Методические разработки
методическая разработка по географии (5, 6, 8 класс)

Носова Вера Петровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение на уроках географии Составила: Носова В.П. учитель географии МОУ «Гимназия №1 г.о. Стрежевой» 2016 год

Слайд 2

Смысловое чтение «Искусство чтения и методика исследования – основные инструменты обучения и открытия нового. Именно поэтому они должны быть основной целью разумной системы образования». М. Адлер

Слайд 3

Смысловое чтение Постиндустриальный мир Информационный мир

Слайд 4

Смысловое чтение От качества чтения зависит качество образования

Слайд 5

Смысловое чтение ПРИОБРЕСТИ СОХРАНИТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ Технология смыслового чтения предполагает использование обучающимися способов приобретения, сохранения и использования информации.

Слайд 6

Читательская грамотность ( PISA) Способность человека Понимать И использовать Письменные тексты Размышлять о них И заниматься чтением для того, чтобы Достигать своих целей Расширять свои знания и возможности Участвовать в социальной жизни.

Слайд 7

Уровни смыслового чтения Поиск информации; понимание прочитанного. Преобразование информации; интерпретация информации. 3. Оценка информации.

Слайд 8

Виды работы с аппаратом учебника Чтение Перессказ Выборочное чтение Цитирование Конспектирование Комментированное чтение

Слайд 9

Виды работы с аппаратом учебника Деление текста на блоки Выделение главной мысли Нахождение ключевых слов Подбор текста к иллюстрации Составление таблиц Рецензирование Подтверждение вывода

Слайд 10

Виды работы с аппаратом учебника Постановка вопросов Нахождение ответов на вопросы Характеристика объекта Выделение причин и следствий Выделение черт сходства и различия

Слайд 11

Виды работы с аппаратом учебника Составление визитных карточек Составление обобщающих схем Моделирование Составление ЛОС Рисование Написание стихов, размышлений

Слайд 12

Виды работы с аппаратом учебника Ориентироваться в структуре учебника Отбор источника информации Сравнение результата деятельности с выводами в учебнике Формирование вопросов Ответы на обобщающие вопросы Обмен мнениями, формирование аргументов

Слайд 13

Виды смыслового чтения Поисково-просмотровое чтение. Форма проверки: Перечислить факты Поставить вопросы Сравнить два текста Сделать выборочный перессказ Составить оценку

Слайд 14

Виды смыслового чтения Ознакомительное чтение Формы контроля Составлять простой план текста Делать выписки основной информации Делить текст на смысловые части и озаглавливать их Ставить вопросы к основной информации и отвечать на них

Слайд 15

Виды смыслового чтения Изучающее чтение Внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста ПРИНЦИП Практикуется на небольших по объёму текстах определённой степени трудности З А Д А Ч А Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

Слайд 16

Приёмы смыслового чтения Составление терминологического словарика по тексту Составление схемы по тексту Составление двух-трёх вопросов по тексту «Батарея» вопросов

Слайд 17

Приёмы смыслового чтения Подбор описания к иллюстрации из текста Составление алгоритма действий Законченные и незаконченные предложения Ты мне, я тебе

Слайд 18

Что даёт смысловое чтение обучающимся Развивается воображение Развивается устная и письменная речь

Слайд 19

Что даёт смысловое чтение обучающимся Возникает контакт между: Обучающимся Текстом Окружающим миром

Слайд 20

«… мы оказались в среде, побуждающей нас к беглому чтению, торопливому и несконцентрированному мышлению и поверхностному обучению …» НИКОЛАС КАРР, современный писатель

Слайд 21

Чтение в новых ФГОСАХ Формирование homo legens . Чтение для образования. Чтение как работа с информацией.

Слайд 22

« Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации». ПАВЕЛ ДУРОВ



Предварительный просмотр:

            Урок географии в 5 классе. Тема: «Путешествие по материкам»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня: они будут

открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь

им раскрыться, развивать собственные идеи».

                                                                                                                                      Песталоцци

Учебный предмет: география

Автор УМК (программа учебного курса): И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Москва, «Дрофа», 2014.

Тема урока: «Путешествие по материкам»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами технологии РКМЧП, частично-поисковой деятельности и метода проектов.

Образовательная цель: определить понятие «материк» и «часть света». Создать яркие географические образы каждого материка Земли.

Развивающая цель: научить учащихся выделять различия в природе материков, сравнивать материки по разным характеристикам, самостоятельно определять цели и задачи проекта. Планировать деятельность по реализации проекта. Сделать мини-проект по материкам и провести защиту.

Воспитательная цель: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: проблемно-диалогическая, РКМЧП, метод проектов.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, картографический, логический.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, контурные карты, учебник «География. Начальный курс.» авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Раздаточный материал, компьютерная и мультимедийная техника.

Реализация целей урока: через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

                                                               Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Учитель приветствует учеников и проверяет готовность рабочего места

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Актуализация знаний учащихся

Говорит вступительное слово:В наш космический век легко взглянуть на Землю со стороны. Представим себе инопланетного космонавта, впервые наблюдающего нашу планету с орбиты. Он увидел бы, что большая часть поверхности Земли покрыто сплошной пеленой вод – океанами и морями и лишь 29%  занимает суша. В общем наш земной шар представился бы инопланетянину гигантской водяной каплей, из которой выступают шесть кусков суши – именно их мы, земляне, гордо называем материками. Так что мы называем материками?

А сколько на Земле материков? (Показать материки)

Материков 6, и на сегодняшнем уроке мы будем работать командами. Вашу работу на уроке я буду оценивать глобусами, которые позволят вам заработать дополнительные баллы при защите проекта на следующем уроке. Для дальнейшей работы нам нужно определиться с выбором материков: для этого по одному ученику из каждой группы подходят и выбирают таблички с названием материков, но название материка не видят, нужно собрать пазл и определить название материка.

Каждая группа получает за работу глобус.

1) Слушают, предлагают варианты ответов: что такое «материк», «часть света».

2) Показывают на карте полушарий материки и части света.

3) По одному ученику из каждой группы подходят и выбирают таблички с названием материков.

4) Каждая группа получает конверт с разрезанным материком, собрав пазл, определяются с его названием. Говорят учителю название материка и получив табличку, устанавливают её на столе.

Целеполагание

Каждый материк-особенный, не похожий на другие.

Очень интересно сможет ли команда по описанию определить свой материк?

Достать из жёлтого  файла описание материков и найти свой материк, зачитать. (Приложение №1)

Каждая группа за правильно выполненную работу получает глобус.

Тема нашего урока: «Путешествие по материкам». Как вы думаете, для чего нам нужно знать другие материки?

1) Работая в группе читают характеристику материков и по описанию находят свой.

2) Зачитывают вслух, другие группы оценивают правильность выполненной работы. 3) Ставят цель изучения данной темы.

Открытие нового знания

Ребята, а чем отличаются материки?  

Конечно в первую очередь они отличаются своими размерами. Из жёлтого файла достаньте контуры материков. (Приложение №2).Назовите материки в порядке уменьшения их по площади.

Группы, которые правильно выполнили задание, получают глобусы.

Учебная задача: как можно выразить площадь любого материка?

Определите на каком материке могли бы разместиться 2 Австралии, 3 Австралии, 6 Австралий, 3 Южных Америки?

Каждый материк по-своему уникален и отличается от других не только площадью, климатом, растительностью, животным миром, но и природными рекордами. Я предлагаю посмотреть ролик: «Пять рекордов шести материков».

Вопрос: Что нового о своём материке вы узнали из этого ролика?

Постановка проектной задачи: Ребята у меня возникла проблема и я очень надеюсь на вашу помощь. Я очень хочу совершить путешествие по каждому материку, но вот по какому маршруту отправиться? Разработайте для меня маршрут по своему материку и дайте свои рекомендации.

Каждая группа за представление целей и задач получает глобусы.

Учебная задача: на доске – физическая карта полушарий, в атласе на 32-33 стр. - карта природных зон. У каждой группы контур материка, на котором ничего не изображено. Ребята сравните карты,  что отличает вашу карту?

К следующему уроку на контур каждого материка я прошу вас нанести маршрут путешествия, с описанием природных объектов, которые вы рекомендуете мне посетить.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:

  • постановка цели и задач;
  • планирование деятельности по реализации проекта;
  • поиск источников информации по данному вопросу, подбор материала, структурирование информации;
  • изготовление и оформление продукта;
  • выбор формы презентации, подготовка презентации;
  • презентация;
  • самооценка и самоанализ.

На этом уроке осуществляется запуск проекта, поиск информации и изготовление готового продукта, его презентации, самооценка проекта-осуществляется на следующем уроке.

1)Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают предположения.

2)Выстраивают материки в порядке убывания по площади

3)Работают в группах обсуждают варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, делают выводы. Высказывают предположение чтоSматериков можно выразить через Sсамого маленького или большого материка.

4) Отвечают на вопросы.

На интерактивной доске контуры материков. Когда ученики отвечают на вопросы, учитель берёт Австралию и наглядно показывает на каком материке могут разместиться 2 Австраллии, 3 Австралии, 6 Австралий, 3 Южных Америки.

5) Смотрят ролик «Пять рекордов шести материков»

6)Каждая группа даёт свой вариант ответа.

7)Работают в группах определяют цели и задачи, планируют свою работу.

8)Каждая группа в течение 30 сек. зачитывает цели и задачи, определяет что необходимо сделать, чтобы разработать проект путешествия по материку.

9)Учащиеся сравнивают карты и делают вывод.

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

 Какую работу ты выполнял сегодня на уроке?

Закрепление предметных умений: правильно разместить географические объекты на материке. (Приложение №3) Определите какие географические объекты живут на вашем материке.

За правильно выполненное задание каждая группа получает глобусы.

1)Отвечают на вопросы; оценивают свою работу на уроке.

2)Находят объекты, которые соответствуют материку, с которым работает группа.

3)Каждая группа зачитывает найденные объекты, остальные группы определяют правильность выполненной работы.

Домашнее задание

Подготовить проект путешествия по материку.

   

                               

                                    Приложение №1

  Найдите по описанию свой материк:

  1. Это самый жаркий материк, на котором времена года различаются только количеством осадков. Здесь протекает самая длинная река мира.

  1. Это самый влажный материк планеты и на нём протекает самая полноводная река.

  1. Это самый маленький материк и самый сухой. Здесь многие реки наполняются водой только в сезон дождей.

  1. Это самый большой материк с разнообразным рельефом: высочайшими горами мира и самым глубоким озером мира.

  1. В рельефе материка преобладают равнины, а на западе протягиваются высокие горные цепи. Здесь есть система Великих озёр.

  1. Этот материк покрыт сплошным ледяным щитом, здесь нет населения.

                         Приложение №2Картинки по запросу Глобус. Картинка

C:\Users\TehnoLux\Desktop\УРОК\111.jpg

                                      Приложение №3

ГОРА ЭВЕРЕСТ

ВУЛКАН КИЛИМАНДЖАРО

РЕКА  НИЛ

ГОРЫ  АНДЫ

ОСТРОВ ГРЕНЛАНДИЯ

АНТАРКТИЧЕСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

СТАНЦИЯ ВОСТОК

ГОРЫ КОРДИЛЬЕРЫ

ПУСТЫНЯ  САХАРА

РЕКА МИССИСИПИ

РЕКА  АМАЗОНКА

ОЗЕРО  ЭЙР

ОСТРОВ ТАСМАНИЯ

РЕКА  ЯНЦЗЫ
ОЗЕРО  БАЙКАЛ
ОЗЕРО  ЭРИ

ОЗЕРО  ВЕРХНЕЕ

ГОРЫ  ГИМАЛАИ

ГОРА ЭВЕРЕСТ



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

Народные приметы погоды

C:\Documents and Settings\NosovaVP\Рабочий стол\Погода1\приметы4.jpg

Авторы:  Чаплагина Софья

Хазиева Эвелина,

ученицы 6 «А» класса

Руководитель:  Носова Вера Петровна,

учитель географии

г. о. Стрежевой, 2015

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

Глава 1. Литературный обзор   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

  1. История метеорологии и научный прогноз . . . . . . . стр. 5
  2. Прогноз погоды от природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 9  

Глава 2. Материал и методы исследования . . . . . . . . . . стр. 15  

2.1 Материал исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 15

2.2 Результаты анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16

2.3 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17

2.4 Дневник наблюдений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 21

Информационные ресурсы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 22

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 23

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 27

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 28

Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 29

Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 30

Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 31

             

Введение

Сейчас, как и тысячи лет назад, ничто не влияет столь заметно на жизнь каждого из нас, как капризы погоды. У людей, к сожалению, по сей день нет собственных, врождённых средств защиты от окружающих метеорологических условий.

Погода:

- влияет на наше настроение и самочувствие;

- вызывает многие недуги;

- диктует нам форму одежды при выходе из дому;

- определяет архитектуру наших жилищ;

- регулирует работу транспорта, особенно авиационного;

- командует сельским хозяйством;

- причиняет засухи, грандиозные наводнения;

- нарушает ритм жизни целых государств.

         Поэтому, уже с давних времён люди придавали большое значение изучению климатических особенностей своей местности.С древних времен человек искал способы предсказания будущей погоды, находил иногда какую-то связь между текущей и будущей погодой, наблюдал реакцию растений и животных на изменения погоды, передавал замеченные особенности изменения погоды в виде примет из поколения в поколение

Мудрые люди подмечали, что, наблюдая за климатическими явлениями, можно угадывать погоду на несколько часов, дней и даже месяцев вперед. Так и зародилось привычное нам понятие - прогноз погоды.

Существует большое количество народных примет. Кто-то в них верит, а кто-то нет. Можно услышать и такую фразу: «Что в природе произошли изменения, и народные приметы больше не работают».

В первом полугодии мы посещали элективный курс «Секреты погоды» и нам захотелось на практике убедиться насколько актуальны народные приметы в наше время. В ходе выполнения проекта мы использовали метеорологический прогноз, народные приметы погоды по сезонам года и наблюдение за животными.

Метеорологические данные используются в качестве фактической информации, описывающей погоду в конкретные периоды времени. Использование наблюдений дало возможность сопоставить реальную погоду с выбранными народными приметами.В ходе исследования было проведено анкетирования среди учителей и учащихся школы и выяснилось, что подавляющее большинство респондентов знают народные приметы о погоде и доверяют им. Мы решили проверить, астоит ли всё – таки доверять народным приметам?

Цель: проследить вероятность проявления народных примет в условиях резко - континентального климата в осенне-зимний период 2014-2015 года. 

Гипотеза: Мы предполагаем, что на основе народных примет можно составить точный прогноз погоды.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей метеорологии и научным прогнозом.
  2. Узнать, что такое народные приметы и их изменение по сезонам

    года.

  1. Проверить насколько достоверны народные приметы.
  2. Сопоставить метеорологические наблюдения с прогнозом

   погоды, основанного на народных приметах.

  1. Сделать вывод об истинности прогноза погоды, основанного на

    народных приметах.

         Актуальность данного исследования заключается в том, что вопрос точного предсказания погоды всегда интересовал людей. В соответствии с предстоящей погодой люди строят свои личные планы, задумывают предстоящие мероприятия. Таким образом, существует необходимость составления наиболее достоверного прогноза погоды. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек стал не только материально очень зависим от неё, но и более чувствителен физически к её изменениям.

        Современные способы прогнозирования погоды с помощью спутников, метеостанций дают возможность специалистам более точно строить прогнозы погоды, но нельзя отвергать народные приметы и способы предсказания прогноза погоды.

      Практическая значимость данного проекта: материалы и результаты исследования могут быть использованы для составления прогнозов погоды по народным приметам, на уроках географии в 6 классе в теме "Атмосфера", а также во внеклассной работе.

Глава 1                                  Литературный обзор

1.1 История метеорологии и научный прогноз

                                                      « Человеку ничего не оставалось бы требовать от Бога,

                                                     если бы он научился правильно предсказывать погоду».

                                                                                                                           М.В. Ломоносов

           Научиться точно прогнозировать погоду – одна из самых основных проблем метеорологии. Она так же стара, как само человечество. Людям понадобилось в какой-то мере предвидеть погоду, когда они перешли к оседлой жизни, занялись земледелием и скотоводством. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и чёрные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия зачастую уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, а порой и крова. Нужно было заранее узнавать о ненастье или о погоде, которая благоприятствовала полевым работам.

          Интересный документ дошёл до наших дней из Древней Индии. Ему, по оценке учёных, не менее двадцати веков. Это своего рода инструкция для земледельцев, в которой содержались рекомендации, как наблюдать за погодой, в какие сроки сеять и убирать урожай.

          Уже в далеком прошлом человек понял, что наблюдать погоду весьма важно. Однако без научных исследований он был не в состоянии понять процессы, от которых погода зависит. Поэтому метеорология развивается параллельно с развитием метеорологических приборов. Принято считать, что метеорология как наука зародилась в 1643 году, с изобретением барометра. Примерно в то же время, что и барометр, был изобретен (вероятно, Галилеем) первый жидкостный термометр, а также первый гигрометр, в котором использовался человеческий волос (растягивающийся в зависимости от степени влажности воздуха), для измерения атмосферной влажности.

        Три основные характеристики атмосферы - давление, температура и влажность — можно было теперь измерять. И ученые для начала решили установить связь между ними и другими атмосферными явлениями: ветром, градом, солнечным освещением и облаками.

         Метеорологические  станции стали появляться лишь в 19 веке. В это же время стала вестись непрерывная регистрация температуры воздуха. В наш век число метеорологических станций составляет десятки тысяч.   Сотрудники метеослужб достоверно предсказывают погоду благодаря современным сложным приборам.

Сейчас прогноз погоды составляют, основываясь на данных науки. О том, что же приготовила нам природа на завтра и ближайшие дни, мы

C:\Users\TehnoLux\Desktop\Погода\прогноз4.jpg Рис. 1

         

привыкли  узнавать по телевидению или из газет. Рассчитать основные метеоэлементы: облачность, осадки, температуру, давление, ветер, собрать эти данные все вместе и сделать прогноз синоптикам помогают современные машины.

       Для погоды и климата не существует границ, поэтому поддержание национальной и международной инфраструктуры обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов - необходимое условие для обеспечения функционирования системы гидрометеорологического обслуживания. Гидрометцентр России является ведущим научно-исследовательским учреждением в области гидрометеорологических прогнозов.

                                    C:\Users\TehnoLux\Desktop\Погода\Гидрометеоцентр.jpg Рис. 2

       В системе Всемирной службы погоды Всемирной Метеорологической Организации (ВМО), созданной в 1873 году для координации функционирования метеослужб различных стран, Гидрометцентр России обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации по международному обмену прогностической информацией и данными гидрометеорологических наблюдений и функционирует как: 

  • Мировой Метеорологический Центр (ММЦ-Москва);
  • Региональный специализированный метеорологический центр в европейском регионе;
  • Национальный центр по гидрометеорологическим прогнозам

      Следует заметить, что в системе службы погоды ВМО, включающей на сегодняшний день 187 стран-участниц, существуют три ММЦ – Вашингтон, Мельбурн и Москва. Все три ММЦ функционируют с 1965 года.

      Основные метеонаблюдения ведутся на международной сети метеостанций синхронно 8 раз в сутки в единые сроки 0,3,6,9,12,15,18,21 часов всемирного времени (по Гринвичу, UTC или GMT), и уже через 1-2 часа вся информация, пройдя длинную цепочку, собирается в трёх мировых центрах данных. Оттуда все эти сведения передаются метеослужбам всех стран мира для анализа, изучения, включения в модельные расчёты, построения синоптических карт и разработки прогнозов погоды. Со всего мира в ГМЦ поступают данные с сети наблюдений.

          Для краткосрочного прогноза на 24-36 часов метеослужбы используют данные, собранные с ограниченной территории размером примерно 10 000 Х 10 000 километров. Практически это вся территория стран СНГ, плюс Арктика и часть Евразии. На исследуемой территории метеостанции размещены неравномерно. Кроме наземных данных, для оперативного прогнозаберут ещё данные из атмосферы – с шести уровней на разных высотах. Большой объём информации собирается с метеорологических искусственных спутников Земли, причём в последние годы это не, только снимки облачности, но и дистанционно измеренные значения температуры и влажности воздуха на различных высотах по всему земному шару. За каждый оборот спутник облетает примерно равные зоны ночного и дневного полушария. За 24 часа он дважды пролетает над одной и той же точкой земной поверхности – один раз днём, второй раз ночью. Установленная на метеоспутнике аппаратура позволяет синоптикам держать в поле зрения участок радиусом 5 тысяч километров. За час спутник собирает сведения с площади около 30 тысяч квадратных километров. Снимки, переданные с метеорологических спутников поражают воображение: огромные спирали циклонов, в которые закручиваются многоярусные облачные поля, - это колыбели тайфунов, ураганов, смерчей. Нет такой силы, которая могла бы приостановить их развитие. Но если раньше они обрушивались на города и сёла совершенно неожиданно, то метеорологические спутники позволяют предсказывать тайфуны, ураганы и другие стихийные явления, следить за движением циклонов и антициклонов.

Словом, метеорологические спутники собирают теперь львиную долю синоптической информации. Благодаря им метеорологи проникают сегодня в те области «кухни погоды», о которых составители первых прогнозов не смели и мечтать.

        В структуре Гидрометцентра России 17 отделов и самостоятельных лабораторий и 11 вспомогательных и административно-управленческих подразделений. Общая численность более 470 человек, из них 16 докторов и более 100 кандидатов наук. В Гидрометцентре выпускаются все виды прогнозов: сверхкраткосрочные (0 – 12 часов,

                C:\Users\TehnoLux\Desktop\Погода\Гидро6.jpg Рис. 3

 (0-12 часов), краткосрочные (12-72 часа), среднесрочные (72-240 часов), долгосрочные (30 суток – 2 года). 

Главные задачи Гидрометцентра России:

  • Получение новых знаний о погодообразующих процессах в системе "атмосфера-океан-суша";
  • Оперативное обеспечение населения страны, государственных и хозяйственных структур гидрометеорологической информацией, включая предупреждения о неблагоприятных и опасных явлениях погоды.

          Сейчас нет, пожалуй, такого человека, которого не интересовало бы состояние погоды. Прогнозы погоды в наше время нужны сотням миллионов, даже миллиардам людей самых различных профессий: полеводам и нефтяникам, пчеловодам и морякам, мелиораторам и лётчикам, трактористам и строителям, шофёрам и железнодорожникам, геологам и космонавтам, а также спортсменам и тысячам любителей туризма, альпинизма, охоты и рыбной ловли.

           Только для Аэрофлота гидрометеослужба выдаёт за сутки более пятнадцати тысяч прогнозов погоды на срок от трёх до двадцати часов. Метеорологи помогают капитанам транспортных и пассажирских судов, рекомендуя им оптимальные маршруты плавания, составляют для энергетиков и речников прогнозы сроков ледостава и вскрытия рек, озёр и морей, следят за уровнем паводков, рассылают срочные предупреждения о надвигающихся стихийных бедствиях и многое другое.

           Если в результате глобальных экспериментов метеорологи смогут предсказывать точную погоду хотя бы на несколько дней вперёд, то и тогда это будет громадным и важным успехом, для которого не стоит жалеть сил и средств.

  1. 2   Прогноз погоды от природы

Мы привыкли жить по науке. Прогнозирование погоды в современных условиях основывается на исследовании данных развития атмосферных процессов и опирается на научный прочный и технический фундамент. Сотрудники метеослужб достоверно предсказывают погоду благодаря современным сложным приборам.Но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет.

Люди давно следят за погодой и ее изменениями, ведь от погоды зависит их жизнь. Так, в солнечные дни можно плодотворно потрудиться. А дни слишком засушливые, либо холодные и дождливые могут привести к потере зерновых растений. Кроме этого, различные природные явления способны разрушать дома людей, оставляя их без жилья. Поэтому совсем не странно то, что люди так внимательно следят за изменениями погоды. Основаны эти приметы по наблюдениям и изучением за явлениями природы, состоянием растений и живых организмов, в общем, всей окружающей средой. Люди ведут такие наблюдения со стародавних времен.Уже тогда в стародавние времена люди подметили, что многие природные события связаны напрямую с определенными природными и климатическими явлениями. Собирался бесценный материал о приметах по погоде поколениями в течение нескольких сотен лет. В древности по-другому, не возможно было никак понять и разузнать, какие будут погодные условия и чего ожидать от природы. Ведь тогда не было никаких специальных метеоприборов и метеостанций, поэтому единственное чему верило человечество, были предсказания — народные приметы, основанные на явлениях природы. К огромному сожалению, некоторая часть народных примет была утеряна, но даже оставшаяся малая часть, несет в себе полезную, правдивую и интересную информацию.

Какие бывают приметы о погоде?

По длительности действия.Долгосрочные: лето дождливое – зима снежная. Краткосрочные: вечерняя радуга – к хорошей погоде.

Времена Года Saitama The Four Seasons 2012 - AnimeLur.com - … Рис. 4

  • зима будет ранней, если журавли отлетают на юг в августе;
  • снег выпадет поздно, если в октябре березы еще стоят в листьях;
  • осень будет долгой, если бабье лето длительное;
  • лето будет жарким, если в январе сухо и холодно;
  • в сентябре будет сухая погода, если май дождливый.

По происхождению:

Религиозные: на Татьяну (25 января) солнце – к раннему прилёту птиц, если снег – к дождливому лету, а мороз и солнце – к хорошему лету. Суеверные: в правом ухе звенит – к теплу, в левом – к холоду.

По физическим признакам:

Местные признаки.

Обои Капли росы на зеленой траве, обои для рабочего стола Капли росы на зеленой траве Рис.5

  • большое количество росы свидетельствует о теплой погоде;
  • если душно, то будет дождь;
  • если ночью стих ветер, то дождя можно не ожидать;
  • погода станет лучше, если во время дождя наблюдается значительное похолодание.

Приметы на основе наблюдений за месяцем, солнцем, облаками или звездами:

Бледная луна Рис. 6

  • побледнели месяц, солнце и звезды — будет дождь;
  • вокруг месяца наблюдаются разноцветные круги — будет сильный ветер;
  • ожидайте хорошей погоды, если облака высоко плывут или стали кудрявыми;
  • если облака потемнели — будет гроза.

Вследствие наблюдений за насекомыми, птицами и животными, людьми были сформированы такие приметы:                                      

  • следует ожидать жаркого лета, если весной наблюдается много майских жуков;
  • день будет ясным, если поют сверчки;
  • если кошка сворачивается клубочком, то будет мороз;
  • собака лежит на снегу — к вьюге.

насекомые в цветах 211   Рис. 7

Люди были способны определить погоду и в результате наблюдений за растениями:

Наблюдаем за растениямиРис. 8

  • запах цветов усиливается перед дождем;
  • будет дождь, если одуванчики закрывают свои цветы или ветки елок тянутся вверх;
  • ждите бурю, если цветок календулы не открылся до 7 часов утра;
  • если зеленые листья на ясене появляются раньше, чем на дубе — будут проливные дожди.

      Прогноз погоды, который мы слышим по телевидению, как правило даётся для больших районов, в конкретной местности для их уточнения можно воспользоваться местными признаками погоды. При предсказании погоды всегда следует пользоваться несколькими признаками, в этом случае прогноз будет более достоверным. В своём проекте мы использовали народные приметы ноября, декабря, января, февраля  и марта.

Наблюдения за поведением погоды на протяжении веков сформировали довольно достоверные народные приметы о погоде зимой. Первым делом народ примечает и говорит: «Помни это, что зима-не лето», «После большого урожая-суровая зима», «Пройдёт декабрь с пасмурным небом – жди урожая, а с ясным – голодного года», «Сухой декабрь предвещает сухую весну и лето».

                                 Декабрьские приметы 2014 Рис. 9

Название месяца "январь" древнеримского происхождения, т.к. этот месяц был посвящен двуликому Богу Янусу, который смотрит и в прошлое, и в будущее. И смысл этого слова себя оправдывает, т.к. январь заканчивает год (прошлое) и начинает год (будущее). В январе по народному календарю наступает перелом зимы, из-за этого январь часто называли Сечень, т.е. рассекает зиму на две половины. Январь полон зимних праздников – Новый Год, Рождество и Рождественские Святки, Крещение. На Руси про январь говорили: «Январь Новому Году начало, а зиме середина», «Зимнее солнце, как мачеха, светит, но согреть не хочет», «Наступил Новый год, значит, наступил к весне поворот», «В январе снега много, значит, летом дождей будет много».

                             Январские приметы народа Рис. 10

Современное название месяца марта пришло к нам из Византии, а в Византию попало от древних римлян, давших имя первому весеннему месяцу в честь бога Марса.

В народе называют март каплюжником, капелюжником, капителью, капельником за первую капель. За быстрое снеготаяние и появление первых проталин – протальником, дорогорушителем, водотёком… А за то, что «в марте курица из лужицы напьётся», но и замёрзнуть может от холодных ветров, прозвали март наши предки свистуном, свистухой, ветроносом… Еще одно прозвище месяца - катыш: "зима на исходе, торопись на санках накататься вволю".

У древних славян год делился на две половины – зимнюю и летнюю. И считалось, что именно с марта начинает пробуждаться природа. В старинных месяцесловах весну величали Лялей и представляли её прекрасной богиней – юной и стройной. Проводы зимы и встреча весны были очень важны для наших языческих предков.

Даже после принятия православия март остался связан в сознании народа с проводами зимы – с Масленицей. Есть такая примета – если в воскресенье перед началом Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.

                       Февральские приметы Рис. 11

На март существует немало примет. Так, гроза в марте - к холоду. Длинные сосульки - к долгой весне. Если молния сверкает, а грома не слышно, то лето обещает быть засушливым. «Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит». «Сухой март - год будет плодородным, мокрый – неурожайным». «Снег скоро тает - к мокрому лету». «Из березы течет много сока - весна будет тёплой». Но больше всего мне нравится примета про зайцев – «Зайцы долго не линяют - к холодной весне».

Март – это всё-таки благодать! Световой день становится все длиннее. Нас ждут первые проталинки, первые цветы, первое кукование кукушки и первый весенний праздник, который март, как истинный мужчина, посвящает нам, женщинам. Так будем радоваться первым весенним дням и пробуждению природы и любви.

Смекалка народа замечает такие вещи, которые потом могут использовать многие поколения для своей пользы. Каждый день практически каждого месяца отличается по-своему, несет определенную информацию. Нужно только присматриваться да прислушиваться и будущее станет не таким уж неизвестным, как кажется.

Глава 2                     Материал и методы исследования

                                  2.1 Материал исследования

 Народные приметы - это приметы, касающиеся различных событий и явлений, их собирали наши предки на протяжении длительного времени. Народные приметы основываются на наблюдении людей за окружающим миром: событиями, животными, птицами и природными явлениями.  Всегда можете получить ответ или предсказания, если научиться распознавать знаки, которые как нельзя ярко отражают наблюдательность наших предков. Для того чтобы наши наблюдения и выводы были более достоверными мы использовали следующие источники информации:

  • Gismeteo. Дневник погоды в Стрежевом за ноябрь, декабрь, январь, февраль, март (Приложение 6).
  • Народные приметы ноября (Приложение 1), декабря (Приложение 2), января (Приложение 3), февраля (Приложение 4), марта (Приложение 5).
  • Личные наблюдения за животными (Дневник наблюдений)

           Фенологические наблюдения   (weather.tomsk.net/?l=watch)

Мы решили сравнить, насколько высока степень совпадения народных примет о погоде с реальными погодными условиями за исследуемый отрезок времени.

Объект исследования: наблюдения человека за погодой.

Предмет исследования: прогноз погоды, составленный на основе народных примет.

Оборудование: книги, компьютер, дневник наблюдений.

Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой теме;
- наблюдение;
- сопоставление;

 - анкетирование;

Материал для исследования:

1) анкеты учащихся;

2) Дневник наблюдений за погодой;

3)  материалы сайтов.

Нас заинтересовало мнение окружающих о народных приметах. Для этого мы провели анкетирование среди 126 учащихся 5-10 классов и учителей.  Респондентам было предложено ответить на четыре вопроса.

2.2 Результаты анкетирования:

  1. Вы знакомы с народными приметами?

84 % респондентов ответили «Да»

16 % респондентов ответили «Нет»

              Диаграмма 1

  1. Стоит ли верить народным приметам?

60 % респондентов ответили «Да»

30 % респондентов ответили «Нет»

10 % респондентов затрудняются ответить

                        Диаграмма 2

  1. Помогают народные приметы предсказать погоду?

50 % респондентов ответили «Да»

30 % респондентов ответили «Нет»

20 % респондентов затрудняются ответить

 Диаграмма 3

  1. Влияют ли приметы погоды на ваше поведение?

26,7 % респондентов ответили «Да»

53,3 % респондентов затрудняются ответить

20 % респондентов ответили «Нет»

 Диаграмма 4

2.3 Результаты сопоставления народных примет с наблюдениями за погодой в ноябре - марте

Народные приметы

Прогноз погоды

Оценка прогноза

1 ноября 2014 г.

«Дмитриев день – зима на плетень». В этот день прощаются с осенью, встречают зиму. Погода в этот день была облачная и тёплая.

Зима и весна тёплые.

Прогноз оправдался частично. Самый холодный зимний месяц январь был теплее на 40, а весна скорей всего будет поздней и холодной

9 ноября 2014 г.

Зарок на Параскеву называли этот день. Погода стояла ясная и холодная, на деревьях был иней

Должны наступить морозы

Прогноз оправдался

1 декабря 2014 г.

Платон и Роман. С утра шёл снег, облачно, к вечеру снег прекратился, стало ясно

Зимой следовало ждать изменчивую погоду

 Прогноз оправдался

4 декабря 2014 г.

По этому дню просчитывали погоду на Новогодние праздники. В этот день стояла облачная, холодная погода

В новогоднюю ночь было холодно

  Прогноз оправдался

6 декабря 2014 г.

В этот день стояла пасмурная, холодная погода, шёл снег, ветер дул с севера

Коли ветер придёт с севера, значит лето будет дождливым

Предстоит проверить

26 декабря 2014 г.

День Евстрата. С этого дня следили за погодой целых  двенадцать дней подряд. Каждый новый день – один месяц

26 декабря соответствует январю - t= -50, пасмурно

 27 – февралю – t = - 110 ,облачно

28 – марту – t = - 190, облачно, и т.д. до рождества (7 января по новому стилю), которое укажет на погоду к декабре нового года.

Прогноз оправдался частично: 12 дней в январе было холодно

Прогноз оправдался: февраль был достаточно тёплый

Прогноз на март оправдался

1 января 2015 г.

Первый день года расскажет, каково будет начало лета.

Ясная, почти безветренная погода, мороз, t = - 280

Лето холодное

Предстоит проверить насколько оправдается прогноз

23 января 2015 г.

Григорий. Ветер с юга – будут грозы всё лето. Если пасмурно, то сухое лето настанет.  

В этот день стояла холодная, безоблачная погода, ветер северный.  

Лето влажное, грозы  - редкое явление

Прогноз на лето

24 января 2015 г.

Федосий – Весняк. Если потепление, то очень скоро придёт весна

По сравнению с 23 января было теплее на 100

Весна пришла рано, но весна в этом году затяжная

Прогноз оправдался

25 января 2015 г.

Татьяна. Если Солнышко светит, птицы рано прилетят. Если снег пошёл – лето будет очень дождливым. Погода – пасмурная, без осадков, t = - 150

Птицы прилетят поздно, лето не будет очень дождливым

Прогноз на лето

1 февраля 2015 г.

Если закапало с крыши, значит будет ранняя весна. То же предскажет ясный солнечный день.                 Погода – пасмурная, шёл снег, t = - 100

Весна ранняя, но с возвратом волн холода и с метелями

Прогноз оправдался частично

2 февраля 2015 г.

Ефим. Если будет пасмурно, то метели вернутся. А коли ясно – будет весна красна, ранняя да тёплая.         Погода облачная

Будут метели

Прогноз оправдался

8 февраля 2015 г.

Фёдор. Ясная погода этого дня говорит о богатстве лесных даров.                  Погода ясная

Следует ждать богатый урожай

Прогноз на лето

17 февраля 2015 г.

Никола Студёный. Опять приходят холода.         Ясная погода, ветер западный, холодно

Будут наблюдаться возвраты холода

Прогноз оправдался

23 февраля 2015 г.

Прохор. Если холодно, значит март тёплым будет. Было ясно, штиль, тепло

Март будет холодным

Прогноз оправдался

28 февраля 2015 г.

ОнисимЗимобор. Если появились длинные сосульки, весна будет долгой

В конце февраля действительно висели длинные сосульки, весна действительно затяжная

Прогноз оправдывается

6 марта 2015 г.

Тимофей Весновей. «Тимофей Весновей – уж тепло у дверей».                 Погода ясная, холодная

Март холодный

Прогноз оправдался

15 марта 2015 г.

Ветронос, везде суёт свой нос. По этому дню смотрели, каким будет лето.         Погода тёплая, пасмурная, шёл снег, ветер Ю.В.

Лето влажное, прохладное

Прогноз на лето

30 марта 2015 г.

Алексей Тёплый. На Алексея Тёплого, как правило бурно тает снег. Если на Алексея тепло, то весна будет тёплой. Погода пасмурная, без осадков, t = -70

Весна должна быть холодной и затяжной

Прогноз оправдывается


       Скептики могут утверждать, что народные приметы о погоде ошибаются. Но этому есть логическое объяснение: наши предки создавали приметы в другие климатические эпохи. В частности, на славянских землях еще несколько столетий назад зимы были более суровые, а лето и весна – не такие жаркие, как сегодня. Метеорологи предполагают, что народные приметы могли быть более справедливы в прошлую климатическую эпоху.

Кроме того календарные приметы можно использовать только там, где они родились, например, русские приметы - для центральных районов Европейской части России. За Уралом и Енисеем все по-другому, в этих районах правильнее использовать народные приметы, истоки которых следует искать в устном творчестве коренных народностей.

                                 2.4   Дневник наблюдений

Число, месяц

Поведение животных

Приметы погоды

Совпадение

14.11.2014 г.

Кошка спит, спрятав нос

К холоду

Было холодно

15.11

Кошка скребла лапами стену

К ветру

Было ветрено

16.11

Кошка прячет нос

К морозу

Было холодно

17.11

Кошка спит, свернувшись клубком

К морозу

Было холодно

18.11

Кошка спит брюшком вверх

К теплу

Было холодно

19.11

Кошка спит брюшком вверх

К теплу

Было тепло

20.11

Кошка скребла лапками пол

К ветру

Ветер слабый

21.11

Кошка спала свернувшись калачиком

К холоду

Было холодно

22.11

Кошка крепко спала

К теплу

Было холодно

23.11

Кошка спит, спрятав нос, черепаха прячется за батареей

К холоду

Было холодно

24.11

Спит крепко, свернувшись клубком, спрятав нос

К холоду

Было холодно

25.11

Спит, спрятав нос

К холоду

Не сбылась

26.11

Кошка спит у батареи

К холоду

t ниже - 300

27.11

Черепаха не ест

К холоду

Было холодно

29.11

Черепаха ест и ходит по квартире

К теплу

Заметно потеплело

         Таким образом, проведённые исследования показали, что народным приметам погоды можно доверять. В большинстве случаев наблюдение за поведением животных позволяет дать достаточно точный краткосрочный прогноз, а опыт наблюдения за явлениями природы – долгосрочный прогноз. Изучая народные приметы, мы смогли дать прогноз на весну: весна в этом году наступила рано, но будет затяжной и холодной. Синоптики же обещают тёплую весну с чередованием солнечных и дождливых дней. Лето 2015 года ожидается прохладным, с дождями. Чей прогноз окажется более верным: на основе науки или на основе опыта наших предков, покажет время. Мы смогли подтвердить гипотезу: можно составить прогноз погоды на основе народных примет. Полученные выводы не претендуют на окончательное решение поставленной проблемы, она остается открытой для дальнейшего исследования.

                       Старайся наблюдать различные приметы:

                       Пастух и земледел в младенческие леты,

                       Взглянув на небеса, на западную тень,

                       Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

                       И майские дожди, младых полей отраду,

                        И мразов ранний хлад, опасный винограду.

                       Так, если солнце яркое зайдёт в печальны тучи,

                       Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий...

                                                                                А. С. Пушкин

Верить или нет в народные приметы погоды — дело каждого, однако, следуя народным традициям, мы делаем нашу жизнь более наполненной и богатой.

Информационные ресурсы

1. http://meteoinfo.ru/about

2. http://www.astronom2000.info/different/g/

  1. www.narodnye-primety.ru
  2. www.biografia.ru
  3. www.proeveryday.ru
  4. www.klimat-factor.ru
  5. www.gismeteo.ru
  6. И. Литинецкий. Барометры природы. Москва «Детская литература». 1982.
  7. В.И. Осипова, Л.А. Царёва. Местные признаки погоды и народные приметы. География для школьников. №4, 2009.
  8.  А.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва, Е.В. Чудинова. Погода: Учебник-тетрадь для 5 класса. – Томск: «Пеленг», 2001.

Приложение 1

Народные приметы ноября 2014 года

1 ноября 2014 года

Дмитрий. В народе говорят: «Дмитриев день — зима на плетень». В этот день, как правило, прощаются с осенью, встречают зиму. Бывает, что уже и морозы случаются. Если в первый день ноября оттепель, то зиму, а потом и весну ждать теплую. А если же выпал снег и холодно, соответственно, и зима, предстоит холодная, и весна будет поздняя и холодная.

2 ноября 2014 года

Артемий. В переводе с греческого означает «здоровый». К Артемию обращаются с просьбой избавить от напрасной смерти. В народе принято квасить в этот день капусту. Если вдруг комары в ноябре, значит быть мягкой зиме. Западный ветер предвещает длительные осадки.

3 ноября 2014 года

Илларион. Пошел густой снег, значит холода скоро прекратятся. Наблюдал народ и за медведями: если они залегали в берлогу на высоком месте, значит быть в предстоящем году половодью.

5 ноября 2014 года

Яков. Крупный снег или градины в этот день — значит 22 ноября (Матренин день) зима по-настоящему вступит в свои права. Если же непогода целый день, а вечером тучи становятся яркими, то и впереди ждать плохую погоду. Ноябрь — последний месяц «живой» воды, пруды, озера, реки покрываются льдом.

6 ноября 2014 года

День иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Если же доселе продолжаются северные ветры, значит быть метели. Если же долгое время стоит безветренная погода, то ожидается снегопад. В народе наблюдали за собакой: если ее шерсть после осенней линьки стала густой, значит зима выдастся холодной.

9 ноября 2014 года

Зарок на Параскеву называли этот день. В эту ночь женщины давали обещание выполнять нелегкую работу в глубоком молчании и сосредоточении. И просили Параскеву послать здоровья близким или же выполнить заветное желание. Иней на деревьях — к морозам.

10 ноября 2014 года

Параскева Пятница. Параскева считается заступницей женщин. Нельзя в этот день прясть пряжу, можно только шить. Много смеяться на Параскеву означало много слез в старости. По Луне судили о предстоящей буре, если вокруг нее был круг.

11 ноября 2014 года

Анастасия Овчарница. День был праздником для пастухов — они ходили в гости и получали благодарность крестьян за сбережение овец. А еще с этого дня начинали стричь овец. Продолжали наблюдать за животными и птицами: если вороны громко кричали стаями, быть морозам. Непогоду пророчил бульдог, который отказывался от еды.

12 ноября 2014 года

День Зиновия-Синичника. В ноябре прилетают зимние птицы: синицы, снегири, свиристели. К холодам появление синиц стаями возле домов. В народе говорили: «Покорми синицу зимой, вспомнит она тебя весной». Если гуси, утки прячут головы под крыло, то вскоре похолодает.

13 ноября 2014 года

День Андрея Первозванного. В этот день незамужние девицы молились Андрею с просьбой о хороших женихах. Крестьяне слушали воду: если она была тиха, то и зима будет спокойной, а если же шумна — морозная, холодная и с вьюгой придет зима.

14 ноября 2014 года

День Наума Грамотника. С этого дня начинали учить детей грамоте. Иней в этот день — к урожаю овса, дождь — к урожаю пшеницы, а снег — к ненастному маю. Приближение мороза сулил петух, стоящий на одной ноге.

15 ноября 2014 года

Акиндин, Гурий. «Акиндин разжигает овин, Пигасий солнце гасит», говорили в народе. Крестьяне мяли хлеба, лен, коноплю. Кедровых шишек мало — к слабой, теплой зиме. Туман вечером предвещает сильные ветры. Что касается Гурия, «Гурий на пегой кобыле ездит», говорили в народе, то есть снег и грязь кругом. Считается, если ляжет снег на Гурия, то и лежать ему до половодья.

16 ноября 2014 года

Георгий. Юные девицы ткали льняное полотно и считалось, что они могут стать царевнами. А кто не ткал, тому и ждать ничего хорошего не придется. На рассвете мелькающие звезды пророчат ненастную погоду в ближайшие дни. Иней вечером к хорошей погоде. Сильные ветры также к метели и вьюге.

17 ноября 2014 года

Варвара. Начинаются Варварины морозы. Гуляющие по улице и раскудахтавшиеся курицы — к сильному снегопаду.

18 ноября 2014 года

Савин день. «Сава стелет, гвозди острит, засалит». Низко плывущие тучи — к непогоде. Если же тишину ночи нарушают петухи в разнобой, то быть непогоде в скором времени.

19 ноября 2014 года

День Николы зимнего. В народе день Николы отмечался дважды: летом и зимой. Говорили «Никола зимний лошадь во двор загонит, а летний откормит». Наступали никольские морозы. Если птицы все больше летают возле домов, то быть снегу. Плохую погоду сулил небосвод, кажущийся очень близким.

20 ноября 2014 года

Федот Ледостав. «Федот ведет лед на лед» говорили крестьяне. Заснеженная дорога пророчила хороший урожай хлеба. Прислушивались к пению петухов: если они пели особенно много, ожидается скорое потепление. Если тучи с севера плывут, то оттепели не будет.

21 ноября 2014 года

Михайлов день. На Михайлов день бывали уже и морозы, а случались и оттепели с грязью. Если же выпадал в этот день снег, было принято говорить: «Михайло приехал на белом коне». Большой снегопад случался, если утром был иней, а если же туман — оттепель неизбежна. А если уж случится оттепель, то снегов можно не ждать еще в течение месяца.

22 ноября 2014 года

Матрена. Иней на деревьях был к началу морозов, а вот туман — опять-таки к оттепели. Если с утра было тепло, а к вечеру мороз, то холода будут держаться некоторое время. На Руси в это время уже начинались морозные дни, но природа настолько переменчива и как сложится нынче — остается догадываться.

23 ноября 2014 года

Родион и Ераст. В народе считали, что на Ераста уже можно ждать ледяной наст. А это, в свою очередь, означало, что зима совсем близка. К потеплению вороны громко кричали. А наблюдая за вечерней зарей, судили о погоде предстоящего дня.

24 ноября 2014 года

Федор Студит. По этому дню делали прогноз на всю зиму: если тепло, то и зима придет теплая, а если холодно — морозная зима. К теплой зиме было также замерзание реки рябью. А повышение атмосферного давления означало скорое потепление.

25 ноября 2014 года

Иван Милостивый. Теплая погода, дождь и снег в этот день говорили о предстоящей оттепели вплоть до 4 декабря (Введение во храм Богородицы). Оттепель также ждали по громкому чириканью воробьев. Если выпавший снег оставался на деревьях, то он оставался и на земле, не таял. Хмурые облака перед восходом солнца сулили ненастную погоду.

26 ноября 2014 года

Иван Златоуст. День созыва морозов и прекращения оттепелей. Если снег идет с перерывами, то погода испортится. Птичка-камышевка остается зимовать у нас, стало быть, зима выдастся теплой.

27 ноября 2014 года

Филипповки. День заговенья на Рождественский пост. Если день дождливый -будет хорошим урожай пшеницы, а если иней с утра, то богатым будет урожай овса. Если в печи быстро гаснет зола, значит погода резко ухудшится и пойдут дожди. Скрипящий под ногами снег — к студеной зимней погоде.

28 ноября 2014 года

Гурьев день. С этого дня начинается Рождественский пост. Если лег снег к этому дню, то он не стает до самой весны. О грязи в эту пору говорили «Гурий месит тесто». Высоко плывущие облака к прояснению, а плывущие низко — к плохой погоде. Красное солнце на восходе к морозам.

29 ноября 2014 года

Матвеев день. Сильные ветры этого дня пророчили морозную погоду до 19 декабря (Никола зимний). Ветренную погоду ждали наблюдая за ослом, который начинает громко кричать и мечется. Свернувшийся в клубок и спрятавший мордашку котенок «обещал», что выглянет солнышко.

30 ноября 2014 года

Григорий зимоуказатель. Тут уже официальный переход осени к зиме. Устанавливались морозные холодные дни. Если температура воздуха держится днем стабильно, то в ближайшее время резких изменений в погоде можно не ждать. Медленно повышающееся атмосферное давление прогнозировало хорошую погоду в ближайшее время.

                     

Приложение 2

Народные приметы декабря 2014 года

1 – День, когда можно узнать о погоде на всю зиму. Сколько раз она поменяется, столько и за весь холодный период перемен нас ждет. Называется: Платон и Роман.

2 – Следите за дорогой. Увидите, как ворона по ней ходит, ждите тепла.

4- По этому дню просчитывали погоду на Новогодние праздники. Какова четвертого декабря, такова и в Новогоднюю ночь. Если пошел снег, то лежать будет долго.

6 – Коли ветер придет с севера, значит лето будет дождливым.

9 – Девушки в этот день прислушивались к колодцу. Коли там тихо – зима будет теплая и спокойная. Если слышалось журчание, значит, морозы будут трескучими, сильными.

10 – Смотрят на небо. Если тучи ходят – быть большим снегам. Если ясно – снега будет мало, а морозы сильные. Считалось, что к этому времени все медведи уже спят.

12 – Парамон – зимоуказатель. Смотрели на погоду. Если снег идет, то быть метелям. Если заря забагрянилась – быть ветрам. Если утром небо красное, то ясная погода установиться на целый месяц.

15 – Если в этот день снега намело, то будет урожай отменный.

17 – Варвара. Наблюдали за дымом над домом. Если столбом в небо поднимался – морозы еще долго трещать будут. Если к земле прибивается – потепление грядет.

18 – Савва. Опять на трубу глаза поднимали. Если дым к земле стелется – снегам быть большим.

20 – Амвросий. По приметам декабря, девушкам можно было начать ворожить на суженого.

21 – Самый короткий день и самая длинная ночь.

23 — Ермоген. У язычников принято купаться в проруби, жечь костры. День посвящался Солнцу.

25 – Проводили обряд на урожай садов. Для этого ставили в емкость сеточки вишни. Коли они начинали цвести на Рождество, то урожай будет.

26 – С этого дня (Евстрата) следили за погодой целых двенадцать дней подряд. Каждый новый день – один месяц.

29 – Если мороз крепчает, то до 19 января не спадет.

Приложение 3

Народные приметы января 2015 года

1 – Если ночью небо ясное, то готовьте корзинки к лету. Будет много ягод. Первый день года расскажет, каково будет начало лета.

6 – Это день крестьянских примет. Если ясное небо над головой – богат будет урожай, тропинки черным светят – гречиху сеять прибыльно. Звезды повысыпали на небо – скот родить будет.

7 – Хорошо, если много снега, собранного громадными сугроюбами – год будет обильным и богатым. А если таять начал – весна придет очень скоро, будет непременно теплой.

13 – Щедрованье. Шли в полночь в сад. С веток яблонь стряхивали снег, чтобы урожай был. Смотрели от куда ветер дует: с юга – к жаркому году да благополучным обстоятельствам, с запада – много рыбы будет в водоемах, с востока – фруктов урожай, с севера – не родит земля.

17 – Зосима. Смотрели на деревья в лесу. Если снег пригнул ветви к земле, то пчелы много меда принесут.

19 – Крещение. Смотрели в прорубь. Коли она полна воды – быть большому разливу. Если туман – год богатым будет. Тоже означает иней.

21 – Емельян. Если в этот день ветер южный, быть грозам все лето

23 – Григорий. Если иней покрыл стога, то летом будут дожди. Ветер с юга – будут грозы все лето. Если пасмурно, то сухое лето настанет.

24 – Федосий-Весняк. Если потепление, то очень скоро придет весна.

25 – Татьяна. Если Солнышко светит, птицы рано прилетят. Если снег пошел – лето будет очень дождливым.

27 – Нина. Если снег сыплется с неба, то уже скоро тепло настанет. Коли иней выпал – будут еще большие холода.

30 – Антон. Если теплеет в этот день, то это обман. Скоро опять завьюжит.

Приложение 4

Народные приметы на февраль 2015 года

1 – Макарий. Если закапало с крыши, значит, будет ранняя весна. То же предскажет ясный солнечный день. Еще по первому дню месяца определяют погоду на всю его продолжительность.

2 – Ефим. Если будет пасмурно, то метели вернутся. А коли ясно – будет весна красна, ранняя да теплая.

6 – Аксинья. Считали этот день весноуказателем. Коли метет метель, то трава не уродит, когда дожди – весна будет богатой.

7 – Григорий. Этот день показывал какова будет следующая зима. Какова погода с утра – такая будет в декабре. А после полудня покажет погоду на вторую половину.

8 – Федор. Ясная погода этого дня говорит о богатстве лесных даров. Чтобы родила ягода чай пили малиновый или земляничный. Еще щи варили. Чем больше и сытнее навар – тем теплее зима будет.

11 – Игнат. Если опять вернулись трескучие морозы, то быть летом большой жаре.

12 – Когда в саду зайца заметишь, не скоро весна пожалует. А иней на деревьях, знать тепло придет. Когда вечером на небо выплыла красная Луна, ветров жди сильных. В этот день запрещалось прясть.

13 – Никита Новгородский. Заглядывать рекомендовалось в печку. Коли дрова шипят да не разгораются, быть теплу. Когда красным полыхают – быть еще холоду и морозам

15 – Сретение Господне. Если уже потеплело, то уж весна на пороге. Холодно, долго ждать весны.

16 – Симеон. В этот день начинали готовиться к весне, дом осматривали, планы строили.

17 – Никола Студеный. Опять приходят холода по приметам.

20 – Лука. Каждая хозяйка пирожки стряпала с луком. Если ветер в полдень задул – жди урожая отменного.

23 – Прохор. Если холодно, значит март теплым будет.

25 – Мелетий. Семена несли на мороз, чтобы они силу набирали.

26 – Мартиниан. Если ручьи побежали, то лето мокрым выпадет.

27 – КариллУказник. Если ясно, то быть еще сильным морозам.

28 – ОнисимЗимобор. Если появились длинные сосульки, весна будет долгой. Когда воды подниматься стала, сенокос будет богатым.

Приложение 5

Народные приметы погоды на март 2015 года

1 марта – новичок, первый день весны. Если в этот день при северном ветре прогремит гром, то весна будет холодной, при восточном ветре – весна будет дружной и сухой, при западном - мокрой, а при южном - тёплой

6 марта. Тимофей Весновей. «Тимофей Весновей - уж тепло у дверей».

9 марта. Иванов день. Обретенье - первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Птицы начинают вить гнёзда.

12 марта. День Прокопа Перезимника. В народе говорили, что в этот день март дорогу рушит, да вязнет в сугробе.

13 марта. Вершина позимья. Солнечник, капельник, капитель. Дождь в этот день предвещал богатый урожай.

14 марта. Евдокия Плющиха. По Евдокии смотрели – если день стоял пригожий, то и весна будет хорошей. На Евдокию начинали подтаивать сугробы. Если в этот день шёл дождь, то ожидали, что и лето будет дождливое. Если день сухой, солнечный, то лето будет хорошее. На Евдокию зовут весну: «Весна-красна, что ты нам принесла - красное летичко».

15 марта. Ветронос, везде суёт свой нос. По этому дню смотрели, каким будет лето. Если дует тёплый ветер, то ждали тёплого дождливого лета. Если снег, мороз, северный ветер, то летом тепла не будет. А коли с утра зарядит дождь, то лить будет всё лето. Старые люди говорили: «На Федота занос (ветер, метель) - все сено снесешь (долго травы не будет)».

18 марта. Конон Огородник. В этот день огородникам не следовало сидеть без дела. Нужно было замачивать семена и готовиться к посадкам в парники. В народе говорили: «На КононаГрадаря начинай копать гряды в огороде». По народным приметам ясный день 18 марта обещал лето без града.

21 марта. Равноденствие. Ночь и день сравнялись по продолжительности. В этот день в северном полушарии начинается весна, а в южном - осень. На Равноденствие раньше выпускали на волю певчих птиц.

22 марта. Зима кончается. Почин весне. В этот день в старину выпекали из теста птичек в честь 40 святых мучеников. По представлениям наших далёких предков именно птицы на своих крыльях приносили из тёплых краёв весну. Примечали, коли трясогузка прилетела, то река через 12 дней вскроется.

30 марта. Алексей Тёплый. «Алексей – с гор потоки». На Алексея Тёплого, как правило, бурно тает снег. Если на Алексея тепло, то весна будет тёплой. «Алексей, человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 » НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ Авторы: Чаплагина Софья, Хазиева Эвелина, ученицы 6 «А» класса Руководитель: Носова В.П. учитель географии г.о. Стрежевой, 2015

Слайд 2

Цель: проследить вероятность проявления народных примет в условиях резко-континентального климата в осенне-зимний период 2014-2015 года. Гипотеза: мы предполагаем, что на основе народных примет можно составить точный прогноз погоды. Актуальность: вопрос точного предсказания погоды всегда интересовал людей, поэтому нам стало интересно действует ли опыт многолетнего наблюдения наших предков за погодой в настоящее время

Слайд 3

Народные приметы - это приметы, касающиеся различных событий и явлений, их собирали наши предки на протяжении длительного времени. Народные приметы основываются на наблюдении людей за окружающим миром .

Слайд 4

Приметы на устойчивую погоду: Нежно-голубое небо при слабом ветре Дым из печных труб или костров идет прямо вверх Обильная роса летом и иней зимой

Слайд 5

Приметы ухудшения погоды: К вечеру облачность увеличивается, солнце заходит за тучу Одуванчики складывают свои соцветия Ласточки и стрижи летают низко над землей

Слайд 6

Приметы на улучшения погоды: Во второй половине дня появляется радуга Кошка крепко спит — к теплу Ночью выпала обильная роса

Слайд 7

Приметы зимы: Много ягод на рябине - к холодной зиме Снег идет большими хлопьями - к ненастью и мокроте Если поет снегирь - будут метели

Слайд 8

Приметы весны: Вокруг луны видно кольцо — жди ветра Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне Апрельский цветок ломает ледок

Слайд 9

Приметы лета: Появление на поверхности земли дождевых червей - к дождю Перед дождем сильно пахнут цветки донника и жимолости Если туман с вечера стелется по земле, то завтра не будет дождя

Слайд 10

Методика исследования Анкета «Приметы погоды» Уважаемый респондент, просим тебя максимально объективно ответить на вопросы анкеты: 1. Знаете ли вы народные приметы? А) Да Б) Нет В) затрудняюсь ответить 2. Стоит ли верить народным приметам? А) Да Б) Нет В) затрудняюсь ответить 3. Помогают народные приметы предсказать погоду? А) Да Б) Нет В) затрудняюсь ответить 4. Влияют ли приметы погоды на ваше поведение? А) Да Б) Нет В) затрудняюсь ответить Благодарим за сотрудничество!

Слайд 11

Вы знакомы с народными приметами? 84 % респондентов ответили «Да» 16 % респондентов ответили «Нет»

Слайд 12

Стоит ли верить народным приметам? 60 % респондентов ответили «Да» 30 % респондентов ответили «Нет» 10 % респондентов затрудняются ответить

Слайд 13

Помогают народные приметы предсказать погоду? 50 % респондентов ответили «Да» 30 % респондентов ответили «Нет» 20 % респондентов затрудняются ответить

Слайд 14

Влияют ли приметы погоды на ваше поведение? 26,7 % респондентов ответили «Да» 53,3 % респондентов затрудняются ответить 20 % респондентов ответили «Нет»

Слайд 15

Методика исследования: 1 ) анализ литературы по исследуемой теме; 2) наблюдение; 3) сопоставление; Материал для исследования: 1 ) анкеты учащихся; 2) Дневник наблюдений за погодой; 3) материалы сайтов .

Слайд 16

Наш прогноз погоды, составленный на основе народных примет Примета Ожидается 1 ноября 2014 г. В этот день прощаются с осенью, встречают зиму. Погода стояла облачная и тёплая Январь теплее обычного, весна ожидается холодная и затяжная 9 ноября 2014 г. Погода стояла ясная и холодная, на деревьях иней Должны наступить морозы. 4 декабря 2014 г. По этому дню просчитывали погоду на Новогодние праздники. В этот день стояла облачная, холодная погода В новогоднюю ночь было холодно 6 декабря 2014 г. В этот день стояла пасмурная, холодная погода, ветер дул с севера, шёл снег Коли ветер дул с севера, то лето будет дождливым 26 декабря 2014 г. С этого дня следили за погодой целых 12 дней, каждый день погода целого месяца Весна и лето ожидаются холодными 1 января 2015 г. Первый день года расскажет каким будет начало лета. Стояла ясная и холодная погода Начало лета должно быть холодным 1 февраля 2015 г. Если капает с крыш, или стоит ясная, солнечная погода, то весна будет ранней. Погода пасмурная, шёл снег, t =-10 градусов Весна ранняя, но с возвратами волн холода 8 февраля 2015 г. Ясная погода этого дня говорит о богатстве лесных даров. Погода в этот день стояла ясная Летом следует ждать богатый урожай 23 февраля 2015 г. Если в этот день холодно, то март будет тёплым. Было ясно, штиль, тепло Март – холодный, с метелями 30 марта 2015 г. Алексей Тёплый. Если в этот день бурно тает снег и на улице тепло, то весна должна быть тёплой. Погода стояла пасмурная, с небольшими осадками, t = - 7 градусов Весна ожидается холодная и затяжная

Слайд 17

ВЫВОД Проведённые исследования показали: 1.Большинство людей знакомы с народными приметами и доверяют им. 2. Верить или нет в народные приметы погоды — дело каждого, однако, следуя народным традициям, мы делаем нашу жизнь более наполненной и богатой. 3. Для прогноза погоды нужно использовать народные приметы, истоки которых следует искать в устном творчестве коренных народностей. 4. Используя народные приметы, можно дать краткосрочный и долгосрочный прогноз погоды.



Предварительный просмотр:

Урал

10

1.

Х

А

Л

У

Г

А

11

Ф

12

2.

Е

К

А

Т

Е

Р

И

Н

Б

У

Р

Г

А

А

З

3.

С

Е

В

Е

Р

Н

Ы

Й

4.

Ю

Г

Ы

Д

В

А

О

Х

Д

5.

С

А

Б

Л

Я

Н

13

Т

А

С

А

6.

Ч

Е

Л

Я

Б

И

Н

С

К

Н

Б

14

И

15

7.

К

А

Р

С

К

О

Е

О

С

А

С

8.

К

О

П

Е

Й

С

К

Ь

А

О

В

Я

В

А

9.

Т

А

Г

И

Л

  1. Река, которая берет начало в Приполярном Урале
  2. «Малахитовый» город
  3. Часть Урала, расположившаяся на самой середине
  4. Наибольший по площади нац. парк
  5. Гора-«холодное оружие»
  6. Самый загрязненный город России
  7. Море, от которого начинается Урал
  8. Город «скопления монет»
  9. Мудрила из Нижнего …а

10. Река с именем столицы Башкортостана

11. Страна-сосед Урала

12. Наивысшая точка – гора…

13. Равнина, расположенная восточнее Урала

14. Возле горы Конжаковский камень находится исток реки…

15. Пещера, «названная в честь бабушки Лунтика» (из мультфильма «Лунтик»)

Урал

10

1.

11

12

2.

3.

4.

5.

13

6.

14

15

7.

8.

9.

1. Река, которая берет начало в Приполярном Урале

2. «Малахитовый» город

3. Часть Урала, расположившаяся на самой середине

4. Наибольший по площади нац. парк

5. Гора-«холодное оружие»

6. Самый загрязненный город России

7. Море, от которого начинается Урал

8. Город «скопления монет»

9. Мудрила из Нижнего …а

10. Река с именем столицы Башкортостана

11. Страна-сосед Урала

12. Наивысшая точка – гора…

13. Равнина, расположенная восточнее Урала

14. Возле горы Конжаковский камень находится исток реки…

15. Пещера, «названная в честь бабушки Лунтика» (из мультфильма «Лунтик»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...