Основы агрономии и растениеводства 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)
Основы агрономии и растениеводства 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_agronomii_i_rastenievodstva_10_klass.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:
Устиленко Г.В., Кононков П.Ф., Фиросов И.П., Раздомарин И.Д. «Основы агрономии», - М.: Просвещение.
Цель: углубление знаний о жизнедеятельности растительного организма, многообразии культурных растений, особенностях агротехники возделывания различных культур, их народнохозяйственном значении.
Задачи:
- освоение знаний отражающих вклад растениеводства в формирование современной научной картины мира, роль технологических процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать знания, полученные в процессе изучения растениеводства в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов комплексной механизации;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм при работе с МТА;
- приобретение опыта использования технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе хозяйственной деятельности, выборе профессии.
- Общая характеристика учебного предмета
Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год на изучение элективного предмета «Основы агрономии и растениеводства» в 10 классе отводится 35 часов в год (2 часа в неделю).
Элективный предмет «Основы агрономии и растениеводства» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур: биоземледелие; биометоды защиты растений; обработка почвы, в том числе безотвальная в регионах, подверженных ветровой эрозии и другие приемы и методы растениеводства.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного предмета ученик должен
знать
- физические, агротехнические и водные свойства почвы, ее химический состав;
- системы обработки почвы;
- системы применения удобрений;
- научные основы чередования культур в севообороте;
- меры защиты с/х культур от вредителей и болезней;
- условия, необходимые для выращивания культурных растений;
- агротехнику зерновых, силосных культур, корнеклубнеплодов, льна-долгунца, плодовых культур;
- хранение и переработку овощей;
- понятие о системе семеноводства.
уметь
- определять механический состав почв;
- проводить осеннюю и весеннюю обработку почв;
- производить посевы и посадки культур, уход за ними;
- определять всхожесть семян, проводить подготовку их к посеву;
- осуществлять меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур;
- выполнять мероприятия по охране окружающей среды;
- определять спелость зерновых культур;
- уметь производить прививку плодовых деревьев и уход за ними;
- выращивать рассаду;
- производить сбор семян овощных культур;
- осуществлять работы, связанные с хранением и переработкой овощей.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования основных показателей производства продукции и оказания услуг в области растениеводства; ориентации в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; для учета и анализа расходования удобрений, пестицидов, гербицидов, для учета продукции полеводства, для учета продукции овощеводства.
- Содержание учебного предмета
- Обработка и подготовка почвы к посеву (4 часа)
Понятие о почве и ее свойства. Плодородие, классификация почв. Морфологические признаки почвы. Физические свойства (плотность твердой фразы, пористость, строение пахотного слоя). Агротехнические свойства (наличие элементов питания, кислотность).
Обследование, обработка почв. Почвенные карты. Земельный кадастр. Бонировка почв. Приемы и способы основной обработки почвы. Виды паров.
Органические, минеральные удобрения. Микроэлементы. Макроэлементы. Навоз. Кампосты. Виды и свойства минеральных удобрений. Правила смешивания удобрений. Хранение удобрений.
Система применения удобрений. Охрана окружающей среды. Система удобрений. Сроки и способы внесения удобрений. Расчет удобрений. Удобрения под овощные культуры. Рекультивация земель.
Практическая работа №1 «Определение механического состава, влажности почвы».
- Характеристика сельскохозяйственных культур и приемов их выращивания (5 часов)
Полевые и овощные культуры. Классификация полевых культур. Зерновые и злаковые культуры. Зернобобовые. Клубнеплодные, масличные культуры. Классификация овощных культур.
Посевной материал. Борьба с сорными растениями. Частота, всхожесть, выровненность, энергия прорастания. Влажност. Классификация сорных растений. Вредители полевых культур. Меры борьбы с болезнями и вредителями.
Защита растений от вредителей и болезней. Полевой опыт. Вредители полевых и овощных культур. Агротехнический, биологический, физический, химический и механический методы. Меры безопасности при хранении, перевозке, применении ядохимикатов.
Севообороты. Научные основы чередования культур, классификация севооборотов.
Практическая работа №2 «Перечень овощных культур, выращиваемых в хозяйстве»;
Практическая работа №3 «Определение частоты и массы семян»;
Практическая работа №4 «Наблюдение за вредителями и болезнями овощных культур».
- Агротехника основных полевых и овощных культур (5 часов)
Зернобобовые культуры. Биологические особенности прорастания семян и формирование всходов. Зерновые 1 группы, 2 группы.
Зернобобовые культуры. Биологические особенности, горох, соя.
Картофель. Биологические особенности, технология выращивания, определение биологического урожая.
Корнеплоды. Биологические особенности, сахарная свекла.
Лен-долгунец. Особенности сорта. Место в севообороте.
Подсолнечник. Строение, сорта, обработка почвы. Уход за посевами.
Кормовые травы. Особенности строения. Многолетние травы.
Капуста. Биологические особенности, сорта, обработка почвы. Уборка.
Брокколи. Сорта. Предшественники. Посадка рассады. Семеноводство.
Столовые корнеплоды. Морковь. Свекла столовая. Дайкон. Дражирование.
Лук и чеснок. Лук репчатый. Чеснок. Лук-севок.
Баклажаны. Биологические особенности. Рассада. Уход. Уборка.
Огурец. Сорта. Предшественники. Удобрения. Посев и посадка. Уборка.
Кабачок. Патиссон. Тыква. Сорта. Агротехника.
Практическая работа №5 «Определение зерновых злаков по проросткам и зерновкам»;
Практическая работа №6 «Анализ корзинки подсолнечника»;
Практическая работа №7 «Определение всхожести семян»;
Практическая работа №8 «Выращивание и уборка огурца на пришкольном участке».
- Агротехника овощных культур в защищенном грунте (4 часов)
Назначение и виды защищенных грунтов. Типы культивационных сооружений, культурообороты в теплицах.
Огурцы и томаты в теплицах. Почвенные грунты. Культурообороты. Дозы элементов питания.
Агротехника посевных и выгоночных зеленых культур. Редис, кочанный салат, репчатый лук, петрушка, сельдерей.
Гидропонный метод выращивания овощей. Гидропоника. Питательные растворы.
- Уборка и товарная обработок урожая полевых и овощных культур (4 часа)
Уборка урожая. Значение современной уборки урожая. Биологическая и хозяйственная спелость полевых культур. Агрономические особенности зерновых культур.
Хранение урожая полевых культур. Хранение картофеля, семенного зерна.
Степени и особенности уборки овощных культур. Потребительская, техническая, физиологическая спелость.
Хранение и переработка овощей. Биологические основы хранения овощей. Хранение в траншеях, буртах, стационарных хранилищах, переработка овощей. Санитарные требования.
- Основы животноводства (2 часа)
Понятие о системе семеноводства. Сортосмена. Сортообновление. Районирование.
Семеноводство полевых культур и овощей. Питомика испытания потомств.
- Повторение (1 час)
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | |
Предпол. | Факт. | |||
| ||||
1 | Понятие о почве и ее свойства | 1 | ||
2 | Обследование, обработка почв. Практическая работа №1 «Определение механического состава, влажности почвы». | 1 | ||
3 | Органические, минеральные удобрения. | 1 | ||
4 | Система применения удобрений. Охрана окружающей среды. | 1 | ||
| ||||
5 | Полевые и овощные культуры. Практическая работа №2 «Перечень овощных культур, выращиваемых в хозяйстве» | 1 | ||
6 | Посевной материал. Борьба с сорными растениями. Практическая работа №3 «Определение частоты и массы семян» | 1 | ||
7 | Защита растений от вредителей и болезней. Полевой опыт. | 1 | ||
8 | Практическая работа №4 «Наблюдение за вредителями и болезнями овощных культур». | 1 | ||
9 | Севообороты. | 1 | ||
3.Агротехника основных полевых и овощных культур (5 часов) | ||||
10 | Зернобобовые культуры. Практическая работа №5 «Определение зерновых злаков по проросткам и зерновкам». | 1 | ||
11 | Зернобобовые культуры. | 1 | ||
12 | Картофель | 1 | ||
13 | Корнеплоды | 1 | ||
14 | Лен- долгунец | 1 | ||
15 | Подсолнечник. Практическая работа №6 «Анализ корзинки подсолнечника». | 1 | ||
16 | Кормовые травы | 1 | ||
17 | Капуста | 1 | ||
18 | Брокколи | 1 | ||
19 | Столовые корнеплоды. Практическая работа №7 «Определение всхожести семян». | 1 | ||
20 | Лук и чеснок | 1 | ||
21 | Баклажаны | 1 | ||
22 | Огурец. Практическая работа №8 «Выращивание и уборка огурца на пришкольном участке». | 1 | ||
23 | Кабачок. Патиссон | 1 | ||
24 | Тыква | 1 | ||
| ||||
25 | Назначение и виды защищенных грунтов | 1 | ||
26 | Огурцы и томаты в теплицах | 1 | ||
27 | Агротехника посевных и выгоночных зеленых культур | 1 | ||
28 | Гидропонный метод выращивания овощей | 1 | ||
| ||||
29 | Уборка урожая | 1 | ||
30 | Хранение урожая полевых культур | 1 | ||
31 | Степени и особенности уборки овощных культур | 1 | ||
32 | Хранение и переработка овощей | 1 | ||
| ||||
33 | Понятие о системе семеноводства | 1 | ||
34 | Семеноводство полевых культур и овощей | 1 | ||
| ||||
35 | Итоговое занятие | 1 |
- Информационно - материальное обеспечение
- Балдина Г.В., «Основы агрономии», Учебник, Агропромиздат;
- Бинас А.В. Маш Р.Д. «Биологический эксперимент в школе»;
- Гуляев Г.В., «Справочник агронома Нечерноземной зоны», Агропромиздат;
- Корнеев Г.В. Растениеводство с основами селекции и семеноведения. – М.: Агропромиздат;
- Крючков Б. Д. «Практикум по растениеводству», М.: Агропромиздат.
- Учебно-производственный участок.
- Сельскохозяйственный инвентарь.
- Спецодежда.
- Семена, рассада.
- Удобрения.
- Хранилище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-викторина "Основы агрономии"
Мини-викторина выполнена в программеМicrosoft Office Power Point. Она предназначена для проведения проверки знаний основ агрономии по МДК 01.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяй...
Мини-викторина "Основы агрономии" (часть 2)
Мини-викторина "Основы агрономии" (часть 2) создана в прграмме Microsoft PowerPoint с использованием элементов анимации. Она предназначена для проверки знаний основ агрономии по ...
Годовой тест по предмету "Основы агрономии"
Тест охватывает все темы по предмету "Основы агрономии". Разделы: Почва, удобрения, посевные качества семян, подготовка семян к посеву, сорные растения, мелиорация...
Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...
календарно-тематическое планирование "Основы агрономии"
Основная задача проекта – сохранить то ценное, что было наработано в прошлом, и идти вперед, используя современные технологии и инновационные идеи. Этому способствовала специально разработанная програ...
Рабочая программа ОП.06 Основы агрономии
Цель дисциплины - формирование знаний и умений по созданию наилучших условий питания растений с учетом знаний свойств различных видов и форм удобрений....
Разработки уроков «Основы Агрономии»
Разработки уроков «Основы Агрономии»...