Запада

Цель: обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся направленной на достижение результата (реальных жизненных задач); географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие; значение Северо-Запада в хозяйстве и культуре России; Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к объектам, создающим образ района.

Задачи:

Обучающая:

  • сформировать образ района,
  • выявить состав и особенности географического положения Северо-Запада,
  • раскрыть особенности природных условий и ресурсов района;

Развивающая: развитие информационной и интеллектуальной сферы;

Воспитательная: формирование нравственных качеств, воспитывать эмпатию и мотивацию к учению.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока:

Традиционный

Методы обучения:

- тестирование;

- рассказ;

- лекция;

- фронтальная беседа;

- работа с текстом учебника;

- работа с картами атласа;

- работа с картосхемами;

- работа с рисунками.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

поисковый, исследовательский; фронтальная беседа с классом.

вступать в диалог о социокультурной значимости района; анализировать физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис. 13,14 учебника), иллюстрации параграфа; работать с контурной картой, заполнять и анализировать таблицы.

Оборудование:

 атласы, учебник, контурная карта, физическая и экономическая карты России, атласы 9 класс, иллюстрации городов Северо-Запада.

Планируемые результаты:

Знать/уметь:

  • понимать учебную задачу урока, планировать свою деятельность;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе выполнения, находить и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения;
  • уметь характеризовать, группировать, классифицировать полученные знания;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • выполнять работы индивидуально, в группе, умение сотрудничать;
  • уметь воспринимать задание;
  • сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата;
  • проявлять интерес к изученному материалу;
  • проявлять уважение друг к другу.

Этапы урока:

1        Организационный момент

2        Проверка домашнего задания

3        Подготовка обучающихся к усвоению нового материала

4        Изучение нового материала

5        Первичная проверка усвоения знаний

6        Физминутка

7        Первичное закрепление знаний

8        Контроль и самопроверка знаний

9        Подведение итогов

10        Информация о домашнем задании

11        Рефлексия

1        Организационный момент  (2 мин)

Учитель входит в класс, обращает внимание на готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2        Проверка домашнего задания (5 мин)

1.Фронтальный опрос. Ответить на вопросы устно: с. _________________

3        Подготовка обучающихся к усвоению нового материала  (4 мин)

I. В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западном районе рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района.

Задание 1. Используя текст п.19, а также имеющиеся знания ученики создают кластер.

http://festival.1september.ru/articles/645367/img1.gif

4        Изучение нового материала (10 мин)

. Задание 2. Определить состав Северо-Западного района, создать схему:

http://festival.1september.ru/articles/645367/img2.gif

Задание 3.

Найти и представить аргументы для перекрестной дискуссии на тему “Северо-Запад – это не только окно в Европу”. Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами “за” и “против”. В качестве критерия оценки сформированности критического мышления можно выделить:

  • степень аналитичности суждений (способность выстраивать аргументы);
  • способность к синтезу (формулирование выводов-доказательств выдвинутых аргументов);
  • способность к оцениванию (формулирование общего вывода – принятия аргументов “за” и “против”).

Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами

“за”

“против”

1. …

1. …

2. …

2. …

3. …

3. …

4. …

4. …

5. …

5. …

Задание 4.

Используя критерий креативности (в данном случае – способность учащихся синтезировать новую информацию в графической форме и принять ее при решении новых задач ) читаем физическую и экономическую карту учебника стр. 84–85, рисунки стр. 84–85 и синтезируем новую информацию в графической форме (т.е. работа с контурной картой).

http://festival.1september.ru/articles/645367/img3.jpg

Задание 5. Рубрика “Читаем карту” позволяет учащимся выявить особенности природных условий и ресурсов района. С этой целью ученики не только изучают текст, но и анализируют, исследуют физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис 13, 14 учебника), рисунки п.19. Полученную информацию заносят в таблицу

“Природные условия и ресурсы”.

Рельеф

Полезные ископаемые

Климат

Реки и озёра

Природные зоны

Вопрос учащимся: Какой вы можете сделать вывод об особенностях природных условий и ресурсов Северо-Западного района?

5        Первичная проверка усвоения знаний  (4 мин)

Письменно в тетради.

Задания к уроку (6):

  • Выберете для работы вашей группы один из районов.
  • Согласуйте ваш выбор с учителем.
  • Соберите информацию о выбранном районе и систематизируйте её.
  • Подготовьте публичное выступление по избранной теме.

Рекомендации по работе группы: чётко распределите роли и обязанности каждого члена группы, определите сроки промежуточного контроля и дату подведения итогов работы. Приветствуется использование ИКТ нестандартная форма представления материала. Творчество.

Приём “Маркировка текста”.

Тема

Я это знал

۷

Новое для меня

+

Я думал иначе

-

Есть вопросы

?

6        Физминутка (2 мин)

Клен  

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.        

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту. 

7        Контроль и самопроверка знаний (10 мин)

Задание 1. Приведем примеры вопросов теста:

1. Воспроизведение.

На Северо-Западе имеются климатические пояса, занимающие по расположению наибольшие площади (подчеркните нужное):

  • арктический,
  • субарктический,
  • умеренный.

2. Понимание.

Подчеркните климатообразующие факторы, которые на ваш взгляд определяют общий характер климата Северо-Запада:

  • близость к Северному Ледовитому океану,
  • воздушные массы Атлантики,
  • избыточное увлажнение,
  • летние >t +24 °С.
  • территория в зоне тайги,
  • хвойные, лиственные леса.

3. Анализ.

На географическое положение Северо-Запада в большей степени оказывает влияние (выберите нужные варианты, аргументируйте ответ двумя – тремя предложениями):

  • Балтийское море,
  • приграничное положение,
  • соседство с развитой Центральной Россией и богатыми ресурсами Европейского Севера,
  • развита речная сеть, система каналов…

4. Синтез.

Соедините стрелками следующие словосочетания:

морской климат

Западный Федеральный округ

гряды, валуны, обилие рек,
пологая болотистая равнина

Калининградская область

“Ораниенбаум”

Новгородское масло

моренный рельеф

влияние западного переноса

Ленинградская, Псковская,
Новгородская области

заливные луга

анклав

Дворцово-парковый музей - заповедник

8        Подведение итогов(4 мин)

Вопрос. Итак, подведём итог сказанному.  

Какой вывод можно сделать о «Пространство Северо-Запада» ?

9        Информация о домашнем задании (2 мин)  

1)§19 с 86 ответ на вопросы 2-5

2)Работа с контурными картами №1,7

 10        Рефлексия (2 мин)

Напиши СМС маме:

- Я понял….

- Я знаю….

- Я могу …..

Оцените себя и свою работу на уроке  по нашей шкале оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...