Практическая работа «Описание горных пород и минералов» география 5 класс
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Цель работы:
формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование:
1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).
2. Инструктивная карта «Определитель горных пород» (приложение №1).
3. Краткое описание образцов горных пород (приложение №2).
4. Презентация «Описание горных пород и минералов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практическая работа "Горные породы и минералы" | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Описание горных пород и минералов»
Цель работы:
формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование:
1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).
2. Инструктивная карта «Определитель горных пород» (приложение №1).
3. Краткое описание образцов горных пород (приложение №2).
4. Презентация «Описание горных пород и минералов».
Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и
минералов» на основе проводимого анализа.
Ход работы.
- Повторение происхождения горных пород и минералов.
- Определение основных свойств минералов, работа с инструктивной карточкой.
Задание №1. Исследовать свойства предложенных горных пород, результаты исследования записать в таблицу.
Первую г.п. (торф) учитель определяет вместе с учениками: структура – землистая; текстура – волокнистая, слоистая; твердость – мягкая; особые свойства – рыхлая г.п., видны остатки растительности.
Как доказать, что торф является органической осадочной г.п.?
Осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а торф обладает этими свойствами, следовательно, торф является осадочной органической г.п.
Все остальные г.п. исследуют самостоятельно.
Глубинные магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, крупнозернистость, массивность, а гранит обладает этими свойствами, следовательно, гранит является глубинной магматической г.п.
У обломочных осадочных г.п. можно выделить следующие свойства: нет текстуры, сыпучие, а песок обладает этими свойствами, следовательно, песок является обломочной осадочной г.п.
Задание №2. На основе составленной таблицы сделайте вывод.
Горные породы состоят из минералов. Свойства горных пород будут зависеть от их образования.
Приложение №1
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
Свойства | Магматические | Метаморфические | Осадочные |
Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен). | Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой. | Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая. | Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом). |
Кристаллическая или землистая? | Кристаллическая (на солнечном свете блестит). | Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста). | Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит). |
Текстура (строение породы) выбери подходящее:
| Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков). | Встречаются все из перечисленных. | Массивная, слоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька – текстуры нет). |
Твёрдость – твёрдая или мягкая? | Твердая. | Твёрдая. | Мягкая. |
Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.) | Остатки организмов не наблюдаются, плотная. | Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная. | В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая. |
Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко. Для точного определения твердости используют склерометры и твердомеры.
Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет.
Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)
Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;
Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.
Металлический блеск Перламутровый блеск
Стеклянный блеск Восковой блеск
Жирный блеск Без блеска - матовые
Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.
Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.
Приложение №2
СВЕДЕНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ
ПЕМЗА - очень пористая ноздреватая разновидность вулканического стекла. Обыкновенно белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами, что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла.
ГРАНИТ - структура обыкновенно кристаллически-зернистая, как иногда говорят — сахаровидная. Гранит состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца, слюды и т.д. На цвет гранита влияет состав полевых шпатов и слюды. В зависимости от их составов гранит может быть красным, розовым или серым.
ГИПС (от греч. gýpsos — мел, известь) - разновидности: гипсовый шпат (полупрозрачные кристаллы); атласный шпат, или уральский селенит (параллельно-волокнистые агрегаты с шелковистым блеском), и алебастр (снежно-белый тонкозернистый гипс).
ПЕСОК - сыпучая горная порода, состоящая не менее чем на 50% из зёрен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород размером 0,05—2 мм.
ТОРФ - горючее полезное ископаемое. Состав: органическое вещество состоит из растительных остатков, претерпевших различную степень разложения. Перегной (гумус) придает торфу тёмную окраску. Содержит 50—60% углерода. Текстура однородная, иногда слоистая, структура обычно волокнистая или пластичная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"...
Практическая работа: « Определение горных пород и описание их свойств» 6 класс, география
Практическая работа по географии для 6 класса...
Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс
Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением...
презентация "Горные породы и минералы" 6 класс
учебно- методический материал...
Открытый урок по географии "Горные породы и минералы" 5 класс
Разработка открытого урока по географии для 5 класса на тему "Горные породы и минералы".В материале указываются планируемые результаты учащихся на каждом этапе урока, также есть элементы игр...
Презентация урока "горные породы и минералы" 5 класс
Презентация к уроку географии в 5 классе "горные породы и минералы" поможет учителю интересно провести урок....
Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...